ПЕНЗЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том LV, С. 344-348
опубликовано: 19 февраля 2024г.

ПЕНЗЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Пензенской епархии Пензенской митрополии), находится в г. Пенза.

Кон. 80-х гг. XVII в.- 1794 г.

Пензенский Преображенский монастырь. Фотография. 2016 г. Фото: А. П. ПятновПензенский Преображенский монастырь. Фотография. 2016 г. Фото: А. П. Пятнов Основан в 1688/89 г. по грамоте царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича и царевны Софии Алексеевны (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 521. Л. 2) на склоне горы, между вост. стеной пензенской крепости и р. Пензой. У подножия крутого склона были построены деревянные кельи, 2 апр. 1691 г. выдан антиминс для освящения деревянной ц. в честь Преображения Господня «на посаде, на Пензу, в монастырь», 12 окт. 1707 г. иером. Варлаам получил антиминс для монастырской деревянной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (Хохряков. 1904. С. 10-11; Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 37). В 1724 г., при игум. Ионе, из упраздненного 4 февр. 1723 г. пензенского Иоанно-Предтеченского монастыря в П. П. м. перенесли разобранную деревянную ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также всю утварь, «ризную казну»; в Преображенскую обитель перешла и братия упраздненного мон-ря (ОДДС. Т. 2. Ч. 2. № 1008. Стб. 269-272).

При настоятеле (1731-1739) игум. Никоне (Волоском, Воложском), в 1735 г. было получено разрешение разобрать ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и построить новую с тем же посвящением. К июню 1738 г. новая деревянная церковь была сооружена, 4 июля 1738 г. для ее освящения выдан антиминс (Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 38); в том же году старую церковь разобрали и передали жителям Стародрагунской слободы Пензы для строительства там храма вместо сгоревшего. Одновременно в 1735 г. в П. П. м. начато возведение каменного собора Преображения Господня вместо ветхих Преображенской и Казанской церквей. 2-этажный собор в архаичных формах XVII в. был завершен к 1750 г.: главный престол находился на 2-м этаже, нижний храм был посвящен Казанской иконе Божией Матери, приделы в трапезной: правый - св. Иоанну Предтече, левый - свт. Иоанну Златоусту. На остававшейся деревянной соборной колокольне имелись «железные боевые часы». В 1756-1760 гг. на Троицкой ул., выше по склону над П. П. м., была построена каменная надвратная ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (разобрана в 1796).

В 30-х гг. XVIII в. в П. П. м. действовало первое учебное заведение Пензенского края - духовное уч-ще для детей священно- и церковнослужителей Пензенского, Саранского и Инсарского уездов (Бахмустов. 2006. С. 50). Однако в 1739 г. началось разбирательство, связанное с материальным обеспечением уч-ща доходами от продаж хлеба: под подозрением в финансовых махинациях оказались игум. Никон, глава Пензенского духовного правления свящ. Антипа Парфёнов и канцелярист Пензенского духовного правления Иаков Фёдоров (ОДДС. Т. 18. Стб. 345). По итогам расследования игум. Никон был переведен в тамбовский в честь Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь, а уч-ще закрылось «само собой» (Бахмустов. 2006. С. 50; Полосин. 2010. С. 152).

В 1722 г. в П. П. м. проживали 10 засельников, в 1723 г.- ок. 15, в 1764 г. - игум. Феодосий, 4 иеромонаха, 2 монаха, священник, 2 диакона, 2 дьячка, 2 пономаря с семьями; к обители были «приписаны» отставные капралы, солдаты и драгуны.

К 1764 г. обитель, в к-рой стояли деревянные настоятельская и братские кельи, окружала ограда из пластинника; имелись амбар, 2 погреба, конюшня, разбит яблоневый сад. Рядом с мон-рем, над почитаемым источником, сооружена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1764; впосл. каменная). В принадлежавшей обители дер. В. Пензятка Пензенского у. проживал 31 крестьянин. К деревне было приписано 50 четв. земли «в поле, а дву потомуж» (Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 38). Братия, не получавшая денежного и хлебного довольствия, имела пчельник, сдавала в оброк рыбные ловли на речке Сурке (21 р. в год).

В 1764 г. П. П. м. был отнесен к заштатным обителям на собственном содержании, в него перевели братию упраздненного мокшанского Казанского муж. мон-ря во главе со строителем Питиримом. Вплоть до 1798 г. П. П. м. управляли строители. После перепланировки Пензы в 1785 г. расположение П. П. м. в самом центре города оказалось «неудобным» - «немалая часть монастырской усадьбы назначена была к занятию частными строениями» (Хитров. 1861. С. 140). Мон-рь «пришел в такую ветхость, что его было нужно или совсем перестроить, или уничтожить» (Зверинский. Т. 1. С. 240).

1794 г.- 2-я пол. 20-х гг. XX в.

В мае 1794 г. по предложению еп. Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) решением Синода П. П. м. был перенесен на новое место - вверх по течению р. Суры, ближе к новому руслу р. Пенза (с 1703), где располагалось Вознесенское кладбище (район совр. ул. Индустриальной). По ходатайству еп. Феофила решением Синода, утвержденным имп. Павлом I Петровичем 27 апр. 1798 г., в П. П. м. был переведен штат упраздненного третьеклассного Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря; П. П. м. был отнесен к 3-му классу, а управлявший им строитель Израиль (Данилов) возведен в сан архимандрита (ПСЗ. Т. 25. № 18500. С. 220-221).

История обители в 1-й пол. XIX в. изложена в описании 50-60-х гг. XIX в., обнаруженном в церковном архиве с. Владыкина Мокшанского у. и опубликованном краеведом свящ. Н. Ф. Быстровым (1864-1936) (см.: Быстров. 1886). Оно составлено на основе материалов монастырского архива настоятелями П. П. м. архимандритами Павлом (1849-1855) и Кифой (1855-1858), а также инспектором Пензенской ДС Серафимом (Ильинским) (Быстров. 1886. № 17. С. 2-3. Примеч. 2). В 1802-1807 гг. П. П. м. возглавлял брат еп. Августина (Виноградского) архим. Амвросий (Виноградский), при к-ром указом Синода от 17 дек. 1802 г. архимандритам обители было дозволено «носить мантии камлотовыя с зелеными бархатными скрижалями», если они будут ректорами Пензенской ДС (ИРИ. Т. 5. С. 465). Во время Отечественной войны 1812 г. настоятель (1812-1815) архим. Аарон (Нарциссов; впосл. епископ) передал 50 р. в комитет пожертвований для ополчения при Пензенской духовной консистории. Среди воинов Пензенского ополчения, возвратившихся после заграничных походов, известен Афанасий Герасимов, послушник П. П. м. ратник артиллерийской команды.

В 1857 г. по указу Пензенской духовной консистории П. П. м. принял на обучение причетнической должности «6 полусирот из духовного сословия», училище содержалось из «монастырской казны» (ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 1946; Родичева Е. А. Мон-ри Ср. Поволжья во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Пенза, 2012. С. 53). В 1862-1869 гг. П. П. м. управлял архим. Иоасаф (Пашин), ректор Пензенской ДС и известный духовный писатель. По инициативе настоятеля архим. Кирилла (Щеглова; 1880-1897) при П. П. м. был возобновлен причетнический класс, где сам архимандрит обучал послушников (Корольков. 1897. С. 126). В посл. четв. XIX в. при мон-ре была открыта бесплатная столовая. В 1903-1906 гг. обитель возглавлял архим. Леонид (Скобеев; впосл. епископ, один из руководителей обновленчества). После создания по указу Синода от 11 июня 1910 г. Краснослободского викариатства П. П. м. стал резиденцией 1-го викария еп. Григория (Соколова), в 1922 г. ушедшего на покой и проживавшего в обители.

Пензенский Преображенский монастырь. Фотография. 1917 г.Пензенский Преображенский монастырь. Фотография. 1917 г.Во время первой мировой войны мон-рь оказывал помощь воинам, в т. ч. в 1915 г. пожертвовал 50 р. «на раненых» и 50 р.- «на вспомоществование семействам лиц, ушедших на войну, ежевременно»; 5% «из церковных и экономических сумм» жертвовал ежемесячно; открыл лазарет на 6 кроватей на собственном обеспечении и «изъявил готовность посылать монашествующих и послушников для перевязки и переноски раненых со станций железных дорог в лазареты» (Пензенские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. № 2. С. 52). Решением Синода от 11 авг. и общего собрания Пензенского духовенства от 23 авг. 1915 г. предполагалось, что в ризнице П. П. м. будут размещены «святыни и драгоценности», перевозимые из Полоцкой епархии «по обстоятельствам военного времени» (Там же. № 17. С. 756-757). В обители подготовили помещения для полоцкой братии и еп. Полоцкого и Витебского сщмч. Кириона (Садзаглишвили (Садзагелова, Садзегели); впосл. католикос-патриарх всей Грузии Кирион III(II)). Однако в итоге часть духовенства и некоторые реликвии Полоцкой епархии разместили в г. Ростове Ярославской губ.

