ОСИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
Том LIII, С. 382-385
опубликовано: 1 августа 2023г.

ОСИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Пермской епархии (1924-1929; см. ст. Пермская и Кунгурская епархия), Сарапульской епархии (1929-1932; см. ст. Сарапульская и Можгинская епархия); в янв.-марте 1935 г. существовало как самостоятельная епископия. Именовалось по г. Оса Пермской губ. (совр. Пермский край). Территория О. в. совпадала с территорией Осинского у.

Успенский собор в Осе. 1790–1824 гг. Реконструкция В. В. ТагиловаУспенский собор в Осе. 1790–1824 гг. Реконструкция В. В. ТагиловаВопрос об управлении приходами Осинского у. встал задолго до учреждения О. в. и был связан со значительной удаленностью Осы от епархиального центра. Признавая этот факт, в нояб. 1917 г. Пермский архиеп. сщмч. Андроник (Никольский) предложил приходам Осинского у. рассмотреть вопрос об их перечислении из Пермской к самостоятельной Сарапульской епархии, проект образования к-рой в это время обсуждался на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Часть приходов высказалась за присоединение уезда к Сарапульской епархии. Так, прихожане Александро-Невской ц. с. Б. Талмаз (совр. Куединского р-на) поддержали перечисление по причине того, что расстояние от села до Перми - 200 верст, к-рые в зимнее время нужно проезжать на лошадях; большую же часть пути до Сарапула (82 версты из 100) можно было проехать поездом и за 12 часов добраться до города (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 272. Л. 122). Тем не менее Осинский у. остался в составе Пермской епархии. Однако из-за транспортных затруднений в период гражданской войны и в связи с гибелью Пермского архиеп. сщмч. Андроника (20 июня 1918) приходы Осинского у. были вынуждены обращаться за архипастырским окормлением к Сарапульскому еп. Алексию (Кузнецову; впосл. архиепископ) как к ближайшему по местонахождению архиерею. Летом 1919 г. еп. Алексий просил патриарха свт. Тихона (Беллавина) «о преподании указаний в случае обращения к нему за разрешением некоторых вопросов церковной жизни из смежных с Сарапульскою епархиею уездов - Осинского, Пермской епархии, и Бирского, Уфимской епархии» (Там же. Д. 1. Л. 55).

Во исполнение указа патриарха, Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об умножении числа епископов распоряжением от 24 дек. того же года пермскому духовенству и мирянам было предложено иметь суждение об увеличении числа архиереев в Пермской епархии в соответствии с числом уездов. При этом первоначально предусматривалось иметь епископов в Перми, Красноуфимске и Соликамске, но предоставлялась полная свобода в высказывании своего мнения и приходам оставшихся Осинского, Оханского, Кунгурского и Чердынского уездов. Назначенный в мае 1920 г. на Пермскую кафедру еп. Сильвестр (Братановский; впосл. архиепископ) продолжил обсуждение вопроса об учреждении архиерейских кафедр и 9 авг. 1921 г. (по др. данным, 1920) направил в Осу предложение «открыть полусамостоятельную викарную Осинскую Епископию с проживанием Епископа в г. Осе». Проходивший в нояб. того же года съезд духовенства и мирян благочиннического округа г. Осы высказал пожелание иметь в Осе викарную кафедру по проекту Поместного Собора 1917-1918 гг., т. е. викарий должен был самостоятельно управлять своей епископией и находиться в подчинении епархиального архиерея так же, как епархиальный архиерей подчинялся митрополиту. Однако открытие О. в. тогда не состоялось.

В авг. 1922 г., когда патриарх свт. Тихон находился под арестом, после образования обновленческого (см. ст. Обновленчество) Высшего Церковного Управления (ВЦУ), в Пермь прибыл уполномоченный ВЦУ свящ. Михаил Трубин (в расколе «протоиерей»). На собрании пермского духовенства Трубин «в силу данных полномочий, под всевозможными угрозами» заставил духовенство Перми во главе с еп. Сильвестром признать ВЦУ. Вскоре этот орган признало и провинциальное духовенство. 4 сент. 1922 г. в присутствии Трубина состоялось собрание духовенства благочиннического округа г. Осы. ВЦУ отказались признавать лишь 1 священник и 2 иеромонаха, остальное осинское духовенство постановило присоединиться к группе «Живая церковь» (Там же. Д. 262. Л. 12 об.- 13).

