НИКОЛАЙ СМИРНСКИЙ
Том L, С. 604-605
опубликовано: 9 декабря 2022г.

НИКОЛАЙ СМИРНСКИЙ

Новая сокровищница музыкальной Анфологии Николая, протопсалта Смирнского. Смирна, 1862. Титульный листНовая сокровищница музыкальной Анфологии Николая, протопсалта Смирнского. Смирна, 1862. Титульный лист

[Греч. Νικόλαος πρωτοψάλτης Σμύρνης] (ок. 1790 - нояб. 1887), протопсалт. Время рождения определяется условно: согласно его биографам, он умер, когда его возраст приближался к 100 годам. В одном историческом источнике сообщается, что Н. С. род. в Кавале, в другом (скорее всего более надежном) - в Эносе (ныне Энез) в Вост. Фракии, откуда переехал сначала в Кавалу, а затем в К-поль. Там он обучался у протопсалта Мануила (после 1805-1819) вместе с Константином Византийским, который в то время служил доместиком с упомянутым протопсалтом; как отмечает Э. И. Фарлекас, «в этом причина сходства композиций Константина и Николая, подражавших строгому и изысканному стилю протопсалта Мануила. Мелодии Николая оказали большое влияние на музыкантов и иеропсалтов Смирны и всей Малой Азии, а также Эгейских островов» (Θαρλέκας. 1931. Σ. 7). Параллельно Н. С. учился в 3-й Патриаршей музыкальной школе (уч-ще) у знаменитых «трех учителей» - Хрисанфа из Мадита († 1843), протопсалта Григория († 1821) и хартофилакса Хурмузия († 1840). Согласно одному источнику, какое-то время он служил певчим в Галате в ц. прп. Иоанна Хиосского, в церковном округе, известном своим «модернистскими» тенденциями, где трудились весьма прогрессивные музыканты эпохи: Хурмузий, Петр Византийский, Георгий Виолакис, Георгий Редестский Новый, Аристид Николаидис.

Н. С. переселился в Смирну скорее всего в кон. 1833 г. По сведениям М. Перпиньяса, он был назначен на должность протопсалта митрополичьей ц. св. Фотинии Хрисанфом из Мадита (избран митрополитом Смирны в июле 1833), к-рый «весьма ценил Николая и его музыкальное и вокальное дарование» (Περπινιάς. 1968. Σ. 6). В среде, открытой к изменениям и новаторским экспериментам, постепенно сформировалась муз. личность Н. С. Слава о нем стала быстро распространяться, а «космополитическое» положение Смирны обеспечило ему связь с разнообразными муз. направлениями и художественными идеями. Сохранились устные предания о периоде служения Н. С. в Смирне. Согласно одному такому рассказу, Дж. Верди в период путешествия по Востоку посетил в Смирне ц. св. Фотинии, где в тот момент совершалась погребальная служба и Н. С. пел медленное погребальное Трисвятое на глас νενανώ (предположительно древнего мелоса). Итал. композитор был так впечатлен интерпретацией Н. С. этого песнопения, что позднее использовал определенные мелодические фразы из него в опере «Аида». Характерен и опыт общения Н. С. с франц. музыковедом Л. А. Бурго-Дюкудре (посетил Смирну в 1875), который написал в мемуарах: «Невероятно удачным был сердечный прием жителей Смирны... Как только я высадился, богатый торговец из этого города сразу повел меня к архиепископу, который уже знал о цели моего путешествия, и он принял меня, несмотря на болезнь. Вызваны были тотчас же и двое из первых псалтов Смирны, Михаил... и Николай, протопсалт митрополичьего собора и учитель (doyen) византийской музыки. В возрасте около 80 лет, одетый по-восточному, с длинными седыми усами, этот пожилой человек отличался слегка театральным поведением, в его облике чувствовалось понимание им своего достоинства и важности своих обязанностей» ( Bourgault-Ducoudray. 1876. P. 25-26).

В Смирне Н. С. трудился 53 года, проявив себя во всех муз. областях - как интерпретатор (автор «экзегезисов»), учитель, мелург и издатель. Н. С. создал собственную школу, к-рая несет на себе отпечаток его личности и является результатом его трудов, из к-рых особенно выделялось мастерство певца: «Он был одарен исключительно мелодичным, подвижным, широким по диапазону и громким голосом, а также редким музыкальным талантом... у этого незабвенного музыкального учителя была атлетическая выправка: когда он пел, стоял прямо, неподвижно, без жестов, двигались только его губы» (Περπινιάς. 1968).

Произведения Н. С.- одного из самых плодовитых мелургов своего времени, охватывают почти полный цикл матим и опубликованы в 8 книгах, к-рые с т. зр. жанров и содержания песнопений разделяются на 3 группы: 1) Аколуфии (последования) всенощного бдения (Νέον ταμεῖον μουσικῆς ᾿Ανθολογίας. 1862, 1864, 1867); 2) Доксастарий (2 тома славников на праздники годового круга (1873, 1879) и 1 том Триоди и Пентикостария (1857)); 3) Анастасиматарий (пространный и краткий, издан в 2 томах после смерти Н. С. его внуком, Николаосом Вландиадисом (1899)).

Н. С. принадлежат 2 «экзегезиса» (осмогласник Петра Берекета «Богородице Дево, радуйся» - «экзегезис» согласно традиции протопсалта Мануила, записанный с голоса Петра Святогробца, и цикл херувимских на все гласы протопсалта Константина), а также изоритмические краткие редакции песнопений («Свыше пророцы» прп. Иоанна Кукузеля и «Препояши меч твой» протопсалта Григория, оба - на глас βαρύς).

В певч. кругах обсуждался вопрос об утверждении муз. произведений Н. С. К-польской Патриархией. Историки отмечали, что «музыкальные произведения Николая не получили одобрения Великой Церкви, поскольку представляли собой отклонения от древних церковных мелодий» (Παπαδόπουλος. 1890. Σ. 356); эта т. зр. до недавнего времени была преобладающей, не будучи, однако, подкреплена вескими доказательствами. В более поздних исследованиях этот факт объясняется интересами издателей или личными пристрастиями и соперничеством: «Николай, понимая, что Церковь через тексты и мелодии песнопений учит верующих и побуждает их к духовному росту, писал музыку для песнопений в соответствии с их высоким смыслом и первый из мелургов прошлого, применяя определенные новаторские приемы, смог искусно подчинить напев содержанию церковных текстов и передать их высокий смысл с помощью музыки. Музыканты того времени, особенно в Константинополе, возможно, из зависти к музыкальным произведениям... смирнского протопсалта, посчитав его творчество новшеством, поспешили охарактеризовать его произведения как отклоняющиеся от серьезного древнего музыкального искусства, неритмичные и т. п. ...Так музыкальные произведения Николая, опередившие свое время, не получили одобрения Великой Церкви» (Περπινιάς. 1968. Σ. 7).

Муз. новшества Н. С., несомненно являясь результатом более широкого идеолого-эстетического контекста, в котором сформировалось творчество мелурга, породили предсказуемое противодействие в консервативных певч. кругах того времени. Поэтому его вклад как мелурга, к-рый отражает личность музыканта в целом, следует оценивать более широко, под разными углами зрения: согласно таким объективным попыткам определения его достоинств, труд Н. С. (как «экзегета», учителя, а также композитора и издателя) является, очевидно, новаторским и прогрессивным, многомерным в муз. отношении и стилистически разнообразным.

Муз. соч.: Δοξαστάριον Τριωδίου κα Πεντηκοσταρίου, περιέχον τὰ δοξαστικὰ αὐτῶν μετὰ τῶν ἰδιομέλων κα τινῶν προσομοίων, νεκρωσίμων δεσποτικῶν, τῶν ἕνδεκα ἐωθινῶν κα τῶν ἀργῶν ἰδιομέλων, μελοποιηθέντα παρὰ Νικολάου πρωτοψάλτου Σμύρνης. Κωνσταντινούπολις, 1857. Μέρος 1; Νέον ταμεῖον μουσικῆς ᾿Ανθολογίας, περιέχον ἅπασαν τὴν ἐνιαύσιον ἀκολουθίαν σπερινοῦ, ὄρθρου κα λειτουργίας, τῇ προσθήκῃ ἀρίστων τινῶν ἀνεκδότων εἰσέτι μαθημάτων τῶν ἀειμνήστων μουσικοδιδασκάλων Μανουὴλ κα Γρηγορίου τῶν πρωτοψαλτῶν κα Χουρμουζίου Χαρτοφύλακος, ἐκδίδεται ἤδη τὸ πρῶτον, μετὰ πολλῶν νεωστ μελοποιηθέντων μαθημάτων, ὑπὸ Νικολάου πρωτοψάλτου Σμύρνης. Σμύρνη, 1862. Τ. 1; 1864. Τ. 2; 1867. Τ. 3; Δοξαστάριον τοῦ ὅλου ἐνιατοῦ, περιέχον τὰ δοξαστικὰ τῶν τε ορταζομένων κα μὴ ορταζομένων ἁγίων, μετὰ τῶν ἰδιομέλων τῶν δεσποτικῶν κα θεομητορικῶν ορτῶν κα τινῶν ἁγίων, μετὰ τῶν ἀπολυτικίων αὐτῶν κα ἄλλων τινῶν, μελοποιηθέντα παρὰ Νικολάου πρωτοψάλτου Σμύρνης. Σμύρνη, 1873. Τ. 1; 1879. Τ. 2.
Лит.: Bourgault-Ducoudray L.-A. Souvenirs d'une mission musicale en Grèce et en Orient. P., 1876; Παπαδόπουλος Γ. Συμβολα εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890, 1977r; Θαρλέκας Ε. Ι. Τριώδιον. ᾿Αθῆναι, 1931; Περπινιάς Μ. Σμυρναῖοι κα Μικρασιᾶται μουσικολόγοι, μουσικοδιδάσκαλοι κα πρωτοψάλται τῆς Βυζαντινῆς ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς τοῦ παρελθόντος κα τοῦ παρόντος αἰῶνος, μέχρι τῆς Μικρασιατικῆς Καταστροφῆς: ῾Η δράσις κα ἔργο αὐτῶν. Χίος, 1968; Ανδρίκος Ν. Η εκκλησιαστική μουσική της Σμύρνης (1880-1922). Θεσ., 2012. Σ. 79-93, 177-217 (библиогр.).
А. Халдеакис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНГЕЛОПУЛОС Ликургос (род. 1941), протопсалт храма св. Ирины в Афинах, руковод. Греч. визант. хора
  • ВИОЛАКИС Георгий (ок. 1820 - 1911), главный протопсалт К-польского Патриархата
  • ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ НОВЫЙ (1833 - 1889), протопсалт Великой ц., греч. мелург
  • ГРИГОРИЙ (1778? - 1821), лампадарий и протопсалт Великой ц., греч. мелург и писец