ИОАНН
Том XXIII , С. 368
опубликовано: 5 марта 2015г.

ИОАНН

(1095, Эдесса - 12.07. 1165), еп. Мардинский и Харранский, богослов, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 12 июля). В миру носил имя Иосиф. В монашестве подвизался на горе около Эдессы. Рукоположен во архиерея в 1124/25 г. католикосом Афанасием VII. Возобновил неск. опустевших монастырей, в т. ч. Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь), снабдил церкви своей епархии богослужебной утварью, руководил строительством водопровода. После взятия Эдессы Имад ад-Дином Зенги (1144) и Нур ад-Дином Махмудом (1146) позаботился о выкупе пленных. В связи с падением Эдессы И. написал трактат, в к-ром говорится, что страдания праведников совершаются помимо воли Божией. И. сомневался в истинности обещания, данного Христом царю Авгарю, о неприкосновенности Эдессы (содержится в сир. памятнике «Учение Аддая апостола»). Это вызвало возмущение мн. представителей сир. клира и послужило поводом для составления полемических сочинений. Главным оппонентом И. выступил диак. Иаков бар Салиби (см. Дионисий бар Салиби; фрагменты полемики приведены в «Хронике» Михаила Сирийца). В 1153 г. И. возглавил Собор, на котором был составлен свод постановлений, касающихся монашеской жизни. Вскоре после кончины И. был причислен к лику святых: патриарх Михаил Сириец (1166-1199) установил день его памяти и составил в его честь Похвальное слово 12-стопным размером (сохр. в рукописях).

И. предположительно считается составителем катен (возможно, на всю Библию) на основе толкований свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина и Иакова Эдесского (рукопись из собрания мон-ря Дейр-эз-Зафаран). Незадолго до 1155 г. И. написал трактат о св. мире (сохр. в 3 рукописях). Был известен как обладатель книжного собрания и искусный переписчик Евангелия золотыми и серебряными буквами (на полях одной из выполненных им рукописей сохранились фрагменты записей автобиографического содержания).

Ист.: BHO, N 516; Assemani. BO. T. 2. P. 207-208, 216-230; Mich. Syr. Chron. 1905. T. 3. P. 263-269; 1910. T. 4. P. 630-634; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 2. Col. 499-502, 514-518, 525-528, 531f; T. 3. Col. 355-358.
Лит.: Райт. Очерк. С. 175-176; Baumstark. Geschichte. S. 293-294, 354; Chabot. Lit. syr. Р. 121; Vööbus A. Neues Licht über das Restaurationwerk des Johannes von Marde  // Oriens Chr. 1963. Bd. 47. S. 129-139; idem. Syrische Kanonessammlungen. Leuven, 1970. Bd. 1A. S. 104-121; idem. Die Entdeckung des Panegyrikus des Patriarchen Mika'e l über Jo hanna n von Marde  // Oriens Chr. 1971. Bd. 55. S. 204-209; idem. Die Entdeckung einer neuen Klosterregel: Über das Zusammenwirken der mönchischen Gesellschaften, verfasste von Jo hanna n von Marde  // ZKG. 1977. Bd. 88. S. 330-332; Fiey J.-M. Jean (609) // DHGE. T. 27. Col. 259-260; Ignatius Aphram I Barsoum, patr. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences / Transl., ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 20032. P. 429-430.
Т. К. Кораев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))
  • МОИСЕЙ БАР КЕФА (ок. 813 или (более вероятно) 833), епископ Сирийской яковитской Церкви, богослов и писатель
  • ААРОН САРУГСКИЙ прп. (пам. сир. 28 мая)
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
  • АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
  • АДРИАН еп. Халкидонский, прп. (пам. сир. 13 окт.)
  • АЗАЗАИЛ († ок. 304), мч. Римский (пам. сир. 12 мая)