ИНТРОИТ
Том XXIII , С. 120-124
опубликовано: 30 января 2015г.

ИНТРОИТ

Содержание

[лат. introitus - вхождение], входное песнопение (антифон) в составе проприя мессы.

Наименование

И. впервые упоминается в литургических памятниках VIII-IX вв. под названием «антифон на вхождение» (antiphona ad introitum) (одно из первых свидетельств - OR I 44 // Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 81). Авторы IX-XIII вв. называли И. не только антифон, но и весь чин входа понтифика. Напр., Амаларий Мецский (Ɨ ок. 850) отмечал, что «чин (officium), который называется Introitus, начинается от первого антифона, называемого Introitus, и заканчивается молитвой, которую читает священник перед чтением [Писания]» (Amalar. Lib. offic. III 5. 1; ср. у Руперта Дойцского: «начало, которое называется Introitus» - Rupert. Tuit. De div. offic. 1. 31 // PL. 170. Col. 28). В тридентском чине под И. понимается комплекс, состоящий из антифона, стиха псалма и «Gloria Patri» (малого славословия). После реформы II Ватиканского Собора было введено в употребление выражение «песнь на вхождение» (cantus ad introitum), поскольку помимо И. (антифонов), содержащихся в Градуале, допускается использование иных песнопений, согласующихся с данным моментом богослужения и одобренных местной епископской Конференцией (Institutio Generalis Missalis Romani. 47-48).

Происхождение и употребление

Лат. авторы IV-V вв. не сообщают о таком элементе мессы, как И. или пение псалмов в самом начале богослужения (см., напр.: Aug. De civ. Dei. XX 8). В средние века установление И. приписывалось папе Целестину I (422-432) (Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 23) на основании тех сведений, к-рые содержатся в Liber Рontificalis. В разделе об этом понтифике говорится, что «он установил, чтобы 150 псалмов Давида прежде жертвоприношения пелись антифонно всем народом [или, согласно др. интерпретации, «из всех псалмов» - antiphonatim ex omnibus], чего раньше не делалось, но читались только Павловы Послания и Святое Евангелие» (LP. Vol. 1. P. 230). Но совр. ученые доказали, что в данном отрывке речь идет не об И., а о градуале (Jeffery. 1984; McKinnon. 2000).

Поэтому были выдвинуты иные теории происхождения И. Нек-рые ученые полагают, что И. появился в Риме в V-VI вв. в связи с развитием стационального богослужения (Baldovin. Worship). Одним из аргументов является связь, к-рая прослеживается между содержанием отдельных И. и местами (стациональными церквами), в к-рых совершалось богослужение в те дни, когда они должны были петься (напр., И. Laetare Jerusalem пелся тогда, когда богослужение совершалось в ц. Св. Креста (ныне Санта-Кроче ин Джерузалемме)). В таком случае формирование полного круга И. должно было завершиться к периоду понтификата папы Бонифация IV (608-615), при к-ром произошло освящение ц. Пресв. Девы Марии «ад Мартирес» (древний Пантеон) (LР. Vol. 1. P. 317), поскольку воспоминание освящения этой церкви 13 мая - самый ранний по времени установления праздник с особым проприем мессы (в т. ч. с И. Terribilis est locus iste) в годовом цикле Римской Церкви.

Однако др. ученые, не отрицая влияния стационального богослужения, связывают появление И. с деятельностью папской schola cantorum (McKinnon. 2000). Проведенный ими анализ репертуара рим. антифонария мессы (во многом совпадающего с репертуаром франк. Градуалов каролингской эпохи) показал, что ядро - примерно 145 И.- представляет собой «рукотворную», искусственно созданную композицию, которая возникла в период понтификата папы Сергия I (687-701), и, возможно, в ее составе были чуть ранее появившиеся отдельные И. Главной причиной включения И. в состав рим. мессы была потребность в особо торжественных песнопениях для встречи папы в рим. базиликах. То, что были выбраны большей частью тексты псалмов, объясняется влиянием богослужения монашеских (аскетических) общин, существовавших при базиликах (хотя прямых параллелей между И. и монашескими службами суточного круга нет).

