ПЕКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том LV, С. 216-220
опубликовано: 6 февраля 2024г.

ПЕКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Русской Православной Церкви (РПЦ), Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) и Китайской автономной Православной Церкви (КАПЦ). Существовала с 1918 г. по нач. 60-х гг. ХХ в. на территории Китая. История П. е. тесно связана с деятельностью Пекинской духовной миссии. 3 июня 1902 г. 18-й начальник Российской духовной миссии в Китае архим. Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во архиерея и получил титул епископа Переславского. Пребывая в Пекине, еп. Иннокентий номинально являлся викарием Владимирской\tabепархии. Тем не менее впосл. именно возведение начальника духовной миссии в сан епископа представлялось как начало существования в Китае самостоятельной правосл. епархии. Первоначально архипастырская юрисдикция еп. Иннокентия охватывала всю территорию страны, включая Тибет и Монголию, причем в ней находились как правосл. китайцы и служащие миссии, так и рус. паства, численность к-рой в нач. ХХ в. быстро увеличивалась в связи со строительством в Сев.-Вост. Китае (Маньчжурии) Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Имеются сведения, что еп. Иннокентий планировал перенести епископскую кафедру из Пекина в г. Дальний (ныне Далянь) в арендованную Россией у Китая Квантунскую обл. (Дацышен. 2007. С. 156), однако этому помешала русско-японская война 1904-1905 гг., прервавшая связь Пекинской миссии с приходами в Маньчжурии. В 1907 г. храмы в полосе отчуждения КВЖД были переданы под управление Владивостокского архиерея. В юрисдикции Пекинской миссии в зоне КВЖД остались только подворья в Харбине и на ст. Маньчжурия (Маньчжоули). В 1911 г., после отделения от Китая Монголии, в юрисдикцию Иркутской епархии перешел ранее подчинявшийся Пекинской миссии приход в Урге (ныне Улан-Батор).

К 1917 г. под упр. еп. Иннокентия находились 2 монастыря и 19 церквей. Кафедральным являлся Успенский храм в Пекине, шла подготовка к строительству нового кафедрального собора - в честь Воскресения Христова. В Пекине действовало ДУ; издавался ж. «Китайский благовестник». Клир состоял из 21 иерея (в т. ч. 3 китайцев) и 10 диаконов (в т. ч. 7 китайцев). Богослужение в храмах миссии велось как на церковнославянском, так и на китайском языках. Паства состояла преимущественно из правосл. китайцев, общая численность к-рых достигла 5-6 тыс. чел. Их обслуживали 32 миссионерских стана, основная часть к-рых располагалась в столичной пров. Чжили (с 1928 Хэбэй) и в пров. Хубэй, где миссия имела крупный Александро-Невский приход в Ханькоу (ныне в составе г. Ухань). В 1919 г. из-за прекращения финансовой поддержки из России все миссионерские станы были закрыты, дальнейший рост кит. правосл. паствы остановился. Главной задачей правосл. Церкви в Китае с этого времени становится окормление беженцев, эмигрировавших из России в период гражданской войны. Помимо зоны КВЖД многочисленные правосл. рус. общины образовались в Шанхае и Тяньцзине, одновременно там продолжали существовать и значительные кит. правосл. общины. В то же время Пекин, где располагалась резиденция главы правосл. миссии, в связи с фактическим разделением страны в 20-х гг. ХХ в. на территории, управляемые региональными военными правительствами (т. н. эпоха милитаристов), во многом потерял значение столичного центра, а в 1928 г. официально перестал быть столицей Китая (до 1949).

В апр. 1918 г. по решению патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) и Синода РПЦ еп. Иннокентий получил титул епископа Пекинского, что означало признание существования в Китае самостоятельной епархии. 13 мая 1921 г., согласно постановлению Синода и указу патриарха Тихона, еп. Иннокентий был возведен в сан архиепископа. Из-за утраты связи с Московской Патриархией в послереволюционный период архиеп. Иннокентий перешел в юрисдикцию Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ). 17 янв. 1922 г. по ходатайству еп. Иннокентия ВЦУЗ приняло решение о возведении руководителя отдела миссии в Шанхае архим. Симона (Виноградова) в сан епископа Шанхайского, предоставив ему права викарного архиерея. Решением ВЦУЗ от 3 июля того же года по ходатайству архиеп. Иннокентия в пределах юрисдикции начальника Российской духовной миссии в Китае было учреждено 2-е вик-ство (Церк. ведомости. Сремски-Карловци, 1922. № 10/11. С. 13). Еп. Иона (Покровский), к-рый именовался епископом Тяньцзиньским, а затем епископом Ханькоуским, постоянно жил на ст. Маньчжурия в зоне КВЖД. После кончины еп. Ионы († 20 окт. 1925) единственным викарием Пекинского архиерея остался Шанхайский еп. Симон.

