ПАЛЕСТИНА
Том LIV, С. 277-286
опубликовано: 21 ноября 2023г.

ПАЛЕСТИНА

Содержание

[Греч. Παλαιστίνη; евр.  ; лат. Palaestina; араб.  ], историческая область на древнем Ближ. Востоке, у юго-вост. побережья Средиземного м.; регион, с к-рым связано большинство событий библейской истории. В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. в ряде областей этого региона сформировались государства древних евреев (см. ст. Израиль древний). П.- провинция (группа провинций) Римской империи, место Воплощения, земной жизни, проповеди, Крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, а также регион возникновения первых христ. общин, формирования Иерусалимской Православной Церкви.

География

На территории исторической П. расположены современные гос-ва Израиль, Палестина (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) и зап. районы Иордании. П. примыкает с востока к побережью Средиземного м.; ограничена на юге и юго-западе Синайской и Аравийской пустынями, на востоке - Сирийской пустыней. На севере П. граничит с древними странами - Сирией и Финикией (см. также Ливан). Традиционно границей между этими регионами являются район Голан, а также горные массивы Ермон и Кармил, отделяющие холмистые равнины Галилеи и Самарии в Северной П. от Ливанских гор и исторических областей Келесирия (совр. вост. районы Ливана) и Арам (район Дамаска, совр. юго-запад Сирии и север Иордании). Географически П. делится на 3 зоны: прибрежную равнину; центральное нагорье, к-рое переходит в долину р. Иордан; нагорье к востоку от Иордана, Галилейского моря и Мёртвого м. (Заиорданье). Уровень осадков в различных районах П. снижается от севера к югу, так что во все эпохи древности и средневековья сев. районы П. были более развиты экономически, чем южные.

Происхождение названия

Происхождение названия П. сложно; в основном оно является внешним по отношению к коренному населению этой страны. Название Палестина восходит к эпохе позднего бронзового века: слова «палест», «паласту», «филист» с XII в. до Р. Х. начали употреблять все народы Ближ. Востока (египтяне, ассирийцы, евреи) для обозначения группы племен, которые в кон. XIII - нач. XII в. до Р. Х. пересекли Средиземное м., заселили юго-зап. побережье Ханаана и основали там свои города. Их происхождение и самоназвание остаются неясными; в Свящ. Писании эти племена носят название филистимляне. Этноним «филистимляне» позднее дал название всей стране, расположенной к востоку от прибрежных владений этих племен. Слово «пелесет» (p-r-s-t в транскрипции егип. иероглифов) впервые встречается в надписи, украшающей храм егип. царя Рамсеса III в Мединет-Абу (ок. 1176 г. до Р. Х.; Луксор, Египет). Им обозначен народ, к-рый среди др. ближневост. племен выступал против егип. владычества и был покорен Рамсесом. В древнеегип. памятниках этот термин и производные от него встречаются еще ок. 300 лет, до 1-й пол. IX в. до Р. Х. Также в 7 надписях из Ассирии упоминается страна «Палашту» или «Пилисту». Древнейшая из них, Нимрудская плита, надпись на к-рой была высечена при царе Адад-нирари III (811-783) и описывает его завоевания в Леванте. Наиболее поздняя - договор ок. 675 г. царя Асархаддона (680-669) с царем Тира Баалом.

В совр. понимании название Палестина для обозначения всей страны между Египтом и Финикией впервые использовал Геродот в сер. V в. до Р. Х. (Herod. Hist. I 105; II 104, 106; III 91; IV 39; VII 89; Συρίη ἡ Παλαιστίνη καλεομένη - Сирия, что названа Палестина). При этом Геродот считал П. частью Сирии и включал в нее район Иудейского нагорья и долину р. Иордан. В сер. IV в. до Р. Х. о П. упоминал Аристотель в трактате «Метеорология» (Arist. Meteor. I 8). У Аристотеля в состав П. включены Иудейское нагорье, долина Иордана и район Мёртвого м. Т. о., со времени греч. классической эпохи это название закрепилось во всем эллинистическом и рим. мире; его использовали множество греческих и латинских античных авторов. Вместе с тем географическое понятие Палестина долгое время оставалось неустойчивым. Мн. античные авторы, в т. ч. географ Страбон (Strabo. Geogr. XVI 2. 2), считали П. (и Иудею) частью большой Сирии и обозначали весь регион от восточного берега Средиземного м. до Евфрата и хребта Тавр обобщенным названием Сирия. Окончательно термин Палестина получил признание лишь после включения этой страны в состав римской пров. Сирия - Палестина в 135 г. по Р. Х.

История

(О древнейших эпохах истории П. см. в статьях Ханаан Исход, Иисуса Навина книга, Судей книга). Семитоязычные племена хананеев были основным населением П. в течение всего бронзового века (III-II тыс. до Р. Х.).

Ранний железный век (XII-IV вв. до Р. Х.)

Формирование нового этнокультурного облика Ханаана начинается в период «катастрофы бронзового века» (кон. XIII-XI в.), когда большинство гос-в Ближ. Востока одновременно пришли в упадок и на побережье Ханаана появились племена филистимлян. Они принесли с собой развитую культуру производства железных орудий труда и оружия, в то время как местные народы делали лишь первые шаги в этом направлении. Технологическое превосходство филистимлян над окрестными семит. племенами на неск. столетий определило экономическое и военно-политическое развитие П. Вместе с тем филистимляне были сравнительно немногочисленны и довольно быстро смешались с ханаанским, арамейским и финикийским населением прибрежных районов П.

Кроме филистимлян большую часть побережья П., как и в предыдущие времена, продолжали контролировать финикийцы (см. в ст. Финикия). Зоной их основного расселения было побережье к северу от горного массива Кармил, но и южнее этого рубежа они держали ряд торговых эмпориев.

Наряду с филистимлянами и финикийцами в П. 1-й пол. I тыс. до Р. Х. действовали еще 2 внутренние силы. В районах Иудейского нагорья и среднего течения Иордана происходило формирование древнеевр. народности (подробнее см. статьи Израиль древний, Царств книги, Археология библейская). К X в. до Р. Х. евреи создали царства Израиль и Иудея, к-рые с переменным успехом вели конкурентную военно-политическую борьбу друг с другом и с соседями. Происходила постепенная ассимиляция евреями окрестного семит. ханаанского населения. Этот процесс растянулся на ряд столетий; последние упоминания о хананеях в П. относятся к V в. до Р. Х. Кроме этих 2 царств значительную роль играли гос-ва, расположенные на окраинах П. (в основном в Заиорданье) и населенные различными семит. племенами арамеев: царство Арам со столицей в Дамаске, а также царства Аммон (см. ст. Аммонитяне; плодородная равнина и степи к востоку от Иордана, столица Раббат-Аммон; ныне Амман), Моав (холмистая плодородная равнина к востоку от Мёртвого м., столица Дивон; ныне Дибан), Эдом (см. также Идумея; степи и полупустыни к югу от Мёртвого м.). Борьба между этими гос-вами шла с переменным успехом и не давала кому-либо устойчивого перевеса.

