ОСВАЛЬД
Том LIII, С. 367-371
опубликовано: 31 июля 2023г.

ОСВАЛЬД

Содержание

[Лат. Oswaldus] (ок. 603 - 5.08.641 или 642), мч. (пам. зап. 5 авг.), кор. Нортумбрии (с 634).

Источники

Освальд, кор. Нортумбрии. Инициал в «Prophetae minores». XIII в. (NY Publ. Lib. Speucer collection. MS. 001. Fol. 89). Фото: digital-collection.nypl.orgОсвальд, кор. Нортумбрии. Инициал в «Prophetae minores». XIII в. (NY Publ. Lib. Speucer collection. MS. 001. Fol. 89). Фото: digital-collection.nypl.org Основной источник сведений об О.- «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (ок. 731; Beda. Hist. eccl. III 1-13). Важные сведения об О., альтернативные англосакс. традиции, представлены в Житии св. Колумбы, составленном св. Адомнаном, аббатом мон-ря Иона (679-704), в ирл. анналах, восходящих к несохранившейся «Хронике Ионы» (Evans N. The Irish Chronicles and the British to Anglo-Saxon Transition in 7th-Century Northumbria // The Medieval Chronicle. Amst. etc., 2011. Vol. 7. P. 15-43), а также в валлийских исторических сочинениях «История бриттов» (1-я редакция создана в IX в.) и «Анналы Камбрии» (протограф - IX-Х вв.). Рассказ об О. в написанной Алкуином поэме о епископах, королях и святых Йорка в основном представляет собой пересказ «Церковной истории...» Беды Достопочтенного, однако с несколько измененными акцентами (Stapleton P. Alcuin's York Poem and Liturgical Contexts: Oswald's Adoration of the Cross // Medium Aevum. Oxf., 2013. Vol. 82. P. 189-212). Посвященные О. памятники житийной литературы гл. обр. основываются на сочинении Беды и почти не содержат независимых аутентичных сведений о его жизни. Наиболее ранний из них - краткая заметка (под 5 авг.) в Древнеанглийском Мартирологе (составлен в IX в., возможно в Мерсии). Сказание об О. было включено Эльфриком, настоятелем мон-ря Эйншем (ок. 950 - ок. 1010), в написанный на древнеангл. языке сб. «Жития святых». Первое латиноязычное Житие О. (BHL, N 6362; ActaSS. Aug. T. 2. P. 94-103) создал между 1052 и 1059 гг. мон. Дрогон из аббатства св. Виннока в Берге (Фландрия; ныне деп. Нор, Франция). Дрогону принадлежат также 2 проповеди, посвященные О. (BHL, N 6363-6364). Во 2-й пол. XI в. в Дареме, который стал одним из главных центров почитания О. в Англии, было создано Житие О., представляющее собой отрывки «Церковной истории...» Беды Достопочтенного с добавлением рассказов о нескольких посмертных чудесах (самая ранняя рукопись - Bodl. Digby. 175, кон. XI или нач. XII в.). Во 2-й пол. XII в. было написано Житие О. (BHL, N 6365; частичное издание: Reginald of Durham. 1882), его автором традиционно считается даремский мон. Реджинальд Колдингемский († ок. 1190). Текст в 3 книгах, разделенный на 68 глав, плохо структурирован и, возможно, остался незавершенным. В нем использован материал из сочинения Беды Достопочтенного, Жития св. Колумбы, родословных королей Нортумбрии, произведений англ. историков XII в. (Симеона Даремского, Генриха Хантингдонского), приведено неск. дополнительных подробностей (напр., имя жены О.- Кинебурга), достоверность к-рых сомнительна. При описании посмертных чудес Реджинальд активно привлекал устную традицию. В XIII в. по заказу Мартина из Рамси, аббата монастыря Питерборо (1226-1233), поэт Генрих Авраншский написал на латыни стихотворное Житие О. (BHL, N 6365d), также основанное на истории, составленной Бедой Достопочтенным, но имеющее параллели и с более ранними прозаическими Житиями (Henry of Avranches. 1994). Заметки об О. в позднесредневек. агиографических сборниках, напр. в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанна из Тайнмута (XIV в.), по-видимому, не содержат дополнительных аутентичных сведений.

