ИЖЕВСКАЯ И УДМУРТСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XXI, С. 519-524
опубликовано: 29 июля 2014г.

ИЖЕВСКАЯ И УДМУРТСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

входит в состав Удмуртской митрополии. Образована в 1926 г. как Ижевская и Вотская (Воткинская), с 19 нояб. 1943 г. имеет совр. название. Границы епархии совпадают с границами Удмуртской Республики. Кафедральный собор - во имя блгв. кн. Александра Невского (Ижевск). Правящий архиерей - митр. Николай (Шкрумко; с 25 марта 1993 в сане архиепископа, с 25 февр. 2007 в сане митрополита). Епархия разделена на 7 благочиннических округов: Ижевский (Ижевск, Завьяловский, Малопургинский, Якшур-Бодьинский р-ны), Сарапульский (Сарапульский, Камбарский, Каракулинский, Киясовский р-ны), Глазовский (Глазовский, Кезский, Красногорский, Юкаменский, Ярский р-ны), Воткинский (Воткинский, Шарканский р-ны), Можгинский (Можгинский, Алнашский, Граховский, Кизнерский р-ны), Увинский (Увинский, Вавожский, Селтинский, Сюмсинский р-ны), Игринский (Игринский, Балезинский, Дебёсский р-ны). К 1 нояб. 2008 г. в епархии насчитывалось 124 прихода, 3 жен. мон-ря, в клире епархии состояли 147 священнослужителей (128 священников и 19 диаконов).

1926-1941 гг.

Ижевская епархия была создана 3 сент. 1926 г. в границах Вотской автономной обл. (образована в 1921, включала Ижевский, Селтинский, можгинский, дебёсский и Глазовский уезды) объединением Ижевского и Воткинского викариатств Сарапульской епархии и Глазовского викариатства Вятской епархии. Первым архиереем самостоятельной Ижевской и Вотской епархии стал священноисп. Виктор (Островидов), получивший назначение во время краткого пребывания в Москве после освобождения из-под ареста осенью 1926 г. от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского). Назначение на эту кафедру было обусловлено тем, что местом ссылки еп. Виктора был определен г. Глазов в Вотской автономной обл. Одновременно архиерею было поручено временное управление Вятской епархией. Кафедральным храмом Ижевской епархии стал собор во имя арх. Михаила в Ижевске. Несмотря на отделение Ижевской епархии от Сарапульской кафедры, в Ижевске и других частях епархии большим авторитетом пользовался Сарапульский и Елабужский архиеп. Алексий (Кузнецов; занимал Сарапульскую кафедру в 1917-1937 с перерывами, с 1927 в сане архиепископа). В 1927 г. ряд приходов Ижевской епархии изъявил желание находиться в подчинении еп. Алексия, напр. приход в с. Вавож. В том же году все благочиния Ижевской епархии наряду с приходами Сарапульской епархии ходатайствовали перед Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием о возведении еп. Алексия в сан архиепископа. Архиеп. Алексий часто обращался к верующим Ижевска с посланиями. Одним из последних стало письмо к духовенству и мирянам города с призывом «во что бы то ни стало спасти Троицкую церковь от ваших варваров вотяков... В случае, если будут закрывать церкви, обращаться к народу» (цит. по: Шумилов. 1996. С. 105).

Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. ДудинКафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин

После издания Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием и Синодом указа о разделении Воткинской епархии между 5 соседними епархиями в окт. 1927 г. еп. Виктор (Островидов) направил митр. Сергию письмо с критикой «Декларации» 1927 г. и с просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. Синод сделал выговор архиерею, затем последовал указ о его назначении епископом Шадринским с правом управления Свердловской епархией, к-рому еп. Виктор не подчинился. 15 дек. на Ижевскую кафедру был назначен еп. сщмч. Онисим (Пылаев) с поручением временного управления Вятской епархией. Еп. Виктор не признал этого назначения, вскоре был запрещен в священнослужении, однако прещениям не подчинился и продолжал управлять приходами Вятской и Ижевской епархий. 22 дек. 1927 г. Глазовское духовное управление признало еп. Виктора своим архиереем, на территории Ижевской епархии приходы викториан действовали также в Ижевске и Воткинске. Решением Синода 11 апр. 1928 г. по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях», в частности, было подтверждено запрещение еп. Виктора. 4 апр. того же года архиерей был арестован в Глазове, приговорен к 3 годам лагеря. В 1929-1937 гг. Глазовская кафедра, по-видимому, не входила в Ижевскую епархию, но существовала самостоятельно. 22 февр. 1929 г. Заместитель Патриаршего местоблюстителя назначил епископом Глазовским, временно управляющим Вятской епархией, Авраамия (Дернова), 7 янв. 1937 г. возведенного в сан архиепископа. 10 мая 1937 г. архиерей был арестован, после чего Глазовская епархия слилась с Ижевской.