В 1852 г. в П. П. м. проживали 20 насельников, в 1882 - 11 монахов и 3 послушника, в 1896 - 26 насельников (архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 диакона, монах и 14 послушников), в 1900 - 18 насельников, в 1907 г.- 14 насельников (архимандрит, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 7 послушников). К кон. XIX в. обители принадлежала водяная мукомольная мельница «о 4 поставах» на р. Иванырсе и 246 дес. (свыше 268 га) пахотных земель, лугов и леса, в т. ч. Засурский (Игуменский) хутор (в 1905 утвержден проект В. П. Семечкина на постройку там деревянной церкви). На содержание монастыря и насельников в 1880 г. из казны выделялось 712 р. 38 к., в 1907 г. - 812 р. 38 к. К 1907 г. капитал П. П. м. составлял 52 225 р. Мон-рь жертвовал «на гостинцы» ученицам епархиального женского училища, оставшимся в городе на рождественские каникулы (Там же. 1880. Ч. офиц. № 7. С. 17; 1881. № 10. С. 9; Пензенская епархия. 1907. С. 299-300).

На монастырском кладбище были похоронены пензенские вице-губернатор А. М. Евреинов (1773-1816), губернатор Александр Алексеевич Панчулидзев (1789-1867), губ. предводители дворянства Е. П. Чемесов (1735-1810), А. Н. Арапов (1801-1872) и Д. К. Гевлич (1837-1913), 1-й председатель губ. земской управы А. Н. Бекетов (1824-1898), саратовский губ. предводитель дворянства и черниговский губернатор Алексей Александрович Панчулидзев (1819-1888), участник заграничных походов российской армии ген.-майор И. С. Леонтьев (1782-1824), ген.-лейтенант А. И. Юшков (1796-1859), настоятели П. П. м. архимандриты Иоасаф (Пашин; 1818-1869) и Кирилл (Щеглов; 1815-1897), церковный краевед прот. Иаков Бурлуцкий (1819-1886), прот. И. И. Репинский (1781-1850), кафедральный свящ. В. З. Уманский (1798-1856), архит. А. С. Федотов (1842-1909), благотворительница М. М. Киселёва (1798-1887), родители писателя М. Н. Загоскина и др.

В 1918 г. П. П. м. являлся резиденцией еп. Пензенского сщмч. Иоанна (Поммера). 9 мая того же года в монастырской келье на него было совершено покушение. В кон. мая во время боев с войсками Чехословацкого корпуса большевики «безо всякого повода открыли артиллерийский огонь» по обители, несколько снарядов попали в кельи, смежные с покоями еп. Иоанна. В сент. того же года в келье и канцелярии архиерея был произведен обыск. Вероятно, именно в П. П. м. в 1920 г. еп. Иоанн рукоположил во диакона старца священноисп. Иоанна Калинина. В 1919-1921 гг. на части монастырской территории размещалась «колония дефективных детей», с 1924 г.- «конный обоз по вывозу нечистот». В 1925 г. официально закрыто монастырское кладбище (в 40-60-х гг. XX в. полностью уничтожено; надгробия вывезены, зарыты или использованы как поделочный камень). В 20-х гг. XX в. последним наместником мон-ря стал его постриженик архим. Иоанникий (Жарков). Вероятно, в 1927-1928 гг. П. П. м. был закрыт. Архив мон-ря составляют фрагментарно сохранившиеся дела, к-рые находятся в Гос. архиве Пензенской обл. (Ф. 129), отдельные материалы содержатся в фонде Пензенской духовной консистории (Ф. 182) и др. фондах.

