ОНУФРИЙ
Том LII, С. 742-744
опубликовано: 16 июня 2023г.

ОНУФРИЙ

Содержание

(† до 1569), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Катромского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря на юго-зап. берегу оз. Катромского (ныне урочище Озерки Харовского р-на Вологодской обл.). Упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» с условной датой преставления: «Преподобный Ануфрий иже на Катарме озере строитель монастыря в лето 7000» (РГБ. ОИДР. № 212. Л. 166 об.). По предположению свящ. И. П. Верюжского, О. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. Катромский мон-рь известен с 1531/32 г.: в этом году кн. Иван Данилович Пенков, прозванный Хомяк, передал обители дер. Конечную и еще 18 деревень, а также починок в Карачуновской вол. Это указание содержится в позднейшей жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 18 июля 1569 г. (опубл.: Савваитов. 1856. С. 35-41; РГАДА. ГКЭ по Вологде. № 32/2603). В ней также упомянуто о 2 утраченных документах - духовной кн. И. Д. Пенкова-Хомяка 1539/40 г. с завещанием Никольскому Катромскому мон-рю своих вотчин и данной кнг. Анны Иосифовны Пенковой (вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова) с сыном Иваном Васильевичем на рыбные ловли монастырю в Катромском оз. от 7 июня 1549 г. (Черкасова. 2012. С. 51). К 1569 г. О. уже преставился. В это время игуменом мон-ря был Варлаам, который ходатайствовал перед царем Иоанном IV о выдаче новых жалованных и несудимых грамот мон-рю взамен утраченных. Царь пожаловал 19 деревень, 1 починок, рыбные ловли в Катромском оз. и в р. Ниве Вологодского у. Грамота подтверждена царями Феодором Иоанновичем (8 февр. 1585), Борисом Феодоровичем Годуновым (4 марта 1599), Михаилом Феодоровичем (8 янв. 1616); новая несудимая грамота мон-рю была выдана 6 авг. 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом (Романовым) и подтверждена 24 марта 1677 г., в царствование Феодора Алексеевича, а также 12 марта 1687 г., в царствование Иоанна V Алексеевича, Петра I Алексеевича и Софии Алексеевны. Согласно писцовым книгам 1628-1630 гг., в обители были 2 деревянные церкви: холодная во имя свт. Николая Чудотворца, теплая во имя Всех святых с трапезной, а также 6 келий. Все убранство храмов пожертвовал в обитель кн. И. Д. Пенков. За монастырем числилось 586,5 дес. пашенной земли, 24 крестьянских двора (где проживали 34 чел.), 12 дворов бобыльских (13 чел.) и 3 пустых двора; на р. Катроме находились мельница («колеса немецкие») и «толчея» (Сторожев. 1909. С. 383-385). Церковь во имя Всех святых была перестроена в 1630 г. К 1666 г. в обители поставили Никольскую ц. взамен сгоревшей в 1663 г. Всехсвятской.

Прп. Онуфрий Катромский. Икона. Нач. XXI в. (ц. прп. Онуфрия Катромского, Харовск)Прп. Онуфрий Катромский. Икона. Нач. XXI в. (ц. прп. Онуфрия Катромского, Харовск)

По ведомостям 1744 г., мон-рю принадлежали 168 крестьян. Обитель упразднена в 1764 г., ее угодья (рыбные ловли и мельница) были переданы Успенской Семигородной пуст., а земли - крестьянам Карачуновской вол. 29 апр. 1803 г. пожар уничтожил древние храмы и др. постройки Катромского мон-ря. В 30-х гг. XIX в. место погребения основателя обители стало объектом почитания. Согласно рапорту благочинного свящ. Иоанна Ржаницына, направленному в авг. 1834 г. Вологодскому еп. Стефану (Романовскому), в праздничные дни число паломников к могиле О. достигало 1 тыс. чел. В окт. того же года он представил епископу записку о 26 чудесах О., составленную на основе рапортов священников карачуновской Преображенской ц. В 1832 и 1834 гг. крестьянин Иван Никитин с одобрения благочинного ходатайствовал перед владыкой о разрешении построить каменную церковь с колокольней на месте бывш. обители, для чего жители обязались собрать по подписке необходимые средства. Однако еп. Стефан запретил Иоанну Ржаницыну священнослужение на год и отдал его под суд. Молебны и панихиды на могиле О. также не благословлялись. Несмотря на противодействие владыки, Иван Никитин поставил небольшую часовню над погребением О. и гостиницу для паломников. В рапорте от 2 июля 1835 г. новый благочинный свящ. Клеоник Яблоков сообщал: «Оная часовня и по сие время не снята, и народ в бесчисленном количестве повсядневно стекается на оное место для богомоления так, что в 12 число истекшего июня, на память преподобнаго Онуфрия Великаго, народу было около 4000...» Священник считал, что уничтожение часовни вызовет у населения сильное возмущение. Крестьянин Никитин, к-рого вызвали в Вологодскую консисторию для объяснений, рассказал, что он установил часовню после чудесного явления ему свт. Николая Чудотворца и О. Кроме того, он представил 2 списка, в к-рых были перечислены имена исцелившихся людей с кратким описанием чудес (в одном списке значилось 12 имен, в другом - 18); сам крестьянин был свидетелем 12 исцелений. Указом от 25 сент. 1835 г. Синод восстановил в служении свящ. Иоанна Ржаницына, разрешил монахам Семигородной пуст. совершать молебны свт. Николаю и панихиды в память об О. в часовне, устроенной над погребением подвижника. Упраздненный мон-рь был приписан к Семигородной пуст. В 1867 г. часовня, стоявшая на месте сгоревшей Никольской ц., была преобразована в церковь. В следующем году рядом с ней возвели каменный 5-главый двухэтажный храм. 28 сент. 1869 г. престол из деревянной церкви перенесли в новый храм. Верхний храм был освящен во имя блж. Николая ((Николы) Кочанова) и прп. Онуфрия Великого, нижний храм - во имя свт. Николая Чудотворца. Мощи О. и его преемника, игум. Варлаама, находились под спудом в часовне, с правой стороны от церкви; над погребениями подвижников поставили двойную раку. В мон-ре была продолжена запись чудес от мощей О., большая часть которых связана с исцелениями от разных болезней.