В 1930 г. к викторианам присоединился отделившийся от митр. Сергия Ижевский еп. Синезий (Зарубин). 26 фев. 1930 г. постановлением Синода еп. Синезий был уволен от управления епархией, но продолжал служить в Успенской ц. Ижевска без согласия временно управлявшего тогда Ижевской епархией Нолинского еп. Георгия (Анисимова). Определением Заместителя Патриаршего местоблюстителя от 4 июня 1930 г. еп. Синезий был запрещен в священнослужении, покаяния не принес, продолжал служить в Успенской и Свято-Троицкой церквах в Ижевске, пользовался любовью правосл. удмуртов. Своим архиереем еп. Синезия признавало ок. 15 приходов Ижевской епархии (а также ок. 80 общин в соседних епархиях). 24 мая 1931 г. епископ был арестован. С кон. 1934 г. викториан окормлял сосланный в Северный край еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик). Массовое закрытие храмов и разгром викторианского движения произошли во 2-й пол. 30-х гг.

Ильинская ц. в Ижевске. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (ГПИБ)Ильинская ц. в Ижевске. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (ГПИБ)С 1922 г. в Удмуртии распространялось поддерживаемое властями обновленчество. Одним из первых храмов, полученных обновленцами, был собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске, переданный раскольникам в нояб. 1922 г. В 1933 г. к обновленцам перешла заречная Успенская ц., к 1941 г. являвшаяся единственным действующим храмом в Ижевске, в сер. 30-х гг. была зарегистрирована обновленческая община при ижевской Свято-Троицкой ц. Обновленческую Ижевскую кафедру занимали: «епископ» Серафим Андреевский (1932-1933), «архиепископ» Павел Громов (1934-1935), «Уржумский архиепископ» Иннокентий Копейкин (кон. 1935, в. у.).

До окт. 1917 г. на территории совр. И. и У. е. насчитывалось ок. 250 правосл. церквей (из них 9 - в Ижевске, 5 - в Воткинске, 6 - в Сарапуле, 4 - в Глазове; см.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 161. Л. 4), 2 мон-ря в Сарапуле (женский в честь Благовещения Пресв. Богородицы и мужской во имя св. Иоанна Предтечи, оба мон-ря закрыты в 1923), 2 духовных уч-ща (в Сарапуле и Глазове). В 1922 г. в Вотской автономной обл. значилось ок. 150 правосл. храмов (Микрюкова. Религиозные объединения). В 1917-1940 гг. в Удмуртии было закрыто более 200 храмов, из них 70 полностью разрушены, 137 переоборудованы под «культурно-хозяйственные цели». Первым пострадал кафедральный Михайловский собор. В нач. 1923 г. среди рабочих Ижевского завода была развернута кампания за передачу собора под Дворец труда. В нач. 1929 г. на собраниях рабочих Ижевского завода было принято решение об изъятии ряда церквей. 19 марта бюро Вотского обкома ВКП(б), «согласно наказам избирателей», в отношении храмов Ижевска постановило: «Изъять заречную Покровскую церковь под рабочий клуб с кинематографом, нагорную Александровскую церковь под зимний театр и Михайловский собор… подработать вопрос для какой цели использовать этот собор» (ЦДНИ Удмуртской Респ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 945. Л. 72). Эти действия вызвали волнения среди верующих, к-рые собрались у закрытых храмов. Власти вынуждены были отступить, и 29 апр. 1929 г. верующим была предоставлена Покровская ц., 30 апр. возобновились богослужения в Михайловском соборе. Однако это была временная уступка, названные церкви закрыли в ходе массовой ликвидации храмов в Удмуртии в 1929-1933 гг. В 1932 г. с Михайловского собора были сброшены кресты и колокола, главный из которых весил ок. 400 пудов. В 1937 г. в соответствии с генеральным планом застройки Ижевска, принятым годом раньше, Михайловский собор разобрали, кирпичи были использованы при строительстве медицинского и педагогического ин-тов в Ижевске. На месте собора предполагалось построить грандиозный академический театр Удмуртской АССР, к-рый не был даже заложен. В 1928 г. у верующих Ижевска отобрали Свято-Троицкий собор. В течение некоторого времени в соборе совершались отпевания. 3 февр. 1938 г. храм был закрыт, через год начали разбирать купол и алтарь храма, в здании планировалось в кон. 1941 г. устроить кинотеатр, но помешала война. В 1929-1933 гг. были также закрыты храмы в Воткинске, Богородицкая ц. в с. Деменлуд Глазовского р-на, занятый обновленцами Александро-Невский собор в Ижевске и другие. С 1932 г., после ликвидации в Ижевске всех правосл. храмов патриаршей юрисдикции, Ижевские архиереи служили в единоверческой ц. во имя прор. Илии, уничтоженной в 1936 г.

