ПАВЕЛ
Том LIII, С. 702
опубликовано: 20 сентября 2023г.

ПАВЕЛ

(Кон. III - 1-я пол. IV в.), свт., исп. (пам. 23 дек.), еп. Неокесарийский. П. подвергся гонениям при имп. Лицинии (308-324), который поначалу поддерживал Миланский эдикт о веротерпимости, изданный равноап. имп. Константином I Великим (313), и даже издал в том же году собственный эдикт в поддержку христиан, но затем в 320 г. изменил свое отношение к христианам и начал преследовать их. Услышав о добродетельном архипастыре П., император призвал его к себе и стал требовать отречения от веры. Когда святой отказался, его по приказу императора подвергли бичеванию, а затем сковали ему руки раскаленными металлическими скобами так, что кисти обуглились, а пальцы святого утратили возможность сгибаться.

В 324 г. Лициний был побежден имп. Константином I Великим и преследования христиан прекратились. В 325 г. П. принял участие во Вселенском I Соборе в числе многих др. архиереев-исповедников, проявивших твердость в приверженности правосл. веры,- у кого-то по приказу императоров-язычников были отрезаны нос или уши, кому-то выкололи глаза. П. же предстал на соборе с руками, изуродованными раскаленным железом, они были почти неподвижны. По преданию, имп. Константин поцеловал руки П. и приложил их к глазам со словами, что он рад целовать руки, «омертвевшие за Христа».

Упоминая о присутствии П. на Соборе, Феодорит, еп. Кирский († 428), сообщает, что Неокесария (ныне Никсар, Турция) - это крепость на берегу р. Евфрат, хотя на самом деле она не расположена на берегу этой реки. В некоторых более поздних агиографических источниках сказано, что П. был сослан в крепость на берегу Евфрата; возможно, это неточно переданные сведения из «Церковной истории» Феодорита или имелось в виду, что П. был подвергнут пыткам в Никомидии, где находилась резиденция Лициния, а затем отправлен на берега Евфрата и там посажен в темницу. В некоторых греческих источниках П. назван архиепископом, что не совсем корректно, как замечает архиеп. Сергий (Спасский), т. к. Неокесария в то время не была митрополией (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 518).

После многолетних трудов на благо Церкви и противостояния ересям П. мирно скончался.

Сказание о П. было включено в славянские стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 90-91).

Ист.: Theodoret. Hist. eccl. I 7; SynCP. Col. 337-340; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 390-391; ЖСв. Дек. С. 642-651.
Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 379-390; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 726-727.
О. Н. А.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВРААМ (ок. 350 - между 422 и 444), еп. Каррский, свт. (пам. 14 или 13 февр.)
  • АКАКИЙ († 251), еп. Мелитинский (Антиохийский?), исп., свт. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта)
  • АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)
  • АМФИЛОХИЙ (ок. 340 или 345 - после 394), еп. Иконийский, свт. (пам. 23 нояб.)
  • АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)