Согласно Ordo Romanus I (1-я пол. VIII в.), когда певцы схолы выходили к алтарю и выстраивались в 2 ряда, старший певец (prior) начинал петь И., а диаконы отправлялись в сакристий (secretarium), располагавшийся возле входа в храм, где в это время происходило облачение клириков, за папой; при пении И. процессия клириков с папой во главе двигалась к алтарю; вероятно, в эту эпоху пелся не отдельный псалмический стих с антифоном, а псалом полностью, так что, когда процессия достигала алтаря, подавался знак к пению малого славословия, за к-рым следовало повторение припева (антифона) (OR I 44 // Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 81; ср.: OR I 8 // Ordo Romanus I / Ed. E. G. Cuthbert, F. Atchley. L., 1905. P. 126-129).

Первоначально псалом имел большее значение, чем антифон, поскольку выбор того или иного псалма зависел от его содержания (при последующем же сокращении псалма до одного стиха смысл этого выбора терялся). Напр., на мессе 4-го воскресенья Адвента стих псалма Coeli enarrant gloriam Dei прямо не связан с темой Адвента, но в том же псалме далее есть слова о женихе, выходящем из своего брачного чертога (sponsus procedens de thalamo suo - Пс 18. 6). На 3-й рождественской мессе псалмический стих Cantate Domino canticum novum слишком общий по содержанию, но в том же псалме дальше есть слова: «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс 97. 2). На память епископов поется только стих Memento, Domine, David, тогда как дальше в псалме есть слова: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (Пс 131. 9), что гораздо больше соответствует теме праздника. Начиная с 1-й недели после Пятидесятницы И. выбирались по порядку следования псалмов в Псалтири (Пс 12-118). Сокращение псалмов было связано, по-видимому, с изменением литургического пространства храмов - сакристий стали сооружать не около главного входа в храм, как раньше, а ближе к алтарю, что привело к уменьшению времени шествия.

Первоначальный рим. репертуар И. отражен в ряде рукописей (во франкских - Антифонарии из аббатства Райнау (Zürich. Zentralbibl. Rh. 30. Fol. 1v - 13v, VIII/IX в.); «Антифонарии Памелия» (Brux. Ms. 10127-10144. Fol. 90-115, VIII/IX в.); Антифонарии из аббатства св. Корнелия Компьенского, или «Антифонарии Карла Лысого» (Paris. lat. 17436, 860-880 гг.); Корбийском Антифонарии (Paris. lat. 12050. Fol. 3-17, после 853 г.); Антифонарии из Санлиса (Paris. Bibl. Ste. Geneviève. lat. 111, 877-882 гг.); в римских - Vat. lat. 5319, XI в.; Colon. Bodmer. 74, 1071 г.; и др.). В отличие от градуалов и офферториев И. этого периода не повторяются и всегда связаны с конкретным днем. В большинстве ранних рукописей порядок пения И. такой: антифон - стих псалма - антифон - «Gloria Patri...» - антифон. В нек-рых рукописях в конце помещен дополнительный псалмический стих с антифоном - Versus ad repetendum (напр., в «Антифонарии Карла Лысого»), что соотносится с указаниями некоторых Ordines Romani галликанского происхождения (напр., «Capitulare ecclesiastici ordinis», 3-я четв. VIII в.- OR XV 122, 154 // Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 120, 125).

Антифонное пение И. 2 хорами сохранялось до XII-XIII вв. (Honorius Augustodunensis. Gemma animae. I 6 // PL. 172. Col. 545; Sicard. Mitrale. III 2 // PL. 213. Col. 94). В XII в. появляется практика дву- и трехкратного повторения И. (Beleth J. Explicatio. 35 // PL. 202. Col. 44; Sicard. Mitrale. III 2 // PL. 213. Col. 94; Durand. Rationale. IV 5. 3. 6), а также прибавление тропов (прежде всего перед И.) (см. изд.: AHMA. Vol. 49. P. 17-164).

С эпохи средневековья стало принято использовать инципиты И. в качестве общего наименования мессы того или иного праздничного дня (напр., рождественские мессы стали называться Dominus dixit, Lux fulgebit и Puer natus; 3-е воскресенье Адвента - Gaudete; 4-е воскресенье Великого поста - Laetare; октава, или 2-е воскресенье Пасхи,- Quasimodo; заупокойные мессы - Requiem).