В 1929 г. процесс закрытия церквей в ряде районов Удмуртии принял бесконтрольный характер, потребовалось вмешательство властей. 9 марта 1930 г. председатель Вотского облисполкома А. С. Медведев на совещании секретарей райкомов ВКП(б) и председателей райисполкомов так обрисовал обстановку: «В Ижевском, в Мало-Пургинском, Сюмсинском ёросах (районах.- Авт.) церкви все закрыты… Нужно… приостановить и одернуть тех зарвавшихся работников, которые не могут опомниться» (Там же. Ф. 64. Оп. 1. Д. 26. Л. 235). 12 марта 1930 г. Вотский обком ВКП(б) объявил райкомам выговор «за административный разгул при закрытии церквей» (позиция властей Удмуртии в значительной степени определялась решениями, принятыми в центре: 15 марта 1930 в «Правде» было опубликовано постановление ЦК ВКП(б), в котором предписывалось прекратить практику закрытия церквей) в адм. порядке.

Причт Ильинской ц. в Ижевске. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ)Причт Ильинской ц. в Ижевске. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ)

В 1926 г. в Ижевске, Глазовском и Ижевском уездах организационно оформился «Союз безбожников» (с июня 1929 «Союз воинствующих безбожников»), в к-ром состояло ок. 1,8 тыс. чел. 16 марта 1927 г. на заседании секретариата Вотского обкома ВКП(б) было принято решение о ликвидации Антирелигиозной комиссии при обкоме партии и передаче ее функций «Союзу безбожников». В 1933 г. в удмуртском «Союзе...» насчитывалось ок. 7,5 тыс. членов. К 1941 г. в Удмуртской АССР действовало 957 ячеек «Союза...», в к-рых состояло ок. 6 тыс. членов.

Агрессивная антирелиг. кампания вызвала в сельских районах Удмуртии в нач. 30-х гг. ХХ в. неск. массовых выступлений. Ярким примером служат события, происшедшие в марте 1930 г. с храмами во имя арх. Михаила в с. М. Пурга и во имя Св. Троицы в с. Юкаменском. Церковь в М. Пурге закрыли в янв. 1930 г., настоятеля храма свящ. Александра Нагорных арестовали «за агитацию против закрытия церкви». Возмущенные прихожане (250 чел., в основном удмуртки) утром 30 марта захватили здание исполкома. В течение 7 часов верующие требовали открыть храм и восстановить разграбленный иконостас. Милиционеры и красноармейцы разогнали протестующих, произвели аресты. Зачинщиком восстания объявили свящ. Александра Нагорных, 19 мая приговоренного к расстрелу, 2 монахини-удмуртки были приговорены к 3 годам лагеря. 29 марта произошло выступление верующих в Юкаменском, связанное с тем, что во время ежегодных общих поминок селяне не могли помолиться о почивших близких, т. к. церковь в селе была переоборудована под клуб. Толпа из 600 чел. заняла храм, сломала принадлежащую клубу мебель и выбросила плакаты антирелиг. содержания. Эти действия были расценены властями как «репетиция с целью организации восстания и свержения советской власти». Руководителем «восстания» признали 60-летнего свящ. Тукмачёва, расстрелянного 17 авг. 1930 г. вместе с участником выступления В. А. Болтачёвым. По этому делу диак. Андрей Лекомцев был приговорен к 10 годам лагерей, церковный староста М. Малых - к 5 годам, остальные защитники храма в Юкаменском получили приговоры от 3 до 10 лет лагерей.

1 янв. 1932 г. постановлением ВЦИК Вотская автономная обл. была переименована в Удмуртскую автономную обл., 28 дек. 1934 г.- в Удмуртскую АССР. В кон. 30-х гг. территория Удмуртии увеличилась: в 1937 г. к ней были присоединены Воткинский, Сарапульский, Киясовский и Каракулинский р-ны, в 1939 г.- Кизнерский и Камбарский р-ны. В результате территориальных изменений в состав Ижевской епархии вошла вся Сарапульская епархия, кроме Елабужского викариатства, ставшего частью Казанской епархии. В дек. 1934 г. в Удмуртии действовало 91 религ. объединение «тихоновского направления» (76 общин, признававших главой Рус. Церкви митр. Сергия (Страгородского), и 15 общин викториан), 23 обновленческие общины, 6 старообрядческих и 1 единоверческая. К кон. 30-х гг. ХХ в. Ижевская епархия фактически прекратила существование. К лету 1941 г. на территории Удмуртской АССР действовало 8 правосл. приходов (в селах Люк и Советско-Никольское Ижевского (ныне Завьяловского) р-на, Русский Пычас Нылгинского (ныне Монгинского) р-на, Никольское Ярского р-на, по 2 церкви в Сарапуле и Воткинске). К началу Великой Отечественной войны приходы в Удмуртии находились в ведении Кировского архиерея (см. определение Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия от 8 июля 1943 г. // Галкин. 2008. С. 95)

А. Б. Дерюшев

1941-1961 гг.

Свято-Троицкий собор в Ижевске. 1812–1814 гг. Архит. С. Е. Дудин. Фотография. 2005 г.Свято-Троицкий собор в Ижевске. 1812–1814 гг. Архит. С. Е. Дудин. Фотография. 2005 г.В годы Великой Отечественной войны духовенство Удмуртии активно собирало средства на нужды фронта и проводило патриотическую работу среди паствы. Верующие и священнослужители Удмуртии внесли в фонд обороны 4 100 тыс. р. наличными и 825 тыс. р. облигациями гос. займа, не считая одежды и продуктов. Треть средств пожертвовали в фонд обороны священнослужители, особо отличившиеся из них были награждены медалями (протоиереи Троицкого собора Ижевска Григорий Грачёв и Владимир Стефанов, настоятель Георгиевского храма Сарапула прот. Василий Шамшурин, настоятель Воскресенской ц. Сарапула прот. Димитрий Кушков, настоятель Успенской ц. Ижевска прот. Димитрий Казаков). Неск. священников из Удмуртии сражались на фронте.

В годы войны правосл. жизнь в Удмуртии начала возрождаться. Определением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 21 июня 1943 г. Сарапульским епископом был назначен освобожденный из Северно-Уральского лагеря еп. Иоанн (Братолюбов), 8 июля на еп. Иоанна было также возложено попечение о правосл. приходах Удмуртии, 15 июля архиерей был возведен в сан архиепископа и 23 июля прибыл в Сарапул. Вскоре архиеп. Иоанн обратился к Патриаршему Местоблюстителю с просьбой о перемещении архиерейской кафедры в Ижевск «ввиду более удобного положения Ижевска среди православных приходов» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 55. Л. 5). 19 нояб. 1943 г. Свящ. Синод принял решение о переводе архиеп. Иоанна в Ижевск и об изменении титула архиерея на «Ижевский и Удмуртский». Архиеп. Иоанн служил в Успенской ц.- единственном действующем храме в Ижевске, в годы войны возвращенном из обновленчества правосл. Церкви. В кон. 1943 г. в Ижевской епархии действовало 9 правосл. храмов, в которых несли служение 11 священников, диакон и псаломщик. В 1944 г. епархии было возвращено 2 церкви, в 1945 г.- 8 церквей (Там же. Оп. 1. Д. 161. Л. 5), в т. ч. Свято-Троицкий собор, ставший кафедральным. К весне 1945 г. Ижевская епархия насчитывала 15 приходов (в Ижевском, Воткинском, Кизнерском, Можгинском, Старозятцинском р-нах, в городах Ижевск, Воткинск, Сарапул), в них служили 17 священников, диакон и 9 псаломщиков. В 29 районах и 2 городах не было действующих храмов. В республике значилось 166 закрытых правосл. церквей (Микрюкова. Религиозные объединения Удмуртии).

Распятие с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом. Деревянная скульптура. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Успенский мон-рь, с. Переводное, Воткинский р-н)Распятие с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом. Деревянная скульптура. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Успенский мон-рь, с. Переводное, Воткинский р-н)

Решением Свящ. Синода от 3 янв. 1946 г. на Ижевскую кафедру был переведен Луцкий и Волынский еп. Николай (Чуфаровский). За короткий период управления епархией еп. Николай много сделал для ее возрождения. Архиерей посетил приходы в Сарапуле, Воткинске, с. Можга. При еп. Николае возобновило работу епархиальное управление, была организована свечная мастерская, собрана епархиальная б-ка (ок. 600 томов). В сент. 1946 г. архиерей восстановил миссионерскую деятельность среди удмуртов, полностью прекратившуюся после 1917 г., обязанности епархиального миссионера были возложены на настоятеля ижевской Успенской ц. прот. Димитрия Казакова (в Успенском храме сохранялись традиции совершения богослужений на удмурт. языке). Возрождение духовной жизни в епархии в первые послевоенные годы было отмечено рядом значимых для верующих событий. 16 марта 1947 г. в Свято-Троицком кафедральном соборе верующие встречали частицу мощей вмч. Пантелеимона, привезенную иером. Агафангелом из Сарапула (ранее святыня находилась в сарапульском Благовещенском жен. мон-ре). 7 янв. 1952 г. Совет министров Удмуртской АССР принял решение о передаче церковного имущества из снесенной часовни во имя вмц. Екатерины в с. Паздеры в Вознесенскую ц. в с. Перевозном Воткинского р-на, возвращенную епархии в 1943 г. В результате в Вознесенскую ц. была принесена одна из наиболее почитаемых святынь Удмуртии - чудотворное скульптурное распятие с предстоящими Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом (кон. XVIII - нач. XIX в.; местное название образа - «живая икона»). Поток верующих к «живой иконе» не ослабевал даже в 20-30-х гг. ХХ в. В 50-х гг. ХХ в. Вознесенская ц. в Перевозном стала местом паломничества не только верующих из Удмуртии, но и из Молотовской обл. (ныне Пермский край), Башкирской и Татарской АССР. В 1961 г. после смещения с Ижевской кафедры еп. Михаила (Чуба) «живую икону» по требованию властей убрали в алтарь храма, в 1990 г. святыня была возвращена на прежнее место и вновь стала доступна для поклонения верующих. 31 июля 1952 г. на Ижевскую кафедру вступил архиеп. Иувеналий (Килин). Архиерей ревностно следил за соблюдением в храмах епархии богослужебного устава. Несмотря на преклонный возраст, неск. раз в неделю он возглавлял службы в кафедральном Троицком соборе, часто выезжал в приходы, где совершал богослужения с участием хора Троицкого собора. Архиерей рассылал настоятелям храмов наставления о порядке совершения богослужений, а также тексты проповедей, активизировал деятельность благочинных.

К 1 янв. 1955 г. в Ижевской епархии действовало 29 храмов, в клире епархии состояло 54 священнослужителя (43 священника и 11 диаконов; см.: ГАРФ. Оп. 1. Д. 1231. Л. 3-4). К 1 янв. 1958 г. в 10 из 29 районов Удмуртской АССР не было ни одной действующей церкви. В результате нового этапа гонений на Церковь (см. Хрущёв Н. С.) к нач. 1960 г. действующих храмов не было в 12 районах республики, в 1961 г.- в 13 районах. К нач. 1965 г. в Удмуртии сохранилось 18 действующих правосл. церквей в 9 районах из 19 и в 4 городах из 5. В ходе антирелиг. кампании в Удмуртии имели место случаи публичного снятия священниками сана и отречения от Церкви. Посещаемость храмов в эти годы оставалась высокой, на богослужениях присутствовали женщины, мужчины, молодежь, дети дошкольного и школьного возраста. В храмы Удмуртии приходили не только местные жители. В 1960 г. уполномоченный по делам РПЦ обнаружил, что церковь в с. Новогорском Граховского р-на посещалась верующими из Татарской АССР, церкви Воткинска и Сарапула - верующими из Пермской обл. В 1964 г. было выявлено посещение церкви в с. Можга верующими из Татарской АССР и Кировской обл., церкви в с. Васильевском Красногорского р-на - верующими из Кировской обл.