Для закрепления достигнутого успеха в окт. 1922 г. ВЦУ наметило учредить О. в. (Жизнь и религия. Каз., 1922. № 4. С. 15). Состоявшийся в нояб. 1922 г. съезд духовенства и мирян Пермской епархии поддержал это решение и принял постановление об открытии епископских кафедр в Осе и Красноуфимске; при этом на Осинскую кафедру предполагалось поставить клирика пермского Преображенского кафедрального собора вдового прот. Никанора Пономарёва. Его кандидатура была одобрена 18 дек. собранием Пермского ЕУ под председательством еп. Сильвестра. Пономарёв был пострижен в рясофор, 30 дек. 1922 г. в Москве «хиротонисан» во «епископа» Осинского, однако уже 31 дек. получил назначение на Екатеринбургскую обновленческую кафедру. Вернувшись из Москвы в Пермь, «епископ» Никанор Пономарёв и Кунгурский «епископ» Николай Ашихмин 25 янв. 1923 г. «хиротонисали» на Осинскую кафедру ключаря пермского Преображенского собора вдового прот. Михаила Бирюкова.

Однако к этому времени деятельность уполномоченного ВЦУ Трубина и политика обновленцев в целом вызвали рост протестных настроений в епархии, в первую очередь в благочинническом округе г. Осы, к-рый стал центром сопротивления расколу. 26 февр. 1923 г. съезд благочиния принял решение отмежеваться от ВЦУ и от обновленческого Пермского ЕУ, признав лишь власть еп. Сильвестра, к-рый воспринимался как каноничный архиерей. Т. о., духовенство округа перешло на самоуправление (в документах того времени часто именовавшееся «автокефалией») и отказалось принять ставленника раскольников. В результате, несмотря на то что в Осе имелась принадлежавшая обновленцам кладбищенская Казанская ц., «епископ» Михаил Бирюков не смог обосноваться на кафедре и вынужден был довольствоваться местом при одной из пермских церквей. 9 авг. 1923 г. Бирюков был перемещен «викарием» в Красноуфимск Пермской епархии. На его место раскольничий синод назначил обновленческого прот. Викентия Никипорчука, бывш. уполномоченного ВЦУ по Кунгурскому у., с 1923 г. ключаря пермского Преображенского собора. Однако Пермское ЕУ не поддержало его кандидатуру как изгнанного ранее с прихода за неблаговидное поведение, и «хиротония» не состоялась. 1 февр. 1924 г. обновленческий синод рекомендовал на Осинскую кафедру сарапульского прот. Николая Перепёлкина, но его «хиротония» также не состоялась. Поскольку приходы Осы и уезда прочно стояли на позициях Патриаршей Церкви, обновленческое О. в. вскоре было упразднено.

По примеру благочиннического округа г. Осы от обновленчества стали откалываться и другие благочиния Осинского у., а также отдельные приходы других уездов (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 262. Л. 13-13 об.). «Автокефальное» движение получило поддержку еп. Сильвестра, к-рый с 22 дек. 1922 г. находился в заключении по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. С одной стороны, Пермский архиерей поддерживал раскол и в нояб. 1922 г. был возведен ВЦУ в сан «архиепископа», с другой - рассылал духовенству письма, в которых советовал «сохранить каноническое единение с патриархом Тихоном до соборного решения, независимо от предания его суду гражданскому», заявлял о непризнании им каноничности ВЦУ и законности «хиротоний» Николая Ашихмина и Михаила Бирюкова. 7 апр. 1923 г. еп. Сильвестр был приговорен Пермским губернским судом к 3 годам заключения условно и освобожден. Однако он не встал во главе «автокефального» движения, а вновь публично поддержал раскольников, совершив литургию в Фомино воскресенье (15 апр. 1923) в сослужении обновленческих «епископов» Ашихмина и Бирюкова. Одновременно еп. Сильвестр ходатайствовал перед ВЦУ о своем увольнении от управления Пермской епархией, добившись к-рого немедленно уехал в Москву, никому не передав управление правосл. приходами. «Таким образом,- писали позднее патриарху православные Осинского у.,- начавшие объединяться и верные православию приходы Пермской епархии (к тому времени приходы Осинского уезда) остались без главы, а епархия осталась сиротой» (Там же. Л. 14-14 об.). Положение усугублялось давлением, оказываемым на духовенство и мирян Осинского у. периодически приезжавшими туда деятелями обновленчества.

