ИЕРОНИМ I
Том XXI, С. 330-332
опубликовано: 15 июля 2014г.

ИЕРОНИМ I

[греч. ῾Ιερώνυμος; в миру Иероним Коцонис, греч. ῾Ιερώνυμος Κοτσώνης] (1905, с. Истерния, о-в Тинос, Греция - 15.11.1988, там же), архиеп. Афинский и всей Эллады (1967-1973). Происходил из бедной семьи; отец И.- моряк, скончался за 3 месяца до его рождения. Детские годы И. провел в Афинах, где его мать устроилась работать поварихой. По окончании школы братьев Ризариев он в 1924-1928 гг. обучался на богословском фак-те Афинского ун-та, окончив его с отличием. Являлся председателем отд-ния «Христианского братства молодых людей» (Χριστιανικὴ ἀδελφότης Νέων). B 1934 г., получив от ун-та стипендию Манусиса, продолжил свое образование в течение 6 семестров в Мюнхене, Берлине, Бонне, Оксфорде. Вернувшись в Грецию, приступил к изучению христ. надписей на Пелопоннесе; собранный им эпиграфический материал впосл. был переработан и издан Н. Веисом.

Иероним I (Коцонис), архиеп. Афинский и всей Эллады. Фотография. 60-е гг. XX в.Иероним I (Коцонис), архиеп. Афинский и всей Эллады. Фотография. 60-е гг. XX в.4 янв. 1939 г. И. без изменения имени принял монашеский постриг в афинском Бесплотных сил Петраки мужском монастыре, был рукоположен во диакона и служил в ц. св. Ирины на ул. Эола. Своим духовным отцом, председателем богословского братства «Жизнь» (Ζωή) архим. Серафимом (Папакостасом), И. был представлен архиеп. Афинскому Хрисанфу и назначен 2-м секретарем Свящ. Синода и издателем официального органа Элладской Православной Церкви «Церковь» (᾿Εκκλησία). 23 июня 1940 г. был рукоположен во иерея. Возведен в сан архимандрита. Служил приходским священником в ц. вмч. Димитрия в Кифисье и затем генеральным архиерейским эпитропом Кифисьи.

В 1940 г. И. на богословском факультете Афинского ун-та защитил дис. «Хронологические вопросы о Кресте и монограммах» и ему была присуждена научная степень доктора богословия. Еще до начала греко-итал. войны он разработал проект создания орг-ции содействия Церкви борющемуся народу; проект был предложен на рассмотрение архиеп. Хрисанфа. Последний поручил ему создать орг-цию «Заботы о призванных на воинскую службу» (Πρόνοια στρατευομένων), впосл. преобразованную в «Национальную организацию христианской солидарности».

Коллаборационистское правительство в нояб. 1941 г. отстранило И. от должности секретаря Свящ. Синода. Архиеп. Хрисанф незадолго до своего изгнания определил И. священником в храм при больнице Эвангелизмос (Благовещение), где он и служил в годы нем. оккупации. И. содействовал открытию столовых, оказывал духовную и материальную помощь больным, бедным, сиротам.

После освобождения Греции И. возглавлял «Союз возвращения на родину» (Δέμα ἐπαναπατρισμοῦ) и церковные орг-ции по восстановлению разрушенных храмов. После окончания второй мировой войны посвятил себя научной работе. В 1947 г. И. был приглашен к королевскому двору. Благодаря дружбе с кор. Павлом I 29 сент. 1949 г. он был назначен придворным священником и занимал эту должность до своего избрания архиепископом в 1967 г. Был воспитателем наследного принца, будущего кор. Константина II.

В 1950-1956 гг. И. являлся Генеральным секретарем Комиссии Освобождения Кипра, возглавляемой Афинским архиеп. Спиридоном; с 1954 г. был членом Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей и др. его комитетов, активным экуменическим деятелем. И. часто представлял Элладскую Церковь на различных межхрист. совещаниях и торжествах в Австрии, Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландах, Дании, Италии, СССР, Франции. В качестве представителя Элладской Церкви совершил поездки в Америку, страны Африки и Ближ. Востока, Индию; посетил св. места Палестины.

В 1959 г. И. избран профессором канонического права и пастырского богословия Фессалоникского ун-та им. Аристотеля. В общей сложности И. опубликовал ок. 90 богословских работ в виде монографий или статей, помещенных в журналах «Богословие» (Θεολογία), «Церковь» и в «Религиозно-этической энциклопедии» (ΘΗΕ), посвященных различным вопросам канонического права, раннехрист. и визант. истории, проблемам общения православных с инославными. Наиболее значительные из переводов - книги Holzner J. Paulus (Freiburg i Br., 1947, перевод с 21-го издания) (Holzner J. ῾Ο Παῦλος. ᾿Αθῆναι, 1948) и Guardini R. Il Signore (19553) (Guardini R. ῾Ο Κύριος. ᾿Αθῆναι, 1955-1956. 3 т.).

