ИОАКИМ
Том XXIII , С. 151-152
опубликовано: 4 февраля 2015г.

ИОАКИМ

(† после 1593), митр. Вифлеемский. Араб, род. в сел. Эль-Куфур в Кесруане (на севере Ливана). Был монахом лавры св. Саввы Освященного близ Иерусалима. Время епископской хиротонии и возведения на Вифлеемскую кафедру неизвестно. Наиболее ранним документом, связанным с И., является колофон рукописного Евангелия, где упоминается о паломничестве митрополита в мон-рь вмц. Екатерины на Синае при Синайском еп. Евгении (1567-1583) (Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1896. Т. 4. С. 48).

Ок. 1578 г. престарелый Иерусалимский патриарх-грек Герман принял решение уйти на покой и передать власть своему племяннику мон. Софронию (Софроний V). И. резко выступил против этого; возможно, он претендовал на Патриарший престол. Совместно с И. выступила серб. монашеская община, доминировавшая в лавре св. Саввы и в Архангельском мон-ре и добивавшаяся большей автономии от Иерусалимских патриархов. Для разрешения конфликта в Палестину прибыли экзархи Антиохийского и К-польского патриархов - митрополиты Сайднайский Симеон и Триполийский Дорофей Дау (впосл. Антиохийский патриарх Иоаким V). Зимой 1578/79 г. им удалось примирить враждующие стороны. Экзархи подтвердили привилегии савваитов и, видимо, в качестве ответной уступки поддержали передачу Патриаршества Софронию. В мае 1579 г. к иерусалимскому кади поступило прошение о признании патриаршего сана Софрония; под документом стояли подписи всех палестинских архиереев и лидеров местной правосл. общины, кроме И.

В нач. 80-х гг. XVI в. ухудшилось положение Вифлеемской кафедры, страдавшей от поборов властей и не имевшей средств на необходимый ремонт храма Рождества Христова. И. принял решение отправиться за милостыней к рус. царю Иоанну IV Васильевичу Грозному. В июне 1582 г. он покинул Св. землю с рекомендательными грамотами Иерусалимского и Александрийского патриархов, в окт. посетил К-поль, где получил грамоту от К-польского патриарха Иеремии II. На 6 месяцев И. был задержан в Молдавском княжестве, в сент. 1583 г. прибыл в Чернигов. 1 дек. И. был принят в Посольском приказе в Москве, рассказал о положении Иерусалимской Церкви и бедствиях своей кафедры. И. поднес в дар царю часть мощей (руку) мч. Елевферия. Из-за смерти Иоанна Грозного и последовавшего за ней внутриполитического кризиса пребывание И. в России затянулось: он был отпущен в Палестину с милостыней (более 150 р. и 40 куниц) только 1 сент. 1584 г. На обратном пути И. несомненно должен был встретиться с находившимся в К-поле Антиохийским патриархом Иоакимом V, к-рый, вероятно, именно под влиянием И. также принял решение о поездке за милостыней в Россию, состоявшейся в 1586 г.

В Патриаршество Софрония V Вифлеемский храм был отремонтирован, возможно на средства, привезенные И. из Москвы. Однако отношения митрополита с патриархом оставались, судя по всему, напряженными. Летом 1589 г. И., не слагая с себя сана, покинул Вифлеем и ушел в ливанский мон-рь Хаматура близ Триполи. Там он организовал строительство новой пещерной кельи, составил араб. перевод Типикона (1589, автограф; хранится в монастыре Хаматура) и компилятивное описание К-поля (сохр. фрагментарно в конце той же ркп.). И., как впосл. и литераторы «мелькитского ренессанса», стремился интегрировать арабо-христ. общины в восточнохрист. культурную традицию через унификацию богослужения и создание корпуса историко-географических сочинений на араб. языке. В кон. 1591 г. или в 1592 г. И. вернулся в Палестину. Вероятно, в это время он тесно общался с араб. монахом лавры св. Саввы Абд аль-Каримом Кармой (впосл. Антиохийский патриарх Евфимий II, крупнейший деятель «мелькитского ренессанса»). Скорее всего мировоззрение Евфимия сложилось именно под влиянием И., обладавшего почти уникальным для арабо-христ. Востока жизненным опытом и географическим кругозором.

Последнее упоминание об И. содержится в записях рус. дипломата Т. Коробейникова, раздававшего в окт. 1593 г. царскую милостыню иерархам и мон-рям Иерусалимской Церкви. Он передал 50 золотых Вифлеемской церкви и еще столько же лично И.

Арх.: РГАДА. Ф. 52/1. Кн. 2. Л. 2-24; СПбФИВ РАН. С 869. Л. 134 об.- 135; Sijill of Jerusalem. Vol. 58. P. 385 [Архив шариатского суда в Иерусалиме].
Ист.: al-Makhua t al-‘arabiyya f-l-'adyira al-'urthu dhuksiyya al-'ana kiyya f Lubna n [=Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского Патриархата в Ливане]. Beyrut, 1991. Vol. 1. N 14 (на араб. яз.); Коробейников Т. Хождение, 1593-1594. СПб., 1889. С. 101. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)).
Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком. СПб., 1858. Т. 1. С. 128-131, 133-134; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 176, 179; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 40-41; Панченко К. А. Греки vs. арабы в Иерусалимской церкви XIII-XVIII вв. // Meyeriana: Сб. ст., посвящ. 70-летию М. С. Мейера. М., 2006. Т. 2. С. 35-37.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГАВРИИЛ († между 1652 и 1657), митр. Назаретский, церковно-политический деятель и писатель
  • КЛЕОПА (Кикилидис) (1866-1929), митр. Назаретский (с 1922), архиеп. Диокесарийский (1921-1922), церковный историк, агиолог