Предпринятая еще в нач. апр. 1923 г., до освобождения еп. Сильвестра, попытка осинских приходов перейти в ведение Воткинского еп. Амвросия (Казанского) или принять его в Осе как своего архиерея успехом не увенчалась. Еп. Амвросий заявил, что «он не может сделать ни того, ни другого», т. к., по его словам, осинцы - «староцерковники», а он и его паства признали ВЦУ и находятся «в единении с ним вплоть до собора, а собор покажет, как нам быть» (Там же. Л. 29). Созванный 14 мая 1923 г. съезд духовенства и мирян Осы и уезда при участии делегатов от Оханска подтвердил отмежевание от ВЦУ и от обновленческого Пермского ЕУ, констатировал дезорганизованное состояние церковной жизни и признал право епархии в этих обстоятельствах на переход к «автокефалии» на основании постановления патриарха, Синода и Высшего церковного совета от 20 нояб. 1920 г. (о мерах на случай разобщения епархии с высшей церковной властью или в связи с вынужденным прекращением ее деятельности). Также съезд подтвердил принятое ранее постановление о желательности открытия в Осе викарной кафедры и избрал исполнительный орган - Осинский уездный церковный совет (ОУЦС) в составе 3 священников и 2 мирян. Председателем ОУЦС стал свящ. Петр Алексеев, членом-секретарем - свящ. сщмч. Димитрий Овечкин. ОУЦС поручалось просить неск. правосл. епископов из соседних епархий санкционировать открытие Осинской кафедры как единственного центра Православия в Пермской епархии и обеспечить ее каноническое возглавление. Съезд принял решение временно присоединиться к Нижнетагильской «автокефалии» во главе с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым), управляющим правосл. приходами Екатеринбургской епархии.

В ответ на предпринятое ОУЦС «со всеми предосторожностями» ходатайство 10 июня 1923 г. еп. Лев временно принял в свое ведение приходы Осинской «автокефалии», но предложил немедленно решить вопрос возглавления ее собственным архиереем. Для этого еп. Лев посоветовал обратиться к Собору уфимских православных («автокефальных») викариев во главе с Бирским еп. Трофимом (Якобчуком) и Давлекановским еп. Иоанном (Поярковым), к-рые могли совершить хиротонию кандидата или прислать своего епископа.

Изучив ходатайство ОУЦС, материалы уездного съезда и рекомендательные документы от Нижнетагильского еп. Льва, 29 июня 1923 г. Собор уфимских епископов одобрил открытие О. в. и назначил на эту кафедру епископа Нижегородской слободы г. Уфы Петра (Гасилова) «для временного управления всеми общинами верных православию Пермской епархии» (Там же. Д. 209. Л. 4 об.). Т. о., ОУЦС с находящимися в его ведении приходами (в Осе и Оханске, а также в Осинском, Оханском и Кунгурском уездах к тому времени насчитывалось до 60 приходов) вошел в подчинение Давлекановского еп. Иоанна и Собора уфимских епископов. Еп. Петр, весной высланный из Уфы, проживал в пос. Сатка Златоустовского у. и управлял Саткинской единоверческой епископией; в Осу он предполагал прибыть в сер. июля 1923 г.

Тем временем 29 июня 1923 г. в Осе состоялся новый съезд православных для обеспечения легализации О. в. регистрацией по новой (от 15 апр.) инструкции НКЮ и НКВД. Съезд утвердил устав ОУЦС, согласно к-рому председателем Совета был епископ, а в его отсутствие ОУЦС возглавлял один из священников-членов исполнительного органа. Однако планы православных были нарушены из-за ареста в ночь на 14 июля почти всех членов ОУЦС по обвинению в проведении «незаконного» съезда и в «будировании массы», в связи с чем еп. Петра предупредили, чтобы он «воздержался выездом в Осу впредь до особого извещения». Открытие О. в. вновь не состоялось.

