ИОАНН
Том XXIII , С. 421-422
опубликовано: 17 марта 2015г.

ИОАНН

Содержание

Иоанн (Маслов), схиархим. Фотография. 80-е - нач. 90-х гг XX в.Иоанн (Маслов), схиархим. Фотография. 80-е - нач. 90-х гг XX в. (Маслов Иван Сергеевич; 6.01.1932, дер. Потаповка, ныне Сумской обл., Украина - 29.07.1991, г. Загорск, ныне Сергиев Посад Московской обл.), схиархим., духовный писатель, церковный историк. Род. в крестьянской семье. Брат деда насельник Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иером. Гавриил (Маслов) предсказал, что в семье будет еще один монах. С детства Иван посещал Глинскую пуст. В 1950-1952 гг. служил в армии, где тяжело заболел. В 1954 г. настоятель Глинской пуст. схиархим. Серафим (Амелин) благословил Маслова проживать в обители. В 1955 г. был принят в братство; проходил послушание письмоводителя, пел на клиросе, работал в столярной мастерской, в аптеке. 8 окт. 1957 г. по благословению схиархим. Серафима пострижен в монашество с именем Иоанн в честь ап. Иоанна Богослова. По словам И., схиархим. Серафим после кончины в 1958 г. не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его. Духовным отцом И. стал старец Глинской пуст. схиархим. Андроник (Лукаш).

После закрытия обители в 1961 г. И. по благословению старца поступил в МДС. В апр. 1962 г. в московском соборе Богоявления в Елохове был рукоположен во диакона, 31 марта 1963 г.- во иерея. 1 сент. 1963 г. назначен помощником ризничего Покровского академического храма, 1 окт. того же года - ризничим Троице-Сергиевой лавры. В 1965 г. окончил МДС, в 1969 г.- МДА, защитил канд. дис. «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие». В апр. 1967 г. И. был возведен в сан игумена, в 1973 г.- в сан архимандрита. После окончания МДА оставлен профессорским стипендиатом, в 1970 г. защитил стипендиатский отчет на тему: «Христос Спаситель - основатель новозаветного пастырства». С 1969 г. преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей в МДА, с 1974 г.- литургику в МДС. В дек. 1972 г. утвержден доцентом МДА. В 1983 г. защитил магист. дис. «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». И. был духовником мн. преподавателей и студентов Московских духовных школ, а также многочисленных посетителей лавры. У И. исповедовался ректор МДАиС прот. Константин Ружицкий, его близкими духовными чадами были игум. Марк (Лозинский), архим. Симон (Новиков; впосл. митрополит Рязанский), Сливенский митр. Иоанникий (Неделчев), Полоцкий архиеп. Феодосий (Бильченко) и др. Почитатели И. верят в его прозорливость.

В 1985 г. И. был переведен в Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, служил духовником. Окормлял сестер, проживавших в обители, и паломников, занимался благоустройством мон-ря. В 1990 г. тяжело заболел и поехал в отпуск в Загорск. Предсказал время своей кончины. 31 июля 1991 г. в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры были совершены заупокойная литургия и отпевание, к-рые возглавил наместник Киево-Печерской лавры архим. Елевферий (Диденко). И. был погребен на Старом кладбище Загорска.

Удостоен орденов прп. Сергия Радонежского 3-й и 2-й степени, Патриаршим крестом (1988) и др. церковными наградами.

Труды

Иоанн (Маслов) схиархим. Фотография. 70-е гг. XX в.Иоанн (Маслов) схиархим. Фотография. 70-е гг. XX в.И. внес вклад в развитие пастырского богословия, составив лекции по этой дисциплине и написав ряд статей (о схиархим. прп. Моисее (Путилове), о прот. прав. Иоанне Кронштадтском и др.). В лекциях обобщил и привел в систему учение о пастырстве в ВЗ и НЗ, в трудах отцов Церкви (священномучеников Климента I, еп. Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа, еп. Смирнского, Иринея, еп. Лионского, Киприана, еп. Карфагенского, свт. Амвросия, еп. Медиоланского, Ермы и др.), говорил об апостольской направленности пастырского богословия, о губительности подмены духовного пастырства душевным, большое значение придавал воспитательной стороне пастырского служения, доказывал несостоятельность протестант. учения о священстве. И. уделял особое внимание деятельности оптинских преподобных старцев Льва (Наголкина), Моисея, Макария (Иванова) и Амвросия (Гренкова). Раскрыл роль старчества как особой формы пастырства. Лекции И. были переведены на груз. (изд. в Тбилиси в 2007) и болг. языки (изд. в Софии в 2008). В лекциях по литургике он обратился к генезису богослужения. И. не только составил жизнеописания нек-рых святых синодального периода («Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие» и др.), но и сделал обзор их богословского наследия. Приложением к работе о свт. Тихоне стала симфония по его творениям, книга энциклопедического характера, содержащая основные категории и понятия правосл. педагогики. Она была рекомендована Мин-вом образования РФ как учебное пособие для преподавателей духовно-нравственной культуры (переизд. на болг. языке в 2007).

