ИЛЬИНЦЫ
Том XXII , С. 367-369
опубликовано: 14 ноября 2014г.

ИЛЬИНЦЫ

Содержание

[Десное братство, еговисты-ильинцы, Сионская весть, субботники], секта, сочетающая элементы христианства и иудаизма. Основателем И. был штабс-капитан артиллерии Н. С. Ильин (ок. 1809 - 3 июля 1890). Отец Ильина был православным, мать католичкой; до 12 лет он воспитывался в правосл. вере, затем был отдан в иезуитский коллегиум в Полоцке. В 1832 г. он поступил на военную службу, в 1834 г. женился на лютеранке О. Е. Тиде. Размышления о причинах религ. разобщенности людей побудили Ильина к изучению мистических произведений К. фон Эккартсхаузена и И. Г. Юнга-Штиллинга. Ильин придавал особое значение «внутренним явлениям, видениям, гласам» и сознавал свое призвание в объединении человечества единой верой. В 1842 г. во сне ему было «откровение», что сущность христианства состоит в одной только любви; в этом же году в правосл. ж. «Маяк» Ильин опубликовал ст. «Общая азбука в природе человека» (1842. Т. 3. Кн. 6. Гл. 3. С. 72-83), в к-рой доказывал необходимость создания единого алфавита в целях объединения человечества. В 1844 г. супруга Ильина тяжело заболела, и он убедил ее, что недуг - наказание за грехи и только переход в Православие дарует ей исцеление. Обращение жены и ее стремительное выздоровление произвели впечатление на Ильина, и он опубликовал рассказ «Присоединение лютеранки к православной вере» (Там же. 1844. Т. 17. Смесь. С. 80-83). Находясь на службе в Западном крае, куда он был направлен после окончания офицерских классов при Михайловском артиллерийском уч-ще, Ильин часто заходил в синагоги и дискутировал с раввинами. Однако со временем, и возможно под влиянием этих бесед, он начал отдаляться от Православия.

Главным источником религ. вдохновения Ильина было Откровение св. Иоанна Богослова, но, по мере того как Ильин вчитывался в текст Апокалипсиса, он приходил к мысли, что Откровение обращено лишь к богоизбранному народу Израилеву и именно из него будут отобраны 144 тыс. спасенных; с др. стороны, буквальная трактовка образов Апокалипсиса, по мнению Ильина, не согласовывалась с мистическим пониманием Бога. Обращение к ВЗ еще более укрепило т. зр. Ильина, что евр. народ является первообразом божественного замысла о человечестве. Ильин обратил внимание на те фрагменты текста, в к-рых Бог предстает в облике человека, и пришел к выводу, что Вседержитель мира представляет собой не духовную субстанцию, а высшее антропоморфное существо, бессмертного предвечного первочеловека. Противником этого божества, по мысли Ильина, является сатана, равный Богу по силе. Бог ведет с ним борьбу, и каждый человек должен выбрать, на какую сторону ему встать: «одесную», т. е. обратиться к Богу, или «ошуюю», т. е. покориться сатане. Эта вселенская битва завершится гибелью сатаны с «ошуйцами» и дарованием вечного телесного бессмертия «десным», предводителем и ходатаем которых является Иисус Христос. Во времена Авраама, по представлениям И., Он воплотился в облике Мелхиседека. Когда иудеи уклонились от предначертанного Богом пути, Он вновь воплотился в человека, рожденного Девой Марией, чтобы вернуть их на стезю праведности. Но этот призыв не был услышан, и Сын Божий был распят. Воскресший Человекобог Иисус Христос собирает вокруг Себя «десных», или «Новозаветный Израиль»,- уверовавших в Него людей из числа иудеев и язычников, к-рым в грядущем царстве будет дарована жизнь вечная.

В 1847 г. Ильин вышел в отставку и поселился в Баранчинском заводе Пермской губ., где начал проповедь своего учения, «благовеста» - оно предвещает грядущую в скором будущем битву между Богом и сатаной. Тогда же он приступил к написанию главного соч. «Сионская весть», названного по аналогии с журналом А. Ф. Лабзина (см. ст. «Сионская весть»). За сектантскую деятельность Ильин вместе с нек-рыми последователями был сослан в Соловецкий мон-рь (25 сент. 1859). Ему удавалось поддерживать связь с единомышленниками на воле и продолжать писать назидательные произведения, гимны, молитвы. Он объединил их в сб. «Луч света для рассвета», свои произведения подписывал «Всемирный святитель». Ильин находился в заключении на Соловках до 1873 г., затем был переведен в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздаль. С этого момента Ильин стал называть свою веру - «верой Исусовой», а впоследствии, по его словам, получил откровение о том, что Иисуса Христа следует называть Еговой, и вера его стала еговистской. В 1879 г. родственники добились его освобождения: Ильина направили на поселение в г. Поланген (ныне Паланга, Литва), затем перевели в Митаву (ныне Елгава, Латвия), где он скончался.