Жизнь

О. был 2-м сыном Этельфрита (в 592-616 король Берниции, включавшей совр. англ. графства Дарем и Нортамберленд и шотл. области Скоттиш-Бордерс и Ист-Лотиан; с 604 правил также Дейрой, примерно соответствовавшей позднейшему Йоркширу) и Ахи, дочери Эллы, короля Дейры. После гибели отца в битве на р. Идле (совр. Айдл, в Ноттингемшире) и объединения Берниции и Дейры под властью кор. Эдвина, сына Эллы, О. с 6 братьями бежал в ирл. княжество Дал-Риада (на западе совр. Шотландии), некоторое время, возможно, жил в Ирландии. В изгнании О. выучил ирл. язык, принял крещение, по одной из версий - в мон-ре Иона. После гибели Эдвина (в окт. 633) в битве с валлийским правителем Кадваллоном ап Кадваном (Кедваллой; † 634) и Пендой, королем Мерсии († 655), трон Берниции занял старший брат О., Эанфрит, к-рый, как и О., крестился в изгнании, но затем вернулся к язычеству. Но уже в следующем году он погиб, отражая вторжение Кадваллона, к-рый вскоре разбил и нового короля Дейры - Осрика. В 634 г. О., собрав войско (по словам Беды, «малое числом, но крепкое верой в Христа»), вернулся в Берницию и разбил Кадваллона в битве на р. Денис-Бёрн (ныне Роули-Бёрн) близ Хексема. Адомнан, ссылаясь на рассказ О. Сегене, аббату монастыря Иона (623-652), приписывал его победу заступничеству св. Колумбы. Согласно тексту Беды Достопочтенного, перед битвой О. в местности Хэвенфельт (букв.- «небесное поле»; возможно, первоначально название образовано от лат. имени Целестин, см.: Breeze A. Bede's Hefenfeld and the Campaign of 633 // Northern History. Leeds, 2007. Vol. 44. N 2. P. 193-197) воздвиг деревянный крест, к-рый впосл. хранился как реликвия в церкви Хексема и почитался как чудотворный. После гибели Кадваллона О. объединил под своей властью Берницию и Дейру в королевство Нортумбрия (букв.- «земля к северу от Хамбера», эстуарий рек Трент и Уз). Под его контролем находились земли к югу от Хамбера (в т. ч. Линдси и Суссекс). Союзником О. был его тесть, король зап. саксов (Уэссекса) Кинегильс. Адомнан называл О. «императором всей Британии» (totius Brittanniae imperator); согласно тексту Беды Достопочтенного, «он правил народами и областями всей Британии, где говорили на четырех различных языках, а именно бриттском, пиктском, скоттском и англском», но эти характеристики скорее всего риторическое преувеличение.

Вскоре после восшествия на престол О. обратился к аббату мон-ря Иона с просьбой прислать на территорию королевства монахов-миссионеров, поскольку процесс христианизации Нортумбрии был прерван после гибели кор. Эдвина и бегства в Кент Йоркского архиеп. св. Павлина. В 635 г. в Нортумбрию прибыла ирл. миссия во главе со св. Аэданом (см. Айдан), основавшим мон-рь и епископскую кафедру на о-ве Линдисфарн близ крепости Беббанбург (ныне Бамборо, графство Нортамберленд), традиц. резиденции королей Берниции. Епископская кафедра в Эбораке (см. Йорк) оставалась вакантной, хотя офиц. решения о ее упразднении не было. Беда Достопочтенный считал, что О. содействовал распространению христианства в Нортумбрии, порой лично выступая как переводчик проповедей Аэдана, не знавшего англский язык. О. поддерживал миссионерскую деятельность св. Бирина в Уэссексе, сам стал восприемником при крещении кор. Уэссекса Кинегильса. О. и Кинегильс совместно даровали Бирину землю в г. Доркик (ныне Дорчестер) для основания епископской кафедры. В изображении Беды Достопочтенного О. предстает идеальным королем-христианином, уподобляясь равноап. имп. Константину IВеликому. Помимо личного благочестия О. и его покровительства Церкви Беда отмечал заботу святого о путешественниках и бедняках. После того как О. однажды приказал на Пасху раздробить серебряное блюдо со своего стола и раздать осколки нищим, св. Аэдан предсказал, что правая рука О. останется нетленной.

