ПАЛЛАДИЙ
Том LIV, С. 319-320
опубликовано: 20 ноября 2023г.

ПАЛЛАДИЙ

Палладий (Добронравов), еп. Фотография. 10-е гг. XX в.Палладий (Добронравов), еп. Фотография. 10-е гг. XX в. (Добронравов Николай Константинович; 18.11.1865, Могилёвская губ.- 1922, Москва), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель. Из семьи коллежского советника, помощника губ. землемера. Во время учебы в Могилёвской муж. гимназии у него «возникло намерение посвятить свою жизнь на служение св. Церкви в звании инока». В 1881 г., окончив 5-й класс гимназии, перевелся в Могилёвскую ДС. Впоследствии продолжил обучение в Вифанской ДС и Московской ДС, которую окончил в 1887 г. В том же году поступил в МДА. Во время учебы в академии, 29 мая 1888 г., был пострижен ректором МДА Волоколамским еп. Христофором (Смирновым) в рясофор, а 27 нояб. того же года - в мантию с именем Палладий. Рукоположен 25 дек. 1888 г. еп. Христофором во диакона, 15 апр. 1890 г.- во иерея. В 1891 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Преподобный Ефрем Сирин и его нравственное учение». 2 сент. того же года назначен смотрителем Коломенского ДУ. 28 марта 1892 г. переведен на ту же должность в Звенигородское ДУ. С 1892 г. преподавал словесность, греч. язык и богословие в Вологодской ДС, затем гомилетику в Могилёвской ДС (с 1894) и Тульской ДС (с 1896).

В 1897 г. назначен наблюдателем миссионерских курсов при КазДА и наместником Спасо-Преображенского мон-ря в Казани, возведен в сан архимандрита. В 1899 г. защитил дис. «Преподобный Пахомий Великий и первое иноческое общежитие (по новооткрытым коптским документам)» на соискание степени магистра богословия. В том же году был назначен ректором Литовской ДС. В 1901 г. определен синодальным ризничим. Получил известность как духовный писатель благодаря своим работам о раннехрист. святых, основоположниках христ. монашества и учителях веры: преподобных Пахомии Великом, Антонии Великом и Макарии Великом (нек-рые работы П. переизданы в нач. XXI в.); также было опубликовано неск. сборников проповедей П.

4 нояб. 1903 г. решением Синода избран епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. Архиерейскую хиротонию 6 дек. того же года в Александро-Невском кафедральном соборе Саратова совершили епископы Саратовский и Царицынский сщмч. Ермоген (Долганёв), Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев; впосл. архиепископ), Уральский Тихон (Оболенский; впосл. митрополит). П. стал 1-м Вольским епископом с местопребыванием в титульном городе. В Вольске в период его управления вик-ством был отреставрирован кафедральный собор, сооружена Свято-Успенская ц., достроено здание 2-го Саратовского жен. епархиального уч-ща. В 1908 г. назначен епископом Пермским и Соликамским. По инициативе П. в епархии стало активно развиваться трезвенническое движение, при приходах создавались общества трезвости (всего за годы управления П. Пермской епархией было открыто 136 таких об-в). Был организован Епархиальный проповеднический наблюдательный комитет. 1 марта 1911 г. П. открыл в Перми Пастырско-миссионерскую школу им. Иоанна Кронштадтского, 17 окт. 1912 г.- Пермское епархиальное церковно-археологическое общество. Во время архиерейства П. был восстановлен Иоанно-Богословский мон-рь в Чердыни. 2 авг. 1914 г. назначен епископом Саратовским и Царицынским. Организовывал в епархии благотворительную деятельность во время первой мировой войны. По его инициативе были созданы приходские сестричества по уходу за ранеными, ясли для детей призванных на военную службу при приходах и сестричествах, основан епархиальный Комитет по устройству быта беженцев. Были вновь организованы проповеднический и миссионерский кружки в Саратовской ДС, миссионерские курсы для монахинь (янв. 1917). Также во время пребывания П. на Саратовской кафедре были созданы Епархиальный проповеднический наблюдательный комитет (1914) и Епархиальный певческий наблюдательный совет (1915). П. регулярно объезжал приходы епархии.

Был награжден орденами св. Анны 2-й (1900) и 1-й (1910) степени, св. Владимира 3-й (1905) и 2-й (1913) степени.

После Февральской революции 1917 г. П. активно поддержал Временное правительство, но, невзирая на выражение лояльности по отношению к новой власти, его прошлая деятельность как архиерея стала подвергаться публичной критике за случаи взяточничества в окружении епископа, а также за якобы имевшиеся в дореволюционный период связи с Г. Е. Распутиным. Негативную роль сыграл конфликт П. с его викарием - Петровским еп. Леонтием (Вимпфеном), обвинявшим правящего архиерея в принадлежности к сторонникам «распутинского строя». Ревизор Синода Ф. И. Виноградов и губ. комиссар Временного правительства Н. И. Семёнов считали виновником конфликта еп. Леонтия. Тем не менее в апр. 1917 г. епархиальный съезд принял решение об удалении с кафедр обоих архиереев. П. не подчинился этому решению, после чего был по требованию представителей саратовского духовенства подвергнут домашнему аресту. 23 апр. 1917 г. его отправили из Саратова в распоряжение обер-прокурора Синода. 6 мая Синод уволил П. на покой с назначением его настоятелем белёвского Спасо-Преображенского мон-ря Тульской епархии.

Дело о насильственном смещении П. с Саратовской кафедры рассматривала по его заявлению Судная комиссия при Совещании епископов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 4 авг. 1918 г. архиереи выразили П. «братское соболезнование епископов по поводу перенесенных им тяжких нравственных испытаний». Обвинения, выдвинутые против него, архиереи сочли «или совершенно голословными, или основанными на неточных или преувеличенных данных» и признали его правоспособным кандидатом на вакантные кафедры. С 6 авг. 1918 г. П. являлся членом Поместного Собора как заместитель Тульского еп. сщмч. Иувеналия (Масловского; впосл. архиепископ). Посетил 32 пленарных заседания Собора, участвовал в работе Отдела о епархиальном управлении. 5 сент. 1918 г. назначен епископом Сарапульским и Елабужским, но не смог выехать из Москвы к месту служения. Находился в столице, служил, в частности, в московском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре.

2 июня 1919 г. постановлением патриарха свт. Тихона (Беллавина) и Синода освобожден от управления Сарапульской епархией и назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова монастырем, однако уже 29 июня Звенигородский уездный совет принял решение о закрытии обители. В ночь на 14 июля 1919 г. Новоиерусалимский мон-рь был занят отрядом красноармейцев, его насельники арестованы. П. в это время тяжело болел тифом и находился в больнице. В середине авг. он был отправлен в Москву и вскоре отдан под суд по клеветническому доносу своего келейника В. М. Колесова по обвинению в растлении малолетнего послушника. На судебном процессе 29 окт. 1919 г. предъявленные П. обвинения были опровергнуты показаниями др. свидетелей, однако Особая сессия при Московском столичном совете народных судей приговорила его к 5 годам лишения свободы. Вскоре, очевидно, П. был амнистирован, т. к. есть данные о его служении в 1920-1921 гг. в храмах и мон-рях Москвы по назначению патриарха. Хотя до сих пор не обнаружен документ о назначении П. в конце его жизни настоятелем общины Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря, он упоминается в этом качестве патриархом Тихоном в письме митр. Евлогию (Георгиевскому) от 20 марта 1922 г., в к-ром сообщается о кончине архиепископа от астмы на 1-й неделе Великого поста, т. е. в кон. февраля - нач. марта того же года (Переписка Святителя Тихона Патриарха Всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского), 1921-1922 гг. // УЗ РПУ. Вып. 6. С. 111).

Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 135. Оп. 1. Д. 7342; Ф. 1132. Оп. 1. Д. 166; РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 713; Ф. 796. Оп. 442. Д. 2728; Ф. 831. Оп. 1. Д. 146; ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1193.
Соч.:Новооткрытые изречения прп. Антония Великого. Каз., 1898. М., 2002; Новооткрытые сказания о прп. Макарии Великом. Каз., 1898. Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие. Каз., 1899; Поучение на первую пассию: Мысли и чувства у подножия креста Христова. Вильна, 1900; Два поучения. Вильна, 1900; Житие прп. отца нашего Пахомия Великого. М., 1906; Проповеди. М., 1912. 2 вып.; Беседа о великой важности для христианина быть верным всегда и во всем Христову закону. Саратов, 1915; Великое светило Египта: Полное жизнеописание прп. Пахомия Великого, сост. по древним рукописям. М., 2002.
Ист.: Беликов Д., прот. Проповеди преосв. Палладия, еп. Пермского и Соликамского. Вып. I и II // ПрибЦВед. 1912. № 41. С. 1670-1674; В подвиге пастырства: Обозрение деятельности преосв. еп. Палладия за 1915 г. Саратов, 1916; Саратовская епархия в 1916 г. // Саратовские ЕВ. 1917. Офиц. отд. № 3. С. 87-97; № 6. С. 196-202; Борис (Соколов), архим. По поводу церковного соблазна в Саратовской епархии // Там же. № 10/11. С. 340-344; Дело еп. Палладия // РиЦ. 1919. № 3/5. С. 39-44; Документы Свящ. Собора Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг. / Отв. ред.: А. И. Мраморнов. М., 2013. Т. 2. С. 520, 582; Т. 4. С. 53, 115-118, 168, 249-250.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 334-335; Воробьёв М., прот. Православное краеведение: Очерки церк. истории Вольска и Саратовского края. М., 2002. С. 85-86; Казакевич А. Н. Богослужение // Правосл. Москва в 1917-1921 гг. Сб. док-тов и мат-лов. М., 2004. С. 404, 652; Мраморнов А. И. Духовная семинария в России начала XX века: кризис и возможности его преодоления. Саратов, 2007; Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 г. СПб., 2008. С. 89-92; Соколов А. В. Государство и Правосл. церковь в России, февр. 1917 - янв. 1918 гг. СПб., 2015. С. 327-328; Круглик Ал., прот., Крестников Ю. В. Новоспасский монастырь: страницы истории: Ист. очерк. М., 2018. С. 486-492.
А. И. Мраморнов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк
  • ЕВГЕНИЙ (Мерцалов Евгений Александрович; 1857-1920), еп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель
  • ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 1879-1949), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский