ПЕТР
Том LV, С. 675-677
опубликовано: 28 марта 2024г.

ПЕТР

Петр (Соколов), архиеп. Воронежский (справа) и архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский). Фотография. 1927 г.Петр (Соколов), архиеп. Воронежский (справа) и архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский). Фотография. 1927 г. (Соколов Павел Иванович; 3.06 (по др. данным, 1.11) 1863, с. Балтай Вольского у. Саратовской губ.- 16.05.1937, Воронеж ?), архиеп. Воронежский. Из семьи священника. После учебы в Камышинском ДУ поступил в 1879 г. в Саратовскую ДС, к-рую окончил в 1885 г. по 2-му разряду. Был назначен учителем Духосошественской церковноприходской школы Саратова. 23 февр. 1886 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем Никольской ц. с. Стригай Вольского у. С 17 июня 1892 г. настоятель Казанской ц. с. Нов. Сластуха Аткарского у. Саратовской губ. 22 нояб. 1892 г. назначен епархиальным миссионером Саратовской епархии. В сент. 1911 г. определен настоятелем Иоанно-Предтеченского собора Вольска с возведением в сан протоиерея. В марте 1912 г. уволен с должности настоятеля вольского собора, оставлен в должности епархиального миссионера и причислен сверх штата к саратовскому Александро-Невскому кафедральному собору. 20 июля 1913 г. по прошению в связи с ухудшением здоровья освобожден от должности епархиального архиерея и назначен 2-м священником храмов саратовского в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-ря. С 1916 г. настоятель и духовник монастырских храмов. В 1917 г. избран председателем совета саратовского миссионерского Братства Святого Креста (состоял в совете братства с 1912).

Награждался набедренником (1889), скуфьей (1900), камилавкой (1906), наперсным крестом (1911), орденом св. Анны 3-й степени (1914).

После конфискации в 1919 г. у монастыря властями Крестовоздвиженского храма продолжал настоятельствовать в монастырской Никольской ц. В нач. 20-х гг. ХХ в. овдовел. Летом 1922 г. в Саратове стал одним из главных организаторов борьбы с обновленчеством; в своих проповедях ярко обличал обновленцев как врагов веры. Никольский храм всегда оставался в Патриаршей Церкви, даже когда большинство храмов Саратова признали власть обновленцев. На общегородском собрании духовенства свящ. Павел Соколов выступил от имени сторонников канонической Церкви с речью, в к-рой убедительно доказал незаконность обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Никто из присутствовавших не решился возражать ему, и собрание, созванное по инициативе обновленцев, не приняло постановления в поддержку ВЦУ. После ареста в июне 1922 г. Саратовского еп. Досифея (Протопопова), осуществлявший управление Саратовской епархией свящ. Павел Петров по поручению общегородского церковного совета при кафедральном Александро-Невском храме выехал в Покровск к проживавшему там Уральскому еп. Тихону (Оболенскому) с просьбой взять под свое временное управление Саратовскую епархию, но тот отказался, опасаясь преследования со стороны властей. Тогда в сент. 1922 г. кандидатуры свящ. Павла и архим. Николая (Парфёнова) были выдвинуты представителями правосл. общин Саратова на епископские кафедры. Принял монашеский постриг с именем Петр. Для совершения хиротонии в Саратов были приглашены пребывавшие на покое епископы Пятигорский Иов (Рогожин) и Ефремовский Варлаам (Пикалов; впосл. архиепископ). В ночь на 18 марта 1923 г. в скиту Преображенского монастыря близ с. Разбойщина (ныне пос. Соколовый Саратовского р-на и обл.) они тайно хиротонисали П. во епископа Сердобского, а иером. Николая - во епископа Аткарского (новоучрежденные викарные кафедры получили наименования по уездным городам Саратовской губ.).

26 мая 1923 г. П. впервые открыто объявил о принятии им епископского сана. После всенощной службы в Успенской ц. (бывш. крестовой церкви архиерейского дома) П. произнес проповедь в связи с началом его епископского служения. На следующий день в Троицком соборе совершил литургию и молебен, после чего при большом стечении народа проследовал в свою архиерейскую резиденцию в Крестовоздвиженском мон-ре. Появление в Саратове правосл. архиерея привело к массовому возвращению приходов в каноническую Церковь. В течение 2-3 дней подавляющее большинство саратовских священнослужителей, ранее уклонившихся в обновленчество, явились к П. с просьбой принять их в церковное общение. Представителей бывш. обновленческого духовенства по распоряжению П. принимали в каноническую Церковь после публичного покаяния в храмах. 17 из 19 приходов в Саратове вернулись в Патриаршую Церковь, обновленцам удалось удержать кроме кафедрального Александро-Невского собора только одну церковь - кладбищенскую Покровскую. Все сельские приходы Саратовской губ. признали П., только в уездных городах сохранилось по 2-3 обновленческих прихода. П. ежедневно принимал в своей резиденции (квартира в доме при мон-ре) посетителей из различных уездов Саратовской губ., а также из соседних губерний. Он согласился принять под свое окормление правосл. общины Астраханской, Уральской и Самарской епархий, архиереи к-рых были арестованы или уклонились в обновленчество.