Архиеп. Иннокентий отрицательно отнесся к учреждению, согласно решению ВЦУЗ от 24 марта 1922 г., в зоне КВЖД самостоятельной Харбинской епархии, поскольку считал, что правосл. приходы в Маньчжурии после утраты связей с Владивостокской епархией должны перейти в юрисдикцию Пекинского архиерея. 6 окт. 1922 г. архиеп. Иннокентий обратился к ВЦУЗ с предложением об объединении епархий РПЦЗ в Китае и об образовании единой Китайской правосл. епархии под главенством начальника Российской духовной миссии в Китае - «как епископа столицы». 2 дек. ВЦУЗ отказался решать этот вопрос без согласования с Харбинским архиеп. Мефодием (Герасимовым; впосл. митрополит), который в свою очередь, формально признавая первенство Пекинской кафедры, выступил за сохранение своей епархии, располагавшей гораздо более многочисленной, преимущественно рус. паствой (до 300 тыс. чел.). Тогда же ВЦУЗ признало переход в юрисдикцию Пекинского архиерея русских храмов в Юж. Маньчжурии (в Мукдене и Дальнем), т. е. вне зоны КВЖД (Там же. № 18/19. С. 5). В дальнейшем споры между Пекинским и Харбинским архиереями о границах их епархий и о подчинении отдельных приходов продолжались. Напр., харбинские епархиальные власти выступали против открытия миссийного храма в Хайларе (в зоне КВЖД), а руководство Пекинской миссии - против организации Харбинского подворья в Шанхае (в обоих случаях Архиерейский Синод РПЦЗ встал на сторону Пекинского архиерея). 9 дек. 1926 г. Архиерейский Синод предложил архиепископам Иннокентию и Мефодию организовать разграничительную комиссию (Дацышен. 2007. С. 165). Серьезные разногласия внутри рус. правосл. общины в Шанхае привели к образованию там в 1928 г. самостоятельного прихода при Николаевской военной ц. во главе с прот. Александром Пиняевым - «не подчиненного ни юридически, ни духовно ни Российской Духовной Миссии в Китае в лице ее Начальника Архиепископа Иннокентия, ни его наместника епископа Симона». С 1929 г. шанхайский Николаевский приход был в юрисдикции не признававшего главенство Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Евлогия (Георгиевского), управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе.

«Сохранив старое название, Российская Духовная Миссия в Китае стала административным центром первой православной епархии на территории Китая» (Православие в Китае. 2010. С. 116). Архиеп. Иннокентий в 1924 г., отстаивая имущественные права миссии, к-рые оспаривало Правительство СССР, провозгласил, что Российская духовная миссия в Китае является Китайской Православной Церковью. Тем не менее в офиц. документах ВЦУЗ и затем Архиерейского Синода РПЦЗ архиеп. Иннокентий продолжал именоваться начальником Российской духовной миссии в Китае, хотя в переписке между архиереями (напр.: Открытое письмо архиеп. Иннокентия митр. Евлогию от 28 авг. 1927 // Церк. ведомости. Сремски-Карловци, 1927. № 23/24. С. 9-10) и даже в определении Архиерейского Синода РПЦЗ от 13 окт. 1928 г. (Там же. 1928. № 17/18. С. 1) в отношении территории, находившейся в юрисдикции Пекинского архиерея, употреблялось наименование «епархия». Возможно, архиеп. Иннокентий принципиально уклонялся от формального преобразования миссии в епархию, чтобы избежать необходимости организации в этом случае выборных органов епархиального управления, к-рые могли вступить в конфликт с правящим архиереем (как, напр., происходило в это время в соседней Харбинской епархии).

11 окт. 1929 г. архиеп. Иннокентий был возведен Архиерейским Синодом РПЦЗ в сан митрополита (Церк. ведомости. Сремски-Карловци, 1929. № 13/24. С. 6). После кончины митр. Иннокентия († 28 июня 1931) 19-м начальником Российской духовной миссии в Китае и Пекинским архиереем стал еп. Симон (Виноградов), возведенный в сан архиепископа. В это время Архиерейский Синод РПЦЗ поднял вопрос о проведении реформы управления Китайской миссии. По поручению архиеп. Симона было разработано Положение об управлении Российской духовной миссией в Китае как Китайской епархией правосл. Церкви. Сформировались временные органы епархиального церковного управления. Примечательно, что местопребыванием Совета миссии был определен не Пекин, где находилась резиденция правящего архиерея, а Шанхай с наиболее многочисленным правосл. населением (ок. 50 тыс. верующих русских и китайцев). В 1932 г. новый Пекинский архиерей командировал как своего представителя на Архиерейский Собор РПЦЗ в Сремски-Карловци (Югославия) архим. Виктора (Святина; хиротонисанного 6 нояб. 1932 в Белграде во епископа Шанхайского). Еп. Виктор отстаивал неприменимость для П. е. обычного порядка церковного управления, согласно Уставу Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917- 1918 гг., что было принято Архиерейским Синодом.

После кончины архиеп. Симона († 24 февр. 1933) временным управляющим П. е. стал еп. Шанхайский Виктор (с 1938 архиепископ, впосл. митрополит), назначенный в авг. того же года 20-м начальником Китайской миссии. Новый Пекинский архиерей с самого начала управления П. е. столкнулся с оппозицией со стороны настоятеля Иннокентиевского прихода в Тяньцзине прот. Сергия Чана, требовавшего передачи руководства кит. духовенству. Не получив поддержки со стороны др. священнослужителей (как русских, так и китайских), прот. Сергий вместе со своим приходом перешел в 1934 г. через посредничество митр. Японского Сергия (Тихомирова) в юрисдикцию Московского Патриархата. В это же время назначенный на Шанхайскую викарную кафедру еп. свт. Иоанн (Максимович) сумел преодолеть церковное разделение, вернув Николаевский приход в Шанхае в юрисдикцию РПЦЗ. Середина 30-х гг. ХХ в. стала временем наибольшего развития П. е. В Шанхае были восстановлены разрушенные во время «войн милитаристов» (в 20-х гг.) или построены заново величественные храмы в честь Богоявления, иконы Божией Матери «Споручница грешных», во имя свт. Николая. Новые молитвенные дома и храмы также были открыты в Пекине, Калгане (Чжанцзякоу), Гирине, Чифу (Яньтае), Дайрене (Дальнем, Даляне), Урумчи, Кульдже (Инине), Гонконге (Сянгане), Гуанчжоу, Макао (Аомыне), Лаошани; основана Табынско-Казанская жен. обитель близ Дайрена.

В 1934 г. для окормления русских беженцев в Сев.-Зап. Китае, имевших там 5 приходов, была образована Синьцзянская викарная кафедра с местопребыванием викарного архиерея в г. Урумчи. 16 февр. 1935 г. во епископа Синьцзянского, 2-го викария начальника Российской духовной миссии в Китае, был рукоположен архим. Ювеналий (Килин; впосл. архиепископ), но он не смог выехать к своей пастве в Урумчи и пребывал в Пекине и Шанхае (с 1941 викарный епископ Цицикарский Харбинской епархии). Продолжалась работа по организации епархиального управления. Указом еп. Виктора от 3 мая 1938 г. было учреждено Управление миссии, состоящее из Совета миссии, хозяйственного управления и канцелярии. Совет и хозяйственное управление миссии были органами совещательными, канцелярия - исполнительным. Указ декларировал, что Российская духовная миссия в Китае является правящим центром П. е., миссия и епархия объявлялись неотделимыми друг от друга. Местопребыванием Управления миссии для действенного руководства им Пекинским архиереем был определен Пекин. Однако из-за обстоятельств военного времени епархиальное управление осталось разделенным. Хозяйственное управление и канцелярия миссии размещались в Пекине, а Совет миссии остался в Шанхае.