Учение

По представлениям И., в Солнечной системе существует 2 равносильных бога - Егова и сатана. За пределами Земли и Солнечной системы есть и др. боги, но они «не занимаются судьбой человечества», и людям не следует им поклоняться. Егова является Богом бессмертных людей, иначе именуемых еговистами, а сатана - богом смертных людей, сатанистов, к к-рым И. относят последователей традиционных форм христианства и иудаизма. С т. зр. И., боги, так же как и люди, имеют только телесную форму. И. отрицают существование души и нематериальных сущностей, поэтому Егова нередко именуется в лит-ре И. Человекобогом. Согласно Ильину, Егова - «Человек, но только предвечно-бессмертный», а Иисус Христос был временным воплощением Еговы на Земле. Учение о Св. Троице И. считают позднейшей выдумкой сатаны. Егова и сатана ведут непрекращающуюся борьбу друг с другом. Еговисты борются, распространяя сочинения Ильина и следуя моральным и ритуальным предписаниям еговизма. В награду они получат вечную жизнь в телесной форме. В скором времени должна состояться решающая битва при Армагеддоне, в к-рой победит Егова. Он установит тысячелетнюю Иерусалимскую республику. Это будет период благоденствия для человечества. По истечении 1 тыс. лет сатана освободится и произойдет еще одна битва с Еговой, в к-рой сатана и его сторонники будут окончательно уничтожены. После этого Егова обновит Землю и затем будет периодически совершенствовать ее. Ильин не называл точных дат установления тысячелетнего царства или начала Армагеддона. По мнению Ильина, еговистами были Пифагор, Конфуций, Сократ, пророк Мухаммад, Я. Гус, Я. Бёме, Джордж Фокс и др.

Хотя в работах Ильина содержатся многочисленные ссылки на Библию, читать ее И. было запрещено. Не отрицая того, что Библия «содержит определенные истины», ее текст они считают искаженным и не используют ее: «Читатель не сможет отделить истины от позднейших сатанинских дополнений». Статус сакральных текстов у И. имеют редакция Откровения св. Иоанна Богослова, выполненная Ильиным («Книга с Неба»), и его сочинения, к-рые воспроизводятся И. с сохранением дореформенной рус. орфографии. Распространение брошюр является единственным разрешенным методом проповеди: устная проповедь может привести к неверной интерпретации учения.

В богослужебных встречах И., которые проходят в священный день покоя (по субботам), могут принимать участие только члены организации. Кроме Пасхи и Пятидесятницы, празднование др. христ. праздников не допускается. И. соблюдают пищевые ограничения, частично совпадающие с иудейскими: запрещено употребление свинины, зайчатины и мн. морепродуктов.

Еще при жизни Ильина благодаря массовой рассылке брошюр как самим Ильиным, так и его последователями группы И. возникли в разных частях Российской империи. Центром движения в дореволюционное время был Урал, позже появились общины в Закавказье, на Сев. Кавказе и на Украине. В дореволюционное время И. подвергались преследованиям, к ним применялась адм. ссылка, в т. ч. в Ср. Азию. В кон. XIX - нач. XX в. среди русских переселенцев в отдельные части Казахстана и сев. часть Киргизии были И., к-рые обнаружили, что там они будут иметь большую религ. свободу, чем во внутренних губерниях России.

В советское время движение И. оставалось подпольным, они периодически подвергались преследованиям, арестам и конфискации религ. лит-ры. Тем не менее И. никогда не прекращали распространение брошюр Ильина. В наст. время И. проживают в Ср. Азии. Точных сведений об их численности нет, поскольку организация не проходит гос. регистрацию и ее деятельность носит закрытый характер. Совр. период деятельности И. отмечен новыми формами распространения религ. лит-ры: использованием сети Интернет и деятельностью по переводу соч. Ильина на англ., нем., иврит, греч., араб. и киргиз. языки.

Лит.: Ивановский Н. И. Уральские иеговисты: (Публ. лекция, чит. в Казани 18 марта 1901 г.) // МОб. 1901. № 7/8. С. 14-28; № 9. С. 200-216; Айвазов И. А. Закавказские сектанты «еговисты» // Там же. 1906. № 1. С. 65-74; он же. Распределение сект по религиям // Там же. № 6. С. 839-847; он же. Кавказские сектанты-«еговисты» // Там же. № 11. С. 613-629; Буткевич Т. И. Обзор рус. сект и их толков. Х., 1910. С. 524; Молоствова Е. В. Иеговисты: Жизнь и соч. капитана Н. С. Ильина. СПб., 1914; Москаленко А. Т. Современный Иеговизм. Новосиб., 1971; Кореневский А. В. Неукротимый ересиарх: (Штрихи к портрету Н. С. Ильина) // Человек второго плана в истории. Р.-н/Д., 2004. Вып. 1. С. 62-80; Петров С. В. Особенности религиозных практик еговистов-ильинцев как фактор консервации их идентичности // Религиозные практики в совр. России. М., 2006. С. 356-368.
П. Э. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВДЕЙ ЭДЕССКИЙ [Авдий, Удо], († ок. 372), основатель секты авдиан (или антропоморфитов)
  • АГНОИТЫ последователи александрийского диакона Фемистия
  • АГОНИКИ раскольники IV-V вв., принадлежавшие к одному из ответвлений донатистов
  • АЛАДУРА общее название харизматических сект, возникших в Зап. Нигерии после первой мировой войны