В жизнь П. неоднократно вмешивались внешние силы - сменявшие друг друга крупные империи Ближ. Востока. Последний период длительного егип. господства в П.- 2-я пол. X в. до Р. Х. Ок. 926 г. страна была большей частью завоевана царем Шешонком I (3 Цар 14. 25-26); в ряде городов до кон. X в. стояли егип. гарнизоны. Однако затем очередной политический кризис привел к утрате Египтом контроля над П. и влияния в стране. С кон. IX в. начался постепенный рост давления Ассирии на П. В 733-732 гг. царство Израиль было разгромлено ассир. армией царя Тиглатпаласара III, а в 722 г. полностью завоевано Саргоном II. С кон. VIII в. остальные районы П. также постоянно подвергались ассир. оккупации; гос-ва в Заиорданье (Аммон, Моав, Эдом) стали вассалами Ассирии и пришли в упадок. С нач. VII в. исчезают упоминания в источниках о Моаве. С кон. VII в., после гибели Ассирийской державы, гос-ва П. попали под влияние Нововавилонского царства (см. ст. Вавилония). Попытки царства Иудея сопротивляться вавилонянам привели к разграблению ими Иерусалима в 597 г. и к уничтожению царства в 586 г. Тем самым традиция независимой государственности у древних евреев была прервана более чем на 400 лет (до сер. II в. до Р. Х.). В это же время вавилоняне уничтожили царство Эдом в Южной П. Народ идумеев мигрировал на запад, на земли, пограничные между Иудеей и пустыней Негев. В 537 г. вавилонское правление сменилось персидским. В составе Персидской державы Ахеменидов П. стала частью 5-й провинции - Заречья. Сведения о ее истории в эти столетия крайне немногочисленны. Возможно, крупнейшим городом П. в эту эпоху была Газа (Herod. Hist. III 5; Arrian. Anab. II 26. 1; Plut. Vitae. Alexander. 25). Экономические связи Газы и в это время, и позднее развивались в большей мере в сторону торговли с Египтом, нежели внутри П. (Чериковер. 2010. С. 154). Значительная часть побережья П. была присоединена к владениям финик. Сидона, к-рый был главной опорой персов в Средиземноморье. Вероятно, одним из 2 царей Сидона, носивших имя Стратон (по-финикийски Абд-Ашторет - слуга Ашторет), в IV в. был основан г. Стратонова Башня (впосл. Кесария Приморская). Аскалон находился под управлением Тира. В Заиорданье сохраняло стабильное положение царство Аммон, вассальное для владык Азии, но успешно пережившее и ассирийское, и вавилонское, и персидское правления. Аммонитяне все еще оставались довольно многочисленным народом. В IV в. впервые появляется в источниках семитоязычный народ набатеи, расселившийся в юж. степных и пустынных районах П. Правление больших вост. империй в П. создало благоприятные условия для распространения арамейского языка, к-рый был одним из офиц. языков чиновного делопроизводства как в Ассирии, так и в Вавилонии и Персии. К IV в. арамейский стал наиболее массовым языком всего семит. Ближ. Востока (П., Сирия, Месопотамия); в П. он начал постепенно вытеснять финикийский, еврейский и др. местные языки. В эту же эпоху окончательно оформился религ. раскол среди древних евреев на иудеев и самарян (самаритян). Заселявшие часть земель бывш. царства Израиль самаряне были сравнительно немногочисленной группой и не имели возможностей распространять свое влияние.

Эпоха эллинизма (кон. IV-I в. до Р. Х.)

(См. также статьи Израиль древний, Птолемеи, Селевкиды). В 332 г. до Р. Х. через П. и вдоль ее побережья двигались войско и флот Александра Великого. Македонцы встретили здесь лишь слабое сопротивление. Летом 332 г. параллельно с осадой Тира Александр провел карательную кампанию против сирийцев в регионе Антиливана, к-рая, возможно, затронула север П. Кроме того, в сент.-окт. 332 г. Александру нек-рое время сопротивлялась Газа, где находился крупный персо-финик. гарнизон. Город был взят и разграблен, но уже вскоре перестроен Александром так, что стал еще более обширным и хорошо укрепленным (Arrian. Anab. II 27. 7). Возможно, в это же время либо весной 331 г. Александр встречался с послами иудеев, к-рые признали его власть, сохранив права автономии. Рассказы Иосифа Флавия, ряда следовавших ему древних историков и представителей талмудической традиции о посещении Александром Иерусалима недостоверны (Ios. Flav. Antiq. XI 8. 4-5; Idem. Contr. Ap. I 201; Euseb. Praep. evang. IX 4. 7).

В период войн диадохов, в посл. четв. IV в., П. неоднократно переходила из рук в руки. Основными претендентами на господство здесь были егип. царь Птолемей I Сотер и правитель Востока Антигон Одноглазый. В 301 г., после гибели Антигона, П. была захвачена Птолемеем, однако егип. правление не было официально признано др. эллинистическими монархиями. На П. претендовали царь Востока Селевк I Никатор и ряд его наследников из династии Селевкидов. Тем не менее в течение почти всего III в. до Р. Х. регион оставался владением Птолемеев.

Война за П. между Птолемеями и Селевкидами возобновилась в 219 г. до Р. Х., когда царь Антиох III Великий отправился на завоевание егип. владений в П. Продвигаясь вдоль побережья, он вторгся в Галилею, захватил г. Филотерию (ныне Бет-Йерах) и Скифополь (ныне Бет-Шеан), крепость на вершине горы Фавор. Далее Антиох наступал на Заиорданье, овладел Пеллой, Авилой, Гадарой, Раббат-Аммоном (ныне Амман) и др. городами до границ Аравии (Polyb. Hist. V 70-71). В 217 г. при Рафии (близ Газы) произошло генеральное сражение между войсками Антиоха III и Птолемея IV Филопатора и последний вышел победителем (Ibid. V 79-86). Антиох III вынужден был вернуть египтянам все свои прежние завоевания в П. Птолемей IV совершил поездку по региону, в т. ч., вероятно, побывал в Иерусалиме (3 Макк 1-2). Однако в 201 г. Антиох III воспользовался сменой власти в Александрии и восшествием на престол малолетнего Птолемея V (204), возобновил войну и вновь захватил всю П., кроме Газы (Polyb. Hist. XVI 40; XVIII 2). В 200 г. егип. полководец Скопас вытеснил сир. войска из П., но вскоре потерпел поражение от Антиоха в битве при Паниасе (впосл. Кесария Филиппова). После этого успеха Антиох к 198 г. до Р. Х. окончательно закрепил П. за своей державой; Иерусалим сдался ему после непродолжительной осады (Ios. Flav. Antiq. XII 9. 5-7).

В кон. IV-I в. происходили активные процессы эллинизации и урбанизации П. На окраинах П., в меньшей степени заселенных иудеями, появились многочисленные благоустроенные и хорошо укрепленные греч. полисы, к-рые создавались и реконструировались как Птолемеями, так и Селевкидами. В это время эллинистическую керамику начали производить и использовать на всей территории П.; распространялась греч. бытовая культура. Крупнейшими торговыми центрами П. были прибрежные Газа, Аскалон и Иоппия, а также Иерусалим и Неаполь (Телль-Балата, ныне Наблус) в глубине материка. Распространение греч. языка и культуры поддерживалось эллинистическими монархиями, но, как правило, не насаждалось силой. В П. по-прежнему большинство населения говорило на семит. языках: финикийском, арамейском, еврейском, аммонитском, набатейском и др. Наиболее эллинизированными территориями в П., где на греч. язык перешла значительная часть населения, были прибрежная равнина и Заиорданье. В каждом из этих районов эллинизация проводилась с помощью создания сети полисов, пользовавшихся покровительством эллинистических царей. Всего в эту эпоху в П. известны 30 полисов, большинство которых отчетливо делятся на 2 группы: города морского побережья и Заиорданья (подробнее см.: Чериковер. 2010. С. 57-185).

Первая группа - приморские города. Крупнейший город П. Газа, несмотря на разрушения кон. IV в., видимо, по-прежнему сохранял свое значение. В кон. II в. Газа могла выставить вооруженное ополчение в 10 тыс. чел. (Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 4). Эллинизация местного семит. населения, видимо, шла наиболее быстрыми темпами. И Александр, и все его преемники уделяли большое внимание укреплению этого города и поддержке его как базы морской торговли и обороны. Иосиф Флавий уже называл Газу греч. городом (Idem. De bell. II 97). При Селевке IV Филопаторе (187-175) город был переименован в Селевкию и чеканил монеты с этим названием. В сер. I в. перестройкой Газы и соседней Рафии занимался Габиний, после того как эти города пострадали от войска иудейского царя Александра (Ионафана) Янная. Одной из первых права полиса получила Иоппия (Яффа), где уже с 315 г. находился македон. гарнизон. Древний Акко перестроен в греч. полис Птолемеем II Филадельфом и переименован в Птолемаиду (не позднее нач. 50-х гг. III в. до Р. Х.). Спустя столетие, при Антиохе IV Епифане, город был переименован в Антиохию, но это название не прижилось, в то время как название Птолемаида было известно до средневековья. Дор (ныне Хирбат-эль-Бурдж) был хорошо укреплен; присутствие в городе греков ощущалось уже в персид. эпоху. При эллинистических царях Дор обладал правами греч. полиса, хотя точное время преобразования города в полис неизвестно. Поселение Приморская Стратонова Башня впервые упоминается в папирусе Зенона в 259 г. уже как полис. К югу от Стратоновой Башни находился г. Аполлония (впосл. Арсуф) с храмом семит. бога Решефа, отождествленного с Аполлоном. Также эллинизирован был г. Ямния (Явне), к-рый Маккавеи воспринимали как одну из враждебных им цитаделей (2 Макк 12. 8-9; Philo. Leg. Gai. 200). Ашдод (Азот) и Аскалон, к-рые часто упоминаются в ассир. надписях и книгах Царств ВЗ, в персидскую и эллинистическую эпохи переживают период относительного упадка. Тем не менее их прежнее, финик. население скорее всего сохранялось и также постепенно переходило на греч. язык. В 104 г. Аскалон получил права полиса. Этот город также не был затронут разорениями периода восстания Маккавеев, и в позднейшее время присутствие иудеев в нем почти не прослеживается (Ios. Flav. De bell. III 10; Philo. Leg. Gai. 205).

Вторая группа - города Заиорданья (см. также ст. Десятиградие). Среди них первыми, уже в нач. III в., появились полисы Гераса, Дион (вероятно, совр. Телль-эль-Ашари), Пелла (арам. Пехаль, ныне Табакат-Фахль) и Филадельфия (древняя Равва Аммонитская, Раббат-Аммон, ныне Амман). Гераса была основана македонцами, возможно, на рубеже IV и III вв. Самосознание местных жителей как именно македонцев, а не греков сохранялось и в рим. эпоху. Пелла, известная еще с бронзового века, была преобразована в эллинистическую колонию, вероятно, также македонцами в III в. В позднейшие времена здесь существовало предание (недостоверное) о том, что город был основан самим Александром. При Птолемеях нек-рое время город назывался Береника. Филадельфия была преобразована в полис при Птолемее II Филадельфе, в сер. III в.; построена мощная крепость. В развитии города активно участвовали выходцы из Тира Финикийского, принесшие сюда культ Геракла (тирского Мелькарта) и Астерии (финик. Ашторет). Арам. поселение Сусита было преобразовано в полис Иппос, вероятно, во II в.; ее население было тесно связано с Антиохией Сирийской; на ее монетах помещалась надпись: «Антиохийцы Иппоса». Гадара была одной из важнейших крепостей П., поскольку контролировала сравнительно узкую часть долины Иордана к югу от Галилейского м. Во II в. она нек-рое время носила названия Антиохия и Селевкия. Авила (ныне Телль-Абила, Иордания) также была хорошо укреплена; в это же время называлась Селевкия.

Ряд городов возник в др. районах П. Эллинистические правители постепенно начинали осваивать долину Иордана. Еще при жизни Александра или в период регентства Пердикки, не позднее 321 г., была основана македон. колония на месте древней Самарии. Однако ее судьба сложилась неудачно. Она дважды была разрушена в период войн диадохов и в последующие века была едва заметна в П. В III в. усилиями Птолемеев древний Бет-Шеан (см. Беф-Сан) был преобразован в Скифополь, игравший важную роль в постепенной эллинизации равнины к югу от Галилейского м. В 200 г. до Р. Х. впервые упоминается Паниас как греч. город (Polyb. Hist. XVI 18; впосл. Кесария Филиппова). Также, видимо, на рубеже III и II вв. возникли города Антиохия в Хуле (основан как греч. полис на месте победы царя Антиоха III над егип. полководцем Скопасом) и Филотерия у юж. берега Галилейского м. (возможно, Хирбет-эль-Керак). На землях бывш. Идумеи известны греч. полисы Мареша и Адора.

В эллинистическом мире каждый полис обладал своим юридическим статусом; его автономия (права самоуправления, порядок работы органов самоуправления, городского совета (буле), избираемых гражданами чиновников-архонтов) была закреплена законами и подтверждалась царскими документами. Города чеканили собственную монету и при эллинистических царях, и позднее, при римлянах. Крупнейший городской совет действовал в Газе; в нач. I в. до Р. Х. он насчитывал 500 чел. (Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 4). Полисы контролировали значительные территории своей округи, где граждане владели земельными участками, формировались деревни из жителей полисов и из местного семитоязычного населения. Во мн. случаях в П. земельные владения полисов граничили друг с другом, создавая сплошные зоны эллинистического влияния (в основном вдоль морского побережья и в Заиорданье). Греч. названия новых и перестроенных городов широко употреблялись на протяжении почти тысячелетия. Однако старые, семитоязычные топонимы, как правило, не забывались. Местное семит. население использовало их параллельно, и, когда в начале средневековья процессы эллинизации и романизации потеряли в П. актуальность, большинство городов вернулось к семит. названиям. Основное население П. составляли различные семит. народности. В приморских районах и Заиорданье местные жители, говорившие, как правило, на арамейском и финикийском языках, постепенно вливались в полисные структуры, но преобладали в сельской местности. В то же время регион Иудейского нагорья и отчасти долины Иордана оставался центром расселения иудеев и самарян и зоной сплошного распространения арам. разговорного языка.