В ходе японско-кит. войны в 1937-1938 гг. практически все храмы и общины П. е. (кроме Синьцзяна) оказались на территории, оккупированной япон. войсками. Во время военных действий японцами было убито неск. кит. правосл. священнослужителей, подвергались разорению храмы, была конфискована часть церковного имущества (мукомольное предприятие в Пекине, больница, школа и б-ка в Тяньцзине). При этом япон. власти оказывали и определенное содействие правосл. Церкви. Во время оккупации были построены новые правосл. храмы в Тяньцзине и в Циндао, в распоряжение духовной миссии передавались благотворительные учреждения рус. эмигрантских орг-ций, запрещенных японцами. Русский отдел японской Военной миссии в Сев. Китае установил контакты с архиеп. Виктором, старался привлечь архиерея к работе т. н. Антикоммунистического комитета, созданного японцами из враждебных СССР русских эмигрантов. В 1942 г. архиеп. Виктор был вызван япон. властями в Харбин, где от него потребовали передачи всех церквей и подворий Китайской миссии в созданном японцами марионеточном Маньчжурском гос-ве (Маньчжоуго) в юрисдикцию Харбинской епархии. Архиеп. Виктор был вынужден передать под управление Харбинского митр. Мелетия (Заборовского) храмы на ст. Маньчжурия, в городах Хайларе, Синьцзине, Мукдене, Дайрене. В это время прервалась связь рус. епархий в Китае с Архиерейским Синодом РПЦЗ. С 1944 г. архиеп. Виктор предпринимал попытки восстановить отношения с Московской Патриархией. В авг. 1945 г., после вступления СССР в войну на Дальн. Востоке и капитуляции Японии, архиеп. Виктор направил патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) прошение о принятии Российской духовной миссии в Китае в юрисдикцию РПЦ. 27 дек. того же года был издан указ Синода РПЦ о присоединении П. е. вместе с Харбинской епархией к Московскому Патриархату.

Симеон (Ду), еп. Тяньцзинский, викарий Пекинской епархии, и прот. Иоанн Ду. Фотография. 50-е гг. ХХ в.Симеон (Ду), еп. Тяньцзинский, викарий Пекинской епархии, и прот. Иоанн Ду. Фотография. 50-е гг. ХХ в.В кон. 1945 г. с П. е. воссоединился Иннокентиевский приход в Тяньцзине, к-рый ранее единственный в Китае находился в юрисдикции РПЦ. В это же время в Шанхае разногласия между правосл. паствой привели к церковному разделению. Параллельно с Шанхайской викарной кафедрой РПЦ, к-рую возглавил еп. Ювеналий (Килин), возникла Шанхайская епархия РПЦЗ во главе с возведенным Архиерейским Синодом в сан архиепископа Иоанном (Максимовичем), поддержанным 7 из 11 правосл. священнослужителей Шанхая. Архиеп. Виктор с нач. 1946 г. регулярно пребывал в Шанхае, пытаясь преодолеть разделение. Правительство партии Гоминьдан признало принявшего кит. гражданство архиеп. Иоанна главой правосл. приходов в Китае. Все правосл. храмы Шанхая гоминьдановские власти передали приходам РПЦЗ, хотя 2/3 рус. паствы поддерживали архиеп. Виктора, служившего во временном Казанском храме в арендованном помещении. 22 окт. 1946 г. Синод РПЦ утвердил архиеп. Виктора в должности начальника Русской духовной миссии в Китае. Этим же определением П. е. была включена в состав Восточноазиатского Экзархата РПЦ с центром в Харбине. В тот период архиеп. Виктор фактически не мог управлять П. е., поскольку 19 окт. 1946 г. был на короткое время арестован в Шанхае и до апр. 1947 г. находился там под следствием по обвинению в связях с япон. оккупационными властями. В это время руководство епархиальными делами в Шанхае по поручению архиеп. Виктора взял на себя зам. председателя Совета миссии протопр. Михаил Рогожин. В июне 1947 г. архиеп. Виктор вернулся в Пекин, но гоминьдановские власти по-прежнему не признавали его главой правосл. Церкви в Китае. Из-за угрозы конфискации имущества миссии он был вынужден передать права на нее в собственность СССР. Летом 1948 г. в юрисдикцию РПЦЗ гоминьдановскими властями была передана Софийская ц. в Циндао, однако архиеп. Иоанн разрешил священникам, оставшимся в юрисдикции РПЦ, совершать для своих прихожан сослужение в очередь в храме.