После военного переворота в Греции (21 апр. 1967) в мае 1967 г. новое греч. правительство вынесло ряд постановлений, касающихся Церкви. Был распущен прежний состав Свящ. Синода, число его членов сокращено с 12 до 8, установлен максимальный возраст правящих архиереев - 80 лет. В связи с этим 89-летний архиеп. Хризостом II был отправлен на покой.

11 мая 1967 г. новый Синод из 8 членов избрал И. архиепископом Афинским и всей Эллады (процедура избрания Синодом сокращенного состава и отсутствие заявления об отставке от Хризостома II вызвали многочисленные протесты и поставили под сомнение каноничность выборов), 12 мая состоялась хиротония И. во епископа, а 17 мая - интронизация. И. обвиняли в том, что он являлся послушным орудием хунты и ничего не предпринял для спасения греч. монархии, хотя долгие годы был придворным духовником.

В отличие от Хризостома II, протестовавшего против инициированного К-польским Патриархом Афинагором диалога с Римом, И. был активным поборником экуменизма. С 8 по 11 июня 1967 г. И. находился в К-поле с офиц. визитом, результатом к-рого стало заявление о единой церковной политике Элладской Церкви и К-польского Патриархата в отношениях с правосл. и инославными Церквами. В 1970 г. И. резко выступил против предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке.

За время возглавления Элладской Церкви И. посетил также Кипрскую (1967), Румынскую (1968), Болгарскую (1969), Александрийскую (1971) и Сербскую (1972) Православные Церкви.

Вскоре после вступления на архиепископскую кафедру И. предложил проект реорганизации Элладской Церкви, в частности изменение границ и числа митрополий так, чтобы в каждой из них насчитывалось по 200 тыс. чел. паствы. В таком случае в Греции, включая Крит (8 епархий) и Додеканес (4 епархии), находящиеся в юрисдикции К-польского Патриархата, должно насчитываться ок. 40 митрополий вместо действовавшей 81.

И. активно участвовал в благотворительной деятельности: учредил больницы для духовенства, 186 касс помощи неимущим, неск. центров и 110 домов для престарелых, лагеря для детей духовенства и др., оказывал помощь пострадавшим от стихийных бедствий; организовал «Движение любви» (Κίνημα ᾿Αγάπης). И отменил обязательную денежную пошлину за совершение таинств Крещения, Брака, обряда похорон и др., предоставив верующим возможность самим определять сумму пожертвований за совершение того или иного таинства.

В принятый в 1969 г. новый церковный Устав не было включено постановление прежнего Патриаршего и Синодального акта 1928 г., к-рым митрополии «новых земель» (Сев. Греции) эпитропически уступались Элладской Православной Церкви, что вело к полному изъятию этих епархий из ведения К-польского патриарха.

8 марта 1969 г. И. неожиданно подал в отставку, ссылаясь на то, что исполнение обязанностей предстоятеля требует больших физических сил, но она не была принята Свящ. Синодом.

Сложности во взаимоотношениях архиепископа с митрополитами, гл. обр. митрополий «новых земель», требующими равного представительства в Свящ. Синоде с архиереями «древних земель», претензии К-польского Патриархата на фактическое подчинение сев. митрополий, а также проблемы со здоровьем заставили И. в кон. марта 1973 г. снова заявить о своем желании уйти в отставку. Однако Свящ. Синод предоставил ему отпуск для лечения, и архиепископ удалился на родину - о-в Тинос.

После нового военного переворота 25 нояб. 1973 г., повлекшего свержение президента Г. Пападопулоса, личного друга И., архиепископ публично заявил о своем решении уйти в отставку, к-рая была принята Свящ. Синодом 19 дек. 1973 г. Последние годы жизни И. провел на о-ве Тинос.