Кульминацией наступления эллинов на иудеев и самаритян в П. стало правление царя Антиоха IV Епифана (175-164) из династии Селевкидов, который, проводя реформу унификации религ. культов в своем царстве, попытался добиться активного включения в общеэллинистические отношения в регионе иудеев и самаритян. В эти годы самаритянский культ Яхве на горе Гаризим был отождествлен с культом Зевса Ксениоса («покровителя чужестранцев» - 2 Макк 6. 2). В 167 г. древний иерусалимский культ Яхве был отождествлен с культом Зевса Саватиоса, и т. о. иерусалимский храм было приказано переосвятить в честь Зевса (2 Макк; Ios. Flav. Antiq. XII 5. 4-5). Это вторжение в религ. сферу древних народов привело в 166 г. к открытой конфронтации в П. между греками и эллинизированными группами населения, с одной стороны, и иудеями - с другой (см. статьи Израиль древний, Маккавейские книги, Хасмонеи, Селевкиды). В ходе восстания образовалось новое государство Иудея во главе с династией Хасмонеев, со столицей в Иерусалиме. На протяжении следующего столетия продолжалась борьба Иудеи за выживание со стремившейся увеличить свою территорию за счет окружавших районов П. и вытеснить оттуда несемит. эллинистическое население. Во 2-й пол. II в. монархия Селевкидов теряла силу и власть, греки уже не могли последовательно бороться с иудеями, они признавали их автономию и искали в иудеях союзников для отражения нападений более могущественных врагов. Постоянно возникавшие междоусобные войны привели в 116 г. к распаду единого царства Селевкидов, к-рое было разделено между Антиохом VIII Грипом и Антиохом IV Кизикским. Т. о., Иудея получила возможность для относительно стабильного развития, а эллинистические полисы П. на нек-рое время остались беззащитными перед ее завоевательными устремлениями.

Владения Иудеи постепенно расширялись путем соглашений с Селевкидами, а также в ходе многократно возобновлявшихся военных действий. Главными объектами военных кампаний Хасмонеев оказывались эллинистические города П., окружавшие их владения со всех сторон. Так, уже в первые годы восстания Иуда Маккавей разрушил гавань Ямнии (2 Макк 12. 8-9). В 40-х гг. II в. до Р. Х. был разорен Ашдод, где Ионафан Маккавей разрушил храм Дагона (1 Макк 10. 84; 11. 4). Одновременно иудеи овладели портом Яффа и впервые получили возможность вести самостоятельную морскую торговлю.

Противостояние эллинизации отнюдь не означало для иудеев союза с др. семит. народностями П. Финикийцы побережья и арамеи воспринимались ими как чужаки, т. к. не стремились следовать религ. традициям иудаизма. При царе Иоанне Гиркане I, в 108 г., иудеями была разрушена Самария и храм самаритян на горе Гаризим. Иудеи стремились распространять свою религию на завоеванные земли, прежде всего в городах. Так, преимущественно в иудейский город превратилась Яффа (Чериковер. 2010. С. 151). Пелла была разрушена после отказа ее жителей принять иудаизм (Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 4). Вместе с тем влияние иудаизма в большинстве полисов П. оставалось сравнительно слабым, хотя во мн. городах появились и активно росли общины иудеев.

Пик возвышения Иудейского царства пришелся на правление Александра Янная (103-76). Завоевательные кампании Александра Янная были направлены на закрепление господства на периферийных, занятых эллинизированным населением землях. На побережье он овладел Газой, в Заиорданье захватил после 10-месячной осады Гадару, Дион, Герасу, Филотерию, Пеллу и др. города (Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 3; 15. 3-4; Idem. De bell. I 104). Т. о., владения Иудеи в это время охватили уже почти всю территорию П. В эту эпоху название Иудея, прежде связанное с небольшим регионом вокруг Иерусалима, начинает использоваться для всего царства и становится почти синонимом П.

В I в. до Р. Х. в историю П. вмешалась новая сила в лице Римского гос-ва. В 64 г. до Р. Х. римляне во главе с Гнеем Помпеем оккупировали Сирию и превратили ее в рим. провинцию. В 63 г., продолжая укреплять свое положение на Востоке, Помпей совершил поход в П., захватил Иерусалим и преобразовал Иудейское царство в автономию в составе Сирийской пров. Иудеи оказались вассалами Рима, сохранив формально государственность во главе с царем Гирканом II. Эта резкая перемена военно-политической обстановки означала для П. изменение прежней тенденции к сокращению влияния эллинизма и возрождение эллинизации. Помпей и его преемники на посту проконсулов Сирии до сер. 50-х гг. I в. до Р. Х. провели полное территориальное и политическое переустройство П. Были провозглашены незыблемыми или восстановлены права автономии мн. полисов П.: Десятиградия, Газы, Яффы (Иоппии), Дора, Габы, Рафии, Антедона, Самарии, Стратоновой Башни, Диона, Адоры, Мареши и Ямнии. Во мн. этих городах в честь их освобождения была утверждена «эра Помпея» для летосчисления; она использовалась до VII-VIII вв. по Р. Х. Также автономию получили области, заселенные семит. племенами на окраинах П.: Паралия, Перея и Итурея. Фактически Иудейское царство тем самым было расчленено; все выделенные как автономии территории теперь подчинялись рим. администрации пров. Сирия. В 57 г. по приказу проконсула Сирии Авла Габиния районы П., населенные иудеями, были разделены на 5 частей во главе с синедрионами, к-рые заседали в Иерусалиме (Иудея), Сепфорисе (Галилея), Иерихоне, Амафе (Перея) и Гадаре (Ios. Flav. Antiq. XIV 5. 4).

Ставленником Помпея на престоле в Иерусалиме стал Иоанн Гиркан II (63-40). Его положение оставалось прочным, пока в Риме всю полноту власти держал в руках Помпей. После гибели Помпея в 48 г. Гиркан поддержал Юлия Цезаря в Александрийской войне, что обеспечило ему сохранение царства. Однако в 40 г. Иерусалим был временно захвачен парфянами, Иоанн Гиркан был свергнут и в Иудее начался передел власти. После неск. лет междоусобных столкновений власть в Иерусалиме перешла к Ироду Великому, к-рый, как прежние цари, поддерживал вассальные отношения с Римом. Его покровителями были Марк Антоний, а после 31 г.- Октавиан Август.

Правление Ирода Великого (37-4) совпало по времени с возвышением власти имп. Августа. На фоне всеобщего мира, установившегося по завершении рим. гражданских войн в 31 г., Ирод, поддерживавший теснейшие связи с Августом, получил редкую историческую возможность вкладывать большие средства в развитие своей страны. Управляя большей частью П., Ирод в отличие от предыдущих иудейских царей должен был стать политическим лидером не только иудеев, но и др. семитских народов, греков и римлян, организовав в своих владениях сложный религ. и культурный симбиоз их с иудеями. В этой связи Ирод должен был выступать одновременно и как лидер иудейской общины (перестройка иерусалимского храма), и как политик, приветствовавший дальнейший процесс эллинизации П. Стремясь показать себя с этой стороны, он реализовал очень обширную программу городского строительства в П.: в Иерусалиме, Самарии, Стратоновой Башне (переименована в Кесарию в честь Цезаря) и др. городах.

Римская эпоха (I-III вв. по Р. Х.)