Василий (Жуан), еп. Пекинский, Виктор (Святин), архиеп. Кранодарский и Кубанский (ранее Пекинский)я. в Москве. Фотография. 1957 г.Василий (Жуан), еп. Пекинский, Виктор (Святин), архиеп. Кранодарский и Кубанский (ранее Пекинский)я. в Москве. Фотография. 1957 г.В 1949 г. гражданская война в Китае закончилась победой Коммунистической партии и провозглашением Китайской Народной Республики со столицей в Пекине. С оставлением Шанхая гоминьдановскими войсками паства и клир Шанхайской епархии РПЦЗ были эвакуированы из Китая, все правосл. храмы перешли в юрисдикцию Московского Патриархата. В этот период в П. е. РПЦ насчитывалось ок. 50 приходов и общин, однако тогда же начался процесс быстрого сокращения числа прихожан из-за массовой репатриации рус. беженцев или их выезда из Китая в др. страны. В этой связи патриарх Алексий I в обращении к архиеп. Виктору поставил вопрос о создании Китайской Православной Церкви «с архипастырями - китайцами, священниками и монахами - китайцами, с миссионерами - китайцами и, главное, с многочисленной паствой - китайцами» (Православие в Китае. 2010. С. 150). 30 июля 1950 г. в Москве был хиротонисан 1-й кит. архиерей - викарный Тяньцзиньский еп. Симеон (Ду), ранее служивший иереем в Иннокентиевском храме Тяньцзиня. 22 авг. того же года архиеп. Виктор был назначен патриаршим экзархом Восточноазиатского Экзархата РПЦ, адм. центр которого переносился из Харбина в Пекин. Тем же определением Синода из состава П. е. выделены Тяньцзиньская, Шанхайская и Синьцзянская епархии. Все эти епархии, кроме Синьцзянской, входили в Восточноазиатский Экзархат, т. е. находились в ведении архиеп. Виктора. В составе собственно П. е. остались храмы и общины в Пекине, Ханькоу и Гонконге. В связи с назначением в сент. 1950 г. еп. Симеона (Ду) на Шанхайскую епархиальную кафедру под непосредственное управление Пекинского архиерея перешли также храмы в Тяньцзине и Циндао. Архиеп. Виктор провел реформу органов церковного управления, реорганизовав переведенный из Шанхая в Пекин Совет миссии в Экзарший совет. Было учреждено Временное управление Экзархата в составе 3 русских и 3 кит. священнослужителей. Проводились рукоположения кит. иереев и диаконов для занятия освобождавшихся из-за репатриации рус. священнослужителей вакансий. К 1955 г. в П. е. насчитывалось уже 17 священников-китайцев. При этом, однако, так и не были утверждены проекты Положений о Российской духовной миссии в Китае и о Восточноазиатском Экзархате, не были точно определены границы входивших в него епархий. Правосл. Церковь в Китае лишилась значительной части имущества, в первую очередь земельных участков, отошедших гос-ву; миссия была обложена высокими налогами. Власти КНР всё настойчивее ставили вопрос о передаче руководства правосл. Церковью в Китае лицам с местным гражданством.

Церковь во имя блгв кн. Александра Невского в Ханькоу, Ухань. Фотография. 2010 г.Церковь во имя блгв кн. Александра Невского в Ханькоу, Ухань. Фотография. 2010 г.30 июля 1954 г. Синод РПЦ принял решение об упразднении духовной миссии в Китае. 30 марта 1956 г. вся недвижимая собственность правосл. Церкви в Китае, кроме Северного подворья миссии (Бэйгуань) в Пекине, ставшего собственностью посольства СССР, была официально передана Правительству КНР. Все храмы на бывш. территории миссии были закрыты; взамен них П. е. получила от властей перестроенное из жилого дома здание, где была устроена кафедральная Успенская ц. В Тяньцзине из бывших там ранее 3 храмов осталась только Иннокентиевская ц., был закрыт и храм в Циндао. Служить в оставшихся храмах было разрешено только священникам-китайцам. Под давлением властей Синодом РПЦ было принято решение о перемещении русских Пекинского и Харбинского архиереев на кафедры на территории СССР. При этом предполагалось поставление на Пекинскую кафедру по согласованию с Правительством КНР епископа-китайца. 24 апр. 1956 г. кит. власти согласились на назначение епископом П. е. архим. Василия (Шуана), настоятеля пекинского Успенского собора. 24 мая архиеп. Виктор отбыл из Пекина, передав архим. Василию дела П. е., 31 мая он был освобожден от должности экзарха Восточноазиатского Экзархата и управляющего П. е. В окт. 1956 г. в Пекин прибыл Шанхайский еп. Симеон (Ду), ранее выступавший с резкой критикой священноначалия РПЦ за задержку в передаче церковного управления кит. духовенству и за отказ от имущества духовной миссии. Еп. Симеон попытался вступить в управление П. е., но не получил поддержки от клира и паствы и вернулся в Шанхай.