После 8-летнего правления О. погиб в битве против короля Мерсии Пенды в местности, названной в тексте Беды Достопочтенного Мазерфельт, в валлийских источниках - Майс-Когви (Maes-Cogwy). В XII в. Реджинальд Колдингемский впервые отождествил эту местность с г. Озуэстри (графство Шропшир близ границы с Уэльсом; название происходит от древнеангл. Oswaldestreow - «дерево Освальда», в валлийских источниках Croesoswald - «крест Освальда»). Большинство совр. исследователей приняли данную идентификацию; т. е. битва произошла не во владениях О., а далеко от них, на вражеской территории, и О. погиб в наступательном походе. Согласно др. т. зр., Мазерфельт находился в области Линдси (совр. графство Линкольншир) и битва произошла в ходе вторжения Пенды во владения О. (Clarkson. 2006). По словам Беды Достопочтенного, О. умер с молитвой на устах, прося Бога помиловать души своих воинов, и это вошло в поговорку. Преемником О. на троне Берниции стал его младший брат Освиу (Осви, Освиг) (642-670, с 655/6 король всей Нортумбрии). Единственный известный сын О., Этельвальд, к 651 г. стал королем Дейры под верховной властью Освиу. Он даровал св. Кедду, епископу Эссекса, землю в Ластингеме (ныне графство Сев. Йоркшир) для основания там монастыря. В 655 г., во время очередного вторжения в Нортумбрию кор. Пенды, Этельвальд перешел на его сторону, но не принял участия в решающей битве на р. Винвед, в к-рой Освиу убил Пенду и разгромил его войска. Дальнейшая судьба Этельвальда неизвестна.

Мощи и почитание

По сообщению Беды Достопочтенного, кор. Пенда приказал отрубить голову и руки О. и выставить их на шесте (возможно, это указывало на некий языческий ритуал). Остальные части тела были захоронены в Мазерфельте. Год спустя кор. Освиу, придя с войском на место битвы, забрал голову (была захоронена в мон-ре Линдисфарн) и руки О. (во времена Беды Достопочтенного хранились в Беббанбурге). Позднее по приказу дочери Освиу, Осфриты, вышедшей замуж за короля Мерсии Этельреда († ок. 716; правил с 674/5, в 704 отрекся от престола и принял монашеский постриг в Бардни), оставшиеся мощи были перевезены в мон-рь Бардни в Линдси. При этом нек-рые местные монахи отказывались принять их, считая О. иноземным завоевателем. Беда Достопочтенный отметил ряд чудесных исцелений от земли с места гибели О. и от его мощей в Бардни. Алкуин упоминал, что король Мерсии Оффа (757-796) приказал украсить гробницу О. в Бардни золотом, серебром и драгоценными камнями. В 909 г. по инициативе правителя Мерсии элдормена Этельреда и его жены, дочери кор. Альфреда Великого Этельфледы, мощи О. были перенесены из Бардни в новую церковь в восстановленном незадолго до того г. Глостер (т. н. Нью-Минстер; к сер. XII в. преобразована в мон-рь регулярных каноников-августинцев). Глава О. вместе с др. реликвиями в IX в. была перенесена из Линдисфарна в Кункацестр (ныне Честер-ле-Стрит, графство Дарем), а затем в Дарем. В 1104 г. она была обретена в раке с мощами св. Кутберта и вместе с ними помещена в новую гробницу (освидетельствована вместе с мощами Кутберта при их обследовании в 1827 и 1899). Согласно перечню реликвий (XIV в.), в Дареме хранились также ребро О., его знамя, часть кольчуги, частица установленного им в Хэвенфельте креста, рог и скипетр из слоновой кости. Согласно сведениям монаха аббатства Питерборо Гуго Кандида (сер. XII в.), нетленная правая рука О. при аббате Эльфсиге (1006/07-1042) была перенесена из Бамборо в Питерборо. К XIII в. на обладание мощами О. претендовали также регулярные каноники-августинцы приората Ностелл (в Зап. Йоркшире), владевшие церковью в Бамборо. Согласно описи 1245 г., предплечье О. хранилось в лондонском соборе св. Павла.

