ПАТРОКЛ
Том LV, С. 62-63
опубликовано: 25 января 2024г.

ПАТРОКЛ

Мч. Патрокл Трикассинский. Скульптура из собора во имя мч. Патрокла в Зосите, Германия. 1230 г. (Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры). Фото: wuselig/Wikimedia CommonsМч. Патрокл Трикассинский. Скульптура из собора во имя мч. Патрокла в Зосите, Германия. 1230 г. (Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры). Фото: wuselig/Wikimedia Commons[Греч. Πάτροκλος; лат. Patroclus; франц. Parre, Patrocle] (III в.), мч. Трикасский (Труаский) (пам. 17 авг.; пам. зап. 19, 21 янв.). Впервые упомянут у Григория Турского († 593/4), к-рый сообщает, что на месте погребения мученика находился посвященный ему ораторий, клирику к-рого был передан текст Мученичества П. (Greg. Turon. Glor. martyr. 63). Известны 2 редакции Мученичества: BHL, N 6520 (изд.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 343-345) и BHL, N 6521 (Ibid. P. 345-347); оба текста изданы также В. E. Гиферсом (Giefers W. E. Acta S. Patrocli martyris. Soest, 1857).

Согласно этим источникам, П. жил в Галлии в г. Трикассы (ныне Труа, Франция), унаследовал большое состояние, однако, приняв христианство, посвятил жизнь служению Богу. Из своих богатств он много жертвовал нуждающимся, особенно христианам. Вел аскетический образ жизни: каждый час вставал на молитву, принимал пищу один раз в день, усердно изучал Свящ. Писание. За свои добродетели П. получил духовный дар изгнания бесов и исцеления.

Однажды в Трикассы прибыл имп. Аврелиан (270-275), гонитель христиан, и ему сразу же донесли о П., к-рый был широко известен из-за своей благотворительности. На допросе у императора П. твердо исповедал христ. веру и отказался принести жертвы языческим богам даже под угрозой пыток. По приказу Аврелиана П. заковали в раскаленные кандалы, надели на него раскаленные железные вериги и затем бросили его в темницу. Через 3 дня мученик предстал перед императором и вновь отказался поклониться идолам. Обличая нечестия языческих богов, к-рые жили как грешные люди, П. пытался убедить императора отказаться от язычества, но Аврелиан счел это хулой на свою веру и приказал отрубить святому голову.

Казнь должны были совершить в глухой болотистой местности, чтобы тело мученика осталось без погребения на растерзание диким зверям и птицам. Воины отвели П. на берег р. Секваны (ныне Сена), но после молитв мученика их зрение помрачилось и они перестали видеть его. Тем временем он перешел полноводную, глубокую реку, не погружаясь в воду даже до колен, взошел на гору на противоположном берегу и продолжил молиться. Воины были в отчаянии, т. к. знали, насколько велик будет гнев Аврелиана, когда он узнает, что простой человек исчез из-под стражи отряда воинов. Однако некая местная женщина-язычница указала воинам, где находился П., и они немедленно устремились на гору. Найдя там коленопреклоненного П., они отрубили ему голову и отбросили ее далеко от тела. Свидетелями казни оказались двое старцев нищих, к-рые ранее часто пользовались благодеяниями П. Они взяли честную главу и тело мученика и спрятали в тайном месте, а ночью показали это место трикасскому пресв. Евсевию и диак. Ливерию, которые с честью похоронили останки П.

По мнению нек-рых совр. исследователей, П. пострадал при имп. Валериане (253-260), когда действительно проходили гонения на христиан, Аврелиан, хоть и был убежденным язычником, создателем культа Непобедимого Солнца (Sol Invictus), систематически христиан не преследовал: при нем известны лишь единичные случаи казни за христ. веру. Однако установлено, что Аврелиан бывал в Галлии во время военных кампаний.

Холм, на к-ром П. был казнен, получил название холма Св. Патрокла (ныне коммуна Сен-Пар-о-Тертр, Франция; там находится собор во имя П.). В средние века вокруг Труа было неск. церквей, посвященных П., также его именем были названы нек-рые деревни.

Мощи П. были переданы в дар архиеп. Кёльнскому св. Бруно (пам. зап. 11 окт.; † 965); он перенес их сначала в Кёльн (960), а 9 дек. 964 г.- в Зост (Вестфалия), где в том же году был построен собор во имя П., сохранившийся до наст. времени. В алтаре собора в позолоченном реликварии покоятся мощи П. В Житии еп. Бруно перенесение мощей, однако, датировано 959 г. (BHL, N 6523; изд.: MGH. SS. T. 4. S. 280-281).

Память П. была внесена под 21 янв. в Иеронимов Мартиролог (MartHieron. Comment. P. 54). В литургических книгах Труа память П. есть под 21 и 19 янв. Ни в византийские, ни в греческие календари память П. не попала, однако была включена в «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского, чьим источником, видимо, были «Acta Sanctorum», и т. о. память П. оказалась в календаре РПЦ под 17 авг.

Ист.: BHL, N 6520-6523; MartRom. Comment. P. 30. Not. 4; ЖСв. Авг. С. 285-293.
Лит.: Bardy G. Les martyrs bourguignons de la présecution d'Aurlélien // Annales de Bourgogne. Dijon, 1936. T. 8. P. 337-341; Roserot de Melin J. Le diocèse de Troyes des origines à nos jours. Troyes, 1957. P. 17-18, 50, 413, 416, 417; Straeten J., van der. La passion de S. Patrocle de Troyes: Ses sources // AnBoll. 1960. Vol. 78. P. 145-153; Didier J.-C. Patroclo // BiblSS. Vol. 10. Col. 417-418.
О. Н. А.
Рубрики
Ключевые слова
См.также