Восстановленная Успенская ц. на территории Посольства Российской Федерации. Освящен в 2009 г.Восстановленная Успенская ц. на территории Посольства Российской Федерации. Освящен в 2009 г.23 нояб. 1956 г. решением Синода РПЦ Китайской Православной Церкви предоставлена автономия. 30 мая 1957 г. архим. Василий (Шуан) был хиротонисан в Москве во епископа Пекинского, однако его предполагавшееся избрание предстоятелем КАПЦ не состоялось из-за невозможности проведения Китайского церковного Собора (в т. ч. из-за позиции Шанхайского еп. Симеона). Командированный в 1933 г. из Пекина в Гонконг свящ. Димитрий Успенский не признал передачу своего Петропавловского прихода в КАПЦ и остался в прямом подчинении Патриархии. Напротив, Синьцзянское благочиние в 1957 г. формально было передано в подчинение П. е., однако из-за трудности сношений из Пекина с благочинным игум. Софронием (Иогелем), настоятелем Никольского храма в Кульдже, еп. Василий предложил ему самостоятельно поддерживать связи с Московской Патриархией. В 1958 г. был закрыт Александро-Невский храм в Ханькоу, в 1959 г.- Иннокентиевский храм в Тяньцзине. В 1960 г. выехал в СССР игум. Софроний, последний правосл. священнослужитель в Синьцзяне. Несмотря на его просьбы прислать ему на замену священника-китайца, это оказалось невозможным: кульджинская Никольская ц.- последний действующий правосл. храм на северо-западе Китая - была закрыта. 3 янв. 1962 г. еп. Пекинский Василий (Шуан) скончался, управление делами П. е. взял на себя свящ. Николай Ли. Пекинская архиерейская кафедра с этого времени не замещалась. В 1964 г. в Пекине был закрыт последний действующий Успенский храм, немногочисленную правосл. паству продолжали окормлять 3 священнослужителя-китайца (последний скончался в 2003). В 1970 г. со смертью настоятеля прекратил действовать Петропавловский приход в Гонконге, принадлежавшем тогда Великобритании (возрожден в 2008). С 1995 г. регулярные богослужения в Пекине возобновились на территории российского посольства в восстановленной домовой Иннокентиевской ц., а с 2009 г.- в возрожденном Успенском храме. Согласно постановлению СинодаРПЦ от 17 февр. 1997 г., архипастырское попечение о вдовствующей Пекинской кафедре до избрания возглавляющего ее архиерея возложено на Патриарха Московского и всея Руси.

Лит.: Кёппинг О. В. Последний начальник Рос. духовной миссии в Китае архиеп. Виктор: Жизненный путь // Православие на Дальнем Востоке: 250-летие Рос. духовной миссии в Китае. СПб., 1993. С. 84-99; Ипатова А. С. Рос. Духовная Миссия в Китае: век двадцатый // История Рос. Духовной Миссии в Китае: Сб. ст. М., 1997. С. 281-317; Поздняев Д., свящ. Китайская Правосл. Церковь на пути к автономии // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 4. С. 125-134; он же. Православие в Китае (1900-1997). М., 1998. С. 150-163; Дацышен В. Г. Еп. Иннокентий (Фигуровский). Начало нового этапа в истории Русской Духовной Миссии в Пекине // Кит. благовестник. 2000. № 1. С. 27-39; он же. Христианство в Китае: история и современность. М., 2007. С. 154-175, 182-190; он же. Митрополит Иннокентий (Фигуровский) // ВИ. 2009. № 12. C. 24-36; Ефимов А. Б., Меркулов О. А. История православия в Китае в ХХ в. // ЕжБК. 2006. Т. 2. С. 47-56; Православие в Китае / ОВЦС МП. М., 2010. С. 138-210 (на рус. и кит. языках).
Д. Н. Н.
Рубрики
Ключевые слова
См.также