ОВАННАВАНК
Том LII, С. 346-347
опубликовано: 19 мая 2023г.

ОВАННАВАНК

[арм. (?)ռվ(?)աճճավաճղ], средневек. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи в с. Оганаван пров. Арагацотн на правом берегу р. Касах, в 6 км к северу от г. Аштарак (Армения). Согласно «Хронографии» Закарии Канакерци, бывшего послушником в монастыре в XVII в., 1-я церковь на территории обители была построена при ап. Фаддее. По его же сообщению, св. Григорий и царь Трдат III Великий вложили в древний храм Сурб-Карапет (св. Иоанна Предтечи) частицу мощей этого святого. Местность в IX-XI вв. принадлежала князьям Пахлавуни, а после изгнания сельджуков - Захаридам (роду Закарянов), к-рые в нач. XIII в. пожаловали часть земель княжескому роду Вачутянов, оказывавшему покровительство мон-рю. В XVII в. обитель была культурным и образовательным центром со скрипторием и школой. Рукописи, происходящие из О., хранятся в Матенадаране. После русско-тур. войны 1828-1829 гг. постройки мон-ря были возрождены как действующие храмы выходцами из Муша. В 1919 г. при землетрясении обрушились значительная часть юж. стены и вся верхняя часть главного храма. В нач. XX в. гавит (притвор) лишился сев. части зап. фасада, на что указывает новая кладка с фрагментом аркатуры. В 70-90-х гг. XX в. главный храм был восстановлен.

Монастырь Ованнаванк. Фотография. 2018 г.Монастырь Ованнаванк. Фотография. 2018 г.Монастырский архитектурный ансамбль представляет собой компактный комплекс из 4 сооружений, сложенных из блоков красного и темного туфа, обнесен крепостной стеной с башнями (XIII-XVII вв.) с севера, запада и юга. Его вост. сторона с апсидами 2 церквей выходит к уступу ущелья р. Касах подобно постройкам мон-рей Сагмосаванк и Аствацнкал, расположенных выше по течению реки на той же стороне ущелья. Ансамбль состоит из однонефной базилики (IV-V вв., верх перестроен в 553 и после землетрясения 1679) с углубленной вост. апсидой, внешне имеющей прямоугольные очертания, и главного крестово-купольного храма Сурб-Карапет (1216-1221), к зап. фасадам которых пристроен 4-столпный обширный гавит (1250-1251). С северо-запада к фасаду базилики и сев. стене гавита примыкают 2 асимметричные в плане пристройки, датировка и назначение к-рых неизвестны.

Разумные и неразумные девы. Рельеф тимпана портала храма Сурб-Карапет. Фотография. 2008 г.Разумные и неразумные девы. Рельеф тимпана портала храма Сурб-Карапет. Фотография. 2008 г.Закарий Канакерци в картулярии мон-ря рисует облик базиликального храма с 4 входами: западный предназначался для священнослужителей, а 3 боковых южных вели в деревянную галерею. Кладка юж. стены, поднимающаяся выше существующей ныне кровли, и оконные проемы зап. стены, в наст. время пересеченные сводом, убеждают в том, что первоначальный свод был выше. Его понижение, вероятно, произошло при реконструкции в XVIII в. Фасад храма, ныне обозримый частично в интерьере гавита, украшен аркатурным поясом на спаренных полуколоннах, что может указывать на существование здесь до реконструкции в VII в. еще одной галереи. Закарий Канакерци сообщает о том, что в 10-х гг. XIII в. кн. Ваче Вачутян разобрал юж. галерею церкви, к-рую ученые отождествляют с древнейшей галереей, трактуя это сообщение как фиксацию одного из наиболее ранних несохранившихся притворов. Объемы, примыкавшие к храму с юга и запада, были, вероятно, снесены при строительстве собора Сурб-Карапет и гавита.

Собор Сурб-Карапет был выстроен по заказу кн. Ваче Вачутяна, о чем свидетельствует надпись на сев. стене. Кроме того, из картулярия следует, что кн. Закаре Закарян, передавший в управление кн. Ваче Вачутяну Арагацотн и др. провинции и поручивший выстроить церкви и мон-ри, приказал в первую очередь произвести работы «возле древней церкви св. Карапета в великолепном монастыре Ованнаванк».

Крестово-купольный храм со слабо выраженными в плане поперечными ветвями креста, 2 вытянутыми пастофориями на востоке и 2 двухэтажными гавитами по сторонам от зап. входа - образец архитектурной композиции, сформировавшейся в главных чертах к X в. (в сложившемся виде представлена в ц. Аствацацин мон-ря Санаин). Вертикальные пропорции храма характерны для церковной архитектуры XIII в. Подкупольное пространство акцентировано за счет сужения угловых помещений, что придает интерьеру сходство с купольным залом. Углы подкупольного квадрата оформлены пилястрами и пучками полуколонн, на которые опираются перспективные подпружные арки с едва заметной стрельчатостью. Вертикальные акценты устоев были применены в интерьере собора в Ани (989-1001). Архитектура Ани, в XIII в. вновь ставшего столицей независимого гос-ва и переживавшего 2-й этап расцвета, стала образцом для подражания. Невысокая каменная алтарная преграда декорирована рельефом - 2 рядами попарно расположенных 5-конечных звезд.

Вертикальные оси восточного, южного и западного, ныне скрытого гавитом, фасадов акцентированы рельефными композициями - тяги полукруглого сечения, продолжающиеся от основания постройки до щипцов фасадов, образуют геометрическое симметричное оформление оконных проемов, завершенное вверху орнаментальными крестами. Подобный декор в Армении впервые встречается в ц. Аствацацин мон-ря Аричаванк (1201) и А. Л. Якобсон считает, что он соотносится с груз. традицией (соборы в Самтависи, XI в., в Икорте, 1271; вост. фасад храма Ахталы, нач. XIII в.). Декор 12-гранного барабана храма Сурб-Карапет восходит к декору памятников в окрестностях Ани времени Багратидов (ц. Сурб-Саркис в Хцконке, 1024; собор мон-ря Мармашен, 1029).

Нижние углы основания зонтичного купола как бы опираются на пучки полуколонн, отмечающие ребра мощного барабана. Рельефные рипиды декорируют его глухие грани. Подобный мотив встречается в декоре барабанов ц. Аствацацин мон-ря Аричаванк и ц. св. Иоанна Крестителя мон-ря Гандзасар (1216-1230). Тимпан входного портала храма Сурб-Карапет украшен рельефом с редкой для арм. монументальной скульптуры композицией на сюжет евангельской притчи о разумных и неразумных девах.

Разумные и неразумные девы. Рельеф тимпана портала храма Сурб-Карапет. Фотография. 2008 г.Разумные и неразумные девы. Рельеф тимпана портала храма Сурб-Карапет. Фотография. 2008 г.В 1250 г. к храму Сурб-Карапет с запада был пристроен гавит, сообщающийся и с древней базиликой. Надпись на его сев. стене сообщает, что заказчиком был Курда Вачутян, сын кн. Ваче. Это квадратное в плане сооружение с отверстием-окулусом в центре перекрытия, поддерживаемого 4 опорами, принадлежит к наиболее распространенному в XIII в. типу гавитов, восходящему к гавиту в мон-ре Оромос (1038). Он увенчан 12-колонной ротондой-звонницей, расположенной над световым окулусом. Предположение о том, что ее возвели в 1274 г., опровергнуто К. Г. Кафадаряном, изучавшим историю строительства мон-ря по надписям и выяснившим, что ремонт, произведенный в 1274 г., затронул лишь полы помещения. В плоские перекрытия компартиментов гавита вписаны декоративные рельефы (4-лучевая звезда, композиция из миниатюрных тромпов, кресты разных очертаний и профилей, сталактиты). В нижней части юж. стены гавита прорезано большое 2-частное окно, связывающее интерьер с живописным природным окружением мон-ря. В вост. стену гавита в интерьере врезаны, а также установлены вдоль стены хачкары XIII-XIV вв. с богатой орнаментикой.

Вертикальное вытянутое окно на центральной оси юж. стены гавита, завершающееся трифолием, оформлено прямоугольной рельефной рамой из рельефных тяг, подобной тем, что имеются на фасадах храма. Зап. стена декорирована уникальной для средневек. арм. архитектуры аркатурой - 3- и 5-лопастные арки опираются на стройные спаренные полуколонны (2-лопастные аркатуры имеются: на барабане ц. Кусанац-Анапат близ Ахпата, XIII в.; на ротонде колокольни Санаина, не позднее 1235; на фасадах усыпальницы Иване Закаряна в Ахтале, 1-я треть XIII в.). Пяты арок опираются на геометрические капители.Купол ротонды-звонницы гавита. 1250 г. Фотография. 2008 г.Купол ротонды-звонницы гавита. 1250 г. Фотография. 2008 г.

Над входным порталом гавита имеются 2 окна в монументальном арочном обрамлении, соразмерном порталу по высоте и ширине. Очевидно, ранее окна имели очертания в виде спаренных крестов. Арочное обрамление декорировано сталактитовым рельефом и увенчано гипертрофированной бровкой. Аналоги парных окон подобной формы того же периода времени неизвестны.

Северные, наименее освещенные фасады построек не имеют оформления. Вероятно, они были обращены к хозяйственному двору.

Функциональная близость усыпальницы и гавита, а также принадлежность Вачутянов к правящему роду позволяют предполагать стремление этой семьи продемонстрировать свою приближенность к влиятельной фамилии властителей Закарянов.

На юго-зап. участке в 1311 г. поставлен мемориал - каменный крест на массивном устое из 4 стволов, опирающемся на ступенчатый, октогональный в плане постамент.

Ист.: Закарий Канакерци. Хроника / Пер. с арм., предисл. и коммент.: М. О. Дарбинян-Меликян. М., 1969.
Лит.: Кафадарян К. Г. Ованнаванк и его надписи. Ер., 1948 (на арм. яз.); Мнацаканян С. Х. Архитектура арм. притворов. Ер., 1952. С. 133; Закарян Л. Об одном рельефе Ованнаванка // ИФЖ, 1973. № 1. С. 292-296; Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 381-391; Jakobson A. L. K'asakhi Vank'er: Hovhannavank/Saghmosavank. Mil., 1986; Cuneo P. Architettura armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Vol. 1. С. 206-209; Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII в.: Формирование и развитие традиции. М., 2012. Т. 3. С. 665.
В. Н. Тверитнева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРИЧ армянский монастырь в с. Арич
  • АРТАЗ армянский мон-рь в честь апостола Фаддея
  • АХПАТ мон-рь Армянской Апостольской Церкви (Х в.)
  • АХТАЛА крепость и монастырь в Армении