После смерти Ирода в 4 г. до Р. Х. начался период быстрого упадка иудейской государственности. Его царство с одобрения римлян было разделено сыновьями на 3 части. В 6 г. по Р. Х. римляне низложили царя Ирода Архелая, правителя Иудеи и большей части прежних владений Ирода Великого, и образовали пров. Иудея (см. ст. Израиль древний). Т. о., от Иудейского царства остались лишь нек-рые поселения на периферии. В состав провинции первоначально не были введены греч. полисы Десятиградие, Галилея, Итурея и Перея. Пров. Иудея входила в состав большой пров. Сирия; ею управлял префект (позднее прокуратор), к-рый назначался из сословия рим. всадников и во всех важных вопросах должен был подчиняться легату Сирии. Митрополия провинции находилась в Кесарии Приморской (Палестинской); Иерусалим фактически потерял столичный статус. Т. о., территория П. оставалась разделена на неск. политических организмов, что отвечало интересам как римлян, так и в значительной степени жителей эллинистических полисов в П. Римляне получили возможность пресекать политическую активность иудеев, заручились поддержкой местных греков, заинтересованных в контроле над иудеями, а также, обосновавшись на побережье, поставили под свое прямое ведение морские торговые коммуникации и внешние связи П. В 6-7 гг. в новой провинции была проведена перепись населения (Лк 2. 2; 3. 23).

Период с 10-х по 60-е гг. I в. прошел в П. в атмосфере постепенно нараставших противоречий, межрелигиозного и межэтнического противостояния между римлянами и греками, с одной стороны, и иудеями - с другой. В этой крайне нестабильной обстановке в кон. 20-х - нач. 30-х гг. происходили события новозаветной истории, а также образование 1-й апостольской общины христиан и начало их проповеди в П. и за ее пределами. К сер. I в. число христиан в П. было невелико, но в Иерусалиме, видимо, находилась достаточно стабильная община, к-рую возглавлял ап. Иаков, брат Господень. Эта община была разгромлена иудеями в 62 г., когда ситуация в Иудее приблизилась к коллапсу и назревала открытая война между иудеями и Римом (об истории христиан в П. см. в ст. Иерусалимская Православная Церковь).

В 39-41 гг. в городах Востока, в частности П., а также в Александрии произошли массовые столкновения между греками и иудеями. Разбирая жалобы обеих сторон, рим. власть в лице имп. Калигулы, а затем Клавдия встала на сторону греков, считая их права на проживание в полисах законными, а иудеев воспринимая как пришлое население - диаспору (Ios. Flav. Antiq. XVIII 8. 1). В качестве компенсации за это политическое поражение иудеям были сделаны уступки в системе управления в П. В 41 г. Агриппа I Ирод получил согласие римлян на управление Иудеей как автономным царством. Однако это царство было вновь разделено и ликвидировано сразу после смерти Агриппы в 44 г. В 48 г. Агриппа II Ирод получил от римлян титул царя, но фактических полномочий в Иудее не имел, управляя периферийными районами П.

В 66 г. иудеи подняли восстание против римлян, несмотря на явное подавляющее военное превосходство последних. Царь Агриппа II заявил о своей непричастности к этому движению, пытался остановить восставших, но вынужден был покинуть Иудею. Восстание привело к 1-й Иудейской войне (66-73; см. также в ст. Израиль древний). Начав войну, но не владея всей территорией П., иудеи, как и ранее, в эпоху восстания Маккавеев, оказались в окружении враждебных им полисов. Однако теперь вместо слабой и нестабильной монархии Селевкидов их противником была прекрасно организованная Римская империя, находившаяся на пике своего могущества. Основной причиной затягивания войны на неск. лет стали политический кризис и гражданская война в Риме в 68-69 гг., к-рая отвлекла часть сил римлян от П. В начале войны остатки христ. общины из Иерусалима бежали в Пеллу и в дальнейших событиях участия не принимали (Euseb. Hist. eccl. III 5. 3; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 29. 7. 7-8; 30. 2, 7).

В первые недели восстания иудеи вытеснили силой рим. гарнизон из Иерусалима, захватили крепость Масада, перебив рим. гарнизон. Однако в это же время они лишились позиций в П. везде, где их общины были сравнительно невелики. Так, иудеи были изгнаны из Кесарии; их не поддержали бывш. столицы митрополий тетрархии: Тивериада, Сепфорис и др. После первых побед и разгрома сир. армии римлян во главе с Цестием Галлом иудеи попытались захватить укрепленный Аскалон, но понесли большие потери и др. наступательных действий не предпринимали. Когда в 67 г. войну против них возглавил Веспасиан, мн. города П., в т. ч. те, где ранее была влиятельная иудейская элита, изъявили ему покорность и стремились поддерживать римлян. Веспасиан занял Птолемаиду (Акко) и Кесарию. Большинство полисов П. создали для римлян надежную базу для наступления и постепенного подавления восстания. Наиболее упорное сопротивление римлянам оказали Иотапата в Галилее (между Птолемаидой и Тивериадой), Гамла, Иоппия (Яффа) и Масада. В 70 г. после 7-месячной осады римляне во главе с Титом взяли Иерусалим штурмом и разрушили храм и городские стены.

Храм Геркулеса в Филадельфии (сов. Амман). 162–166 гг.Храм Геркулеса в Филадельфии (сов. Амман). 162–166 гг.По уверению Иосифа Флавия, в ходе войны погибло ок. 1,1 млн жителей П., преимущественно иудеев. Эти цифры далеки от реального числа жертв, но расправа римлян с восставшими носила чрезвычайно жестокий характер: так, 97 тыс. жителей Иерусалима были проданы в рабство (Ios. Flav. De bell. VI 9. 3). В Иерусалиме был размещен 10-й рим. легион. Земельная собственность мятежников подвергалась конфискации, частично переводилась в разряд гос. (и личных императорских) владений и затем раздавалась арендаторам. Иудеям было разрешено восстановить свой синедрион в Ямнии (Явне). Здесь рабби Йоханнан бен Заккай основал новую школу изучения Торы, которая впосл. стала одним из основных мест формирования Мишны и развития иудаизма раввинистического. Война привела к тому, что в составе жителей П. соотношение различных этнических элементов стало изменяться в сторону эллинизированного населения. Теперь греки и эллинизированные представители семит. народов составляли если не большинство, то по крайней мере не менее половины населения П. Иудея была преобразована в провинцию 2-й категории, к-рая напрямую подчинялась императору и управлялась префектом претория. Ок. 120 г. статус провинции был дополнительно повышен; ею управляли проконсулы. Ок. 130 г. Сепфорис в Галилее, преимущественно иудейский, был преобразован в полис и назван Диокесария (в честь Зевса Кесаря).