С распространением в континентальной Европе почитания О. мн. церкви и мон-ри начали претендовать на обладание реликвиями, связанными с его именем. Уже Беда Достопочтенный упоминал частицу шеста, на к-рый была насажена отрубленная голова О., хранившуюся у св. Виллиброрда († 739), англосакс. миссионера во Фризии. Беда Достопочтенный описал исцеление от этой реликвии во время пребывания Виллиброрда в Ирландии (между 678 и 690). Позднее на обладание главой О. претендовали монастыри Эхтернах (основанный Виллибрордом) и Хильдесхайм (сохр. бюст-реликварий, изготовленный в 80-х гг. XII в.), а также собор Падерборна (по преданию, реликвия была перенесена туда из мон-ря Херфорд). Фрагмент черепа О. также почитался в церкви г. Боссвайлера (епископство Шпайер). Имеются сведения о реликвиях О., находившихся в ряде др. церквей и мон-рей Германии (в Трире, Тегернзе, Прюфенинге и др.). В Дании в соборе г. Оденсе к 1086 г. в реликварии (capsula) хранилась частица мощей О. (Vitae Sanctorum Danorum / Cur. M. Cl. Gertz. Kbh., 1908. P. 120). Она была подарена католич. св. кор. Кнудом IV (II), к-рый приобрел реликвии во время одного из англ. походов (1069-1070 и 1074). На южнонем. землях распространение почитания О. связывается с Юдифью († 1095), дочерью графа Фландрии и вдовой эрла Нортумбрии Тостига (брата последнего англосакс. кор. Гарольда Годвинсона), в 1071 г. вышедшей замуж за Вельфа I, герц. Баварии († 1101). По преданию, Юдифь забрала из Бамборо мощи О. и впосл. подарила их мон-рю Вайнгартен (ныне земля Баден-Вюртемберг), оттуда их частица в 1485 г. была перевезена в швейцар. г. Цуг. Со временем О. стал почитаться как покровитель кантона Цуг (Baker E. P. St. Oswald and His Church at Zug // Archaeologia. Oxf., 1949. Vol. 93. P. 103-123). В Юж. Германии к XIII в. О. почитали в Тироле, не позднее XIV в.- во Фриуле, в ц. сел. Саурис находились его реликвии, в XVIII в. почитание О. зафиксировано в Венеции и др. городах Сев. Италии (Idem. The Cult of St. Oswald in Northern Italy // Ibid. 1951. Vol. 94. P. 167-194). Известно о почитании мощей О. в средние века в Нидерландах. В кон. XII в. Симон, монах аббатства Эгмонд (Сев. Голландия), привез туда частицу мощей О. из Гента. В 1221 г. состоялось торжественное перенесение в новую гробницу реликвий О. (возможно, вторичных) в мон-ре св. Виннока в Берге (вероятно, почитались там с XI в.). Они были уничтожены при разорении мон-ря протестантами в 1558 г. (Huyghebaert N.-N. Les deux translations du roi St. Oswald à Bergues-Saint-Winoc // RBen. 1976. Vol. 86. P. 83-93). В 1587 г. реликвии О. вместе с мощами мн. др. святых были подарены Хуаном де Борха иезуитской ц. св. Рока в Лиссабоне (ActaSS. Jan. T. 2. P. 612). С XVII в. зафиксировано почитание мощей О. в мон-ре Нотр-Дам во франц. г. Суасон.

Реликварий (1185–1189) с главой Освальда, кор. Нортумбрии (Музей собора в Хильдесгайме). Фото: BrudersohnРеликварий (1185–1189) с главой Освальда, кор. Нортумбрии (Музей собора в Хильдесгайме). Фото: BrudersohnПо-видимому, О. стали почитать почти сразу после его гибели. Беда Достопочтенный упоминал о явлении апостолов Петра и Павла мальчику в мон-ре Селси (в Суссексе) (Beda. Hist. eccl. IV 14). Они сообщили, что по заступничеству О. прекратилась эпидемия в монастыре и что надо установить его почитание как святого 5 авг. При этом для Беды Достопочтенного О. был прежде всего примером исключительно благочестивого мирянина-правителя, он ни разу прямо не называет его мучеником (Gunn. 1993). Имя О. отсутствует в Мартирологе составленном Бедой Достопочтенным. Вместе с тем поминовение О. под 5 авг. отмечено и в календаре, принадлежавшем св. Виллиброрду (Paris. lat. 10837. Fol. 38r; нач. VIII в.), и во входящем в ту же рукопись списке Мартиролога блж. Иеронима (Ibid. Fol. 22v: natale Osualdi regis). Алкуин в поэме «о святых Йоркской Церкви» подтвердил святость О., но не назвал его мучеником. Первое надежно засвидетельствованное посвящение церкви О. (совместно со св. Кутбертом) было совершено в кон. VIII в. в Скитлесестере, у вала Адриана (возможно, совр. Честерс, графство Нортумберленд), на месте убийства короля Нортумбрии Эльфвальда (789). С IX в. имя О. встречается во мн. календарях и мартирологах как островного, так и континентального происхождения, но как св. короля, а не как мученика (ркп. Vat. Palat. lat. 238 - список Мартиролога Беды Достопочтенного, сер. IX в., возможно из Вормса; календарь в ркп. Bodl. Digby. 63 - 2-я пол. IX в., написана в Сев. Англии или на континенте англ. писцом; Древнеанглийский Мартиролог; франкские Мартирологи Узуарда и Вандальберта; ирландские Мартиролог из Тамлахты и Мартиролог Оэнгуса). Наименование О. «королем и мучеником» закрепляется в произведениях посвященной ему житийной лит-ры, начиная с сочинений Эльфрика (кон. Х в.). Его имя присутствует среди имен мучеников во мн. англ. литаниях святым (рукописи известны с XI в.: Anglo-Saxon Litanies of the Saints / Ed. M. Lapidge. L., 1991). Не позднее Х в. почитание О. начали поддерживать некоторые представители англосакс. (уэссекской) королевской династии, рассматривая О. как мужа дочери кор. Кинегильса. К кон. средних веков в Англии существовало ок. 80 церквей и капелл, освященных во имя О. (большинство - в Сев. Англии и в Мидленде), среди главных центров его почитания помимо уже упомянутых были Хексем, Карлайл, Озуэстри, Падлсуорт (в Кенте), Уинуик (в Ланкашире) и др.

Распространению почитания О. в континентальной Европе способствовали англосаксонские священнослужители, приезжавшие туда в каролингскую и оттоновскую эпохи: Виллиброрд, Алкуин, Григорий, аббат мон-ря Айнзидельн (964-996), и др. Важная роль в распространении культа О. принадлежала и представительницам англ. королевского рода, выходившим замуж за европ. правителей: Эльфтрите († 929), дочери кор. Альфреда Великого и жене графа Фландрии Балдуина II Лысого († 918); Эдите († 946), дочери кор. Эдуарда Старшего (899-924) и жене имп. Оттона I; Матильде († 1189), дочери кор. Генриха II (1154-1189) и жене герцога Баварии и Саксонии Генриха Льва († 1195). Благодаря англосакс. миссионерам в XI в. почитание О. началось в Скандинавии: его имя присутствует в большом числе литургических источников вплоть до эпохи Реформации (Blair. 2002. P. 550). Однако культ О. не получил столь широкого распространения, как почитание нек-рых др. брит. святых (напр., Альбана и Ботульфа). Посвященные О. церкви и алтари известны в Европе с XII в., наибольшая их концентрация отмечена в Вюртемберге, Баварии, Швейцарии и на австр. землях (Folz. 1980. P. 66-70).

Новый импульс почитание О. как воителя за веру получило в кон. XI в., в эпоху крестовых походов. Одновременно в посвященных О. текстах начали встречаться мотивы фольклорного (дохристианского) происхождения. Реджинальд Колдингемский рассказал, что, когда Освиу приехал на Мазерфельт, чтобы забрать выставленные на шестах голову и руки О., большая птица (возможно, ворон) схватила нетленную правую руку, отнесла ее на стоявший рядом старый ясень, а потом уронила на землю и в этом месте забил целебный источник. Ясень благодаря прикосновению реликвии снова зазеленел и даже стал приносить исцеление людям, сидевшим в его тени. Этот рассказ содержит явные параллели с языческим мифом об Одине (Водане), к-рый висел на ясене Иггдрасиль (у корня к-рого находился источник мудрости), чтобы обрести знание рун. Ворон играл важную роль в культе Одина и был одним из его атрибутов.