Особое значение имеют труды И., посвященные Глинской пуст. На основе большого корпуса источников и лит-ры и личного опыта насельника обители И. составил «Глинский патерик» - жизнеописания 139 глинских монахов. Из них 95 написаны самим И., а созданные ранее 44 жизнеописания он переработал и дополнил. Стремился к достоверности фактов и духовной назидательности текстов. Жизнеописания снабжены списками творений монахов, ссылками на источники и лит-ру. В кн. «Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв.» И. подробно описал благотворительную, миссионерскую, патриотическую деятельность обители за весь период ее существования. Большую ценность имеет приведенная в приложении опись архива Глинской пуст., утраченного в 1918 г. И. провел огромную работу по восстановлению архива. Исследуя хранилища мн. центральных и региональных архивов, библиотечные собрания и частные коллекции, он собрал (в т. ч. в копиях) более 4 тыс. листов документов ХVII-XX вв., относящихся к истории мон-ря.

С 1974 г. более 100 статей И. были опубликованы в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии», «Московской правде», «Православном вiснике», «Stimme der Orthodoxie» (см. «Голос Православия»), «Церковном вестнике» (Варшава), «Tygodnik Podlaski» и др.

Соч.: Вклад РПЦ в победу над фашизмом // ЖМП. 1975. № 5. С. 39-43; Учение св. Киприана, еп. Карфагенского, о пастырстве // Там же. 1977. № 2. С. 69-73; Таинства и их значение в деле спасения // StdO. 1979. № 12. С. 54-64; Благодать Божия, вспомоществующая человеку на пути ко спасению // Там же. 1980. № 3. С. 53-63; Значение надежды в деле спасения человека // Там же. № 8. С. 42-48; Правосл. понимание о поминовении усопших // Там же. 1981. № 4. С. 58-64; № 5. С. 60-64; Значение чтения Слова Божия для спасения человека // Там же. № 9. С. 54-64; Церковь, ее историческое развитие и назначение: (Ангельский собор и человеческий род) // Церковный вестн. Варшава, 1989. № 4/6. С. 54-59; Значение благодатного мира в деле преобразования общества // Там же. № 10/12. С. 67-71; Воплощение Христово и его значение в деле спасения человека // Там же. С. 76-84; Избр. ст. М., 1993; Прп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993, 20083; Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 1994, 2007; Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси // ЖМП. 1994. № 1. С. 73-77; Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении: Магист. дис., ст. разных лет. М., 1995; Не поднимет народ на народ меча: Избр. ст. М., 1996; Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 1996, 2003; Глинский патерик. М., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. изречения старца Амвросия Оптинского, извлеченные из разных источников. М., [1997]; Церковь Христова - место спасения человека: Статьи разных лет. М., 1997; Без тайны Рождества Христова - нет смысла жизни на земле. М., 1999; Крещение Господне - воссоздание человеческого естества. М., 1999, 2006; «От пастыря зависит благополучие общества». М., 1999; Великий пост. М., 2000; Об епитимиях: Избр. ст. и проповеди. М., 2000; Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. М., 2000; Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, 2007; Пасха: Светлое Христово Воскресение: Избр. статьи, лекции. М., 2001, 20042; Слово перед исповедью: Избр. ст., проповеди, лекции. М., 2001; Лекции по литургике. М., 2002, 2007; Избр. письма и проповеди. М., 2003; Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. К., 2003; Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: Избр. ст. и лекции. М., 2004; Алфавит духовно-нравственный. М., 2008.
Лит.: Феодосий (Бильченко), игум., Кучерявый В., прот. Схиархим. Иоанн (Маслов): [Некролог] // ЖМП. 1992. № 11/12. С. 75-77; Крупин В. Н. Рус. Златоусты // Москва. 1994. № 11. С. 140-141; Маслов Н. В. Благодатный старец: Схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1997, 20066; он же. Схиархим. Иоанн (Маслов): Его пастырская деятельность и богосл. наследие. М., 1999; он же. Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев. М., 2002. С. 145-234; он же. Основы рус. педагогики: Правосл. воспитание как основа рус. педагогики: (По трудам схиархим. Иоанна (Маслова)). М., 20074; Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в РПЦ просиявших / Сост.: М. Б. Данилушкин, М. Б. Данилушкина. СПб., 2001. Т. 1. С. 773-779; Т. 2. С. 781, 796; Иноземцева З. П. Схиархим. Иоанн (Маслов) - историограф Глинской пуст. // 2000-летию Рождества Христова посвящается. М., 2001. С. 223-228; Скурат К. Е. Лампада Глинская: Старчество в современном мире: (По «Глинскому патерику» схиархим. Иоанна (Маслова)). М., 2005; Трофимчук М. Х. Академия у Троицы: Восп. о Моск. духовных школах. Серг. П., 2005. С. 326-327; Великие старцы двадцатого ст. М., 2007. С. 616-629; Совр. старцы Св. Руси: Наставления, советы, пророчества. М., 2008. С. 61-83.
Н. В. Маслов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк
  • ИОАНН (Снычёв Иван Матвеевич; 1927-1995), митр. С.-Петербургский и Ладожский, церковный историк, духовный писатель
  • МУРАВЬЁВ Андрей Николаевич (1806-1874), камергер имп. двора (с 21 мая 1836), почетный член С.-Петербургской АН, действительный статский советник (1855), духовный писатель, церковно-общественный деятель, историк Церкви, паломник
  • АВВАКУМ (Старов Димитрий, Досифей в монашестве; 1877-1964), схиархим.
  • АГАПИТ (Беловидов Андрей Иванович; 1842 – 1922), схиархим. Оптиной пуст., агиограф
  • АГАФОНИК († не ранее 1652), автор посланий и поучений, книгописец
  • АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
  • АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник