ПАРМЕН
Том LIV, С. 622-624
опубликовано: 26 декабря 2023г.

ПАРМЕН

Содержание

[Греч. Παρμενᾶς; лат. Parmenas] (I в.), апостол от 70 (пам. 28 июля и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов, избранных апостолами для служения за трапезами, чтобы урегулировать конфликт между христианами из язычников и обращенными из евреев (Деян 6. 1-6). П. был избран как один из «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян 6. 3).

Ап. Пармен. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 102)Ап. Пармен. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 102)

Греч. Παρμενᾶς - достаточно редкое для того времени имя, является уменьшительной формой от Παρμενίδης или Παρμένων; оно не было популярным в евр. среде (Левинская. 1999. С. 211; Fitzmyer. 1998. P. 315) и не встречается в евр. эпиграфике того времени (Ilan. 2002. P. 302). Это может указывать на П. как на одного из «эллинистов», т. е. обращенных из язычников или грекоговорящих евреев (Деян 1. 6; ср.: Левинская. 1999. С. 206-207). Тем не менее, поскольку только об одном из диаконов говорится, что он происходил из язычников (Деян 6. 5), то, вероятно, П., как и др. его сослужители, мог быть или евреем из диаспоры, или из палестинских евреев, носивших греч. имена (Paulien. 1992. P. 165; Bauckham. 1995. P. 111). Высказывается предположение, что П., как и др. диаконы, мог возглавлять одну из домашних церквей, состоящих из грекоговорящих христиан (Dunn. 1996. P. 83-84). Как видно из рассказа о др. диаконах (Деян 6. 8; 8. 5-40; 21. 8), порученное им служение не было ограничено только заботой о трапезах (Деян 6. 2), однако ничего больше о П. в НЗ не сказано.

П. представлен в большинстве визант. каталогов апостолов от 70. В наиболее древнем списке (V-VI вв.), к-рый приписывают свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что П. умер на глазах апостолов во время служения, по всей видимости в Иерусалиме (Vitae prophetarum. Р. 119); такие же сведения содержатся в каталоге, известном под именем Дорофея Тирского (Ibid. P. 135). Эти же данные приводятся в списке апостолов IX в., который приписывают Епифанию Саламинскому (Кипрскому) (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 2. P. 477). Имя П. встречается среди апостолов от 70 в анонимном греко-сир. списке V-VI вв. (Ibid. P. 469). Такие же сведения обнаружены в «Пасхальной хронике» (VI в.; Chron. Pasch. 427). Совершенно иная традиция отражена в списке VII в., приписываемом свт. Ипполиту Римскому, где П. упомянут как епископ г. Солы (Σόλων) на о-ве Кипр (Vitae prophetarum. Р. 168).

В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) П. поминается как апостол от 70 и один из 7 диаконов под 30 июня - в Соборе св. апостолов, где воспроизводятся сведения визант. каталогов апостолов (SynCP. Col. 784), и под 2 марта, где в сказании подробно освещается его избрание в диаконы согласно Деян 6; в заключении отмечено, что, «совершая служение нуждам святых служителей добросовестно и боголюбезно, он угодил Богу и Его ученикам, а затем, после болезни, принял конец жизни на глазах апостолов» (Ibid. Col. 501-502). Под 12 мая и 6 мая его память встречается в Минее, изданной в Венеции (1603 г.- Ibid. Col. 661, 680). Под 28 июля память П. празднуется вместе с др. первыми диаконами - Прохором и Никанором, где в кратком сказании воспроизведены сведения из каталогов апостолов от 70 (Ibid. Col. 851). В Минологии Василия II 1-й четв. XI в. под 2 марта, в день поминовения «успения» (κοίμησις) П., к сведениям из Деян 6 и каталогов апостолов добавлены завершающие слова «ко Христу, к Которому стремился, он отошел, восприняв венец нетленный и царствие бессмертное» (PG. 117. Col. 336).

В греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 28 июля, в день памяти П. вместе с диаконами Прохором, Тимоном и Никанором, ему посвящено двустишие: «Обладает тобою гробница, но только по плоти, душа же твоя, Пармене, с ангелами», и далее воспроизводятся сведения из Синаксаря К-польской Церкви (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 123-125). При переводе визант. Синаксарей память П. вместе с днями памяти апостолов Никанора и Прохора попадает в стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) под 28 июля, где говорится, что он был погребен и оплакан самими апостолами (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11. С. 61-62). Отдельная его память с двустишием и сказанием, как и в Синаксаре Великой ц., отмечена 2 марта (Там же. 2012. Т. 7. С. 10) и под 30 июня вместе с днями памяти др. апостолов - с кратким сказанием, что он скончался в мире «пред ликом апостольским» (Там же. Т. 10. С. 78).

Хотя в ВМЧ память П. отмечена под 2 марта и 28 июля (см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 3, 333 [2-я паг.]), в слав. традиции его поминовение установилось под 28 июля (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 226; Т. 3. С. 288). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского память П. вместе с днями памяти апостолов от 70 Прохора, Никанора и Тимона отмечена только под 28 июля, где после краткого рассказа об избрании диаконов и уже известных сведений о том, что он умер «пред очами» апостолов, ими же был погребен и оплакан, добавлено замечание о том, что, «по мнению некоторых, он принял мученическую кончину и был украшен венцом мученика» (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 426). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, о П. сказано, что он, совершая служение в проповеди веры «перед очами» апостолов, скончался как мученик (Там же. Кн. 2. Л. 264). В «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под 4 янв. повторены те же сведения, однако под 28 июля говорится, что П. «в подвигах проповеди скончался мученически и похоронен в г. Соли» (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 55; Июль. С. 266-267).

Под 28 июля память П. вместе с памятью др. апостолов от 70 - Никанора, Прохора, и Тимона - закрепилась в совр. календарях РПЦ (ПЦК. 2019. С. 190) и Греческих Церквей (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 376). В богослужебной Минее РПЦ под 28 июля в тропаре канона на утрене в 5-й песни авторства Иосифа Песнописца приводятся сведения визант. источников: «Великий Пармен пред очима апостолов успе, совершив со тщанием теплым Божественное служение» (Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 252). В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита под 28 июля говорится, что П. «предал душу свою Богу после болезни и был похоронен апостолами» (Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 2008. Τ. 11. Σ. 315).

День памяти П. вместе с днями памяти др. апостолов от 70, как и в визант. традиции, представлен под 22 хротиц (28 июля) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) (PO. Vol. 21. Fasc. 6. P. 790-791).

В зап. традиции св. Адон, архиеп. Вьеннский (860-875), первым ввел почитание П. как одного из 7 диаконов в свой Мартиролог под произвольной датой 23 янв., где в кратком сказании говорится, что П., «будучи поручен братиями благодати Божией (ср.: Деян 15. 40), славу мученичества обрел, упокоился в Филиппах». Очевидно, речь идет о г. Филлиппы в Македонии (Деян 16. 12) (MartAdon. 1984. P. 68). Установить источник этих сведений не представляется возможным (Sauget. 1967). В Мартирологе, составленном мон. Узуардом († 877), под этой же датой отмечена память П. с теми же сведениями, но в др. редакции (MartUsuard. 1965. P. 167). В 80-х гг. XVI в. при составлении Римского Мартиролога кард. Цезарь Бароний внес под этой же датой день памяти П. со сказанием из Мартиролога Узуарда, дополнив его сообщением, что диакон принял мученичество во время правления имп. Траяна (ок. 98-117) (MartRom. Comment. P. 32; ActaSS. 1734. Ian. T. 2. P. 453). В совр. календаре Римско-католической Церкви память П. вместе с памятью др. 4 первых диаконов (в отличие от правосл. традиции к ним добавлен Николай), очевидно для согласования с календарем Восточных Церквей была перенесена на 28 июля (MartRom (Vat.). P. 396). Тем не менее сведения из зап. Мартирологов (напр., о мученичестве П. при Траяне) иногда попадают и в совр. правосл. издания, без указания источников (см., напр.: Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 255).

Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. C. 49; Sauget J.-M. Parmena // BiblSS. 1967. Vol. 10. Col. 338-339; Paulien J. Parmenas // ABD. 1992. Vol. 5. P. 165; Bauckham R. The Book of Acts in Its Palestinian Setting. Grand Rapids (Mich.), 1995; Dunn J. D. G. The Acts of the Apostles. L., 1996; Barrett C. K. A Critical and Exegetical Comment. on the Acts of the Apostles. Edinb., 1998. Vol. 2; Fitzmyer J. The Acts of Apostles. N. Y., 1998; Левинская И. А. Деяния апостолов: Гл. 1-8: Ист.-филол. коммент. М., 1999; Ilan T. Lexicon of Jewish Names in Late Antiquity. Tüb., 2002.
А. Е. Петров

Иконография

В греч. руководстве для иконописцев, Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), описание облика П. в составе списка апостолов от 70 ограничивается лаконичным определением: «молод», без к.-л. добавлений, касающихся, в частности, бороды (Ерминия ДФ. § 7. С. 158. № 70) в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 28 июля также кратко зафиксирована мученическая кончина святого, пострадавшего вместе с апостолами от 70: Прохором, Никанором и Тимоном (имя П. названо последним; все - без упоминания типа мучения) (Там же. § 22. С. 214).

В рус. иконописных подлинниках имя П. вместе с именами апостолов Прохора, Никанора и Тимона встречаются под 28 июля, впервые в списке Новгородской редакции, принадлежавшем Г. Д. Филимонову (2-я четв. (?) XVII в., см.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 128. Примеч. 1). Однако полное представление об облике апостола дает подлинник Палехской редакции нач. XVIII в., также из собрания Филимонова, в к-ром дважды - под 4 янв. (память апостолов от 70) и под 28 июля (память апостолов Прохора, Никанора, Тимона и П.) - с несущественными различиями описан внешний вид святого. В обоих случаях при имени П. упомянуто его диаконское служение («от седми диаконов»), он «рус, власы с ушей повились, брада невелика, риза диаконская - стихарь и оларь, в руке кадило и фимиамница» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 235. № 15; С. 400). В иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в. из собрания С. Т. Большакова облик П. уподобляется облику мч. Флора Иллирийского (Большаков. Подлинник иконописный. С. 123, под 28 июля). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев (1910) близок в описании святого к иконописным подлинникам, в качестве дополнения рекомендует в руке П. изображать хартию с текстом: «Врученное себе от апостолов служение в проповеди, исполненной веры, совершая, пред очима апостольскими умре и от оных самих погребен бысть, и оплакан смиренно» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 132).

В минейных циклах образ П. под 28 июля, как правило, вытеснен изображением идущего первым в списке святых этого дня ап. Прохора (редко - апостолов Прохора и Никанора, как, напр., на минейной иконе на июль кон. XVI в., ВГИАХМЗ - см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 60). Под 2 марта апостол представлен в греко-груз. рукописи (РНБ. О.I.58, XV в.): в рост, с отведенной в сторону правой рукой (т. н. ораторский жест), в опущенной левой руке держит свернутый свиток; у него пышные, вьющиеся, длиной до середины шеи волосы каштанового цвета, короткая борода (Л. 102); под 28 июля в этом палимпсесте, не ориентированном на изображения мученичества святых,- образ одного ап. Тимона (Л. 122 об.).

В монументальной живописи образ П. в составе изображений апостолов от 70 встречается в XVII в. в росписи ряда храмов (напр., ц. прор. Илии в Ярославле, 1680; Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, 1684; Троицкого (Зачатия св. Анны) собора Иаковлевского мон-ря в Ростове, 1689: вместе с апостолами Прохором, Никанором и Тимоном в зап. центральной арке и еще раз - в росписи алтаря на сев. стене в составе 12 образов св. диаконов) (Никитина. 2015. С. 232, 418). В сер. XVII в. Собор апостолов дополняют темами апостольских проповедей и страстей: иконы «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома), «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), псковская икона «Апостольские проповеди и страсти» (кон. XVII в., собрание К. В. Воронина), «Распятие с апостольскими страстями» из Успенского собора Московского Кремля, иконописец Федор Рожнов (1700, ГММК); П. обычно показан в правой группе апостолов.

Лит.: Евсеева. Афонская книга. С. 280; Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Вел. и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008.
Э. В. Ш.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский
  • ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов
  • НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов
  • ОЛИМП [Олимпан] (I в. по Р. Х.), ап. от 70, ученик ап. Петра (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 нояб. и 30 июня - в Соборе св. апостолов)
  • ПАТРОВ (I в.), еп. Путеольский, ап. от 70 (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70)
  • АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)
  • АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АНДРОНИК ап. от 70-ти (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. - в Соборе ап. от 70)
  • АПЕЛЛИЙ ап. от 70-ти (пам. 31 окт., 4 янв.)