В нач. авг. 1923 г. П. прибыл в Москву и посетил патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина), к-рый подтвердил законность его архиерейской хиротонии и временного управления Саратовской епархией. Тогда же патриарх Тихон переместил П. на Вольскую викарную кафедру Саратовской епархии. После возвращения в Саратов П. был 10 авг. арестован вместе с большой группой саратовских священнослужителей и мирян - членов городских приходских советов. Обвинялся в участии в контрреволюционной орг-ции и в «возбуждении верующих против советской власти». Содержался в тюрьме в Саратове. 7 дек. 1923 г. решением Комиссии НКВД по адм. высылкам приговорен к 3 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. 31 окт. 1926 г. освобожден из лагеря с запретом на проживание в 6 крупных городах СССР и в Саратовской губ. Жил под адм. надзором в г. Кирсанове Тамбовской губ.

В 1928 г. получил разрешение переехать в Саратов. 3 окт. того же года решением Временного Синода РПЦ назначен епископом Камышинским, викарием Саратовской епархии. 13 авг. 1930 г. назначен на Могилёвскую кафедру. Через сутки после прибытия в Могилёв покинул город, т. к. прежний Могилёвский архиерей, еп. Феодосий (Ващинский), отказался от перевода в Сталинград (ныне Волгоград). 5 сент. того же года П. был назначен на Сталинградскую кафедру. В условиях проводившегося властями в то время массового закрытия храмов распорядился совершать богослужения в еще действовавших церквах круглосуточно. Выдавал священникам антиминсы и разрешал служить в квартирах прихожан, выезжать для богослужений в села. Организовал сбор пожертвований для арестованных священнослужителей. Был призван к участию во Временном Синоде в летнюю сессию 1932 г. 16 апр. 1933 г. возведен в сан архиепископа. После закрытия в дек. 1932 г. последнего действующего в Сталинграде Троицкого храма верующие обратились в Комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК с просьбой об открытии в городе церкви. Сталинградский горсовет получил предписание вернуть верующим кладбищенскую Алексеевскую церковь, 1-е богослужение в к-рой состоялось 26 июля 1933 г.

23 апр. 1935 г. П. был арестован, вместе с ним были арестованы и 2 священника Алексеевского храма. Содержался в тюрьме в Сталинграде. Архиепископа обвинили в «систематических пропагандистских проповедях антисоветского характера», он отказался признать себя виновным. Решением особого совещания при НКВД СССР от 2 окт. 1935 г. освобожден из-под стражи (в срок наказания было включено время пребывания в предварительном заключении). 25 нояб. 1935 г. назначен на Воронежскую кафедру. В мае 1936 г. в Воронеже возник конфликт П. с клиром и приходским советом кафедрального Успенского собора. Архиепископ уволил настоятеля храма прот. Алексия Образцова за штат, а церковного старосту Илью Скрипицына отлучил от причастия. В ответ 17 июня того же года священники собора отправили П. письмо с сообщением о прекращении с ним молитвенного общения и о непризнании его своим архипастырем. П. был лишен доступа в Успенский собор, он служил в др. храмах Воронежа, совершал поездки в сельские приходы. В окт. 1936 г., по нек-рым данным, П. был переведен на Петровскую викарную кафедру Саратовской епархии, но в Петровск не выехал.

Арестован в Воронеже в ночь на 28 окт. 1936 г. на основании показаний священника, псаломщика и старосты Успенского храма. Отверг все обвинения в антисоветской пропаганде и произнесении контрреволюционных проповедей. Проходил по одному делу со свящ. Иоанном Отченашковым, настоятелем храма с. Орлова (ныне Новоусманского р-на Воронежской обл.). 12 февр. 1937 г. Специальная коллегия Воронежского областного суда на закрытом заседании приговорила П. к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Вскоре престарелый архиерей, не выдержав тягот заключения, скончался в тюрьме в Воронеже (по др. данным, на этапе или в лагере).

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 401-402; Акиньшин А. Н. «Безропотно нести свой крест…»: Архиеп. Петр Соколов // Воронежский курьер: Газ. Воронеж, 1993. 14 авг.; Резникова И. Православие на Соловках: Мат-лы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С. 176; Сапелкин Н. Судьба владыки // Воронеж православный. 1998. № 4. С. 8; Петр (Соколов) // России Черноземный край / Сост.: Р. В. Андреева [и др.]. Воронеж, 2000. С. 842-843; Акимов В. В. Сталинградский архиеп. Петр (Соколов) // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 319-321; Иванов С., Супрун В. Православие на Волгоградской земле: епархии и епископы. Волгоград, 2002. Ч. 2. С. 23, 35-41; Соловьев А. А. Саратовская епархия в 1917-1930 гг.: Мемориальная зап. / Публ.: И. И. Ковалева, Н. А. Кривошеева // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2010. Вып. 4(37). С. 88-125.
Д. Н. Н.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский