ПЕТР
Том LV, С. 570-580
опубликовано: 18 марта 2024г.

ПЕТР

Содержание

Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Литография. Ок. 1843 г. Гравер школы П. П. БекетоваСвт. Петр (Могила), митр. Киевский. Литография. Ок. 1843 г. Гравер школы П. П. Бекетова(Могила) [молдав. Petru Movilă] (21.12.1596, Сучава, Молдавское княжество (ныне в Румынии) - 1.01.1647, Киев), свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), митр. Киевский. Сын Симеона Могилы, господаря Валахии (1600-1601, 1601-1602) и Молдовы (1606-1607). Молдав. боярский род, к которому принадлежал П., держался в кон. XVI - нач. XVII в. пропольск. ориентации, породнился с рядом семей польской и местной знати на буд. укр. землях; опекуном П. после смерти отца стал гетман С. Жолкевский. Образование буд. Киевский митрополит, вероятно, получил в правосл. школе Львовского Успенского братства, патронами к-рого были члены его семьи.

Избрание П. на такую важную для Западнорусской митрополии должность, как архимандрит Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра), сопровождалось драматическими событиями. После смерти в марте 1627 г. киево-печерского архим. Захарии (Копыстенского) настоятелем обители был избран Феофан (Боярский), сподвижник Киевского митр. Иова (Борецкого), но король «снес элекцию». Новым архимандритом печерская братия и шляхта Киевской земли на сеймике в Житомире 6 сент. 1627 г. избрали П.; с этого времени местная правосл. шляхта стала опорой в деятельности буд. митрополита. Была предпринята попытка отстранить избранного, но еще не утвержденного и не принявшего сан архимандрита П. 13 сент. на мон-рь напал житомирский староста Януш Тышкевич-Логойский, принуждавший монахов избрать архимандритом его родственника, униата Германа Тышкевича. Вероятно, родственные связи П. способствовали тому, что 29 нояб. 1627 г. его избрание было утверждено королевской грамотой, в дек. 1627 г. П. был посвящен в сан. Эти события произвели, по-видимому, столь сильное впечатление на П., что 12 янв. 1628 г. он обратился за поддержкой в Россию. В его грамоте говорилось о гонениях на православных и о попытках «униятскую ввести ту ересь» в Печерском мон-ре. 26 июня 1628 г. была выдана грамота с разрешением печерским монахам приезжать в Россию за «жалованьем» «в пятой и в шестой год». Посланцы получили подарки и вклады для мон-ря, в т. ч. 33 р. старицам, к-рые «живут блиско их монастыря». О «жалованье» П. снова просил в янв. 1630 г., и ему было послано 100 р.

Еще не будучи поставлен в сан архимандрита, П. участвовал в контактах с архиеп. Мелетием (Смотрицким), и тот уверял своих униат. корреспондентов, что П.- сторонник сближения с католич. Церковью. В сент. 1627 г. в Киеве на собрании с участием П. архиеп. Мелетию было поручено подготовить сочинение о различиях между православным и католическим вероучениями. В февр. 1628 г. П. посетил Мелетия в Дерманском мон-ре (см. ст. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань). Весной 1628 г. в Городке на Волыни с участием П., митр. Иова (Борецкого) и епископов рассматривался мемориал Мелетия (Смотрицкого) и, по словам последнего, был ими одобрен. В дальнейшем, однако, когда Мелетий направил П. и митр. Иову свое соч. «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» (Апология путешествия на Восток), они уклонились от одобрения текста, обещав прислать замечания. Мелетий издал текст, не дожидаясь их замечаний. На Соборе в Киеве 13 авг. 1628 г. «Apologia...» была торжественно осуждена, П. не только не выступил в защиту автора, но и публично осудил его взгляды.

Вопрос о соединении Церквей стал снова обсуждаться в 1629 г., когда на сейме была достигнута договоренность о созыве 28 окт. 1629 г. во Львове общего Собора православных и униатов, которому предшествовали бы Соборы православных в Киеве и униатов во Владимире-Волынском. Предложения были одобрены королем, назначившим для проведения предварительных Соборов день св. апостолов Петра и Павла. В планах соединения Церквей важная роль отводилась П. Весной 1629 г. униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский писал папскому нунцию, что для объединенных Церквей можно было бы создать особый патриархат во главе с П. Собор в Киеве был созван, но предложение об объединительном Соборе натолкнулось на сопротивление части духовенства, правосл. шляхты и особенно резкое - казачества. И Иов (Борецкий), и П. вынуждены были отказаться от первоначальных планов. Королевский посол на правосл. Соборе А. Г. Кисель из бесед с митр. Иовом и П. сделал заключение, что они были готовы на уступки по нек-рым догматическим вопросам (они говорили, что не осуждают служение на опресноках), но, признавая теоретически старейшинство папы, не желали подчиниться его власти.

В 1630 г. между митр. Иовом и П., действовавшими до этого времени совместно, наметились расхождения. Во время казацкого восстания 1630 г. митрополит перешел под защиту казацкого войска, а П. дал приют в Киево-Печерском мон-ре шляхтичам, спасавшимся от восставших, и порицал действия казаков. В отличие от Иова (Борецкого) и его преемника, Исаии (Копинского), П. поддерживал контакты с униат. иерархами, в частности, с митр. Иосифом Рутским, посетившим Киев в 1631 г. Наметилось сближение Иова (Борецкого) с Россией - митрополиту прислали для передачи в Запорожье грамоты вост. патриархов с призывом перейти под рус. власть. В этих планах П. не участвовал. Когда после смерти митр. Иова эти грамоты попали в руки П., они не были отправлены им в Запорожье, что привело к разрыву связей между П. и Россией.

Как настоятель Киево-Печерского мон-ря П. прилагал большие усилия к защите имущества обители и упрочению церковной дисциплины, не останавливаясь перед суровыми мерами по отношению к непослушным. П. удалось выкупить заложенные монастырские богослужебные сосуды. Внимание архимандрита привлекало и поведение приходского духовенства в монастырских владениях. 6 янв. 1629 г. протопопу Андрею было поручено объехать владения и рассмотреть, как приходские священники выполняют свои обязанности.

При предшественниках П. Киево-Печерский мон-рь стал важным центром духовного просвещения на восточнослав. землях Речи Посполитой. Эти традиции П. стремился поддерживать. За время его настоятельства в киево-печерской типографии было напечатано 15 книг. Из них следует выделить опубликованный в 1629 г. Служебник (Λείτουργιάριων, си ест Служебник... Благословением и исправлением преподобнейшаго господина и отца кир Петра Могилы). Текст был исправлен по греч. источникам и дополнен пространным предисловием о богословских аспектах таинства Евхаристии. Это можно рассматривать как правосл. ответ на униат. издание Служебника, осуществленное в Вильно в 1617 г. на средства Льва Сапеги; в книгу было помещено обширное предисловие о разных случаях при совершении литургии, основанное на инструкциях из лат. Миссала. Так благодаря изданию П. было положено начало обширной работе по подготовке пособий для духовенства.

К нач. 1631 г. актуальным стал вопрос о создании правосл. учебных заведений для воспитания новых кадров приходского духовенства и монашества, способных отстаивать свои взгляды в полемике с приверженцами др. конфессий. В своем завещании Иов (Борецкий) призвал создать такое уч-ще при Киевском братстве, что и было сделано. Одновременно П. постарался создать уч-ще в Киево-Печерском мон-ре, куда были приглашены учителя Львовской братской школы Исаия (Трофимович-Козловский), Сильвестр (Косов) и др. В дальнейшем усилия П. были направлены на объединение обоих киевских уч-щ под его патронатом. Объединению способствовал тот факт, что Киевское братство уже 11 марта 1631 г. признало П. «старшим братом, опекуном и фундатором». Решение о слиянии школ было одобрено в янв. 1632 г. митр. Исаией (Копинским) и епископами. В 1633 г. в уч-ще читались курсы не только «семи свободных наук», но и философии (его читал ректор Исаия (Трофимович-Козловский)). Это позволяет характеризовать уч-ще по критериям того времени как 1-е высшее правосл. учебное заведение - академию - на землях вост. славян. Для содержания уч-ща использовались доходы Киево-Печерского мон-ря. При организации учебного процесса были заимствованы модели преподавания, успешно применявшиеся в иезуитских коллегиях, языком преподавания была латынь. По свидетельству Сильвестра (Косова), это вызвало в Киеве волнения со стороны «неученых» попов и казаков.

Меры, принятые П. в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVII в., означали важный шаг на пути осуществления реформ, к-рые должны были вывести правосл. Церковь из острого кризиса, начавшегося во 2-й пол. XVI в., и сделать ее способной отстаивать свои позиции в борьбе с приверженцами др. конфессий. Предпринятые шаги получили продолжение после возведения П. на Киевскую митрополичью кафедру. Следует отметить, что уже на рубеже 20-х и 30-х гг. деятельность П. выходила за рамки Киевской земли. Так, сохранилась его грамота Перемышльскому братству от 21 янв. 1631 г. с наставлением, где отмечалось, что митрополит дал П. «в той епископии над вами, православными, власть».