После тридентской реформы прибавление тропов к И. было запрещено. В приходской практике И. стали вычитываться священниками после прочтения молитв у подножия алтаря. В случае если мессе предшествовали иные чины (напр., в праздник Входа Господня в Иерусалим или на Пасху), И. полагалось пропускать (поскольку «вхождения» не было). В будние дни и субботы пасхального периода к И. прибавляется двукратное пение «Аллилуия», в воскресные дни того же периода - трехкратное. «Gloria Patri...» не поется на заупокойных мессах и в период Великого поста, когда нет чтения псалма Judica me.

В 1908 г. в связи с изданием нового Градуала папа Пий X предписал восстановить пение И. При этом священник должен был параллельно читать И., при первых его словах осеняя себя крестным знамением, а на заупокойных мессах осеняя Миссал, что символизировало благословение душ, находящихся в чистилище. В 1922 г. папа Пий XI повелел восстановить пение входного псалма полностью. После ряда локальных экспериментов Конгрегация обрядов приняла решение вернуться к пению тех псалмов, к-рые указаны в древних книгах (29 янв. 1947).

Согласно Novus Ordo, смысл пения И. заключается в том, чтобы «положить начало богослужению, содействовать единству собравшихся, ввести их помышления в тайну данного литургического времени или праздника, а также сопровождать вхождение священника и служителей» (Institutio Generalis Missalis Romani. 47). И. может исполняться попеременно как хором и народом, так и певчим и народом либо только народом или хором. Если хор и верные исполняют иное песнопение, чем то, которое указано в Миссале или Градуале, чтец или священник должен вычитать полагающийся антифон в начале мессы (Ibid. 48).

Тексты

2/3 И. основаны на текстах псалмов (причем вплоть до реформ II Ватиканского Собора тексты заимствовались не из Вульгаты, а из старолат. версии - Италы). В средние века такие И. назывались regulares. Часть И. заимствована из др. книг Свящ. Писания. Такие И. назывались irregulares (напр., И. 4-го воскресенья Адвента - Rorate Caeli - взят из Ис 45. 8). Реже встречаются авторские сочинения - на Богородичные праздники, на заупокойных мессах, на праздник Всех святых (напр., на мессах Девы Марии по тридентскому чину поется соч. Седулия Salve sancta parens; на память св. Агаты - И. Gaudeamus omnes in Domino, diem festum celebrantes, текст которого, возможно, составил свт. Григорий Великий в связи с освящением ц. св. Агаты в Риме в 592). Часто содержание И. согласуется с темой праздника или евангельским чтением (напр., в среду Светлой недели в И. заметна крещальная тематика - Introduxit vos Dominus in terram fluentem lac et mel (Привел вас Господь в землю, где текут молоко и мед)).

В других западных литургических традициях

также существуют элементы богослужения, подобные рим. И. В амвросианском обряде аналогичный элемент носит название ingressa. Однако в отличие от рим. обряда ingressa поется без псалмического стиха и славословия и сопровождает не вход священнослужителей, а каждение алтаря (хотя, возможно, что это не изначальное местоположение этого элемента). Ряд текстов ingressa заимствован из византийской традиции (напр., на мессе Великого четверга поется «Вечери Твоея тайныя»). В испано-мосарабском и сарумском обрядах И. называется officium missae, что является следствием ошибочного переноса на него заглавия всей службы - Ad missam officium. Такое же наименование И. встречается в литургических книгах нек-рых монашеских орденов - картузианцев, доминиканцев, кармелитов. Относительно галликанского обряда точной информации нет. По мнению нек-рых ученых, аналог И. мог носить название antiphona ad praelegendo, о чем говорится в толковании литургии, сохранившемся под именем свт. Германа Парижского (German. Ep. 1. 1; cр.: PL. 72. Col. 89). Однако в наст. время это сочинение датируется каролингским периодом, а в богослужении, к-рое в нем описывается, заметно влияние рим. обряда (символическое толкование этих антифонов как голосов ветхозаветных патриархов, возвестивших пришествие Христово, совпадает с толкованием Амалария Мецского). Тем не менее начальные антифоны мессы упоминаются уже в 30-м каноне Агатенского (Агдского) Собора 506 г. (Mansi. T. 8. Col. 330). Пение И. сохраняется в богослужении лютеран. церквей. В восточнохрист. литургических традициях полного аналога И. нет, хотя евхаристическое богослужение начинается с антифонного пения псалмов (наиболее близким к И. в византийской традиции является входный стих).