Византийская базилика в Филадельфии (сов. Амман). Кон. V в.Византийская базилика в Филадельфии (сов. Амман). Кон. V в.Катастрофа 70 г. не уничтожила иудейское население и его культуру в П. В центральных районах страны, вокруг Иерусалима, в Самарии и Галилее, они частично сохранили свои поселения и земли и спустя неск. десятилетий в целом восстановили свое экономическое положение. Вместе с тем идея борьбы за независимость в их среде сохраняла свое влияние; идеологическое и религ. противостояние с греко-рим. миром продолжалось. Его последним актом стало восстание в Иудее под предводительством Симона Бар-Кохбы (132-135). Восстание было разгромлено войсками имп. Адриана; в результате его подавления римляне постарались создать условия для окончательной эллинизации и романизации П. Прежняя пров. Иудея была включена в состав большой пров. Сирия-Палестина с центром в Антиохии. Тем самым уничтожалось соотнесение исторической памяти и самосознания иудеев с их страной, к-рая теперь официально носила чужое для них название. Иудаизм и все связанные с ним ритуальные и правовые традиции были запрещены; книги иудеев сожжены на Храмовой горе. Иерусалим был преобразован в рим. колонию Элия Капитолина. В ней расселили ветеранов рим. армии, греков и сирийцев, а иудеям было запрещено появляться в городе в любое время, кроме одного дня в году (9 ава по иудейскому календарю). Др. большая военная колония была создана имп. Адрианом на равнине на полпути между Кесарией и Скифополем и получила название Легио (Кфар-Отнай; здесь располагался 6-й рим. легион). Иудейское население почти полностью исчезло из окрестностей Иерусалима, но сохранилось в неск. др. районах П.: в Галилее, близ Скифополя, на Голанах. Запрет на иудаизм как на вероисповедание был отменен после смерти имп. Адриана в 138 г., но разгром восстания, большие жертвы среди иудеев, их депортации и продажа в рабство надолго закрепили преобладание грекоязычного и эллинизированного населения в П. В последующие 500 лет, с 30-х гг. II до 30-х гг. VII в., П. будет развиваться как регион преимущественно с греко- и сироязычным населением. Подобно иудеям, преследовали и самаритян; их храм на горе Гаризим был переосвящен как языческий.

Последующие столетия были чрезвычайно стабильными в истории П. Расправившись и с иудейским сепаратизмом, римляне начали воспринимать П. как одну из рядовых провинций империи; внимание к ней резко снизилось. Вместе с тем для развития П. принимались почти те же меры, к-рые касались всех др. территорий империи. Во II-III вв. строились дороги, к-рые охватили регион густой сетью. В большинстве городов реализовывались программы возведения храмов и общественных зданий. До наст. времени сохранились обширные и дорогостоящие комплексы городских центров рим. эпохи в Скифополе, Кесарии, Диокесарии, Иппосе, Гадаре, Герасе, Филадельфии и др. Они исследованы археологами и искусствоведами. Мн. здания в них (портики улиц и площадей, храмы, булевтерии, театры, одеоны, торговые лавки, триумфальные арки и др.) были возведены во II-III вв. Большое внимание римская власть уделила П. в период правления имп. Септимия Севера, на рубеже II и III вв. Ок. 194 г. пров. Сирия-Палестина была разделена на 3 части: Келесирию, Финикию и П. В состав П. вошла большая часть исторической области П. между Ливанскими горами на севере и пустыней Негев на юге. В это же время в бывшей Иудее были основаны новые полисы Элевтерополь (древний Бет-Гурвин), Диосполь (древняя Лидда) и Никополь (древний Эммаус). В кон. III в., при проведении военной реформы имп. Диоклетианом, из колонии Легио были выведены войска, но колония была преобразована в полис Максимианополь. В 259-272 гг., в период временного распада Римской империи, П. находилась под властью пальмирского царя Луция Септимия Одената.

Византийская эпоха (IV - нач. VII в.)

Период рим. принципата II-III вв. заложил основы для сохранения стабильного положения П. в последующие века. П. почти не была затронута гражданскими войнами и политическим кризисом в сер. III в. Эпоха IV-VI вв. считается в истории П. временем наибольшего социально-экономического процветания, уровень которого был превзойден только в XX в. Население П. в это время скорее всего превысило 1 млн чел.; площадь сельскохозяйственных земель расширилась, захватив нек-рые районы прежних степных и полупустынных кочевий в Заиорданье и Негеве (и заметно превышала размеры совр. сельскохозяйственных угодий). Рим. историк Аммиан Марцеллин в сер. IV в. назвал крупнейшими городами П. Кесарию, Элевтерополь, Неаполь, Аскалон и Газу (Amm. Marc. Res. gest. XIV 8).

Правление на Востоке Римской империи равноап. Константина Великого (324-337) вновь сделало П. объектом постоянного внимания имперской власти. П. приобрела чрезвычайную важность в контексте его прохрист. реформ как область, где жил и совершил чудо Спасения Иисус Христос и зародилась христ. Церковь. По приказу Константина Элии Капитолине было возвращено историческое название Иерусалим; была инициирована обширная программа развития П. как главного центра для паломников-христиан из всех концов ойкумены. Уже при Константине здесь началось строительство крупных храмов, призванных объединить под своими сводами христиан, приходивших отовсюду поклониться местам, связанным с новозаветной историей (см. статьи Иерусалим, Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме, Вифлеем, Святая земля). В IV-V вв. как следствие этих преобразований новая вера распространялась в П., вероятно, быстрее, чем в большинстве др. провинций империи. Деятельность мн. живших в П. христ. епископов, ученых, подвижников оказала большое влияние на развитие христ. культуры во всем мире. Среди отцов Церкви, подвизавшихся в П.,- святители Макарий, Кирилл и Иувеналий Иерусалимские, Епифаний Кипрский, блж. Иероним Стридонский, ученые-богословы Ориген, Евсевий Памфил, историки Секст Юлий Африкан, Геласий Кесарийский, агиограф Кирилл Скифопольский. К сер. IV в. в П. появились первые мон-ри, и регион вскоре стал одним из древнейших центров развития культуры христ. монашества (см. в ст. Иудейская пустыня). Среди анахоретов П. наиболее известными в христ. традиции стали преподобные Иларион Великий, Евфимий Великий, Феодосий Великий, Савва Освященный.

Синагога в Капернауме. V — нач. VI в. Фотография. 2009 г. Фото: Eddie Gerald/ Wikimedia CommonsСинагога в Капернауме. V — нач. VI в. Фотография. 2009 г. Фото: Eddie Gerald/ Wikimedia CommonsВ рамках политики религ. толерантности иудеи в П. пользовались свободой; до VI в. рим. (визант.) власти неоднократно подтверждали права иудеев исповедовать свою веру. Они по-прежнему имели право посещать Иерусалим раз в году. Тем не менее гос-во пыталось законодательно стимулировать иудеев к принятию христианства, хотя и малоуспешно. Под давлением этой политики, а также бытовых конфликтов с христианами присутствие иудеев в П. сокращалось. По подсчетам израильского исследователя М. Ави-Йоны, во II в., после подавления восстания Бар-Кохбы, в П. насчитывалось ок. 200 иудейских поселений, но ко времени араб. завоеваний в сер. VII в. их оставалось уже менее 50. Единственными городами, где иудеи все еще составляли большинство, оставались Тивериада и Сепфорис. На этом фоне происходил стремительный рост христ. общин в П., к-рых в III в. было всего 18, в IV в.- 36, в V в.- 96 (Avi-Yonah. 1984). В V в. ряд районов Галилеи, прежде заселенных почти исключительно иудеями, такие как Капернаум и Назарет и их окрестности, стали преимущественно христианскими.