В 1632 г. в Польско-Литовском гос-ве и в жизни П. произошел ряд важных событий. После смерти кор. Сигизмунда III Вазы, поощрявшего нападки Контрреформации на правосл. Церковь, в Речи Посполитой наступило «бескоролевье», когда разные слои общества получили легальную возможность обратиться со своими требованиями и к претендентам на трон, и к др. участникам выборов нового монарха. Одновременно началась Смоленская война между Россией и Речью Посполитой. В этих условиях у западнорус. правосл. иерархов наметились разные позиции. Тесно связанный с казачеством митр. Исаия (Копинский) на казацких радах убеждал казачество перейти под рус. власть. П., опиравшийся на правосл. шляхту, полагал, что в сложившейся ситуации следует добиваться признания законности существования в Речи Посполитой особой правосл. Церкви и правосл. иерархии. П., несомненно, учитывал то, что в условиях начавшейся Смоленской войны и гос. власть, и политическая элита Речи Посполитой, заинтересованные в лояльности ее правосл. жителей, будут вынуждены пойти на уступки православным.

В отличие от Исаии (Копинского), к-рый игнорировал выборы короля, П. принял в их подготовке самое активное участие. Он добивался того, чтобы правосл. шляхта участвовала в работе сейма, выдвигая свои требования, он организовал сбор средств на содержание многочисленной правосл. делегации. Договаривался П. о сотрудничестве и с главой протестантов Великого княжества Литовского Кристофом Радзивиллом. П. лично участвовал в спорах униатов и православных на конвокационном сейме (в июне 1632), вступив в открытые столкновения с униат. митр. Иосифом Рутским. Подготовленный проект соглашения не удовлетворил православных. В посланиях, отправленных во все «русские» воеводства, П. призывал правосл. шляхтичей как можно более активно участвовать в работе элекционного сейма, чтобы добиться более благоприятных условий соглашения. И этой цели удалось достичь при участии главного претендента на трон - королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза).

К 1 нояб. 1632 г. были составлены «Статьи успокоения», удовлетворявшие ряд важных требований православных. Они получили право свободно совершать богослужения, ремонтировать и строить церкви, открывать семинарии, школы, типографии; признавалось существование отдельной правосл. иерархии, к-рой передавались Киевская митрополичья кафедра и ряд епископских кафедр. Особая комиссия должна была провести раздел церковного имущества между православными и униатами. Не сформулированная в этом тексте договоренность предусматривала, что митрополит и епископы, поставленные в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV без санкции короля и сейма Речи Посполитой, должны уйти, а новые иерархи будут избраны правосл. духовенством и правосл. шляхтой.

Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Гравюра из панегирика «Eὐχαριστήριον, албо вдѧчность» (К., 1632)Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Гравюра из панегирика «Eὐχαριστήριον, албо вдѧчность» (К., 1632)Православные сразу приступили к реализации условий соглашения. 3 нояб. 1632 г. приехавшие на сейм духовные лица избрали П. Киевским митрополитом с сохранением за ним настоятельства в Киево-Печерском мон-ре. Выборы были поддержаны коллективным обращением правосл. шляхты. 12 нояб. 1632 г. датирована проезжая грамота Исаии (Трофимовичу-Козловскому) как послу к К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису с просьбой об утверждении П. на Киевской кафедре. Посол возвратился в нач. апр. 1633 г. не только с утверждением, но и с титулом патриаршего экзарха для П.

«Статьи успокоения» предусматривали передачу правосл. митрополиту собора Св. Софии в Киеве и переход к православным всех киевских церквей и мон-рей, кроме киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря. 12 марта 1633 г. П. получил привилей кор. Владислава IV на Киевскую митрополичью кафедру вместе с храмом Св. Софии и Киево-Печерской архимандритией. Под его «дозор» передавался также Никольский Пустынский мон-рь. П. был посвящен в сан митрополита в Успенской братской ц. во Львове 28 апр. 1633 г. при участии Львовского еп. Иеремии (Тиссаровского) и 3 поставленных патриархом Феофаном епископов. Здесь ему был вручен присланный патриархом саккос. 7 июля 1633 г. П. торжественно въехал в Киев, вскоре он освятил отобранный 24 июля у униатов храм Св. Софии.

В Киеве находился митр. Исаия (Копинский), к-рый в отличие от др. епископов не признал поставления П. Живший в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре митр. Исаия был арестован и дал запись о том, что отказывается от должности и титула митрополита. Летом 1633 г. при участии Запорожского войска состоялось примирение 2 иерархов, в следующем году Исаии был передан во владение Златоверхий мон-рь, но он был изгнан оттуда в 1635 г. Филофеем (Кизаревичем), ставленником П. В документах 30-х гг. XVII в. Исаия неоднократно выступает с титулом «архиепископ Северский», претендуя на власть над мон-рями на Левобережной Украине.

Вступление П. на митрополичий престол положило начало проведению в Киевской митрополии реформ, направленных на упорядочение церковной жизни, исполнение духовенством своих пастырских обязанностей, воспитание общества. Аналогичные во многом цели преследовала католич. Церковь, осуществляя решения Тридентского Собора. Неудивительно, что при проведении реформ П. мог обращаться к опыту, накопленному деятелями Контрреформации.

В «Статьях успокоения» и в последующих актах устанавливалось, что кандидатов на епископские кафедры должны предлагать духовенство и правосл. шляхта на территории епархии. Однако П. препятствовал избранию таких кандидатов, если выборы находились в противоречии с нормами канонического права, и добился того, что правосл. архиереи стали его надежными соратниками при проведении преобразований.

Сохранился ряд документов, свидетельствующих о наблюдении П. за жизнью в разных епархиях и о его вмешательстве в случае нарушения канонического порядка. Большие усилия были затрачены на подчинение приходского духовенства руководству и суду епископов (на территории митрополичьей епархии - руководству митрополита). По традиции светскому патрону принадлежало право в его владении предлагать кандидата на вакантное священническое место. При П. утверждение архиереем клириков на приходах перестало быть формальностью. Уже в начале его правления был созван Собор, на к-ром священники должны были представить свои ставленые грамоты. При этом проводилась проверка, насколько священнослужители способны выполнять свои обязанности. При проверке кандидатов на священство им приходилось иногда задержаться на полгода-год в Киеве для получения необходимых знаний. В традиц. текст ставленых грамот были внесены дополнительные обязательства: исповедоваться 12 раз в году, не разрешать беззаконных браков и разводов, не оставлять храм без «благословения» митрополита. В ставленых грамотах митрополита протопопам - его наместникам в отдельных церковных округах - содержалось обязательство, чтобы среди священников не оказался человек «Писма Божего не уметный». Для воспитания приходских священников составлялись пособия, напр. написанная Сильвестром (Косовым) «Дидаскалия, или Наука о семи тайнох». Ежегодно священники должны были съезжаться на Соборы, созывавшиеся митрополитом в Киеве, епископами - в своих епархиях.

Упорядочению церковной жизни способствовали созданный в кон. 1634 - нач. 1635 г. высший церковный суд - «консистория», заседавший в пресбитерии храма Св. Софии (за неоднократную неявку в этот суд виновный мог быть отлучен от Церкви), и частые инспекции «визитаторов» - доверенных лиц из числа киево-печерских монахов, к-рые должны были следить за положением дел на местах. Власти митрополита были подчинены правосл. братства не только в Митрополичьей области, но и в др. епархиях. Даже ставропигиальное Львовское братство не имело права печатать книги в своей типографии без санкции митрополита.

Киево-Печерская типография стремилась издавать тексты, необходимые приходским священникам при исполнении их пастырских обязанностей. В 1637 г. было напечатано «Учительное Евангелие». Во введении к изданию, обращаясь к священникам, П. призвал их чаще читать эту книгу, чтобы поучаться самим и учить народ. В 1639 г. был переиздан (с рядом дополнений) Служебник. В конце правления П. был подготовлен и в 1646 г. опубликован Требник - огромный свод чинопоследований, использовавшихся в богослужении Западнорусской митрополии. Описание обрядов сопровождалось особыми статьями, где разъяснялись их смысл и значение, содержались указания священникам об их поведении, говорилось, как использовать обряды для воздействия на паству. Мн. нормы Требника обсуждались на Киевском Соборе в 1640 г., 28-е и 66-е определения несохранившихся решений Собора были включены П. в Требник.

В условиях резких межконфессиональных конфликтов объективной необходимостью для православных было обладание четким и развернутым изложением своего вероучения, к-рое можно было бы противопоставить аналогичным текстам католиков и протестантов. Соответствующий текст был подготовлен при участии П. и Исаии (Трофимовича-Козловского) и обсужден на Соборе в Киеве в 1640 г. Затем он был направлен на рассмотрение вост. патриархов и одобрен с рядом поправок на Соборе в Яссах в 1642 г. Исправленный текст не был доставлен в Киев, в 1645 г. его краткая версия была опубликована как «Собрание короткое науки о артикулах веры православно-кафолическои». Издание предназначалось для широкого круга людей, так что тексты Библии были переведены в нем на «просту мову». В предисловии содержалось обещание издать со временем более обширный текст.

При подготовке Требника и первоначальной версии «Православного исповедания веры кафолической и апостольской Восточной Церкви» П. ориентировался на образцы, созданные в католич. среде в эпоху Контрреформации. Для обращения к этим образцам существовал ряд серьезных причин. В греч. правосл. традиции отсутствовали такие тщательно разработанные тексты, как изложение вероучения, описание и обоснование литургической практики; имело значение и то обстоятельство, что П. несомненно наблюдал эффективное воздействие католич. пособий на католич. верующих. Поэтому понятно его желание использовать принятые в этих пособиях способы изложения материала и методы обоснования тех или иных положений для описания правосл. литургической практики и вероучения, тем более что в полемике с получившими распространение в Речи Посполитой протестант. учениями (на Волыни было очень сильно даже социнианство (см. Социниане)) стала полезной антипротестант. аргументация, разработанная в католич. среде. Наконец, важным было еще одно обстоятельство. В условиях полемики с униатами и католиками необходимо было излагать аргументы на общем понятийном языке - так, чтобы оппоненты были вынуждены принимать их во внимание.

В Требнике выявлен достаточно широкий круг заимствований из католич. пособий. Из виленского Служебника 1617 г. заимствованы указания, как поступать в тех или иных случаях при совершении литургии, основанные на инструкции из лат. Миссала. Самим П. были созданы по образцу чинопоследований из «Rituale Romanum Pauli V Pontificis Maximi iussu editum» (R., 1614) 37 чинов, не имевших аналогов в правосл. традиции, причем ряд текстов непосредственно переведен с латыни. В статьях, разъясняющих смысл и значение таинств, П. также ориентировался на католич. образцы, обращаясь к понятийному аппарату неосхоластики. Вслед. этого в тексте П. появились утверждения, противоречившие учению правосл. Церкви, напр. о времени пресуществления Св. Даров.

«Православное исповедание...» П. также ориентировано на католич. образцы и по организации материала, и по терминологии, использованной при характеристике ряда сюжетов. При этом, как полагают исследователи, в текст, направленный на рассмотрение Собора в Яссах, вошел ряд положений, характерных для католич. традиции: учение о некоем 3-м месте в загробном мире (чистилище), допустимость крещения через обливание, определение времени пресуществления Св. Даров в соответствии с католич. традицией. Эти особенности были устранены при редактировании текста Мелетием Сиригом, к-рый перевел труд П. на греч. язык. Подготовленный текст обсуждался в Киеве, и, судя по сохранившимся записям по ряду вопросов (напр., о том, в какое время и через какие слова совершается таинство Евхаристии), участники Собора не пришли к согласию и решили просить разъяснений у патриарха. Т. о., подготовленный текст не рассматривался как окончательный.

В научной лит-ре получило распространение мнение о том, что, публикуя в 1645 г. «Краткий катехизис», П. выступил против исправлений, внесенных в текст «Православного исповедания...» в Яссах. Однако прямыми доказательствами правильности этого утверждения исследователи не располагают. Вместе с тем следует отметить, что и в приложениях к опубликованному в 1644 г. трактату «Λίθος...» (см. ниже), и в «Кратком катехизисе» излагается правосл. т. зр. об исхождении Св. Духа от Отца и о причастии мирян под обоими видами. В «Кратком катехизисе», кроме того, Иерусалимская Церковь со ссылкой на Свящ. Писание названа «маткою-учителкою всех инших Церквей».

В исследованиях по-разному оценивают контакты П. с традициями католич. Контрреформации и последствия этих контактов. Согласно одной т. зр., в результате деятельности П. произошла «внутренняя интоксикация латинизмом» сначала украинской, затем русской правосл. традиций. С другой т. зр., имел место культурный синтез (догматический компромисс), к-рый дал возможность правосл. традиции на восточнослав. землях развиваться далее в условиях напряженного диалога с представителями др. христ. конфессий.

Новое, образованное духовенство должна была подготовить основанная П. Киево-Могилянская коллегия (см. Киево-Могилянская академия). П. обеспечил ее материальное содержание, построил здания для занятий, устроил б-ку и бурсу для бедных учеников. Для воспитания студентов П. написал и напечатал «Анфологион, сиречь Молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу спудеов и всех благочестивых любомолитвенник» (1636). П. завещал коллегии свою б-ку и значительные денежные средства, поставил ее под опеку правосл. шляхты во главе с Киселем. Помимо Киево-Могилянской коллегии монахи Киево-Братского в честь Богоявления монастыря в 1634 г. открыли уч-ще в Виннице, к-рое из-за преследований со стороны иезуитов вскоре переместилось в Гощу. Ректоры уч-ща присылались из Киева - Игнатий (Оксенович-Старушич), Иннокентий (Гизель). В 1640 г. один из преподавателей Киево-Могилянской коллегии - Софроний Почапский и его ученик, Игнатий (Иевлевич) (см. в ст. Иевлевичи), организовали славяно-греко-лат. школу при соборе Трех святителей в молдав. столице Яссы; школа просуществовала недолго из-за противодействия преподавателей-греков, но труды учителей из Киева высоко оценивались в Молдавии.

Важную часть преобразований П. составляли его действия, направленные на оживление исторической памяти правосл. общества о том, как утверждалось на Руси христианство, как благодаря подвигам и чудотворениям в первую очередь монахов Киево-Печерского мон-ря закладывались традиции древней Русской Церкви. Деяния подвижников были доказательством истинности правосл. вероучения. Важным шагом на этом пути стало издание в 1635 г. профессором Киево-Могилянской коллегии еп. Сильвестром (Косовым) на польск. языке «Печерского патерика» (Paterikon, abo Żywoty śś. ojców pieczarskich) - рассказа о Крещении Руси и об истории самой древней и почитаемой киевской обители. Более современная история Печерского мон-ря с рассказами о чудесах, происходивших там в 1594-1638 гг., была изложена в напечатанной по благословению П. книге Афанасия Кальнофойского «Тератургима» (Τερατουργημα, lubo Cuda, ktore były tak w samym świętocudotwornym monastyru Pieczarskim Kiiowskim...) (1638), в к-рую вошли рассказы о чудесах, записанные П. В сочинении опровергались сомнения протестантов в истинности чудес, совершённых киевскими подвижниками. Сильвестр (Косов) подверг критике утверждения католиков о связи древней Русской Церкви с Римом. Приложенные усилия увенчались в 1643 г. канонизацией Печерских подвижников, покоящихся в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерского мон-ря. Молебный канон Печерским угодникам написал посетивший Киев Мелетий Сириг.

Важной частью этого направления деятельности П. стали его усилия по восстановлению Софийского собора и древних храмов, к-рые традиция связывала с деятельностью крестителя Руси равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича. Восстановление полуразрушенного, лишенного утвари и убранства Софийского собора продолжалось в течение всего времени правления П. Во время раскопок на месте 1-го каменного христ. храма Киева - Десятинной церкви - была обнаружена гробница с останками, к-рые отождествили с останками равноап. кн. Владимира. На выявленных древних фундаментах был поставлен новый храм. В 1640-1643 гг. была реконструирована, расписана и снабжена утварью ц. Спаса на Берестове. Древнюю ц. Трех святителей (Васильевскую), к-рая считалась 1-м храмом, поставленным кн. Владимиром (построена в 1183), было поручено в 1638 г. «строить» Киевскому братскому мон-рю. П. снабдил утварью ц. арх. Михаила в Выдубицком мон-ре. Был укреплен и расписан Успенский собор Киево-Печерского мон-ря, проведены разнообразные работы в монастырских пещерах. На осуществление этих мероприятий П. не только расходовал собственные средства, но и неоднократно организовывал сбор средств с паствы.