Лит.: Leclercq H. Introït // DACL. Vol. 7. Col. 1212-1220; Callewaert C. Introitus // Ephemerides liturgicae. 1938. Vol. 52. P. 484-489; Froger J. Le chant de l'Introït // Ibid. 1948. Vol. 62. P. 248-255; Jungmann. Missarum sollemnia; Connolly T. Introits and Archetypes: Some Archaisms of the Old Roman Chant // JAMS. 1972. Vol. 25. P. 157-174; Jeffery P. The Introduction of Psalmody into the Roman Mass by Pope Celestine I (422-432) // AfLW. 1984. Bd. 26. S. 147-165; Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993; McKinnon J. W. The Advent Project: The Later-Seventh-Century Creation of the Roman Mass Proper. Berkeley; Los Ang.; L., 2000.
А. А. Ткаченко

Монодийная певческая традиция

Мелодический стиль

Помимо основного корпуса из 145 И., бывших в употреблении в нач. VIII в. в Риме и впосл. вошедших в репертуар григорианского пения, известны 4 И. рим. происхождения (для брачной и заупокойной месс и для чинов ординации епископа и папы), не включенные в более позднюю франк. литургию, и 6 И., написанных для вновь установленных праздников Франкской Церкви и зафиксированных во франк. рукописях IX в. Староримские и григорианские мелодии И. схожи по структуре, но первые отличаются большей стереотипностью, что может свидетельствовать как о более древнем происхождении, так и о «сглаживании» в процессе устного бытования на протяжении более 3 столетий (Connolly. 1972).

Григорианские И. обладают рядом характерных черт. С одной стороны, все их напевы самостоятельны и т. о. представляют собой оригинальные сочинения. Мелодическое разнообразие И. имеет важное смысловое значение: входное песнопение не только содержанием текста, но и муз. средствами должно создать определенное настроение, соответствующее теме дня. Т. о., И. выделяется среди прочих песнопений проприя мессы, функции которых в богослужении в большей степени зависят от неизменяемого чина (ординария) мессы. С др. стороны, мелодии григорианских И. обладают едиными стилистическими чертами. Для всех И. характерен невматический склад (от 2 до 5 звуков на большинство слогов текста). Возможно, это является следствием особой жанровой «чистоты» И., к-рый никогда не заимствовал напевов других жанров (как, напр., communio). Мелодии И. ясны в модальном отношении благодаря подчеркиванию (в т. ч. посредством речитаций) сильных ступеней того или иного модуса, а также использованию определенных для каждого модуса типовых мелодических оборотов (формул) и способов мелодического движения. Стилевое единство корпуса И. может свидетельствовать о его составлении одним музыкантом (McKinnon. 2001).

Псалмодия И.

в основном базирующаяся на псалмодии оффиция, имеет ряд особенностей. Во-первых, она усложнена введением специального мелодического оборота (т. н. реинтонации) в начале 2-го полустишия, тогда как в псалмодии оффиция подобный мелодический оборот предусмотрен только для начала стиха. За исключением 6-го и 7-го тонов, реинтонация И. преимущественно производна от начальной интонации стиха. Особым образом распевается «Gloria Patri...» («Слава и ныне:»): 2-я из 3 частей этого стиха, «sicut erat in principio et nunc et semper», начинается с мелодического оборота, характерного для 2-го полустишия, а завершается заключительным оборотом 1-го полустишия.

Интроит 7-го модуса «Puer natus» («Младенец родился»; Ис 9. 6) из 3-й мессы на Рождество Христово (Liber usualis. Tournai; N. Y., 1961. P. 554)Интроит 7-го модуса «Puer natus» («Младенец родился»; Ис 9. 6) из 3-й мессы на Рождество Христово (Liber usualis. Tournai; N. Y., 1961. P. 554)

Во-вторых, в псалмодии И. для каждого элемента (интонации, реинтонации, срединной и заключительной каденций) существует несколько мелодических оборотов. Исключением являются 2-й и 8-й псалмовые тоны И., в которых все составляющие части строятся по одному мелодическому образцу.