В 351 г., впервые более чем за 200 лет, произошло новое восстание иудеев, которое охватило районы городов Сепфориса, Тивериады и Лидды. Восстание было подавлено, однако религ. противостояние в П., преимущественно принимавшее формы мирной конкуренции, продолжалось. В 361-363 гг. имп. Юлиан Отступник в рамках продолжения политики толерантности объявил о разрешении иудеям восстанавливать иерусалимский храм на Храмовой горе. Работы были начаты, но прерваны сразу после гибели императора. В кон. IV - нач. V в. в П., как и по всей империи, была проведена кампания по жестокому преследованию язычников; закрыты большинство храмов античных богов, к-рые до этого времени все еще действовали во мн. городах П. Наиболее подробные сведения об этих событиях для истории П. сохранило Житие свт. Порфирия Газского, к-рый возглавлял небольшую общину христиан в Газе и в напряженной борьбе добился уничтожения языческих святилищ.

Ок. 390 г. П. была разделена на более компактные провинции П. Первую (Кесария), П. Вторую (Скифополь). В VI в. была образована также пров. П. Третья. В ходе адм. реформ единство Иерусалимской Церкви в рамках всей П. сохранилось, а религ. структуры иудеев были разделены; образовалось 2 синедриона - для Первой и Второй П.- в Кесарии и Тивериаде (в П. Третьей число иудеев было крайне невелико). V век для П., как и для большинства стран Ближ. Востока, был весьма стабилен. В V - 1-й пол. VI в. в П. отмечен наивысший расцвет христианства, массовое строительство храмов и мон-рей охватило не только города, но и множество сельских поселений; не было крупных религ. столкновений. Во 2-й пол. V - нач. VI в. возрождались иудейские общины, преимущественно в Галилее, строился ряд богато украшенных синагог, по архитектурной роскоши не уступавших христ. базиликам (см. ст. Капернаум).

В правление визант. императоров Юстина I (518-527) и Юстиниана I (527-565) противоречия между христианами и др. религ. общинами вновь обострились. Нехристиане исключались с военной и гражданской службы, принимались меры по изоляции иудеев и самаритян; их религии были лишены законного статуса. В ответ иудеи и самаритяне поднимали восстания в 529-530 и 556 гг. В 39-й новелле имп. Юстиниана (ок. 539), к-рая была посвящена П., отмечалось неспокойное положение в регионе, правителю П. Первой предоставлялся ранг проконсула; в его распоряжение передавались военные силы, а также право вмешиваться в управление 2 др. провинциями П. в силу необходимости.

Эпоха визант. правления завершилась в нач. VII в. В 614 г. в ходе войны (602-628) с Византией персы захватили Иерусалим и всю остальную территорию региона. Христ. храмы и святыни, особенно в Иерусалиме и других важнейших местах паломничеств, были разграблены. С этого момента влияние Византии на историю П. ослабевает. После 15-летней персид. оккупации имп. Ираклию удалось одержать победу над персами и вернуть П. под визант. власть на краткий период (ок. 630 - ок. 638). Адм. структуры провинций, городское хозяйство, экономика, военные гарнизоны и система обороны границы П. пришли в упадок и не могли быть быстро восстановлены; контроль над регионом и соседними с ним областями был минимальный. В ходе начавшихся вскоре арабских завоеваний П. была быстро захвачена. В 641 г. последним из городов П. арабы захватили Кесарию, ок. 7 тыс. ромеев были убиты.

Эпоха мусульманского господства (нач. VII - нач. XX в.)

(См. также в статьях Иерусалимская Православная Церковь, Арабы-христиане, Халифат, Омейяды). Получив П. в свое управление, арабы-мусульмане первоначально провозгласили основой своей политики религ. толерантность. Прямых преследований христиан не проводилось. Все немусульм. общины пребывали в равном положении, и арабам было выгодно поддерживать в большей степени иудеев, противопоставляя их более многочисленным христианам. В VII-VIII вв. христ. Церковь в П. начала быстро приходить в упадок, число прихожан сокращалось, многие из них, особенно греки, эмигрировали в Византию. Христиане П. попадали во все большую изоляцию, церковные иерархии Иерусалима теряли связи с др. христ. Патриархатами. Несмотря на первоначально выгодное положение для иудеев, их общины постепенно оказались в той же ситуации упадка. П. исламизировалась; уже в VIII-IX вв. и христиане, и иудеи, и др. древние религ. группы в П. превратились в меньшинства. В структуре раннего ислам. халифата, особенно в период правления династии Омейядов (656-750), П. занимала важное место. Столица халифата находилась в Дамаске; халифы многократно посещали Иерусалим, имели здесь резиденцию. Несколько дворцов-резиденций было построено в Заиорданье, в степи, в привычной для кочевников среде (см. подробнее в ст. Иордания). Однако после перенесения столицы халифата в Багдад в сер. VIII в. П. стала глухой провинцией. Упоминания о ней в средневек. источниках и сведения о жизни населения П. в течение мн. столетий становятся крайне скудными.

Дворец Омейядов в цитадели Филадельфия (сов. Амман). Ок. 720 г.Дворец Омейядов в цитадели Филадельфия (сов. Амман). Ок. 720 г.Крайне противоречивая активизация исторических процессов произошла в П. в эпоху крестовых походов. На рубеже XI и XII вв. большая часть региона была завоевана крестоносцами и здесь было образовано Иерусалимское королевство. Выходцы из Зап. Европы, латиняне, стремились возродить П. как христ. страну, но при этом насаждали свою церковную иерархию, находившуюся в подчинении Римско-католической Церкви. Вост. христиане П. (как православные, так и монофизиты) при крестоносцах пользовались определенной толерантностью, но к созданию подлинного равноправного союза с ними крестоносцы не стремились. В результате как латиняне, так и местные христиане по-прежнему оставались меньшинством населения; страна сохраняла преимущественно мусульм. характер. В ходе постоянно обострявшегося военного противостояния крестоносцев и мусульман вост. христиане оказались в ситуации между двух огней, страдая как от одних, так и от других. В кон. XII - сер. XIII в. крестоносные владения П. были уничтожены мусульманами и одновременно очередным жестоким гонениям подверглись и все проч. христиане. Т. о., эпоха крестовых походов завершилась для П. разгромом местной христ. культуры. Сохранившиеся общины христиан были уже немногочисленны и бедны и не могли влиять на общий ход развития страны. В течение мн. столетий правления егип. династии Мамлюков (1260-1517) и большей части эпохи Османской империи (1517-1917) П. оставалась слаборазвитым и в основном мусульм. регионом. В нач. XIX в. ее общее население составляло всего ок. 300 тыс. чел.- в неск. раз меньше, чем в римскую и византийскую эпохи. Новый относительный подъем христианства начался лишь в XIX в. в связи с постепенной активизацией паломничества христиан в П. из Зап. Европы и России. В Иерусалиме и др. городах П. появились представительства европейских Церквей, католические, русские православные и др. мон-ри, исследовательские церковно-научные миссии. Некоторые средства вкладывались европейцами и в развитие восточных христианских общин, хотя они по-прежнему оставались немногочисленными (см. подробнее в статьях Иерусалим, Иерусалимская Православная Церковь, Святая земля, Палестинское Православное общество). Во 2-й пол. XIX в. параллельно среди европ. иудеев началось масштабное религиозно-общественное движение за переселение на древние израильские земли (см. в ст. Сионизм). Вслед. этих процессов христ. культура так и не смогла восстановить ведущее положение в П. К нач. XX в. численность иудейского населения П. уже превысила число местных христиан, а в течение XX в. евреи составили уже наиболее многочисленную и активную общину жителей П., что создало для них надежную основу для провозглашения в 1948 г. возрожденного гос-ва Израиль (см. также Палестина, гос-во).