Оставшиеся без попечения епископа приходы в поисках правосл. архиерея в авг.- нач. сент. 1923 г. отправили неск. депутаций к патриарху свт. Тихону. По ходатайству депутации Осинского у. временно управляющим Пермской епархией был назначен еп. Иоанн (Поярков), который 12 сент. распорядился возносить свое имя во всех оставшихся верными Православию приходах епархии, «имя же Петра епископа возносить лишь в Осинском уезде (без титула) впредь до соответствующего утверждения» (Там же. Д. 262. Л. 3). Однако позднейшее по времени ходатайство уполномоченных Оханской общины привело к открытию по определению от 6 сент. кафедры викарного епископа в Оханске и к назначению на нее еп. Никона (Соловьёва) с поручением ему временного управления всеми правосл. приходами Пермской епархии. По получении этого известия еп. Иоанн прекратил связь с Пермской епархией. По причине того что Оса соседствует с Оханском, открывать 2-ю викарную кафедру было нецелесообразно; в этой связи еп. Иоанн сообщил в Москву, что еп. Петр (Гасилов) мог бы остаться в Уфимской епархии на Саткинской кафедре, и получил на это согласие патриарха.

Прибытие в Оханск еп. Никона воодушевило православных. Архиерей охотно откликался на приглашения приходов, 7-8 окт. служил в Осе, где верующие горячо его приветствовали. На это обратили внимание власти, и 14 окт. еп. Никон был помещен под домашний арест, 20 окт. задержан и заключен в пермскую тюрьму, а позже этапирован в Москву и на кафедру более не возвращался.

В этих обстоятельствах часть приходов Осинского у. «ввиду нежелания их подчиняться обновленческим епископам» в нач. дек. 1923 г. вновь обратилась с просьбой об окормлении к Воткинскому еп. Амвросию (Казанскому) как к ближайшему по местонахождению «староцерковному» архиерею, о чем последний доложил в Москву. Определением от 4 янв. 1924 г. патриарх свт. Тихон поручил еп. Амвросию временное попечение о правосл. приходах бывших Осинского, Оханского и др. уездов Пермской епархии. Однако некоторые благочиния в янв. 1924 г. предпочли просить о принятии их в юрисдикцию Сарапульского еп. Алексия (Кузнецова) и даже подняли вопрос о перечислении к Сарапульской епархии. Против еп. Амвросия, к-рому ставились в вину признание им ВЦУ и уклонение в раскол в период заключения патриарха, выступили освобожденные 24 нояб. из пермской тюрьмы члены ОУЦС, последние вновь подняли вопрос об открытии О. в. Эту позицию 23 дек. 1923 г. поддержали делегаты коллективного собрания прихожан соборов г. Осы (Троицкого и Успенского). Они постановили принять епископа на настоятельскую должность с содержанием за счет тех приходов, к-рые признают его своим архипастырем. В число последних входило ок. 50 приходов благочиния г. Осы, 3-го и 5-го благочиннических округов бывш. Осинского у. и несколько приходов бывш. Оханского у.

Канонически связанный с уфимскими викариями ОУЦС обсудил дальнейшие действия с временно управляющим Уфимской епархией Давлекановским еп. Иоанном (Поярковым). По согласованию с последним 1 февр. 1924 г. ОУЦС ходатайствовал перед патриархом об открытии в Осе полусамостоятельной викарной кафедры и о назначении на нее епископа. При этом на рассмотрение патриарху ОУЦС представил 4 кандидатов, предложенных еп. Иоанном: Саткинского еп. Петра (Гасилова; его совет «особенно оттенял» как уже назначавшегося в Осу Собором уфимских епископов, но отмечал, что он болен), Байкинского еп. Вениамина (Фролова), иером. Викентия, находящегося при канцелярии еп. Иоанна (этот кандидат имел академическое образование), и настоятеля храма пос. Тюинский Завод Бирского кантона (ныне с. Тюинск Октябрьского р-на) прот. Григория Скобочкина (выдвинут духовенством 3-го благочиннического округа бывш. Осинского у.).

Определением патриарха свт. Тихона и Синода от 11 февр. 1924 г. было учреждено О. в., на кафедру перемещен Саткинский еп. Петр (Гасилов). К новому месту служения он выехал 4 марта 1924 г. Еп. Петр служил в 2 соборах Осы. В Троицком соборе службы проводились до 1927 г.; по решению Уральского облисполкома от 27 сент. 1930 г. собор был закрыт (в наст. время действует, с 2004 ведутся восстановительные работы). Успенский собор был открыт до 1936 г. (с 1987 в нем находится краеведческий музей).

12 апр. 1925 г. Осинский еп. Петр подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) как местоблюстителю Патриаршего престола. В дальнейшем он признал права на управление РПЦ зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 14 марта 1929 г. еп. Петр определен епископом Курганским, но назначение не принял, из Осы не выезжал и в том же году был восстановлен на Осинской кафедре.

Согласно определению зам. патриаршего местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода от 27 дек. 1928 г. об учреждении церковных округов и о приведении границ епархий в соответствие гражданскому административно-территориальному делению, а также по указу митр. Сергия от 16 окт. 1929 г., Осинский и смежные с ним районы, входившие в состав Сарапульского окр. Уральской обл., были отнесены к Сарапульской епархии. При этом О. в. осталось в ведении еп. Петра (Гасилова), но уже «как викария Сарапульской епархии с правами и полномочиями, кои будут предоставлены ему Епархиальным Преосвященным», т. е. Сарапульским архиеп. Алексием (Кузнецовым) (Арх. отд. администрации г. Сарапула. Ф. 64. Оп. 1. Д. 287. Л. 68). В связи с арестом правящего архиерея указом от 12 марта 1932 г. Осинский викарий был назначен временно управляющим Сарапульской епархией. Однако уже 30 мая 1932 г. еп. Петр был арестован Осинским райотделом ОГПУ Уралобласти по обвинению в контрреволюционной деятельности. 10 янв. 1933 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к высылке в Зап. Сибирь на 3 года. Освобожден досрочно с правом жительства на родине, в бывш. Пензенской губ. Поскольку архиерей не имел возможности вернуться в Осу, в июне 1934 г. он был назначен на Сызранскую кафедру. О. в. более не замещалось, его приходы стали частью Сарапульской епархии.

В связи с политикой разукрупнения регионов в янв. 1934 г. образована Свердловская обл., а в дек. 1934 г.- Кировский край. Сарапульская епархия оказалась разделенной новыми адм. границами на 2 части. Указом Синода от 15 янв. 1935 г. постановлено «из приходов Сарапульской епархии, оставшихся в Свердловской области, образовать Осинскую епархию в составе районов Куединского, Еловского, Сосновского, Фокинского, Осинского, Чернушинского, Щучье-Озерского и Бардымского» (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 1. Л. 249). 17 янв. 1935 г. на Осинскую кафедру перемещен Сарапульский еп. Варлаам (Козуля) с правами самостоятельного архиерея (Там же. Л. 248). Тогда же ему было поручено временное управление Пермской епархией. Однако с 23 марта 1935 г. он находился на покое и проживал в Муроме. Осинская кафедра была упразднена, ее приходы вошли в состав Пермской епархии.

Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 209. Л. 4-4 об.; Д. 262; Д. 272. Л. 111-117 об.; Д. 273. Л. 1-2; Гос. обществ.-полит. архив Пермской обл. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8789.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 40-41; Т. 5. С. 373; Акты свт. Тихона. С. 415, 416, 938, 964, 982, 987; Королёв. Исповедники. С. 130-132; Губонин. История иерархии. С. 358, 882; Зимина Н. П. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2007. Вып. 3(24). С. 79-117; она же. К вопросу о полуобновленчестве как явлении в РПЦ в период заключения Свят. Патр. Тихона (1922-1923 гг.) // ЕжБК. 2012. С. 173-185; она же. Нижнетагильская автокефалия: (канонические основания, тактика, ист. значение) // Гос-во, об-во, Церковь в истории России XX в.: Мат-лы XII Междунар. науч. конф. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 164-171; Лавринов В. В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале: (1922-1945). М., 2007. С. 35, 36, 38, 176, 238-239, 245; он же. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 361-362, 387-388, 644. (МИЦ; 54); Ерошкин Ю. В. Еп. Варлаам (Козуля) // Христ. просвещение и рус. культура: Мат-лы XI науч.-богосл. конф. Йошкар-Ола, 2008. С. 80-88; Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ в. Ижевск, 2010. С. 85-86, 327.
Н. П. Зимина
Рубрики
Ключевые слова
См.также