Важнейшие соч.: ῾Η χριστιανικὴ ἀνατροφὴ τῶν παιδίων κατὰ τοὺς χρόνους τῶν κατακομβῶν. ᾿Αθῆναι, 1939 (Христианское воспитание детей во времена катакомб); ῾Η ἀμοιβὴ κα ἡ συντήρησις κληρικῶν ἐν τῇ ἀρχαίᾳ ᾿Εκκλησίᾳ. ᾿Αθῆναι, 1940 (Вознаграждение и содержание клириков в древней Церкви); Μηνύματα ἀγάπης. ᾿Αθῆναι, 1950 (Послания любви); Τὸ ἐνθουσιαστικὸν στοιχεῖον εἰς τὴν ᾿Εκκλησίαν τῶν Μαρτύρων. ᾿Αθῆναι, 1952 (Момент энтузиазма в Церкви мучеников); Λουκᾶς ὁ Νοταρᾶς, ὁ πρῶτος ἐθνομάρτυς. ᾿Αθῆναι, 1953 (Лука Нотара, первый национальный мученик); ῾Η ψῆφος τῶν κληρικῶν: ῾Η ἱστορικοκανονικὴ ἄποψις. ᾿Αθῆναι, 1954 (Избрание клириков: Историко-канонический обзор); ῾Η θέσις τῶν λαϊκῶν ἐντὸς τοῦ ᾿Εκκλησιαστικοῦ ᾿Οργανισμοῦ: Κατὰ τὸ Κανονικὸν Δίκαιον τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Ανατολικῆς ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 1956 (Положение мирян в церковном организме согласно каноническому праву Православной Восточной Церкви); ᾿Ιδιάζουσα περίπτωσις «ἐκκλησιαστικῆς οἰκονομίας»: ῾Η Θεία Εὐχαριστία μεταφερομένη ὑπὸ μὴ χριστιανῶν γυναικῶν. ᾿Αθῆναι, 1956 (Особый случай «церковной икономии»: Божественная Евхаристия, преподаваемая женщинам нехристианкам); ῾Η κανονικὴ ἄποψις περ τῆς ἐπικοινωνίας μετὰ τῶν τεροδόξων (Intercommunio). ᾿Αθῆναι, 1957 (Каноническая точка зрения на общение с инославными); Προβλήματα «ἐκκλησιαστικῆς οἰκονομίας». ᾿Αθῆναι, 1957 (Проблемы «церковной икономии»); ῾Η ἀπὸ κανονικῆς ἀπόψεως ἀξία τῆς μυστηριακῆς ἐπικοινωνίας ᾿Ανατολικῶν κα Δυτικῶν ἐπ Θραγκοκρατίας κα ᾿Ενετοκρατίας. Θεσσαλονίκη, 1957 (Достоинство с канонической точки зрения общения в таинствах восточных и западных [христиан] при французском и венецианском господстве); Διάλογος ἐκ τῆς κατὰ τὸν Β´ αἰῶνα τελετῆς τοῦ βαπτίσματος. ᾿Αθῆναι, 1957 (Диалог о совершении крещения во II веке); ῾Η πολιτικὴ τοῦ Ρωμαϊκοῦ κράτους ἔναντι τῶν χριστιανῶν. ῾Ιεροσόλυμα, 1957 (Политика римского государства в отношении христиан); ῾Οδηγὸς τῆς ἐπισκέπτριας. ᾿Αθῆναι, 1957 (Руководство посетительницы); Aus der Endzeit von Byzanz: Bürklüdsche Mustafa: Ein Märtyrer für Koexistenz zwischen Islam und Christentum // BZ. 1957. Bd. 50. S. 397-404 (Из последних лет Византии: Бюрклюджи Мустафа: Мученик за сосуществование между исламом и христианством); Περ τοῦ κύρους τῆς ῾Ιερωσύνης τῶν ᾿Αγγλικανῶν ἀπὸ τῆς ἀπόψεως τοῦ Κανονικοῦ Δίκαιου τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 1958 (О действительности священства англикан с точки зрения канонического права Православной Церкви); The Validity of the Anglican Orders, according to the Canon Law of the Orthodox Church // GOTR. 1958. Vol. 4. N 1. P. 44-65 (Действительность священства англикан согласно каноническому праву Православной Церкви); ῾Η ἐπ τὴν νίκην πεποίθησις τῶν πρώτων χριστιανῶν ὡς ἱεραποστολικὴ δύναμις. ᾿Αθῆναι, 1958 (Уверенность в победе первых христиан как миссионерская сила); Verfassung und Aufbau der orthodoxen Kirche. Stuttg., 1959 (Структура и созидание Православной Церкви); ῾Η ἐλευθερία κα ὁ καταναγκασμὸς εἰς τὰ προβλήματα τῆς διαδόσεως τῆς πίστεως. Θεσσαλονίκη, 1960 (Свобода и принуждение в вопросах распространения веры); Συμβολὴ εἰς τὴν ἱστορίαν τοῦ Μεγάλου Κωνσταντίνου: Αἱ ἐν Ρώμῃ ἱπποδρομίαι πρὸ τῆς παρὰ τὴν Μουλβίαν Γέφυραν μάχην. ᾿Αθῆναι, 1960 (Вклад в историю Константина Великого: Скачки в Риме перед битвой на Мульвиевом мосту); Αἱ πρὸς ἀλλήλους σχέσεις τῶν ποιμένων τῆς ᾿Εκκλησίας Θεσσαλονίκη, 1960 (Отношение друг к другу пастырей Церкви); Die griechische Theologie // Die orthodoxe Kirche in griechischer Sicht. Stuttg., 1960. Bd. 1. S. 7-37 (Греческое богословие); Die Stellung der Laien innerhalb des kirchlichen organismus // Die orthodoxe Kirche in griechischer Sicht. Stuttg., 1960. Bd. 2. S. 92-116 (Положение мирян в церковном организме); ῾Η θέσις τοῦ αὐτοκράτορος τοῦ Βυζαντίου ἐν τῇ θείᾳ λατρείᾳ. Θεσσαλονίκη, 1960 (Место визант. императора за богослужением); ῾Η συνήθεια ἐν τῷ νεωτέρῳ Κανονικῷ Δικαίῳ, ἡ φύσις, ἡ ἐπίδρασίς της κα αἱ σχέσεις της πρὸς τὸ ἔθιμον. Θεσσαλονίκη, 1961 (Обыкновенное в каноническом праве, природа, влияние и его отношение к обычаю); Παραδόσεις Ποιμαντικῆς. ᾿Αθῆναι, 1961 (Предания пастырства); Συμβολὴ εἰς τὴν ρμηνείαν τοῦ 19ου κανόνος τῆς Α´ Οἰκουμενικῆς Συνόδου. Θεσσαλονίκη, 1962 (К вопросу о толковании 19-го правила Первого Вселенского Собора); Εὐλαβικὸν ἀφιέρωμα. ᾿Αθῆναι, 1962 (Благоговейное посвящение); Σημειώσεις τοῦ Κανονικοῦ Δίκαιου τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Ανατολικῆς ᾿Εκκλησίας. Θεσσαλονίκη, 1960-1962. Τ. 1-3 (Заметки по каноническому праву Православной Восточной Церкви); Αἱ περ κοινοβιακῆς ζωῆς ἀντιλήψεις τοῦ Μεγάλου Βασιλείου. ᾿Αθῆναι, 1963 (Представления Василия Великого о киновийной жизни); Μηνύματα χαρᾶς. ᾿Αθῆναι, 1964 (Послания радости); Fundamental Principles of Orthodox Morality // The Orthodox Ethos: Essays in Honour of the Centenary of the Greek Orthodox Archdiocese of North and South America / Ed. A. J. Philippou. Oxf., 1964. P. 229-248 (Основные принципы христианской морали) и др.; 1829 ἡμέραι εἰς τὸ Πηδάλιον: 17 Μαΐου 1967-16 Μαΐου 1972. ᾿Αθῆναι, 1972. Τ. 1-2 (1829 дней у кормила власти); Τὸ δρᾶμα νὸς ᾿Αρχιεπισκόπου. ᾿Αθῆναι, 1975 4 (Драма архиепископа); ᾿Αγαπισμός: Τὸ καινούργιο σύστημα ζωῆς. ᾿Αθῆναι, 19802 (Любовь: новая система жизни).
Лит.: Θεοδώρου Ε. Κοτσώνης ῾Ιερώνυμος // ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 919-921; Новый Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Иероним // ЖМП. 1967. № 11. С. 59; Георгий, митр. Калабрийский и Эгалийский, местоблюститель. Его Святейшеству Пимену, Патриарху Московскому [сообщение об отставке архиепископа Афинского Иеронима] // ЖМП. 1974. № 1. С. 4; Νικόδημος (Γκατζιρούλης), μητρ. ῾Ιερώνυμος Κοτσώνης, ὁ ᾿Αρχιεπίσκοπος τῶν ᾿Αποστολικῶν ῾Οραματισμῶν. ᾿Αθήνα, 1990; Скурат. ИППЦ. 1994. С. 80-85, 91-94, 98, 107, 111, 287-288; Γιουσμάς Α., πρωτοπρ. Ιερώνυμος ο πατέρας μου. Μυτιλήνη, 1999; Κούκουνας Δ. Η Εκκλησία της Ελλάδος από τον Δαμασκηνό στον Χριστόδουλο, 1941-2007. Αθήνα, 2007.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДР Ликургос (1825 – 1875), архиеп. Сироса, Тиноса и Милоса, богослов и церковный деятель
  • АНФИМ (ок. 1325 - ок. 1370) митр. Афинский и архиеп. Критский, писатель
  • ДАМАСКИН (1890 - 1949), архиеп. Афинский и Элладский (с 1941)
  • ДОРОФЕЙ III (Коттарас Иоанн) (1888 - 1957), архиеп. Афинский и всей Эллады 1956-1957 гг.