ИОАКИМ ПАПУЛАКИС
Том XXIII , С. 187-188
опубликовано: 11 февраля 2015г.

ИОАКИМ ПАПУЛАКИС

[Иоаким Итакиец, Ватопедский; греч. ᾿Ιωακεμ ὁ Παπουλάκης, ὁ ᾿Ιθακήσιος (ὁ ἐξ ᾿Ιθάκης), ὁ Βατοπαιδηνός] (1786, с. Каливия, о-в Итака - 2.03. 1868, Итаки (Вати), там же), прп. (пам. греч. 2 марта, 10(23) мая). Род. в благочестивой христ. семье, получил в крещении имя Иоанн. Его отец, Ангелос Патрикиос, капитан корабля, овдовев, вступил во 2-й брак. Мачеха невзлюбила Иоанна и настраивала против него отца. Юноша был вынужден поступить юнгой на чужой корабль. Однажды, когда его судно причалило к п-ову Халкидики близ Афона, юнга, воспользовавшись отлучкой капитана Г. Хадзиса, отправился в мон-рь Ватопед. Посещение мон-ря произвело столь сильное впечатление на Иоанна, что он стал просить игумена принять его в число братии, и тот согласился взять его послушником. Капитан, разыскав Иоанна, хотел забрать его из мон-ря, т. к. нес за него ответственность перед его отцом. Иоанну и игумену с трудом удалось уговорить капитана оставить юношу в Ватопеде.

Прп. Иоаким Папулакис. Икона. ХХ в. (мон-рь Пресв. Богородицы Макриррахис в Пиерии)Прп. Иоаким Папулакис. Икона. ХХ в. (мон-рь Пресв. Богородицы Макриррахис в Пиерии)Иоанн, принявший постриг с именем Иоаким, впосл. был назначен экономом и занимал эту должность до начала Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), когда отправился на Пелопоннес, в Эпир и Центр. Грецию для поддержки повстанцев. Известно, что в 1822 г. И. П. находился в числе приближенных Григория (Дендриноса), еп. Евдокиадского (активного участника восстания, сотрудничавшего с Т. Негрисом, А. Маврокордатосом и Г. Кундуриотисом), а в 1825 г.- среди соратников архим. Григория Папафлессаса. В эти годы по молитве И. П. жители окрестностей Калавриты на Пелопоннесе были избавлены от нашествия саранчи. В 1826 г. И. П. вместе с иереем Иоанном Макрисом приобрел небольшой корабль, чтобы снабжать продовольствием повстанцев и перевозить женщин и детей с зап. берега Пелопоннеса на Ионические о-ва, принадлежавшие англичанам.

После подавления восстания в Сев. Греции И. П. не вернулся на территории, оставшиеся в составе Османской империи. В 1827-1828 гг. он поселился на Итаке и 5 лет жил отшельником в лесу недалеко от с. Перахорион, построив келью и маленькую ц. в честь Сретения Господня. Когда о нем узнали местные жители, И. П. был вынужден удалиться от множества посетителей в пещеру на склоне ущелья Гувес. Его духовным наставником стал Агапий (Дендринос), игум. находящегося неподалеку мон-ря св. Таксиархов (Чиноначальников). Все большее число местных жителей приходило к И. П. за наставлениями. Они прозвали его Дедушкой (Παπουλάκης) и почитали за дар исцеления и прозорливости. Среди предсказаний И. П.- изгнание греч. кор. Оттона и точный срок окончания англ. господства на Ионических о-вах. Начальник англ. полиции Туль, желавший наказать И. П. за предсказанное им землетрясение, был поражен внезапной болезнью, от к-рой исцелился по молитве святого.

Поняв, что его призвание заключается в служении ближним, И. П. стал странствовать по острову, в летнее время ночуя под открытым небом, а зимой останавливаясь в монастырях или в домах благочестивых христиан. Все пожертвованные ему деньги он раздавал бедным. В 1848 г., во время неурожая на Итаке, И. П. договорился с капитаном корабля, прибывшего из Галаксидиона, о приобретении всего находившегося на судне зерна с последующей выплатой денег и за 8 дней раздал его жителям острова. Когда капитан стал требовать платы, И. П., не имевший необходимой суммы, был взят под стражу. Узнав о его бедственном положении, игумены и насельники афонских мон-рей собрали и прислали деньги для уплаты долга.

Вместо вериг И. П. носил пояс с тяжелой свинцовой пластиной и мешок с галькой.

Под его рук. на Итаке было построено неск. храмов: ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Рахи (1833), ц. вмц. Варвары в с. Ставрос (1833, 1836), ц. свт. Афанасия Великого в с. Анойи и др.

Однажды И. П. было необходимо отправиться по делам в Превезу. Вопреки договоренности с капитаном судна тот отплыл, не дожидаясь старца. Прибыв в Превезу, он увидел на пристани И. П. и весьма удивился, т. к. другого плывшего туда корабля не было.

И. П. был похоронен позади алтарной апсиды ц. вмц. Варвары рядом с посаженным им миртовым деревом.

Благодаря многочисленным чудесам местное почитание И. П. началось сразу же после его смерти. Житие И. П. было издано в 1902 г. в Афинах врачом-итакийцем П. Равтопулосом. Ежегодное поминовение И. П. совершалось на Итаке в 1-е воскресенье июня. Местные жители, предпринявшие в 1916 г. попытку обретения мощей святого, были вынуждены отказаться от своих намерений из-за ливня и подземных толчков. Согласно предсказанию И. П., его мощи должны были быть обретены святогорцем, носящим высокий сан. Действительно, 10(23) мая 1992 г. мощи И. П. были обретены по инициативе ватопедского игум. Ефрема. Часть мощей была перенесена в Ватопед, часть оставлена в ц. вмц. Варвары в с. Ставрос и в дни памяти святого переносится в главную церковь этого села, освященную в честь Преображения Господня. Частицы мощей переданы в нек-рые монастырские и приходские храмы в Греции. Церкви во имя И. П. воздвигнуты в мон-рях Пресв. Богородицы Макриррахис в Пиерии и Рождества Пресв. Богородицы (Дардиза) в Аттике.

И. П. был причислен к лику святых в 1998 г. Его память совершается в день преставления (2 марта) и в день обретения мощей (10(23) мая).

Лит.: ᾿Ιωσήφ Βατοπαιδινός, ϒέρων. ῾Ο Παπουλάκης, ὅσιος ᾿Ιωακείμ ὁ Βατοπαιδινός ὁ ἐξ ᾿Ιθάκης (1786-1868). ῞Αγιον ῎Ορος, 1992. Σ. 8-86; Μαρτζέλος Γ. Οἱ ῞Αγιοι τῆς Μονῆς // ῾Ιερὰ Μεγίστη Μονὴ Βατοπαιδίου. Παράδοση, ἱστορία, τέχνη. ῞Αγιον ῎Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 112-113; Κανέλλος Κ. Π. ῾Ο ὅσιος ᾿Ιωακεμ ὁ ᾿Ιθακήσιος: 1786-1868. ᾿Ιθάκη, 2008 2.
Э. П. А.
Рубрики
Ключевые слова
См.также