Древнеангл. имя Освальд буквально означает «предводитель богов» и могло быть одним из эпитетов Одина. На нем. землях не позднее XIV в. (по мнению нек-рых исследователей - уже в кон. XII в.) О. становится персонажем эпической поэзии. В одном из фрагментов поэмы на средненем. языке (в ркп. XIV в.) описана битва христианина О. (названного королем Норвегии) против язычника Пенды (Curshmann M. «St. Oswald von Norwegen»: Ein Fragment eines Legendenepos // Zschr. f. deutsches Altertum u. deutsche Literatur. 1973. Bd. 102. N 2. S. 101-114). Особо популярными стали сочинения, в которых история О. была соединена с распространенным фольклорным мотивом «добывания невесты». Известны 2 стихотворные и 4 прозаические версии этой легенды на средненем. языке (в рукописях XV-XVI вв.). Среди общих мотивов в них - говорящий ворон, служащий посланцем О. к его возлюбленной, и сохранение О. целомудрия в браке. Влияние этих эпических текстов заметно и в рассказах об О. в позднесредневек. нем. агиографических сборниках. В 1-й пол. XVI в. на основе средненем. легенд была создана исл. «Сага об Освальде» (Kalinke. 2005; Black R. C. Ósvalds saga, its Sources and the Transmission of Oswald's Bridal Quest in Northern Europe // Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 2015. Vol. 56. N 1. P. 127-148). В позднее средневековье О. почитался как покровитель жнецов (Goller K.-H., Ritzke-Rutherford J. St. Oswald in Regensburg: A Reconsideration // Bavarica Anglica. Fr./M., 1979. Vol. 1: A Cross-Cultural Miscellany Presented to T. Fletcher. P. 98-118), помощник в борьбе с эпидемиями (иногда его включали в число «четырнадцати святых помощников»).

Известны 2 версии оффиция О. Ранняя написана в мон-ре св. Виннока в Берге, вероятно мон. Дрогоном (между 1052 и 1059), и получила распространение в континентальной Европе. Поздняя версия представлена в бревиарии (XIII в.) из англ. мон-ря Колдингем, дочерней обители Дарема. В этой версии содержится намек на предание о том, что О. подарил драгоценное блюдо со своего стола Христу, явившемуся ему под видом нищего. Эта легенда фигурирует и в средненем. поэме об О. Сохранившиеся в большом числе списков чтения утрени об О. практически полностью состоят из отрывков или пересказа текста Беды Достопочтенного. Наиболее ранний известный список проприя мессы в день памяти О. сохранился в Миссале Роберта Жюмьежского (1-я пол. XI в., Англия). Посвященные О. секвенции известны с XII в. (Folz. 1980. P. 58, 71-74). Память О. с зарождения культа почти неизменно отмечалась 5 авг.; эта дата сохранилась и в современных календарях Римско-католической Церкви и англиканских церквей. В средние века в Глостере и Ившеме отмечалась также память перенесения мощей О. (8 окт.).

