ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН
Том LIV, С. 523-525
опубликовано: 19 декабря 2023г.

ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН

Содержание

Мученичество Папия, Диодора, Канона, Клавдиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 369)Мученичество Папия, Диодора, Канона, Клавдиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 369)[Греч. Παπίας, Διόδωρος, Κόνων κα Κλαυδιανός], мученики Памфилийские (Атталийские) (пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия). Сохранилось небольшое Мученичество П., Д. и Клавдиана (ВHG, N 2332), в к-ром приводятся сведения об их допросе у правителя Памфилии Поплия (в «Житиях святых» Димитрия Ростовского ошибочно - Павлина). Во время допроса мученики сначала отказываются назвать свои имена, утверждая, что они - христиане (такой ответ часто встречается в древних мученичествах), затем говорят, как их зовут, и сообщают, что они пастухи. За проповедь Христа и отказ отречься от веры Поплий приказал подвесить П., Д. и Клавдиана и строгать их железными орудиями. Палачи были столь жестоки, что разрывали плоть мучеников на куски. После пыток П., Д. и Клавдиан были обезглавлены.

Мученичество издано П. Франки де Кавальери и В. В. Латышевым (Franchi de' Cavalieri P. Note agiografiche. R., 1909. T. 3. P. 118-119. (ST; 22); Laty ev. Menol. T. 1. P. 12-14). В визант. Синаксарях под 4 февр. помещен краткий пересказ этого текста (SynCP. Col. 443; PG. 117. Col. 293 [Минологий Василия II]), под этим же числом (28 аратца) - в арм. Синаксаре Тер-Исраэля (Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayan. P., 1925. Vol. 6: Mois d'Aratz. P. 140. (PO; T. 19. Fasc.1). В палестино-груз. календаре (Sinait. iber. 34) память П. и Д. (без Клавдиана) указана под 27 февр. (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 166), в сиро-яковитском Мартирологии - под 28 шебата (28 февр.) (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Ed. F. Nau. P., 1913. P. 73. (PO. T. 10. Fasc. 1).

В древних зап. Мартирологах памяти этой дружины нет. Кард. Ц. Бароний внес ее в Римский Мартиролог, добавив имя Конона, под 26 февр.; это день, когда отмечается память сщмч. Нестора, еп. Магиддийского. Святой Нестор также пострадал в Памфилии при Деции и правителе Пуплии (Поплии), только не в Атталии, а в Перге. Франки де Кавальери полагает, что у мученичеств Нестора, Конона Градаря и П., Д. и Клавдиана - один и тот же автор.

Имена Папия, Диодора и Клавдиана есть также среди имен мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона, Папия (31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.); Ж. М. Соже полагает, что скорее всего это именно П., Д. и Клавдиан и в данном случае наблюдается путаница в именах и датах, к-рая присутствует и в вост. Синаксарях. Однако в Мученичестве дружины Виктора и Викторина приводятся др. обстоятельства казни, поэтому твердых аргументов в пользу того, что это одни и те же мученики, нет.

Ист.: BHG, N 2331-2332; ActaSS. Febr. T. 3. P. 488-490; MartRom. P. 100. MartRom. Comment. P. 77. Not. 2; ЖСв. Февр. С. 36.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 53; Delehaye H. Les Martyrs d'Égypte // AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 51-54; Sauget J.-M. Papia, Diodoro e Claudiano // BiblSS. Vol. 10. Col. 316-317; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 374.
О. Н. А.

Иконография

Изображение мученической кончины святых вошло в минейные циклы лицевых рукописей и настенных росписей храмов. На миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 369, 1-я четв. XI в.), как и в Императорском минологии из ГИМ (Греч. № 376 (Син. греч. 183), 2-я четв. XI в.), показан момент усекновения глав 3 мучеников: П., Д. и Клавдиана. Обе миниатюры близки по композиции: святой справа лежит в неестественной позе возле темной горки, голова усечена, из раны еще хлещет кровь; святой в центре опускается на колено, над его шеей занесен меч палача; святой слева взирает на происходящее, ожидая своей череды; облачены в разных цветов хитоны, руки связаны за спиной. В 1-м Минологии все мученики темноволосые (в рукописи из ГИМ поврежден живописный слой у головы святого справа), градация возрастной характеристики дана по наличию и длине бороды: от молодого безбородого юноши слева к более старшему, с короткой клиновидной бородой (средовеку?), справа; у молодого человека в центре также короткая борода. На миниатюре в рукописи из ГИМ имеются ценные дополнения в виде надписания имени (на греч. языке, перед именем - «Агиос») у фигуры каждого из мучеников (слева направо): Папий, Диодор, Клавдиан.

На фреске в Старо-Нагоричино (1317/18) (Миjовић. Менолог. С. 274) показана кончина П. и Д.: первый - седовласый, обликом напоминающий свт. Николая,- лежит на земле с усеченной головой; над головой второго - средовека с темными вьющимися волосами и с короткой бородой - палач, размахнувшись, заносит меч; одежды обоих святых составляют длинные хитоны и плащи.

В подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова память П., Д. и Клавдиана отмечена под 3 февр. без сведений об их облике (кроме указания, что они были пастухами) (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 264-265). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев, изданном в 1910 г., буквально сочинил описание внешности мучеников, основываясь на их Житии (под. 3 февр.): «…можно допустить, что Папий был с проседью, со средней величины бородой, Диодор с небольшою бородой, Клавдиан с очень малою бородой; одежды пастушеския, рубашки немного ниже колен и плащи из грубой ткани. В руках посохи, за поясами свирели» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 177-178).

Рубрики
Ключевые слова
См.также