Лит.: Муравьев А. Н. История св. града Иерусалима от времен апостольских и до наших. СПб., 1844. 2 ч.; Couret A. La Palestine sous les empereurs grecs, 326-636. Grenoble, 1869; Медников Н. А. Палестина от завоевания ея арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897-1903. 2 т. в 4 ч. (ППС; Т. 17. Вып. 2(50)); Abel F.-M. Géographie de la Palestine. P., 1933-1938. 2 vol.; idem. Histoire de la Palestine. P., 1952; Smith G. A. The Historical Geography of the Holy Land. L., 193526; Kraeling C. H. Gerasa, City of the Decapolis. New Haven, 1938; Jones A. H. M. The Herods of Judaea. Oxf., 19672; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970; Bagatti B. The Church from the Gentiles in Palestine: History and Archaeology. Jerus., 1971; Schürer E. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 BC-AD 135). Edinb., 1973-1987. 3 vol.; Пигулевская Н. В. Из истории социальных и религ. движений в Палестине в римскую эпоху // Она же. Ближ. Восток, Византия, cлавяне. Л., 1976. С. 94-110; Avi-Yonah M. The Holy Land from the Persian to the Arab Conquests (536 BC to AD 640): A Historical Geography. Grand Rapids, 1977; idem. The Jews under Roman and Byzantine Rule: A Political History of Palestine from the Bar Kokhba War to the Arab Conquest. N. Y.; Jerus., 1984; Hüttenmeister F., Reeg G. Die antiken Synagogen in Israel. Wiesbaden, 1977. 2 Bde; Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims before the Crusades. Warmiuster, 1977; Gutwein C. Third Palestine: A Regional Study in Byzantine Urbanization. Wash., 1981; Smallwood M. The Jews under Roman Rule from Pompey to Diocletian: A Study in Political Relations. Leiden, 19812; Hunt E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire, AD 312-460. Oxf.; N. Y., 1982; Goodman M. State and Society in Roman Galilee, AD 132-212. Totowa (N. J.), 1983; Urman D. The Golan: A Profile of a Region during the Roman and Byzantine Periods. Oxf., 1985; Dar Sh. Landscape and Pattern: An Archaeological Survey of Samaria, 800 BCE - 636 CE. Oxf., 1986. 2 vol.; Ovadiah R. and A. Hellenistic, Roman and Early Byzantine Mosaic Pavements in Israel. R., 1987; Hachlili R. Ancient Jewish Art and Archaeology in the Land of Israel. Leiden; N. Y., 1988; Crown A. D. The Samaritans. Tüb., 1989; The Blessings of Pilgrimage / Ed. R. Ousterhout. Urbana, 1990; Kuhnen H.-P. Palästina in griechisch-römischer Zeit. Münch., 1990; The Galilee in Late Antiquity / Ed. L. Levine. N. Y.; Camb. (Mass.), 1992; Gil M. A History of Palestine, 634-1099. Camb., 1992; Griffith S. H. Arabic Christianity in the Monasteries of 9th-Cent. Palestine. Aldershot, 1992; Hirschweld Y. The Judean Desert Monasteries in Byzantine Period. New Haven, 1992; Alstrom G. W. The History of Ancient Palestine from Palaeolithic Period to Alexander's Conqiest. Seffield, 1993; NEAEHL; Taylor J. E. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxf., 1993; Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ: The Monasteries of Palestine, 314-631. Oxf., 1994; The Byzantine and Early Islamic Near East / Ed. G. R. D. King, A. Cameron. Princeton, 1994. Vol. 2; Safrai Z. The Economy of Roman Palestine. L.; N. Y., 1994; Tsafrir Y., Di Segni L., Green J. Tabula Imperii Romani: Iudaea-Palaestina: Eretz Israel in the Hellenistic, Roman, and Byzantine Periods. Jerus., 1994; Shick R. The Christian Communities of Palestine from Byzantine to Islamic Rule: A Historical and Archaeological Study. Princeton, 1995; Caesarea Maritima: A Retrospective after Two Millenia / Ed. A. Raban, K. G. Holum. Leiden; N. Y., 1996. (DMOA; 21); Segal A. From Function to Monument: Urban Landscapes of Roman Palestine, Syria and Provincia Arabia. Oxf., 1996; Sharing the Sacred: Religious Contacts and Conflicts in the Holy Land, I-XV Cent. / Ed. A. Kofsky, G. G. Stroumsa. Jerus., 1998; Sperber D. The City in Roman Palestine. N. Y., 1998; Грушевой А. Г. Нессанские папирусы: Осн. проблемы соц.-экон. и полит. истории Юж. Палестины IV-VII вв. // ППС. 1998. Т. 96(33). С. 5-118; он же. Обращение арабов в христианство у церк. авторов IV-VI вв. // Там же. Т. 98(35). С. 27-38; он же. Иудеи и иудаизм в истории Рим. республики и Рим. империи. СПб., 2008; Cohen Sh. J. D. The Beginnings of Jewishness: Boundaries, Varieties, Uncertainties. Berkeley, 1999; Беляев Л. А. Христ. древности: Введ. в сравн. изучение. СПб., 20002; The Ancient Languages of Syria-Palestine and Arabia / Ed. R. D. Woodward. Camb., 2001; Belayche N. Iudaea-Palaestina: The Pagan Cults in Roman Palestine (II-IV Cent.). Tüb., 2001; Peri O. Christianity under Islam in Jerusalem: The Question of the Holy Sites in Early Ottoman Times. Leiden, 2001; Christians and Christianity in the Holy Land: From the Origins to the Latin Kingdoms / Ed. O. Limor, G. G. Stroumsa. Turnhout, 2006; Читти Д. Град пустыня: Введение в изуч. египетского и палестинского монашества в христ. империи. СПб., 2007; Milson D. Art and Architecture of the Synagogue in Late Antique Palestine. Leiden; Boston, 2007; Чериковер В. И. Эллинистическая цивилизация и евреи. СПб., 2010; Knauf E. A., Guillaume Ph. A History of Biblical Israel: The Fate of the Tribes and Kingdoms from Merenptah to Bar Kochba. Sheffield; Bristol, 2016; Dan A., Nodet E. Cœlé-Syrie: Palastine, Judée, Pérée. Leuven; P., 2017; Sprachen in Palästina im 2. und 1. Jh. v. Chr.: Kolloquium des Deutschen Vereins zur Erforschung Palästinas, 2-4.11.2012 / Hrsg. U. Hübner, H. Niehr. Wiesbaden, 2017; Shvarts Y. Jews and Christians in Roman-Byzantine Palestine: History, Daily Life and Material Culture. Bern etc., 2018. 2 vol.; Tchekhanovets Y. The Caucasian Archaeology of the Holy Land: Armenian, Georgian and Albanian Communities between the IVth and XIth Cent. Leiden; Boston, 2018.
Дополнительную библиографию см. также в статьях Арабы-христиане, Археология библейская, Галилея, Израиль древний, Иерусалим, Иерусалимская Православная Церковь, Иудейская пустыня, Ханаан.
И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
  • АВАНА река, берущая начало в горах Антиливана и протекающая в окрестностях Дамаска
  • АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
  • АВЕЛ составной элемент некоторых библейских географических названий