Архитектурный ансамбль и реликвии

На протяжении первых лет существования обители на новом месте кладбищенская ц. Вознесения Господня (1779-1784) являлась единственным храмом мон-ря. По плану, подготовленному настоятелем Израилем (Даниловым) и скорректированному еп. Феофилом, к северу от Вознесенской ц. были построены каменная ограда, а в ее пределах - неск. братских корпусов (восточные перестроены, а западные перенесены в 30-х гг. XIX в.), трапезный корпус с храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1796; разобран в 1832). В 1798 г. возведена 3-ярусная колокольня в стиле классицизма, в нижнем ярусе к-рой освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1816-1817 гг. тщанием А. А. Евреиновой (урожд. Столыпиной) над могилой ее мужа, пензенского вице-губ. А. М. Евреинова, была выстроена небольшая ц. во имя блгв. вел. кн. Александра Невского. Большой вклад в развитие мон-ря внесла М. Е. Вигель (урожд. Чемесова), невестка пензенского губ. Ф. Л. Вигеля. На ее средства в 1821-1828 гг. в традициях классицизма возведен кирпичный однокупольный квадратный в плане собор в честь Преображения Господня с приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. Собор имел с 3 сторон 6-колонные входные портики дорического ордера, 2 крайние колонны были спарены; с вост. стороны храм имел портик с полуколоннами (Дусавицкая. 2002. С. 116). В 1833 г. на средства Вигель была расширена ц. во имя блгв. вел. кн. Александра Невского.

По свидетельству чиновника МВД М. П. Жданова, посетившего Пензу в июне 1838 г., мон-рь был «красив» и «привлекателен своей архитектурою, чистою белизною». Особенной «заботливостью о благоустроении монастыря» отличался архим. Антоний (1831-1848) (Быстров. 1886. № 18. С. 20).

Собор в честь Преображения Господня. 1821–1828 гг. Фотография. 1917 г.Собор в честь Преображения Господня. 1821–1828 гг. Фотография. 1917 г.В 1849 г. на средства крупной пензенской благотворительницы, почетного члена Имп. Православного Палестинского общества М. М. Киселёвой над могилой ее мужа в сев. части монастырской территории был заложен Троицкий собор: 2-этажный 5-главый 4-столпный храм выполнен в традициях образцовых проектов архит. К. А. Тона (Дусавицкая. 2002. С. 116). Престолы 1-го этажа были освящены: правый - в честь Казанской иконы Божией Матери 22 окт. 1852 г. еп. Пензенским Амвросием (Моревым), левый - во имя блгв. вел. кн. Александра Невского 23 нояб. 1853 г. архим. Павлом, центральный нижний - в честь Рождества Христова 26 дек. 1855 г.; 2 престола 2-го этажа: главный - во имя Св. Троицы 27 мая 1862 г. архиеп. Пензенским Варлаамом (Успенским); в честь Обновления храма Воскресения Христова 12 апр. 1862 г. кафедральным ключарем прот. Ф. М. Пантелеевским. Рождественский придел привлекал богомольцев тем, что представлял собой «точную копию» храма Рождества Христова в Вифлееме. «Престолом и вместе жертвенником служила мраморная доска, вделанная в небольшое углубление восточной стены». Под престолом находилась «полуциркульная ниша» с изображением «звезды, места рождения Христа Спасителя». Во время службы Рождественская ц. освещалась 49 лампадами, 6 из них находились «у того самого места, которое соответствует яслям Вифлеемского храма». Алтарь и престол были «совершенно открыты для предстоящих», только во время причащения священнослужителей «все восточное отделение» закрывалось «завесою» (Быстров. 1886. № 17. С. 6-7).

Среди почитаемых святынь в Троицком соборе хранились Тихвинская икона Божией Матери (1751) - «точная копия известной древней иконы», образ Рождества Христова, написанный в Иерусалиме, освященный в Вифлееме и присланный Киселёвой митр. Петрским Мелетием (Хапутакисом). С вифлеемской иконы были выполнены 2 копии: одна подарена митр. С.-Петербургскому Никанору (Клементьевскому) и по его благословению передана в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, другая прислана еп. Пензенскому Варлааму (Успенскому) и установлена в Крестовой церкви. В ризнице П. П. м. хранились пожертвованные Киселёвой 3 серебряных позолоченных потира «с полными приборами», 2 серебряных позолоченных ковчега, осыпанные стразами и др. (Там же. № 18. С. 14-16).

К 1896 г. на территории мон-ря располагались 5 каменных корпусов с хозяйственными постройками, в т. ч. настоятельский и 2 братских, трапезная с кухней и хлебной, корпус для «чередных служителей», братская больница (1854), амбар, а также помещение для экипажей и конюшни и др. К 1909 г. мн. постройки П. П. м. обветшали, поскольку последний ремонт проводился в 1888-1889 гг. Еп. Пензенский Митрофан (Симашкевич) писал, что все храмы обители «стоят с выбитыми стеклами в окнах, штукатурка снаружи осыпалась, крыши протекают», зимой в Александро-Невской ц. «сквозь скважины в крыше и потолке деревянном проникает снег около святого престола в алтарь»; колокольня, ограда и братские кельи требовали «неотложного капитального ремонта»» (Дворжанский. История. 1999. С. 231).

Кон. 20-х гг. XX в.- 2010 г.

С 1927 г. вокруг П. П. м. разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая (позднее микрорайон получил название «Свинтрест»). В 1929-1931 гг. были закрыты все церкви мон-ря, кроме Преображенского собора, в одном из храмов устроена сушилка, другой в 1931 г. передан конторе «Установка» под школу по подготовке кадров. В 1934 г. закрыт Преображенский собор. Еще в апр. 1933 г. было принято решение о ликвидации остальных построек мон-ря для использования территории под электростанцию. В результате основной комплекс бывш. мон-ря был уничтожен; оставшиеся каланча и ограда снесены в сер. 70-х гг. XX в.

Подверглись репрессиям протодиак. Арсений Степанович Виноградов († 1931) и диак. Николай Владимирович Девиченский († 1932), в разное время служившие в обители, были расстреляны свящ. Димитрий Андреевич Андреев († 1937) и бывш. наместник П. П. м. архим. Иоанникий (Жарков) († 21 сент. 1937).

Бывш. монастырский собор в честь Преображения Господня (1735-1750), ставший в 1794 г. приходским храмом, 26 сент. 1931 г. также был закрыт. Его внешний вид изменился после перестроек 2-й пол. XIX в. (по проекту архит. А. С. Купинского, утвержденному в 1857, под надзором архит. П. А. Елецкого перестроена колокольня в русско-визант. стиле; в нач. 70-х гг. XIX в. для предотвращения разрушения алтарной части установлено 9 контрфорсов; в 1900 г. под наблюдением архит. М. А. Рудкевича произведены укрепление фундаментов и перестройка завершений храма и колокольни). После закрытия собора колокольня и 5 глав храма были уничтожены, здание переоборудовано под общежитие швейной фабрики. В 1932-1984 гг. в нем размещалось Пензенское отделение архивного управления Средневолжского края (с 1939 Гос. архив Пензенской обл.); в 1933 г. к зданию сделана 2-этажная пристройка. С 1984 г. в помещении собора располагалось хранилище Пензенской областной б-ки им. М. Ю. Лермонтова.

В 1993 г. храм в честь Преображения Господня возвращен РПЦ. 19 авг. 1995 г. в нижней ц. в честь Казанской иконы Божией Матери состоялась первая с 1931 г. служба. В 90-х гг. ХХ в. восстановлено 5-главое завершение храма, он был оштукатурен снаружи и побелен внутри (при этом погибли настенные росписи), в 1998 г. в нижней церкви установлен иконостас. В 2001 г. Преображенская церковь стала подворьем Тихвинской иконы Божией Матери мужского монастыря в с. Вадинск. В 2003 г. возобновились богослужения и в верхнем храме, 19 авг. была отслужена Божественная литургия. В 2008 г. по распоряжению архиеп. Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) Преображенское подворье передано Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовскому мужскому монастырю, однако документально эта передача оформлена не была.

В 2002 г. в одном из корпусов, расположенных на территории уничтоженного комплекса П. П. м., разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор»; в 2005 г. в память о разрушенной обители был открыт Вознесенский молитвенный дом. В 2006 г. обнаруженные надгробия А. Н. Арапова, Д. К. Гевлича, М. А. Сабуровой и Загоскиных были перенесены с монастырского кладбища на территорию мастерской «Дабор».

2010-2019 гг.

Решением Синода от 26 июля 2010 г. Преображенское подворье было преобразовано в самостоятельный мон-рь. Т. о., обитель возродилась на своем первоначальном месте. Священноархимандритами стали епископы Пензенские и Кузнецкие (с 2012 митрополиты Пензенские). 8 авг. 2010 г. еп. Вениамин (Зарицкий) освятил великим чином главный верхний престол храма в честь Преображения Господня. В авг. 2012 г. на территории П. П. м. началось строительство часовни-усыпальницы, 21 сент. 2013 г. в ней были перезахоронены останки пензенских благотворителей А. Г. и М. М. Киселёвых, 26 сент. того же года митр. Вениамин совершил освящение часовни. К июню 2019 г. в мон-ре проживали 13 насельников, наместник - игум. Сергий (Зайчиков).

В сент. 2010 г. учрежден скит в Семиключье, в окрестностях сел Русская Норка и Мордовская Норка Шемышейского р-на Пензенской обл., на берегу р. Черекай (левый приток р. Уза). По преданию, в нач. XIX в. здесь была обретена Тихвинская икона Божией Матери, вскоре поставлена деревянная часовня, при которой к нач. XX в. сформировалась монашеская община. К роднику совершались паломничества, в т. ч. и после 30-х гг. XX в., когда власти разогнали общину и пытались не допускать богомольцев (см. подробнее: Белохвостиков Е. П. Семь Ключей: Св. уголок Пензенской земли. Пенза, 2014). С 2000 г. родник в Семиключье благоустраивался, 8 июня 2007 г. на нем была освящена бревенчатая часовня. В 2010-2011 гг. в Семиключье построена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери и блгв. вел. кн. Александра Невского, в 2012-2014 гг. - братский корпус. Также П. П. м. имеет подворье в г. Каменка, где 25 нояб. 2016 г. митр. Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) совершил великое освящение домового храма во имя свт. Иоанна Милостивого.

Ист.: ПСЗ. Т. 25. № 18500; ОДДС. Т. 2. Ч. 2. Стб. 269-272; Т. 4. Стб. 31-32; Т. 8. Стб. 568-569; Т. 16. Стб. 449-450; Т. 18. Стб. 345-348; Т. 26. Стб. 529; Жданов М. П. Путевые записки по России. СПб., 1843.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 464-465; Ч. 6. С. 214-215; Хитров Г. В., прот. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 139-140; Быстров Н. [Ф.], свящ. Пензенский Спасо-Преображенский муж. 3-кл. мон-рь // Пензенские ЕВ. 1886. Ч. неофиц. № 17. С. 1-8; № 18. С. 14-21; Попов А. Е. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. Пенза, 1896. С. 242-243; Корольков К. [Н.] Памяти почившаго настоятеля Пензенского Спасо-Преображенского мон-ря, о. архим. Кирилла (Щеглова) // Пензенские ЕВ. 1897. Ч. неофиц. № 4. С. 124-129; Хохряков В. Х. Мат-лы для истории г. Пензы // Тр. Пензенской УАК. 1904. Кн. 2. Ч. 2; Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк; он же. Преображенская церковь // Губернский г. Пенза на старых фотографиях (кон. XIX - нач. XX вв.). Пенза, 1999. С. 30-33; он же. Спасо-Преображенский муж. мон-рь // Там же. С. 58-62; он же. Преображенская церковь // Губернский г. Пенза на рубеже XIX-XX вв. Пенза, 2001. С. 165; он же. Спасо-Преображенский мужской мон-рь // Там же. С. 168-169; Тюстин А. В. Кладбище пензенского Спасо-Преображенского муж. мон-ря: Пензенский некрополь. Пенза, 1999; он же. Пензенский некрополь XVII - нач. XX в. Пенза, 2013; Пензенская энциклопедия. М., 2001. С. 461, 575; Дусавицкая В. А. Спасо-Преображенский муж. мон-рь в Пензе // Вопросы планировки и застройки городов: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2002. С. 114-116; Головина А. Ф. Великая благотворительница. Пенза, 2003. С. 13, 14, 52-53, 112, 114, 115; Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и труды сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005; Бахмустов С. Б. Православие в Мордовском крае: Ист.-культурологич. аспект. Саранск, 2006; Белохвостиков Е. П. Городской некрополь: XIX в.- 1916 г. Пенза, 2007; он же. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. Пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь // Пензенские ЕВ. 2011. № 3. С. 36-40; № 6. С. 36-41; он же. Пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь: 325 лет. Пенза, 2014; Зелёв С. В. Сурская Голгофа: Пензенская епархия в годы гонений: (1917-1941). Пенза, 2007; Полосин Н. И. Организация правосл. духовного образования в Пензенской губ. в кон. 18 - сер. 19 вв. // Религия в истории нац. культур: Мат-лы обл. науч.-практ. конф. Пенза, 2010. С. 149-156; Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы: История пензенских улиц: Улица Троицкая. Пенза, 2012. С. 37-44; Овсов А. Л. Описание соборов и церквей Пензенской епархии (1857) / Подгот. текста, вступ. ст.: А. И. Раздорский. СПб., 2013; Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову / Сост.: А. И. Дворжанский, С. В. Зелёв, прот. В. Клюев. М., 2014; Священнослужители, монашествующие и миряне Тамбовской митрополии, пострадавшие за Христа. Тамбов, 2014. Т. 1. С. 212-214.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также