В-третьих, каждый элемент псалмодии И. может быть представлен в ряде вариантов, тогда как в псалмодии оффиция варьируются только заключительные каденции (для плавного соединения с повторяемым антифоном).

В-четвертых, отличается отношение к текстовым акцентам в заключительных разделах (каденциях). Если в псалмодии оффиция местоположение ударений в зонах срединных (в окончаниях первых полустиший) и заключительных (в завершении стихов) каденций строго определенное, то в псалмодии И. акцентная структура текста может учитываться только в срединных каденциях. Так, в одном из 2 вариантов каденции в 1-м тоне, а также в 3-м и 7-м тонах наблюдается переменное положение акцентов. Медиации могут быть одноакцентными (во 2, 4, 5, 6, 8-м тонах) и двухакцентными (в 1, 3, 6, 7-м тонах).

В-пятых, каденции 4-го тона (срединная и заключительные) значительно отличаются от заключительных мелодических оборотов псалмового тона оффиция.

В-шестых, псалмодия И. в целом имеет более орнаментированный вид.

Большая, чем в псалмодии часов, детализированность и разработанность псалмодии И. способствуют однозначной идентификации псалмовых тонов: так, если в 1-м и 6-м псалмовых тонах оффиция интонации и медиации общие, то в псалмодии И. для каждого тона имеются собственные формулы.

Ист.: Turco А. Le chant romain: Les antiennes d'introït selon la version mélodique des manuscrits inédits du chant romain, comparées à celles du grégorien et de l'ambrosien. Solesmes, 1993. (Subs. Gregoriana; 3).
Лит.: Wagner P. Einführung in die gregorianischen Melodien. Lpz., 1921. Bd. 3: Gregorianische Formenlehre; Ferretti P. Estetica gregoriana ossia tratto delle forme musicali del canto gregoriano. R., 1934; Cardine E. La psalmodie des introits // RGreg. 1947. Vol. 26. P. 172-177, 229-236; 1948. Vol. 27. P. 16-25; Apel W. Gregorian Chant. Bloomington, 1958, 19663; Bescond A.-J. Le chant grégorien. P., 1972; Connolly T. Introits and Archetypes: Some Archaisms of the Old Roman Chant // JAMS. 1972. Vol. 25. P. 157-174; Карцовник В. Г. Hymnologica I. Тропы входных антифонов в истории западноевроп. средневек. хорала // Муз. культура Средневековья: Теория. Практика. Традиция. Л., 1988. С. 24-50; Klöckner S. Analytische Untersuchungen an 16 Introiten im I. Ton des altrömischen und des fränkisch-gregorianischen Repertoires im Vergleich hinsichtlich einer bewussten melodischen Abhängigkeit. Regensburg, 1988. (Beitr. z. Gregorianik; Bd. 5); Agustoni L. Gregorianischer Choral // Musik im Gottesdienst. Regensburg, 1993. Bd. 1: Historische Grundlagen. Liturgik. Liturgiegesang / Hrsg. v. H. Musch. S. 199-356; Hiley D. Western Plainchant. Oxf., 1993; McKinnon J. W. Introitus (I-VI) // MGG. 1996. Bd. 4. Sp. 1116-1123; idem. Introit. (I) // NGDMM. 2001. Vol. 12. P. 507-510; Москва Ю. В. Францисканская традиция мессы: Модальность григорианского хорала. М., 2007; она же. Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции: Докт. дис. / МГК. М., 2007.
Ю. В. Москва

Многоголосные авторские сочинения

исполняемые в функции И., не образуют единой традиции. Вокальные полифонические обработки И. не получили большого распространения и не имели самостоятельного значения. Обычно они встречаются либо в циклах многоголосных обработок проприя («Констанцские хоралы» Х. Изаака), либо в «полных» мессах, объединяющих песнопения ординария и проприя (Г. Дюфаи). В Германии XV-XVI вв. существовала практика полностью или частично заменять пение И. его органной версией; обычно обработке подвергалась мелодия антифона, а стих псалма и малое славословие исполнялись одноголосно. Пьесы такого рода встречаются в крупнейших памятниках нем. органной музыки этого периода: в «Буксхаймской органной книге» (Buxheimer Orgelbuch) К. Паумана (ок. 1470) и в «Основах [органного искусства]» (Fundamentbuch) Г. Бухнера (ок. 1520). В др. европ. странах такая практика не получила широкого распространения. Три вступительные токкаты, включенные в сборник органных месс Дж. Фрескобальди «Цветы музыки» (Fiori Musicali; 1635), не содержат литургических мелодий и выполняют функции развернутой интонации к последующим музыкальным частям службы. Однако в XVII в. в целом традиция органного И. угасает; в частности, он не входит в состав франц. органной мессы. Согласно «Caeremoniale episcoporum» папы Климента VIII (1600), участие органа в мессе предполагалось начиная с «Kyrie eleison» (при этом игра органа «на выход», после окончания мессы, в этом документе уже зафиксирована). Среди немногочисленных исключений - «Caeremoniale Benedictinum... monasteriorum Germaniae» (Dilingae, 1641. P. 210), в котором предписано начинать мессу с краткой органной прелюдии (praeambulum), за к-рой следует И. со стихом и с «Gloria... Sicut erat...» («Слава, и ныне:»), исполняемый поочередно хором и органом.

В богослужении XVIII-XIX вв. текст И. во многих случаях читался священником. В высокой (торжественной) мессе на его чтение могло накладываться многоголосное пение «Kyrie eleison». Органная пьеса Ф. Листа «Introitus» (1884), полная романтического пафоса, выполняет аналогичную функцию во время низкой мессы; дань листовской традиции отдал З. Кодаи, включивший И. в собрание музыки для низкой мессы (Gsendes mise. 1940-1942; 19662). И. можно обнаружить в цикле органных месс «L'organiste à la Messe» (Органист на мессе) Ш. Жюстена (1873). Традиция органного И. во франц. органных мессах ХХ в. восходит к богослужебному циклу Ш. Турнемира «Мистический орган» (1927-1932), в к-ром краткие прелюдии, открывающие каждую из 51 сюиты для сопровождения богослужения в течение церковного года, представляют собой свободные парафразы григорианских напевов И. определенных дней. Последователями Турнемира стали М. Дюрюфле, М. Дюпре и др. франц. композиторы-органисты. Наиболее известным образцом жанра является «Entrée» (Входное) из «Мессы Пятидесятницы» (1949-1950) О. Мессиана, с подзаголовком «Языки пламени». Художественный эффект сочинения достигается благодаря изощренной ритмической организации (основанной на использовании древнегреч. метров) и ярким колористическим эффектам.

Из композиторов немецкой школы можно назвать З. Карг-Элерта, к-рому принадлежит И. из цикла «Восемь коротких пьес» (1931).

И. также устойчиво вошел в состав заупокойной мессы (реквиема). В сочинениях этого жанра у композиторов XVIII-XX вв. (В. А. Моцарта, Дж. Верди, Б. Бриттена и др.) текст И. трактуется в соответствии с общей авторской концепцией произведения. Текст И. реквиема использован также в «Introitus» И. Ф. Стравинского (1965), посвященном памяти Т. С. Элиота. Одночастный концерт для фортепиано с оркестром С. А. Губайдулиной «Introitus» (1978) связан с литургическим жанром лишь заголовком; он был задуман как начало цикла инструментальных концертов с литургическими названиями, составляющих воображаемую инструментальную мессу.

В совр. католич. практике мессу чаще всего начинает именно органист. Он может предварять своей игрой выход священника, исполняя самостоятельную пьесу или же аккомпанируя хору во время входных песнопений.

Лит.: Southern E. The Buxheim Organ Book. N. Y., 1963; Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина. М., 1996. С. 73-74; Caldwell J. Introit (II) // NGDMM. 2001. Vol. 12. P. 510-511; Кривицкая Е. Д. История франц. органной музыки. М., 2003; Из истории мировой органной культуры XVI-XX вв.: Учеб. пособие. М., 20082.
Р. А. Насонов, М. А. Моисеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТИФОН богослужебн. песнопения
  • AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
  • AGNUS DEI Агнец Божий [лат.]
  • АДВЕНТ в западном богослужении период, предшествующий празднику Рождества Христова
  • АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение
  • ACCESSUS AD ALTARE название одного из моментов литургии верных