В марте 1959 г. на Ижевскую кафедру был назначен еп. Михаил (Чуб), стремившийся противостоять давлению на Церковь со стороны советских и партийных органов. В 1960 г. еп. Михаил сделал попытку пригласить в И. и У. е. священников с Украины и из Белоруссии, но она не увенчалась успехом. Из-за вмешательства советских и партийных органов архиерею не удалось направить на учебу в Московскую ДС 2 молодых людей из Удмуртии. Стремление еп. Михаила развивать епархиальную жизнь, ремонтировать и украшать храмы было расценено властями как «сознательное игнорирование советского законодательства о культах» и «самоуправство». 24 нояб. 1960 г. Совет министров Удмуртской АССР обратился в Совет по делам РПЦ с предложением об упразднении И. и У. е. Патриарх Алексий I был вынужден отправить еп. Михаила за штат (16 марта 1961), состоялось переизбрание церковного совета кафедрального Свято-Троицкого собора. Приходы Удмуртской АССР были присоединены к Кировской епархии. 5 мая 1961 г. управление Ижевской епархией было поручено Казанскому и Марийскому еп. Михаилу (Воскресенскому). Ижевское ЕУ было расформировано, и до 1988 г. приходами епархии управляли Казанские архиереи.

М. А. Микрюкова, О. Н. Копылова

1988-2008 гг.

В преддверии празднования Тысячелетия Крещения Руси в Удмуртии, как и в целом по стране, церковная жизнь активизировалась. Определением Свящ. Синода от 30 нояб. 1988 г. И. и У. е. была восстановлена, епископом Ижевским и Удмуртским был назначен Палладий (Шиман). К этому времени в епархии насчитывалось 18 действующих храмов, в них служили 29 священников и 6 диаконов. Епархия делилась на 2 благочиния. ЕУ располагалось на территории кафедрального Свято-Троицкого собора.

К 25 марта 1993 г., когда на Ижевскую кафедру был назначен архиеп. Николай (Шкрумко), в епархии действовали 74 прихода, клир епархии составляли 55 священников, 9 диаконов. Деятельность архиеп. (с 25 февр. 2007 митрополит) Николая в первую очередь была направлена на возрождение и реставрацию храмов. Была предпринята реставрация Александро-Невского собора, получившего статус кафедрального собора И. и У. е. 5 окт. 1994 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 90-х гг. был отреставрирован Свято-Троицкий собор, рядом с ним появились Иоанно-Предтеченский крестильный храм и Пантелеимоновская ц. В авг. 2007 г. И. и У. е. посетил Патриарх Алексий II, освятивший построенный заново Михайловский собор в Ижевске. В епархии также были построены храмы: во имя свт. Николая Чудотворца (на территории Александро-Невского кафедрального собора), в честь Казанской иконы Божией Матери (на территории Михайловского собора), Царственных мучеников на Северном кладбище Ижевска, Димитрия Донского на территории учебного центра МВД Удмуртской Республики в Ижевске, вмч. Пантелеимона в колонии № 4 Ижевска, во имя свт. Николая Чудотворца в колонии № 9 Ижевска, Новомучеников и исповедников Российских в Ижевске, вмч. Георгия Победоносца в Воткинске, Георгиевский в пос. Сыга (г. Глазов), во имя свт. Николая Чудотворца в г. Можга, Петропавловский и Иоанно-Кронштадтский в пос. Ува, во имя свт. Николая Чудотворца в с. Якшур-Бодья, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в колонии пос. Азино Завьяловского р-на, во имя арх. Михаила в колонии с. Ягул Завьяловского р-на, ап. Петра в колонии пос. Люга Можгинского р-на, во имя Св. Троицы в с. Дебёсы, вмч. и целителя Пантелеимона в с. Каракулине, Казанско-Богородицкий в пос. Балезино, Покровский в с. Нов. Мултан Увинского р-на. Открыты домовые храмы в колонии ст. Каркалай Увинского р-на, в воинской части пос. Пибаньшур Балезинского р-на, больничные храмы в медсанчасти «Ижмаш» Ижевска и в городской больнице Воткинска. Капитально отремонтировали храмы в селах Чутырь (Игринский р-н), Мостовое, Мазунино, Нечкино (Сарапульский р-н), Валамаз (Селтинский р-н), Ёжево (Юкаменский р-н), Укан (Ярский р-н), Сюмси (Сюмсинский р-н).