Когда большая часть реформ П. была успешно проведена в жизнь, католич. свящ. Кассиан Сакович (ранее бывший правосл. монахом) опубликовал в 1642 г. на польск. языке кн. «Перспектива, или Изображение заблуждений, ересей и суеверий Греко-русской дезунитской Церкви как в догматах веры, так и в совершении таинств и в других обрядах и церемониях» (᾿Επανόρθωσις, abo Perspectiwa i objaśnienie błędów, herezjej i zabobonów w greko-ruskiej cerkwi disunitskiej tak w artykułach wiary, jako w administrowaniu sakramentów i w inszych obrządkach i ceremoniach znajdujących się), в к-рой говорилось не столько о догматических «заблуждениях» православных, сколько о необразованности и невежестве правосл. духовенства, не способного ни проповедовать, ни правильно совершать церковные обряды. В 1644 г. на книгу последовал объемный ответ - трактат на польск. языке «Лифос, или Камень, брошенный с пращи истины св. православной Русской Церкви смиренным отцом Евсевием Пименом на сокрушение лживо-темной Перспективы... Кассиана Саковича» (Λίθος, или Kamiеn, z procy prawdy Cerkwie święty prawosławnej Ruskiey na skruszenie falocznociemnej Perspektiwy... Kassiana Sakowicza... wypuszczony przez pokornego ojca Eusebia Pimina). Книга, в к-рой убедительно опровергались обвинения, выдвинутые Саковичем, была, по-видимому, написана под патронатом П.- «Евсевия Пимена» (т. е. благочестивого пастыря) коллективом его сотрудников. Составители привели подробное описание правосл. таинств и правосл. богослужения с раскрытием их смысла. Читателям книги давалось правильное представление о состоянии дел в Киевской митрополии и наглядно показывался высокий профессионализм лиц, составлявших окружение П.

При проведении реформ П. не мог опираться на поддержку гос. власти. Более того, есть основания говорить о сознательном противодействии нек-рым важным инициативам П. На коронационном сейме в 1633 г. П. пытался получить привилей для своего киевского уч-ща как для высшего учебного заведения, но потерпел неудачу. Глава униат. Церкви митр. Иосиф Рутский обвинял правосл. школы в том, что в них распространяются протестант. учения, и добивался, чтобы в них не учили латынь. В 1634 г. король издал распоряжение закрыть школу в Виннице, на территории правосл. митрополии не должно было существовать ни «латинских» школ, ни «латинской» типографии. В нач. 1635 г. было издано соч. Сильвестра (Косова) «Exegesis, или Справа о школах киевских и винницких» (Exegesis, to iest Danie sprawy о szkolach kijowskich i winickich), где опровергались обвинения в близости правосл. школ к протестантизму, обосновывалось право «русских» жителей гос-ва учить латынь. На сейме 1635 г. удалось добиться перемен. В жалованной грамоте, выданной православным, разрешалось «в школах киевских и виленских» преподавать латынь и греческий. Однако обучение должно было идти «не далее диалектики и логики», чтобы не допустить создания правосл. высших учебных заведений, где преподавали бы философию и теологию. П. и его советники в Киеве игнорировали эти распоряжения.

Этот эпизод был отражением общих перемен в религ. политике властей Речи Посполитой, поскольку в сер. 30-х гг. XVII в. наметился отход от условий, изложенных в «Статьях успокоения». Главные положения «Статей...» - о законности существования правосл. Церкви и правосл. иерархии - неоднократно подтверждались решениями сеймов в 30-х гг. XVII в. Однако в конкретные условия соглашения в жалованной грамоте 1635 г. был внесен ряд изменений, неблагоприятных для православных. Одно из них касалось положения в Митрополичьей области. Согласно «Статьям успокоения», православным передавался гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь как резиденция митрополичьего наместника в Великом княжестве Литовском. В 1635 г. обитель была отдана униатам, также устанавливалось, что в старой резиденции Западнорусских митрополитов - Новогрудке - православные не должны иметь ни одной церкви.

Не менее важным оказалось и то, что часто не было возможности реализовать предложенные условия на практике, прежде всего при разделе церковных имуществ между православными и униатами. В королевском дипломе, выданном православным в 1633 г., вопрос этот был обойден молчанием. Комиссии для проведения такого раздела были назначены в июне 1635 г. При передаче церквей православным комиссары столкнулись не только с протестами униатов и католиков, но и с их активным сопротивлением. Последовали вызовы в суд и православных, и самих комиссаров. Местные судебные органы, нередко находившиеся в руках католиков, выносили решения в пользу униатов. Неск. принятых решений отменил король, возвратив ряд храмов униатам. Деятельность комиссий прекратилась в апр. 1636 г.

С этого времени на сеймах правосл. послы (неоднократно лично П.) требовали возобновления деятельности комиссий, возвращения захваченных церквей и мон-рей и прекращения возбуждаемых против православных судебных процессов. Добиться справедливости часто не получалось. Еще в 1639 г. Виленское братство настаивало на передаче православным в городе церквей в соответствии с решениями сейма. Действия униатов были агрессивными. В 1637 г. в разных местах совершались нападения униатов на церковные процессии православных. 2 авг. 1637 г. подверглась нападению процессия с участием П. в Киеве. В 1641 г. удалось добиться постановления сейма о передаче дел, связанных с выполнением решений о разделе церковных имуществ, из местных судебных органов в королевский реляционный суд. В целом, хотя П. и правосл. шляхта получили от короля нек-рые конкретные уступки, они не смогли добиться ни полной передачи православным тех церковных имуществ, на к-рые они имели право, ни прекращения насильственных захватов правосл. храмов униатами. В Киеве П. сталкивался с враждебными действиями киевского воеводы Януша Тышкевича, к-рый в 1645 г. пригласил в Киев иезуитов.

Сотрудничество П. с правосл. шляхтой находило свое выражение в совместных усилиях, направленных на сохранение традиц. общественного порядка в Поднепровье. Когда разразилось казацкое восстание 1637-1638 гг., казаки хотели получить от П. «благословение», но этого не произошло, и они стали обвинять митрополита в том, что он отступил от правосл. веры.

Особой проблемой стала необходимость для П. реагировать на попытки гос. власти в лице кор. Владислава IV осуществить «новую унию» православной и униатской Церквей. Об участии П. в обсуждении этих планов имеется ряд свидетельств, но среди них мало сообщений, к-рые исходили бы от П. и говорили о его предложениях. В 1636 г. посланец волынского воеводы А. А. Сангушко сообщил в Риме, что П. и Луцкий еп. Афанасий (Пузына) согласны на унию Церквей на условиях Флорентийской унии (см. в ст. Ферраро-Флорентийский Собор 1438-1439 гг.). В том же 1636 г. Владислав IV универсалами от 31 авг. и 5 сент. предлагал православным и униатам обсудить на ближайшем сейме вопрос об унии. В сохранившемся обращении к православным указывалось, что король пошел на уступки, т. к. ему обещали скорое заключение унии. При этом предполагалось создание особого патриархата, зависимого от Рима. В пастырском послании от 26 окт. 1636 г. П. предлагал пойти навстречу пожеланиям короля и избрать представителей для переговоров. Однако никаких переговоров на сейме 1637 г. не было, по-видимому, потому, что папская курия запретила униатам вести переговоры с православными. В 1638 г. Владислав IV вторично добивался у папы санкции на созыв Собора униатов и православных, но снова получил отрицательный ответ курии.

В нач. 1638 г. о контактах П. с королевским двором в связи с планами «новой унии» узнал Исаия (Копинский) и перед насельниками левобережных мон-рей обвинил П. в отступлении от правосл. веры и в желании стать патриархом в католич. Церкви. После этого монахини Густынского во имя Святой Троицы и Ладинского Покровского мон-рей, а также насельники Мгарского в честь Преображения Господня мужского монастыря бежали в Россию. Исаия (Копинский) умер в Нежине на пути в Россию в 1640 г., похоронен в Киево-Печерском мон-ре; существовало предание, что он был схвачен сторонниками П. по пути в Москву и мертвым привезен в Киев.

Новое обращение к планам унии наметилось в 1643 г., после визита в Рим Холмского униат. еп. Мефодия (Терлецкого), к-рый предлагал призвать к участию в переговорах об унии П. и лидеров правосл. шляхты. 3 нояб. 1643 г. соответствующие письма были отправлены. Усилия были нацелены на то, чтобы убедить П. согласиться на унию Церквей на условиях Флорентийского Собора. Ему был послан трактат Георгия Схолария (см. в ст. Геннадий II Схоларий) с обоснованием определений, принятых Собором. Для разрешения возможных недоумений и вопросов П. предлагали прислать в Рим 2 «искуснейших монахов». Ответы П. и лидера правосл. шляхты Киселя привез в Рим в нач. 1645 г. советник Владислава IV Валериан Магни. В них подчеркивалось, что «объединение» - это не «единство» (unione et non unitas) и что под верховной властью папы «Русская Церковь» должна быть связана с Римом лишь единством веры. Предложенный план предусматривал созыв синода с участием духовенства и дворянства «обеих частей Руси» (униатов и православных), где в дружеской дискуссии с обсуждением в т. ч. догматических вопросов должно быть заключено соглашение, к-рое затем подтвердит сейм.

Положение дел обсуждалось в Ватикане в марте 1645 г. Предложения о созыве общего Собора униатов и православных для обсуждения возможных условий объединения были отклонены. Никакого ответа на обращения православных не последовало. В инструкциях новому папскому нунцию Дж. де Торресу предписывалось, как и ранее, препятствовать и контактам, и к.-л. совместным действиям православных и униатов. Нунций мог принимать обращения православных для передачи их в Рим, но новых обращений со стороны П. не последовало.

К сер. 40-х гг. XVII в. относятся свидетельства готовности П. к сотрудничеству с польск. кор. Владиславом IV при выполнении его внешнеполитических планов. Так, в 1645 г. митрополит посетил Яссы и участвовал в заключении брака литов. гетмана Я. Радзивилла с дочерью молдав. господаря Василия Лупу, что должно было способствовать присоединению Молдавии к антитур. коалиции, к-рую планировал Владислав IV. Одновременно король выдвигал планы, направленные против Швеции, осуществлению к-рых должен был способствовать брак дат. королевича Вальдемара с дочерью царя Михаила Феодоровича Ириной. В Москве к жениху-протестанту обратились с требованием повторного крещения. По просьбе польск. короля П. предлагал К-польскому патриарху написать в Москву, чтобы Вальдемару не предъявляли такого требования. Связаны ли эти контакты с переговорами о «новой унии», неясно.

В начале правления П. связи Киевской митрополичьей кафедры с Россией оказались разорваны. То обстоятельство, что во время Смоленской войны П. благословил казацкое войско в поход на Россию, не способствовало их восстановлению. В Москву в последующие годы от переселенцев - монахов и казаков - поступали сведения, что П. от правосл. веры «отступил». Сталкиваясь с разными трудностями и нуждаясь в поддержке для осуществления своих планов, П. уже в 1635 г. попытался возобновить контакты с Россией, но в течение ряда лет такие попытки были безрезультатными. В 1639 г. в Москву было направлено большое посольство во главе с наместником Киево-Печерского мон-ря Игнатием (Оксеновичем-Старушичем). Посольство просило о помощи в деле восстановления киевских святынь, царю была передана частица останков равноап. кн. Владимира. Послы со своей стороны предлагали устроить в Москве уч-ще, в к-ром монахи из Братского мон-ря учили бы «детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской». Предложение не было принято, и дары были посланы скромные: 150 р. для П., по 100 р. каждой киевской обители, просившей о помощи. В дальнейшем отношение изменилось, что, по-видимому, было связано с одобрением вост. патриархами «Православного исповедания...» П. Новые посланцы в 1644 г. получили для митрополита соболей на 1 тыс. р. «на церковное строенье», в Киев был отправлен мастер для работ в Софийском соборе. Посланцам были вручены экземпляры только что напечатанной в Москве «Кирилловой книги» - собрания памятников западнорус. книжности.

П. был погребен 9 марта в склепе Успенского собора Киево-Печерского мон-ря, могила уничтожена при взрыве собора во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Фигура П. помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» (1862, автор проекта - М. О. Микешин).

6 дек. 1996 г. Синод Украинской Церкви причислил П. к лику местночтимых святых (пам. 31 дек.). (Тогда же готовила канонизацию П. раскольническая Украинская православная церковь Киевского патриархата, канонизация состоялась 12 дек. того же года.) В процессе подготовки к канонизации и вскоре после нее в церковной среде высказывались различные оценки личности П. (см., напр.: Юдин В. Д. Спорные вопросы рус. агиографии: К подготовке жизнеописания митр. Петра (Могилы) // БВ. Серг. П., 1998. Ч. 2. С. 96-107). 8 дек. 2005 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя П. было внесено в месяцеслов РПЦ. П. входит в Собор Молдавских святых, празднование к-рому было установлено патриархом Алексием II в 2004 г. 20 июля 2012 г. по решению Синода Украинской Церкви имя святителя как члена луцкого Георгиевского братства было внесено в Собор Волынских святых. 1 апр. 2015 г. имя П. внесено в новообразованный Собор Винницких святых. 26 февр. 2010 г. Синод УПЦ принял решение об учреждении ордена П. По представлению Ясской архиепископии Синод Румынской Церкви, состоявшийся 12-13 марта 2002 г., постановил внести имя П. в святцы Румынской Церкви под 22 дек.

Б. Н. Флоря

Сочинения и издательская деятельность

Творчество и издательская деятельность П. стали важной частью Могилянской церковной реформы. П. является автором богослужебных, агиографических, полемических произведений, проповедей, материалов учебного характера, известны его переводы с греческого. К неск. значительным изданиям Киево-Печерского мон-ря, осуществленным по его благословению, он написал предисловия. Почти все труды П. были напечатаны в типографии Киево-Печерского мон-ря, одно сочинение издано во Львове.

На рубеже 20-х и 30-х гг. XVII в. по инициативе и при участии П. Киево-Печерская типография подготовила и осуществила издание неск. важнейших богослужебных книг, сверенных и исправленных по греч. образцам. Важнейшую роль в издательских начинаниях П. играл печерский иером. Тарасий (Земка). Одним из первых к печати был подготовлен Служебник (Λείτουργιάριων) (К., 1629, 16392), исправленный по греч. книгам. Издание 1629 г. содержит предисловие П., стихотворение на герб Могилы Тарасия (Земки) и послесловие Стефана Берынды. В текст в сравнении с предыдущими изданиями Служебника добавлен ряд новых рубрик и пояснений, оформление издания частично ориентируется на католич. литургические публикации эпохи Контрреформации. Издание было одобрено Киевским Собором в 1629 г. Между публикациями Служебника в 1629 и 1639 гг. есть нек-рые различия. В предисловии ко 2-му изданию П. изложил недочеты предшествующих печатных Служебников. Во 2-е издание вошло составленное П. «Собрание нуждных и благопотребных ектений» в различных жизненных обстоятельствах, молитвы на отдельные случаи (25 молитвословий), напоминающие аналогичные тексты римско-католич. Миссала. Появились признаки влияния католич. обрядности на правосл. практику, напр., по образцу католиков верующим во время молитвы «Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствии Твоем» рекомендовалось бить себя в грудь. Служебник 1639 г. был переиздан Киево-Печерской типографией в 1653 и 1692 гг.

В 1629 г. увидели свет «Номоканон, си ест Законоправилник» с предисловием П. и подготовленное П. собрание акафистов - «Пречестные акафисты пресладкому Господу нашему Исусу Христу, Пресвятой Богородице и святому иерарху Николе, и прочая спасительныя молебны. Благословением, повелением и опасным исправлением от греческаго... Петра Могилы». В 1631 г. типография напечатала сверенную с греч. богослужебной книгой Цветную Триодь («ΤΡΙΩΔΙΟΝ, сиесть Трипеснец...») с предисловием П. (отдельные экземпляры содержат посвящение П.). В 1640 г. вышло 2-е издание Постной Триоди (1-е изд., напечатанное в типографии Киево-Печерского мон-ря в 1627, также было сверено «с греческим типографным зводом», содержит выполненные Тарасием (Земкой) переводы синаксарей с греч. языка на «просту мову»). Издание «Пречестные акафисты...» сопровождалось предисловием-посвящением Т. Замойскому авторства П. и предисловием-обращением к читателю Тарасия (Земки).

В 1628 г. П. перевел с греческого «Любомудрейшаго кир Агапита диакона блаженнейшему и благочестивейшему царю Иустиниану... главизны поучителны...». Составленный П. для обучения студентов сб. «Анфологион, сиреч Молитвы и поучения душеполезная...» (К., 1636) включает предисловие, написанное П. Он также создал стихиры и канон в благодарность за спасение Киево-Печерского мон-ря от разорения во время казацкого восстания в 1630 г. (не опубл.). П. участвовал в подготовке издания «Аполлеиа Апологии...» (1628). В брошюре описан Собор 1628 г., на к-ром была осуждена «Апология путешествия на Восток» Мелетия (Смотрицкого).

П. активно участвовал в полемике с протестантами и католиками, отстаивая истинность правосл. вероучения и богослужения. В 1632 г. увидела свет проповедь П. «Крест Христа Спасителя и кождого человека, на казаню публичном през... кир Петра Могилу... выражоный», произнесенная в Крестопоклонную неделю 4 марта 1632 г. Текст, построенный в соответствии с требованиями лат. риторик, направлен против протестантов, отрицавших поклонение Кресту Христову.

Полемический трактат «Λίθος...» (К., 1644), написанный П. вместе с др. авторами или единолично, был ответом на заявления ксендза Кассиана Саковича о наличии в правосл. богослужении и догматике множества «ошибок, ересей и заблуждений» (Сакович, перешедший из православия в унию, а затем в лат. обряд, ставит своей целью обличение вост. литургической традиции как таковой). «Λίθος...» был издан на польск. языке (как и сочинение Саковича), существовала также рукописная версия на «простой мове» (не сохр.). Произведение состоит из посвящения, предисловия, 2 основных частей. Первая часть, написанная в форме «обвинение католиков - ответ православных», посвящена богослужению правосл. Церкви, во 2-й ч. дано подробное истолкование богослужебных обрядов. В сочинении защищаются самостоятельность и истинность правосл. богослужения, имеющего истоки в глубокой древности. Завершают произведение 2 труда, посвященные главным догматическим различиям между Восточной и Западной Церквами - об исхождении Св. Духа и о примате Римского папы. «Λίθος...» демонстрирует хорошее знакомство автора (авторов) с обрядами не только православной, но и католич. Церкви, понимание принципиальных различий между Церквами, способность объяснить их историческими, этническими и др. особенностями развития Церквей. В произведении говорится о важности изучения языков: греческого и славянского, польского и латинского. Несмотря на полемический характер, трактат отличается объективностью, трезвостью в оценке состояния правосл. Церкви, признанием справедливости части упреков Саковича. Последний продолжил дискуссию с П. в полемическом соч. «Oskard, albo Młot na skruszenie Kamienia schyzmatyckiego, rzuconego z fary kijowskiej Pieczarskiej od niejakiegoś Euzebia Pimina przeciw Perspektywie» (Кирка, или Молот для сокрушения схизматического Камня, брошенного из киевской Печерской церкви неким Евсевием Пименом против Перспективы) (Краков, 1646; сочинение, по-видимому, не было опубликовано).

Исчерпывающим по сути ответом на критику Саковича и одновременно одним из крупнейших издательских дел П. стал выпуск в 1646 г. Требника (ΕΥΧΟΛΟΓΥΩΝ, албо Молитвослов, или Требник. К., 1646). Этим изданием П. пытался показать, что правосл. богослужебная традиция не беднее католической (хотя для этого П. пришлось составить ряд новых чинов по мотивам чинов из лат. Ритуала и Понтификала). Кроме того, в отличие от обычных Требников сборник, составленный П., содержит пространные богословские и практические комментарии к каждому из 7 таинств. Наряду с трактатом «Λίθος...» Требник П. стал 1-м опытом исследований в области литургики, предпринятым среди правосл. славян. Над составлением книги помимо П. трудились Исаия (Трофимович-Козловский), Иосиф (Кононович-Горбацкий), Софроний Почапский, Игнатий (Оксенович-Старушич). Издание украшено многочисленными гравюрами, заставками, концовками, инициалами, над созданием к-рых работали Илия (из Львова) и киевские мастера.

Требник состоит из 3 частей. В 1-й ч. изложен порядок совершения 7 таинств в правосл. Церкви, во 2-й ч. приведены чины освящения, в 3-й ч.- молитвы в разные дни и на разные потребы. Заканчивается издание образцами метрических книг, к-рые должны были вестись в каждом приходе. В Требнике приведены 37 чинопоследований, отсутствующих в более ранних богослужебных изданиях: чины освящения церковных риз, сосудов, креста, колоколов и т. п.; введены разрешительная молитва при исповеди, чин присяги в браке, по-новому изложен чин присоединения к Церкви иноверцев и др. В предисловии П. писал, что взял эти чинопоследования «из грецких евхологий и стародавных рукописаных словенских требников», но в действительности большинство чинов были составлены П. с ориентацией на соответствующие чины рим. «Rituale Romanum» (и даже с использованием текстов лат. молитв). Пространные комментарии к чинопоследованиям таинств в Требнике П. также основаны на лат. изданиях, в первую очередь на «Rituale Romanum», откуда были переведены мн. разделы комментариев. В книге даны образцы проповедей, напр. при совершении таинства брака. Наличие этих текстов кардинально отличает Требник П. от предшествующей правосл. традиции богослужебных изданий и свидетельствует о знакомстве П. с польск. служебниками кон. XVI в. (возможно, также с немецкими и итальянскими). Приходские священники должны были ориентироваться на эти примеры в собственной проповеднической деятельности.

По инициативе П. был создан авторитетный вероучительный текст -«Православное исповедание веры кафолической и апостольской Восточной Церкви», авторами к-рого были П. и Исаия (Трофимович-Козловский). Ранее в Западнорусской митрополии использовались 2 катехизиса: «Изложение в православной истинной нашей вере» Киевского митр. Спиридона (Саввы) (1475-1476) и «Зерцало богословия» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) (Почаев, 1618). «Православное исповедание...» было изначально написано на латыни, впервые провозглашено на Соборе в Киеве в 1640 г., затем послано на рассмотрение на Собор в Яссах в 1642 г. Учение о таинствах в «Православном исповедании...» излагалось близко к католическому, поэтому присутствовавший на Соборе в Яссах Мелетий Сириг, переведя сочинение на греч. язык, исправил его (изъял признание существования в загробном мире чистилища, время пресуществления Св. Даров перенес с установительных слов на эпиклезу, убрал упоминание об обливательном крещении). В исправленном виде «Православное исповедание...» было принято на Ясском Соборе, в марте 1643 г. текст был утвержден Синодом К-польского Патриархата в качестве общей доктрины правосл. Церкви.

Исправленный текст не был доставлен в Киев. В 1645 г. в Киеве была опубликована на польском языке краткая версия Катехизиса - «Zebranie krótkiey nauki o artikułach wiary prawosławno-katolickiey chrześciańskiey...». Второе издание вышло в Киеве в том же году на «простой мове» - «Събрание короткои науки о артикулах веры православно-кафолической христианской ведлуг вызнаня и науки Церкве св. восточной соборной апостолской для цвеченя и науки всем в школах ся цвечачим христианским православним детем... Первей языком полским, а тепер диалектом руским з друку выданое». Второе издание имело предисловие, отличное от предисловия к 1-му изданию: в нем перечислены предполагаемые читатели - приходское духовенство, все грамотные православные, в т. ч. школяры и их родители, школьные учителя. В 1646 г. Краткий катехизис был перепечатан в типографии еп. Арсения (Желиборского) во Львове. В 1649 г. Катехизис был переведен на церковнослав. язык в Москве по повелению царя Алексея Михайловича с добавлением ряда текстов.

Пространный Катехизис был опубликован на греч. языке в Амстердаме (1667), на латыни - в Лейпциге (1695). Греч. текст был отправлен в Москву, где его перевел на церковнослав. язык Евфимий, монах Чудова мон-ря. Несмотря на то что Собор, прошедший в Москве в янв. 1690 г., запретил хождение в России произведений П., «Православное исповедание...» было напечатано в Москве в 1696 г., переиздано в 1702, 1709, 1711, 1743, 1744, 1763 гг. В С.-Петербурге Катехизис П. был опубликован в 1717, 1722, 1733 гг. Труд переиздавался в Киеве в 1712 г., в Чернигове - в 1715, 1745, 1752 гг., в Почаеве - в 1782, 1785 гг.

В начале Катехизиса помещены послания патриархов Нектария Иерусалимского (1662) и Парфения К-польского (1643). Основной текст разделен на 3 части: «О вере», «О надежде», «О любви». В 1-й ч. изложено толкование Никео-Цареградского Символа веры, во 2-й ч.- толкование молитвы «Отче наш» и евангельских заповедей блаженства, в 3-й ч. приведены рассуждения о христ. добродетелях (молитве, посте, милостыне, мудрости, справедливости, воздержании, мужестве), о грехах (гордости, любостяжании, блуде, зависти, чревоугодии, злопамятстве, лености, грехах против Св. Духа), толкование декалога, рассуждение «О святых иконах», «Изложение веры» свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского.

«Православное исповедание...» П. наряду с др. правосл. вероучительными документами XVII в. («Исповеданием православной веры» патриарха Досифея II Нотары, актами К-польского Собора 1691 г.) стали основой офиц. учения правосл. Церкви о таинствах и доныне остаются ею, несмотря на критику нек-рых положений этих текстов в XIX и особенно в XX в.

Сохранилась рукопись Записок П., основная часть является автографом митрополита, ряд фрагментов написан др. лицом; большая часть текстов содержит многочисленные поправки. Язык записей - церковнославянский с украинизмами и полонизмами. Считается, что рукопись является записной книжкой П. Сборник включает разноплановые тексты: трактат о монашестве как о высшей форме христ. жизни, агиографические рассказы с примерами из жизни почитаемых старцев, повествования о чудесах, связанных с различными правосл. святынями, особенно с Печерским мон-рем (частично опубликованы в «Тератургиме»), неск. текстов церковно-канонического содержания, молитвы, фрагменты рассуждений на темы аскезы.

П. принадлежат многочисленные тексты церковно-адм. характера: циркуляры, офиц. послания к патриархам, западнорус. епископам и во властные структуры Речи Посполитой, грамоты церковным братствам, типографам, частная переписка, в т. ч. со светскими лицами. Известны послания на латыни об унии Церквей, к-рые были отправлены из Киева в Рим на рубеже 30-х и 40-х гг. XVII в., их авторами считают П. и Киселя.

22 дек. 1646 г. датировано «Духовное завещание» П., составленное на польск. языке.

Л. В. Тимошенко
Арх.: Iнститут рукопису Нац. б-ки Украïни iм. В. I. Вернадського. Ф. 312. Спр. 367/676 С.
Соч.: Сказания Петра (Могилы) о чудесах и замечательных явлениях в Церкви православной // АрхЮЗР. 1887. Ч. 1. Т. 7. C. 49-132; ΛΙΘΩΣ. К., 1644 (То же // АрхЮЗР. 1893. Ч. 1. Т. 9); Собрание короткое науки о артикулах веры православно-кафолической. К., 1645 (То же // Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 358-487); Mowa duchowna przy ślubie Janusza Radziwiłła... z Marią... córką Wasilia, woiewodi y hospodara Wołoskiego. К., 1645; Духовное завещание // ПККДА. 18972. Т. 2. Отд. 1. С. 429-438; Катехизис... Оригiнал 1645 р. / Перекл.: В. Шевчук, упор.: А. Жуковський. К.; П., 1996; Записки / Упор.: I. В. Жиленко. К., 2011; Przedmowy i dedykacje Piotra Mohyły / Oprac.: M. Melnyk, W. Pilipowicz. Olsztyn, 2014.
Лит.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883-1898. Т. 1-2; Крыжановский Е. М. О Требнике Киевского митр. Петра Могилы // Он же. Собр. соч. К., 1890. Т. 1. С. 87-165; он же. Повреждение церк. обрядности и религ. обычаев в южнорус. митрополии в период, предшествующий открытому введению в ней унии // Там же. С. 33-50; Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и 1-й пол. XVII в. К., 1912; Malvy A., Viller M. La Confession orthodoxe de Pierre de Mohila, métropolite de Kiev (1633-1646), approuvée par les patriarchs grecs de XVII s. R., 1927. (OrChr.; 10(39)); Шмурло Е. Ф. Римская курия на рус. правосл. Востоке в 1609-1654 гг. Прага, 1928; Wenger A. Les influences du Rituel de Paul V sur le Trebnik de Pierre Moghila // Mélanges en l'honneur de Mgr. Michel Andrieu. Strasbourg, 1956. P. 477-499; Жуковський А. Петро Могила й питання єдности Церков. П., 1969; Запаско Я., Iсаєвич Я. Пам'ятки книжкового мистецтва: Кат. стародрукiв, виданих на Украïнi. Львiв, 1981. Кн. 1: 1574-1700; Olszewski M. Der Ritus des Sakraments der Busse nach Petr Mogila in seinem historischen Kontext // OS. 1982. Bd. 31. S. 142-159; Флоровский. Пути русского богословия. 1982; Ševčenko J. The many worlds of Peter Mohila // HUS. Camb., 1984. Vol. 8. N 1(2). P. 9-44; Meyendorff P. The liturgical reforme of Peter Mohila: A New Look // SVTQ. 1985. Vol. 29. N 2. P. 101-114; Dzięgielewski J. O tolerancję dla zdominowanych: Polityka wyznaniowa Rzeczypospolitej w latach panowania Władysława IV. Warsz., 1986; Thomson F. J. Peter Mohila's Ecclesiastical Reforms and the Ukrainian Contribution to Russian Culture: A Critique of Georges Florovsky's Theory of the Pseudomorphosis of Orthodoxy // Slavica Gandensia. Gent, 1993. Vol. 20. P. 67-119; Грушевський М. Iсторiя украïнськоï лiтератури. К., 1995. Т. 6; Макарий (Булгаков). История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 494-571; Феномен Петра Могили: Бiографiя, дiяльнiсть, позицiя. К., 1996; Нiчик В. М. Петро Могила в духовнiй iсторiï Украïни. К., 1997; Петро Могила: Богослов, церковний i культурний дiяч. К., 1997; Турилов А. А., Флоря Б. Н. К вопросу об ист. альтернативе Брестской унии // Брестская уния 1596 г. и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. М., 1999. Ч. 2. С. 13-58; Кириличнi стародруки 15-17 ст. у НБУВ: Кат. / Укл.: Н. Бондар, Р. Є. Кисельов. К., 2008; Melnyk M. Spór o zbawienie: Zagadnienia soteorilogiczne w świеtle prawosławnych projektów unijnych powstałych w Rzeczypospolitej (koniec XVI - połowa XVII w.). Olsztyn, 2001; idem. Problematyka antropologiczna w pismach Petra Mogily. Olsztyn, 2005; Асмус В., прот. К оценке богословия свт. Петра Могилы, митр. Киевского // БСб. М., 2002. Вып. 10. С. 224-241; Melnyk M., Pilipowicz W. Kazania i komentarze sakramentalno-litugiczne z «Trebnika» św. Piotra Mohyly. Olsztyn, 2003; Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция кон. XVI-XVIII вв.: Становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007 (по указ.); Brogi G. Modele teoretyczne i ich aktualizacja w siedemnastowiecznym kaznodziejstwie na przykładzie «Mowy duchownej» Piotra Mohyły // Libris satiari nequeo: Oto ksiąg jestem niesyty: Pamięci Ewy J. Głębickiej. Warsz., 2010. S. 55-62; Флоря Б. Н. Киевский митр. Петр (Могила) и русская власть: Эволюция взаимоотношений // ВЦИ. 2013. № 1/2(29/30). С. 179-187; Płoński R. «Leiturgiarion» Piotra Mohyły z 1629 i 1639 roku: Studium porónawcze // Studia Wschodniosłowiańskie. 2014. T. 14. S. 105-118.
Л. В. Тимошенко, Б. Н. Флоря

Иконография

Иисус Христос Великий Архиерей, с предстоящими архангелами, Божией Матерью, равноап. кн. Владимиром и припадающим свт. Петром (Могилой), митр. Киевским. Роспись ц. Спаса на Берестове в Киеве. 1643–1644 гг. Мастера Иоанн и ГеоргийИисус Христос Великий Архиерей, с предстоящими архангелами, Божией Матерью, равноап. кн. Владимиром и припадающим свт. Петром (Могилой), митр. Киевским. Роспись ц. Спаса на Берестове в Киеве. 1643–1644 гг. Мастера Иоанн и ГеоргийВ росписи ц. Спаса на Берестове в Киеве (датируется по надписи - 1643-1644, македонские мастера братья Иоанн и Георгий) на вост. стене нартекса, над входом, находится ктиторская композиция, на к-рой Иисусу Христу Великому Архиерею, восседающему на престоле, предстоят архангелы, Богоматерь «Параклесис», равноап. вел. кн. Владимир и коленопреклоненный П. (фреска нередко именуется «Дар Петра Могилы»). Святитель в архиерейском богослужебном облачении и с непокрытой головой подносит Спасителю восстановленную им в 1643 г. ц. Спаса Преображения (под подножием престола размещен герб П.). В росписи, вероятно созданной вскоре после смерти митрополита, дана его выразительная портретная характеристика, отмеченная чертами реализма: П. представлен в последние годы своей жизни, человеком крепкого телосложения с широкими плечами и крупной головой, недлинными русыми волосами и окладистой округлой бородой с небольшой проседью. В чертах его широкого лица с высоким лбом и круто изогнутыми бровями, крепко сжатым маленьким ртом передан его властный характер; бледность лица и припухшие нижние веки придают образу оттенки болезненности и грусти.

Прижизненное изображение П. известно также на гравюре в панегирике «Εὐχαριστήριον, албо вдчность» (К., 1632; один из экземпляров - НБУВ), преподнесенном святителю на праздник Пасхи 1632 г. учениками киевского «гимназиума». П.-средовек представлен стоящим на вершине горы Геликон в облачении архимандрита (фелонь, епитрахиль, набедренник, наперсный крест, на голове митра), в его правой руке жезл (согласно подписи, «пастырство») и крест («вера»), в левой - ветвь («мудрость»), у его ног брошены корона, скипетр и одежда правителя; на рамке надпись: «вдчны(и) [благодарный] Бг и фамилiи». Изображение свт. Иоанна Златоуста на миниатюре архиерейского Служебника и Требника 1632 г. из б-ки Софийского собора в Киеве, по мнению П. М. Попова, наделено портретными чертами П. (Попов П. Невiдомий прижиттєвий портрет Петра Могили // Народна творчiсть та етнографiя. К., 1969. № 6. С. 41-46). Эта версия в дальнейшем была опровергнута исследователями (Логвин Г. Н. Забутий шедевр живопису XVII ст. // Образотворче мистецтво. К., 1970. № 5. С. 18-19).

Ростовой парадный живописный портрет П. 1-й пол. XVIII в. (НХМУ) происходит из Киево-Печерской лавры. Его портрет имелся в составе галереи печерских архимандритов, располагавшейся на хорах Успенского собора (в 1835 полотна перемещены в соборную ризницу). Святитель изображен в рясе и синей архиерейской мантии с красными скрижалями, голову покрывает черный клобук округлой формы с крестом и воскрилиями, на груди - панагия и крест; правой рукой он именословно благословляет, в левой держит высокий жезл. На столе справа - Распятие, жемчужные четки, книга, часы в круглом футляре; выше герб с аббревиатурой имени и титула П. Внизу полотна надпись: «Петръ Могила Воеводичъ земли Молдавскои Архиман(д)ритъ Печерскïи Митрополитъ Кïевскïи. Преставис АХМЗ [1647] года». Поздней репликой ростового портрета является большеформатный (261×157 см) портрет П. 40-х гг. XIX в. (НКПИКЗ) с аналогичной надписью, находившийся в конгрегационном зале КДА (отличие - зеленый сулок на жезле с монограммой П.). В левой части полотна в окне - пейзаж с изображением в центре собора и колокольни Киево-Братского Богоявленского мон-ря. Этот портрет описал И. С. Нечуй-Левицкий в романе «Хмари» (Тучи, 1874): «…великий, на цiлий зрiст, портрет Петра Могили, чорнявого, з гарним грецьким класичним лицем, хоч i трохи аскетичним, в архiєрейськiй мантiï i з жезлом». В 1899 г. с раннего портрета была сделана копия для лаврской типографии. Ростовой портрет П. XVIII в. из киевского Софийского собора в 1909 г. был передан в ЦАМ КДА (не сохр.). В росписи интерьера Успенского собора Киево-Печерской лавры (1-я треть XVIII в.) П. был представлен в рост в ряду печерских архимандритов (Жуковський. 1997. С. 179; П.- 2-й справа, с посохом в правой руке, левая - с поднятым перстом; фотография из собрания НКПИКЗ).

Неск. поясных портретов П. ХIХ в. (НКПИКЗ, НМИУ) по иконографии восходят к ростовому изображению 1-й пол. XVIII в. Среди них портрет 1-й пол. ХIХ в. из Голосеевской пуст. Киево-Печерской лавры (святитель запечатлен с др. сулком на жезле и с меньшим количеством предметов на столике). На всех портретах П. представлен в относительно молодом возрасте с идентичными чертами лица: большие темные глаза под высоко поднятыми дугами бровей, тонкий острый нос, небольшие уста, черная окладистая борода без проседи. Копия с раннего портрета П. хранилась также в коллекции В. В. Тарновского, «точный» портрет П.- в настоятельских покоях Новоспасского мон-ря в Москве, портрет из галереи Ярославского архиерейского дома - в Ростовском музее церковных древностей (дар архиеп. Тихона (Беллавина), атрибутирован А. П. Барсуковым по изображению герба в 1907, не сохр.; П. «в белом с меховой опушкой клобуке»).

На основе живописных портретов были созданы гравированные изображения, в частности эстамп в технике пунктира гравера школы П. П. Бекетова, помещенный в изданиях «Портреты именитых мужей Российской Церкви» (1843) и «Изображения людей знаменитых… Малороссии» (1844). П. представлен погрудно в том же облачении, как и на ранних живописных портретах (экземпляры гравюры - в ГМИИ, ГИМ). Уменьшенный вариант этого изображения (на одном листе с портретами др. церковных деятелей и гетманов) приложен ко 2-й ч. книги Д. Н. Бантыш-Каменского «История Малой России» (1830).

Др. тип изображения П. встречается на его живописном портрете 1885 г. (худож. Т. Копыстинский (?), Львовский музей истории религии). Святитель показан вполоборота вправо в полном богослужебном облачении малинового и охристого цветов (орнаментированные саккос, омофор и палица, наперсный крест), на голове невысокая митра, борода окладистая, средней величины, со значительной проседью. Репродукция с аналогичного портрета (по сообщению А. И. Ханенко, из собрания АХ, по др. сведениям, находящегося в Киеве) опубликована в книге П. Н. Полевого «История русской литературы» (СПб., 1872; гравюра Л. А. Серякова с оригинала акад. И. А. Иванова, привезенного из путешествия К. М. Бороздина по России в 1809-1810 (РНБ ОР. Ф. 550. F.IV.204/1-4)), ж. «Киевская старина» (1882, апр.). С этих иллюстраций, очевидно, выполнен рисунок нач. XX в. (Я. П. Турлыгин, ИАХМНИ), а также «зеркальный» цветной диапозитив кон. XIX - нач. XX в. (Ставропольский гос. ист.-культ. и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве; см.: Госкаталог РФ. № 4709975, 8572658).

Скульптурный (рельефный) образ П. помещен на памятнике 1000-летию России в Вел. Новгороде (1862, скульптор М. А. Чижов), созданном по проекту М. О. Микешина и И. Н. Шредера, в композиции «Просветители».

После канонизации П. на Украине появились его иконы (поясные и ростовые), как правило, по иконографии повторяющие портреты. Его образ включается в композиции «Собор Волынских святых», «Собор Галицких святых», «Собор Винницких святых» (П. в центре), «Собор Молдавских святых», «Собор святых Киевской духовной академии» (2012; в центре П. и прп. Нестор Летописец поддерживают Киево-Братскую икону Божией Матери, см.: ЖМП. 2015. № 12. С. 52-53). Румын. иконописцы пишут П. в малом архиерейском облачении (мантия, омофор) и черном клобуке греч. формы, в руке - Евангелие. На Украине (Киев, Львов, Николаев, с. Михайловка-Рубежовка) и в Молдавии (Кишинёв, Отачь (Атаки)) установлены памятники и мемориальные доски П. В 1996 г. и 2006 г. на Украине и в Молдавии изданы юбилейные почтовые марки с изображением П.

Лит.: Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843. Вкл.; он же. Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии. М., 1844. Вкл.; Снегирёв И. М. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в Москве. М., 1863. С. 58; Полевой П. Н. История рус. литературы в очерках и биографиях: (862-1852). СПб., 1872. С. 160; Лебединцев П. Г., прот. Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии. К., 1886. С. 50; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 3. Стб. 1777; Т. 4. Стб. 145, 293; Петров Н. И. Указатель церк.-археол. музея при КДА. К., 18972. С. 167; Каталог укр. древностей колл. В. В. Тарновского. К., 1898. С. 74. № 675; Титов Ф. И., прот. Типография Киево-Печерской лавры: Ист. очерк. К., 1916. Т. 1. С. 14, 201-203, 477; 1918. Прил. С. [291]-[305]; он же (Тiтов Хв.). Стара вища освiта в Киïвськiй Украïнi XVI - поч. XIX в. К., 1924. С. 86-87; Логвин Г. Н. Петро Могила в живопису // Мистецтво. К., 1968. № 2. С. 21-22; Жуковський А. И. Петро Могила й питання єдности Церков. К., 1997; Колбасова Т. В. Портреты из портретной галереи Ярославского архиерейского дома в собр. Ростовского музея церк. древностей // ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 118, 123, 125-126. Примеч. 37; Кучерук О. До генези герба Петра Могили // Пам'ятки Украïни: Iсторiя та культура. К., 2004. № 2. С. 78-89; Украïнський портрет ХVI-XVIII ст.: Кат.-альбом / Авт.-укл.: Г. Бєлiкова, Л. Членова. К., 2006. С. 169-170. № 150; Рыжова О. О., Распопина В. А.Исследование и реставрация «Портрета архим. Киево-Печерского мон-ря Елисея Плетенецкого» и «Портрета митр. Петра Могилы» из фондов НКПИКЗ // Исслед. в консервации культурного наследия: Мат-лы междунар. науч.-метод. конф., Москва, 9-11 нояб. 2010 г. / ГосНИИР. М., 2012. Вып. 3. С. 253-257; Рыжова О. О. Исследование, реставрация и атрибуция «Портрета митр. Петра Могилы» (из фондов НКПИКЗ) // Церква - наука - суспiльство: питання взаємодiï: Мат-ли 11-ï Мiжнар. наук. конф. (29-31 травня 2013 р.). К., 2013. С. 74-77; Лопухина Е. В., Питателева Е. В., Ченцова В. Г. Поствизант. фрески ц. Спаса на Берестове в контексте письменных источников и худож.-иконогр. анализа // Каптеревские чт. М., 2015. Вып. 13. С. 179-220. Ил. 13-15.
Е. В. Л., Я. Э. З.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси
  • ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)
  • КИРИЛЛ II († 1280), свт. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), митр. Киевский
  • НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых)
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АЛЕКСАНДР I († ок. 337), архиеп. К-польский, свт. (пам. 30 авг., 2 июня, 31 или 28 авг.)
  • АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
  • АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)
  • АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
  • АМФИЛОХИЙ (ок. 340 или 345 - после 394), еп. Иконийский, свт. (пам. 23 нояб.)
  • АНАТОЛИЙ (кон. IV в.-458), Патриарх К-польский (с 449), свт. (пам. 3 июля, пам. греч.7 июля, 20 нояб.)
  • АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых)
  • АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых)
  • АРКАДИЙ († 1163), еп. Новгородский, свт. (пам.18 сент. и в Соборе Новгородских святых)
  • АРСЕНИЙ (IX-X вв.), архиеп. Керкирский, святитель (пам. 19 янв.)