Имя О. включено в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым; 1808-1813; впосл. митрополит). Память «преподобнаго Онуфрия, начальника Кастромскаго монастыря в Кадникове уезде Вологодскаго» указана под 12 марта (БАН. Дружин. № 736. Л. 43 об., конволют XVIII - нач. XIX в.; опубл.: Романова. 2017. С. 517) и 12 июня (БАН. Дружин. № 736. Л. 62; № 131. Л. 214 об., 2-я пол. 10-х гг. XIX в.; опубл.: Романова. 2017. С. 533) в «Полном месяцеслове» выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина. О. упомянут под 12 июня в старообрядческом иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 172). Святой канонизирован в составе Собора Вологодских святых. Первоначально празднование Собору Вологодских и Белозерских святых было установлено в янв. 1756 г. по благословению еп. Вологодского и Белозерского Серапиона (Лятошевича; 29 окт. 1753 - дек. 1761) (Указ о праздновании Собору // ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 2051. Л. 4-5). Празднование подтверждено еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым), к-рый 5 окт. 1841 г. освятил в честь Собора Вологодских святых крестовую церковь архиерейского дома, им же были составлены тропарь, кондак и молитва Вологодским чудотворцам.

В 1919 г. все имущество мон-ря, кроме церкви, часовни и одной кельи, было передано коммуне; в келье проживал единственный монах, «заведующий монастырем». Согласно воспоминаниям очевидца событий К. Смирнова, представители революционной власти искали место погребения О., чтобы его вскрыть, но не обнаружили. 26-27 янв. 1926 г. Кадниковская уездная комиссия по ликвидации мон-рей приняла решение о закрытии Катромской обители. Жители соседних деревень Дедово и Ляпшево, пытаясь сохранить мон-рь, создали приходскую общину и неоднократно ходатайствовали перед Кадниковским исполкомом о ее регистрации и передаче общине монастырских храмов. При этом заявление было возвращено без рассмотрения, а в другой раз верующих обвинили в причинении ущерба монастырским зданиям (ГАВО. Ф. 343. Оп. 1. Ед. хр. 653. Л. 10, 16, 32). В 1936 г. Харовский райисполком передал строения мон-ря в аренду на 10 лет Институту эволюционной морфологии и палеозоологии АН СССР, однако фактически здания пустовали и разрушались. К 2018 г. Никольский храм Катромского монастыря находится в руинированном состоянии. В 2000 г. еп. Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко; ныне архиепископ Песоченский и Юхновский) освятил храм во имя О. в г. Харовске Вологодской обл. (церковь построена в 1990, освящена 7 янв. 1991 в честь Воскресения Христова, после реконструкции переосвящена). Престольный праздник прихода - 12 июня (25 н. с.), день памяти О. Ежегодно летом проходят организованные паломничества к месту подвигов святого, совершаются молебны.

Иконография

О. упоминается без описания внешности под 12 июня в текстах иконописных подлинников с XVIII в. (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58). Ранних изображений О. в наст. время не выявлено. Поясной образ преподобного (в монашеском одеянии, голова покрыта островерхим куколем, в руке свиток, борода длинная окладистая) находится в нижнем ряду на Вологодской иконе Божией Матери, с Вологодскими чудотворцами (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов) из иконостаса придела прп. Кирилла Новоезерского в вологодской ц. во имя блгв. вел. кн. Александра Невского.

Две сходной иконографии иконы с поясным образом О. (храмовая и аналойная, обе - нач. XXI в.) находятся в ц. во имя Онуфрия в Харовске.

Ист.: Описание о российских святых. С. 267; Савваитов П. И. Описание Семигородней Успенской пуст. и упраздненного Катромского Николаевского мон-ря. СПб., 1856; То же // Вологодские ЕВ. 1870. Приб. № 6. С. 201-220; № 7. С. 247-263.
Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 358; Суворов Н. В. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих // Вологодские ЕВ. 1864. Приб. № 1. С. 575-583; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 414-415; Верюжский. Вологодские святые. Т. 1. С. 13; Т. 2. С. 575-583; Зверинский. Т. 2. С. 227. № 984; Строев. Списки иерархов. Стб. 760; Голубинский. Канонизация святых. С. 336; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 569; Сторожев В. Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 гг. // Сб. ст., посвящ. В. О. Ключевскому. М., 1909. С. 380, 383-385; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 188; Смирнов К. Судьба мон-рей Харовского р-на. Вологда, 2003; Македонская Н. М. Церковно-ист. атлас Вологодской обл. Вологда, 2007. С. 98; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 51, 238-239; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина // Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567.
Е. В. Романенко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
  • АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ († 1452), игум., прп. (пам. 12 окт. и в Соборе Вологодских святых)
  • АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVв.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых)
  • ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)