В 90-х гг. были созданы первые в истории епархии мон-ри: Покрова Пресвятой Богородицы близ с. Каменное Заделье Балезинского р-на (1993), Успения Пресвятой Богородицы в с. Перевозном (1994), Мало-Дивеевский Серафимовский (1998). Идет строительство Ризоположенского женского монастыря в с. Люк Завьяловского р-на.

При Ижевском ЕУ действуют отделы: религ. образования и катехизации, взаимодействия с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, социального служения и церковной благотворительности, миссионерский, по делам молодежи, культуры. Открыты вечерние катехизаторские курсы, воскресная школа, учебно-методический центр для содействия приходским воскресным школам. Епархия издает газету «Православные вести», молодежный ж. «Сретение», военно-патриотический молодежный ж. «Витязи» (при одноименном православном военно-патриотическом клубе). Продолжается перевод Свящ. Писания, богослужебных книг и духовной лит-ры на удмуртский язык. При помощи Ин-та перевода Библии (Хельсинки) на удмуртском языке изданы НЗ, Псалтирь, Детская Библия. 25 дек. 2005 г. была совершена 1-я литургия на удмуртском языке в Крестовоздвиженском храме Ижевска, богослужения на удмуртском языке совершаются в Казанско-Богородицком храме Михайловского собора.

В нач. 90-х гг. ХХ в. появились условия для восстановления социального служения Церкви, и в 1991 г. группа верующих в Ижевске образовала братство исп. Сампсона, вскоре распавшееся. Возрождение братства с посвящением блгв. кн. Александру Невскому произошло по благословению архиеп. Николая (Шкрумко). Члены братства осуществляют попечение над больницами, детскими домами, домами для престарелых. Братство организует паломничества в св. места России, устраивает субботники на городских кладбищах. В епархии возродилась традиция крестных ходов. С 1993 г. 17 июля, в день мученической кончины царской семьи, совершаются шествия к Красной горке в Ижевске (в наст. время там расположен возрожденный Михайловский собор). Через территорию епархии проходили всероссийские и региональные крестные ходы: Салехард - Москва к 2000-летию христианства (1999), покаянный крестный ход памяти царственных мучеников Екатеринбург - Кострома (2002).

Решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г. из состава И. е. были выделены Глазовская и Сарапульская епархии. И. е. включена в состав Удмуртской митрополии.

Митр. Николай (Шкрумко)

Архиереи

еп. Виктор (Островидов; 1926 - 15 дек. 1927), еп. сщмч. Онисим (Пылаев; 15 дек. 1927-1928), еп. Синезий (Зарубин; 1928 - 26 февр. 1930), Нолинский еп. Георгий (Анисимов; февр.- 4 июня 1930, в. у.), еп. Николай (Ипатов; 1930 - 25 июня 1931; 1933; 1937 - 29 авг. 1938), еп. Симеон (Михайлов; 25 июня 1931 - 13 мая 1932), еп. Тихон (Русинов; 29 июня 1932 - 13 февр. 1933), архиеп. Николай (Покровский; 13 февр. 1933 - 18 июля 1933), архиеп. Киприан (Комаровский; 14 авг. 1933 - 11 июня 1934), архиеп. Софроний (Арефьев; 11 июня 1934 - 4 февр. 1936), еп. Павел (Чистяков; 4 февр. 1936 - 7 янв. 1937), архиеп. Иоанн (Братолюбов; 19 нояб. 1943 - 14 февр. 1945), Кировский архиеп. Вениамин (Тихоницкий; 14 февр.- дек. 1945; дек. 1947 - февр. 1948, в. у.), еп. Николай (Чуфаровский; 3 янв. 1946 - 12 дек. 1947), еп. Иероним (Захаров; 27 февр. 1948 - 31 июля 1952), архиеп. Иувеналий (Килин; 31 июля 1952 - 28 дек. 1958), Вологодский еп. Гавриил (Огородников; янв.- 5 марта 1959, в. у.), еп. Михаил (Чуб; 5 марта 1959 - 16 марта 1961), еп. Палладий (Шиман; 30 нояб. 1988 - 22 марта 1993), архиеп. Николай (Шкрумко; с 25 марта 1993, с 25 февр. 2007 в сане митрополита).