Ист.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 83-103; Reginald of Durham. Vita S. Oswaldi Regis et Martyris // Symeonis Dunelmensis Opera omnia / Ed. Th. Arnold. L., 1882. Vol. 1. P. 326-385; The «Annales Cambriae» and Old Welsh Genealogies / Ed. E. Phillimore // Y Cymmrodor. 1888. Vol. 9. P. 141-183; Ælfric's Lives of Saints / Ed. W. W. Skeat. L., 1900. Vol. 2. P. 125-143; Historia Brittonum // La legende Arthurienne: Etudes et documents / Ed. E. Faral. P., 1929. Vol. 3: Documents. P. 1-62; Adomnani Vita Columbae // Adomnan's Life of Columba / Ed. A. O. Anderson, M. O. Anderson. Edinb., 1961. P. 1-236; Historia ecclesiastica gentis Anglorum: Bede's Ecclesiastical History / Ed. B. Colgrave, R. A. B. Mynors. Oxf., 1969; Alcuin. The Bishops, Kings and Saints of York / Ed. P. Godman. Oxf., 1982; Henry of Avranches. The Vita Sancti Fredmundi / Ed. D. Townsend // J. of Medieval Latin. Turnhout, 1994. N 4. P. 1-24; Symeon of Durham. «Libellus de exordio atque procursu istius, hoc est Dunhelmensis ecclesie»: Tract on the Origins and Progress of This the Church of Durham / Ed. D. Rollason. Oxf.; N. Y., 2000; The Old English Martyrology / Ed. C. Rauer. Woodbridge, 2013.
Лит.: Curschmann M. Der Münchner Oswald und die deutsche spielmännsiche Epik: Mit einem Exkurs zur Kultgeschichte u. Dichtungstradition. Münch., 1964; Folz R. St. Oswald rol de Northumbrie: Etude d'hagiographie royal // AnBoll. 1980. Vol. 98. P. 49-74; Moisl H. The Bernician Royal Dynasty and the Irish in the 7th Century // Peritia. Turnhout, 1983. Vol. 2. P. 103-126; Gunn V. Bede and the Martyrdom of St. Oswald // Studies in Church History. Woodbridge, 1993. Vol. 30. P. 57-66; Oswald: Northumbrian King to European Saint / Ed. C. Stancliffe, E. Cambridge. Stamford, 1995; Cambridge E. Archaeology and the Cult of S. Oswald in Pre-Conquest Northumbria // The Archaeology of Anglo-Saxon England: Basic Readings / Ed. C. E. Karkov. N. Y., 1999. P. 233-278; Blair J. A Handlist of Anglo-Saxon Saints // Local Saints and Local Churches in Early Medieval West. Oxf.; N. Y., 2002. P. 495-566; Craig D. J. Oswald (St. Oswald) // ODNB. 2004. Vol. 42. P. 79-84; Woolf A. Caedualla, Rex Brettonum and the Passing of the Old North // Northern History. Leeds, 2004. Vol. 41. P. 5-24; Chenard M. M. King Oswald's Holy Hands: Metonymy and the Making of a Saint in Bede's «Ecclesiastical History» // Exemplaria. Binghamton, 2005. Vol. 17. P. 33-56; Handl C. S. Osvaldo protagonista della poesia giullaresca: Le rielaborazioni della leggenda del santo in testi tedeschi tardomedievali // Testi agiografici e omiletici del medioevo germanico. Verona, 2005. P. 179-204; Kalinke M. E. St. Oswald of Northumbria: Continental Metamorphoses: With an Edition and Translation of Ósvalds saga and Van sunte Oswaldo deme konninghe. Temple, 2005; Clarkson T. Locating «Maserfelth» // The Heroic Age. 2006. Vol. 9 [Электр. ресурс: www.heroicage.org/issues/9/clarkson.html]; Гусакова О. В. Беда и Эльфрик об истории св. Освальда // Вост. Европа в древности и средневековье: Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация: XXI чт. пам. В. Т. Пашуто. М., 2009. С. 89-93; Bassi R. St. Oswald in Early English Chronicles and Narratives // Hagiography in Anglo-Saxon England: Adopting and Adapting Saints' Lives into Old English Prose (C. 950-1150). Turnhout, 2014. P. 535-555; Olsen K. E. Canonising Just and Militant Kingship: St. Oswald in Bede's «Historia ecclesiastica» and Aelfric's «Natale Sancti Oswaldi regis et martyris» // Fruits of Learning: The Transfer of Encyclopaedic Knowledge in the Early Middle Ages. Leuven etc., 2016. P. 213-229; Meijns B. England and Flanders around 1066: The Cult of the English Saints Oswald and Lewinna in the Comital Abbey of Bergues // Anglo-Norman Studies. Woodbridge, 2017. Vol. 39. P. 129-149; Vogtherr T. Mathilde von England, Heinrich der Löwe und die heiligen Könige: Das Hildesheimer Oswald-Reliquiar aus der Sicht des Historikers // Typen mittelalterlicher Reliquiare zwischen Innovation und Tradition. Regensburg, 2017. P. 195-210.
С. Г. Мереминский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КНУД IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086)
  • ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
  • АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)