ОЛИВА
Том LII, С. 593-594
опубликовано: 2 июня 2023г.

ОЛИВА

Олива Палермская с прор. Илией, Венерой и Розалией. Икона. Кон. XIII в., 1-я пол. XVII в. (Епархиальный музей, Палермо)Олива Палермская с прор. Илией, Венерой и Розалией. Икона. Кон. XIII в., 1-я пол. XVII в. (Епархиальный музей, Палермо)

[Лат. Oliva] (442-463), мц. Палермская (пам. зап. 10 июня). Первое упоминание об этой святой содержится в франко-сицилийском бревиарии XII в. Дошедшее до нас Мученичество известно в 2 версиях: латинской и вернакулярной - написанной на сицилийском диалекте итал. языка. Обе версии были обнаружены антикварием и историком Сицилии иезуитом Оттавио Гаэтани (1566-1620). Лат. версию он поместил во 2-м томе своего труда «Жития сицилийских святых» (Vitae Sanctorum Siculorum: Ex Antiqvis Graecis Latinisqve Monumentis, & vt plurimum ex M.S.S. Codicibus nondum editis collectae...), изданном уже после его смерти, в 1657 г., в Палермо. Житие О., разделенное на части для литургического чтения, было взято им из Палермского лекционария XIV-XV вв. Однако Гаэтани изменил его первоначальный вид: убрал деление на чтения, к-рое было в значительной мере произвольным и не соответствовало смысловым отрезкам содержания, и стилистические шероховатости. Итал. вернакулярная версия, которая также была известна Гаэтани, вероятно, вообще является текстом, написанным при жизни иезуита.

Согласно тексту, святая род. на Сицилии в благородной семье, ее родители были язычниками. Когда открылось, что их дочь христианка, они отправили ее в Африку в Тунет (ныне Тунис). Здесь она исцелила слепых и обратила нек-рых ко Христу, чем вызвала недовольство местных язычников и иудеев, к-рые изгнали ее из города. О. жила в лесу среди зверей, к-рые ее не трогали. Через 7 лет во время охоты ее обнаружили знатные жители Тунета и хотели надругаться над ней, однако, убежденные силой ее слов, обратились ко Христу и крестились. Когда молва об этом дошла до правителя Тунета, он приказал схватить О., а тех из знати, кого она обратила в христианство, казнить. Не добившись от святой отступничества от веры, правитель сначала бросил О. в темницу, где она сподобилась утешения ангела, потом подверг бичеванию, пытал на дыбе, приказал опустить ее в чан с разогретым маслом, но святая осталась невредимой и только воспевала хвалу Господу. Правитель вторично приказал растянуть ее на дыбе и жечь тело факелами, но О. выдержала и эти мучения, а палачи уверовали и обратились ко Христу, после чего тут же были казнены. Не сумев победить стойкость О., правитель приказал обезглавить святую. Все, кто присутствовали при казни, видели, как ее душа в виде голубки отделилась от тела и была принята ангелами. Жители Панорма (ныне Палермо) взяли тело святой и перевезли на Сицилию, где и похоронили.

В Мученичестве отсутствуют к.-л. хронологические указания. В тексте, описывающем мучения святой, использованы общепринятые в этом жанре топосы. Однако упоминание о высылке О. в Африку и конкретно в Тунет дали повод Гаэтани предположить, что речь идет о святой времен мусульм. владычества на Сицилии, поскольку как в римскую, так и в визант. эпоху Тунет как город не имел важного значения, будучи дочерней гаванью Карфагена. Расцвет города относится ко времени после араб. завоевания Сев. Африки (698), когда эта гавань являлась базой и отправной точкой для араб. морских набегов на Юж. Италию, потом стала основным каналом связи мусульм. Сицилии с Африкой. Гаэтани предположил, что Мученичество было создано в 915 г. Однако эта дата взята совершенно произвольно, к этому времени относится борьба за власть на острове между объявившим себя эмиром Ахмедом ибн Кохробом и фатимидским халифом Убадаллой. Последний имел резиденцию в Кайруане (совр. Тунис). Борьба окончилась победой фатимидов, к-рые установили свою власть на о-ве. Мученичество О. может относиться к любому моменту мусульм. владычества на западе Сицилии начиная от первых завоеваний в 827 г. и до окончательного изгнания арабов норманнами в 1091 г. Кроме того, по сложившейся в историографии и агиографии традиции, датами жизни О. принято считать 442-463 гг. (Romano. 1901. P. 14). Минит Онуфрий Малатеста в 1716 г. отнес рождение О. к 442 г. Вслед за ним эту дату указывали большинство сицилийских агиографов (Malatesta. 1716. P. 5). В 1725 г. агиограф Ф. Априле предположил, что Мученичество О. имело место в 463 г. (Aprile. 1725. P. 471).

Сам древнейший агиограф точно не знал, где было погребено тело: «в городе или возле города». Гаэтани рассказывает о безуспешных попытках найти тело святой, предпринятых жителями Палермо. Единственным местом ее почитания в Палермо являлась церковь, существование которой фиксируется с 1310 г. В XVI в. здесь был основан мон-рь минитов св. Франциска из Паолы. При новой монастырской часовне, посвященной арх. Михаилу, миниты устроили алтарь во имя О.

Наряду с сицилийской теорией существовало мнение о том, что мощи святой по-прежнему находятся в Тунисе, и с нач. XV в. делались попытки отыскать их там. В 1402 г. кор. Арагона Мартин I Гуманный, бывший также фактическим правителем Сицилии, обратился к хафсидскому халифу Абу Фаризу Азиру помочь отыскать мощи святой. Эта просьба осталась без ответа. В 1470 г., во время паломничества в Иерусалим, Тунис посетил фламанд. купец, политический деятель и дипломат Ансельм Адорно из Брюгге. Он высказал предположение о том, что погребение О. находится под мечетью, носящей название Эз-Зайтуна (Мечеть оливы). Однако это следует признать наивной наукообразной интерпретацией араб. названия мечети средневек. европ. купцом, знавшим только основы араб. языка. По сообщениям араб. авторов, начиная с XIII в. эта небольшая мечеть получила название от находившейся рядом оливковой рощи.

Память мц. О. внесена в Римский Мартиролог под 10 июня. Ее почитание распространилось по небольшим городкам Сицилии, прилегающим к Палермо: Термини-Имересе, Алькамо, Петтинео, Эриче.

Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 295-299; Acta Sanctae Olivae // AnBoll. 1885. Vol. 4. P. 5-94; Malatesta O., ed. Vita S. Olivae virginis, & martyris Panormitanae. R., 1716. P. 5.
Лит.: Aprile F. Della cronologia universale della Sicilia libri tre. Palermo, 1725. P. 471; Romano S. Una santa palermitana, venerata dai magometani a Tunisi // Archivio Storico Siciliano. N. S. Palermo, 1901. Vol. 26. P. 14; Lanzoni. Diocesi. T. 2. P. 644-645; Amore A. Oliva di Palermo // BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 1165-1169.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также