Монастыри

Действующие: Покровский (жен., близ с. Каменное Заделье Балезинского р-на, открыт 14 окт. 1993), Успенский (жен., в с. Перевозном Воткинского р-на, открыт 28 авг. 1994), Мало-Дивеевский Серафимовский (жен., открыт 4 янв. 1998 в с. Русский Пычас Можгинского р-на, 26 дек. 2003 переведен в с. Норья Малопургинского р-на).

Упраздненные: Усть-Сарапульский Спасский (муж., близ Сарапула, основан в 1650, упразднен в 1764), Лихотнин в честь Успения Пресв. Богородицы (муж., близ Сарапула, основан в 1682, упразднен в 1764), сарапульский в честь Благовещения Пресв. Богородицы (жен., в Сарапуле, основан в 1853 как община, с 1881 монастырь, закрыт в 1923), сарапульский Старцево-Горский во имя св. Иоанна Предтечи (муж., в Сарапуле, основан в 1900, закрыт в 1923).

Арх.: Архив ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11. Л. 13-14; ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 161. Л. 2-3, 5; Д. 617. Л. 45-46; Д. 1231. Л. 3-4; Д. 1751. Л. 47-53; Оп. 7. Д. 89. Л. 1, 12; Д. 55. Л. 4-5; Д. 122. Л. 18-19; ЦДНИ Удмуртской Респ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 104. Л. 146; Д. 150. Л. 1; Д. 945. Л. 72; Ф. 64. Оп. 1. Д. 26. Л. 235-236.
Ист.: Галкин А. К. Указы и определения Моск. Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г. // ВЦИ. 2008. № 2(10). С. 91, 94-95, 97; ЖМП, 1931-1935. С. 50-51.
Лит.: Шумилов Е. Ф. Жен. мон-ри Удмуртии как худож.-просвет. центры // Женщины России: История и современность: Тез. всерос. теорет. конф. 9-10 февр. 1995 г. Ижевск, 1995. С. 16; он же. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии, XX в. Ижевск, 1996; он же. Христианство в Удмуртии: Цивилизационные процессы и христ. искусство. Ижевск, 2001; он же. Ижевская и Удмуртская епархия накануне и в годы Великой Отечественной войны // удмуртия в годы Великой Отечественной войны: Мат-лы респ. науч.-практ. конф. Ижевск, 2005. С. 127-134; Ившина А. Р., Сыркин В. А. Церковно-гос. отношения в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: (На мат-лах Удмуртии) // Духовная культура финно-угорских народов: История и проблема развития: Мат-лы междунар. науч. конф. Глазов, 1997. Ч. 2. С. 24-29; Правосл. храмы Удмуртии: Справ.-указ. по док-там ЦГА Удмуртской респ. / Сост.: И. Н. Зайцева, Г. И. Самарцева. Ижевск, 2000; Дерюшев А. Б. Борьба с православием в Удмуртии в 20-30-х гг. ХХ в.: (По док-там Центра документации новейшей истории Удмуртской респ.) // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: История и современность: Мат-лы регион. науч-практ. конф. Глазов, 2001. С. 107-109; Микрюкова М. А. религиозные объединения в условиях становления государственности Удмуртии: (По док-там ЦГА УР): Докл. на междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы функционирования родных языков» (Ижевск, 25-28 окт. 2005 г.) [http://gasur.narod.ru/news/2005/konf/mik.htm]; она же. Религиозные объединения Удмуртии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [http://gasur.izhnet.ru/publication/2005/cga0502.shtml]; она же. Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртии в кон. 1950-х - сер. 1960-х гг.: Канд. дис. Ижевск, 2008; Губонин. История иерархии. С. 183-184; Русские монастыри: Приуралье: Вятская и Слободская, Ижевская и Удмуртская, Пермская и Соликамская, Уфимская и Стерлитамакская епархии. Новомосковск; М., 2006. С. 171-197.
А. Б. Дерюшев, М. А. Микрюкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также