ИОВ
Том XXV , С. 288-292
опубликовано: 19 июля 2012г.

ИОВ

Содержание

(Мозовский (Мазовский); † 5.08.1628, Ущельский мон-рь (ныне дер. Ущелье Лешуконского р-на Архангельской обл.)), прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Ущельский, основатель Ущельской пуст. в честь Рождества Христова у впадения р. Ежуги в р. Мезень.

Житие И.

сохранилось в 3 списках XVIII-XIX вв., содержащих 2 редакции текста. К 1-й редакции относятся списки ГИМ. Увар. № 426. Л. 122-134, 70-е гг. XVIII в. (полный), и ИРЛИ. Пинежское собр. № 405. Л. 8-9 (краткий), сделанный в 1855 г. пинежским свящ. А. Семёновым. Рукопись Увар. № 426 помимо Жития святого содержит 47 кратких записей о случаях исцелений, совершившихся по молитвам к И. в XVII-XVIII вв.; в списке из Пинежского собрания представлено только Житие. Считается, что часть памятника, содержащая описание чудотворений, происшедших в XVII в. (1655-1664), была составлена в том же столетии, а описания исцелений, совершившихся в XVIII в., были прибавлены к Житию позднее. Первая часть Жития могла быть создана при участии Исаакия, к-рый в 1659-1665 гг. был строителем Ущельской пуст. Причиной, побудившей Исаакия написать Житие И., вероятно, стало возведение в 1664 г. новой ц. Рождества Христова на месте сгоревшей, находившейся недалеко от погребения святого: последнее из чудес XVII в. датировано 9 янв. 1664 г. В XVIII в. рассказы о чудотворениях могли быть дописаны к Житию в связи с освидетельствованием мощей И. в 1739 г., но не позднее 1764 г., когда Ущельская пуст. была упразднена.

Вторая редакция Жития, опирающаяся на текст 1-й редакции, известна в единственном списке 1861 г.: БАН. Собр. текущих поступлений. № 424. Дефектный характер списка (множество ошибок и описок) объясняется низкой грамотностью переписчика, к-рым был 14-летний Ф. Ситников - крестьянин из дер. В. Березник, входившей в Ущельский приход. Во 2-й редакции более подробно говорится об устроении Ущельской обители, о мученической кончине И., приводится рассказ об освидетельствовании мощей святого 3 нояб. 1739 г.- «Сказание о освидетельствовании честных мощей преподобномученика Иова», хранившееся в Ущельской ц. как отдельная записка (Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 79-80). Введение ко 2-й редакции Жития, в к-ром отсутствие биографических сведений о преподобномученике объясняется Божественным произволением, носит риторический характер и восходит к «Слову о явлении мощей прав. Иакова Боровичского» в сб. «Рай мысленный», опубликованном в Валдайском Свято-Озерском в честь Иверской иконы Божией Матери мужском монастыре в 1659 г. Во 2-й редакции Жития содержится краткое описание 51 чуда (в последнем сообщается об исцелении мезенского титулярного советника А. Фёдорова в 1822); в некоторых случаях датировки чудес незначительно отличаются от дат в 1-й редакции Жития. Автором 2-й редакции мог быть свящ. Никита Петров, в 1858 г. составивший описание Ущельского прихода (его ркп. в числе источников сведений о приходе упомянута в изд. «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» (1895)).

Список Жития И. (по-видимому, 2-й редакции) видел в 1865 г., во время путешествия по Северу, писатель С. В. Максимов, пересказавший текст в кн. «Год на Севере» (Максимов. 1984. С. 486-487). С Житием И. ознакомился сщмч. Никодим (Кононов), когда в 1892-1896 гг. работал с документами, хранившимися в Ущельской ц. (Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 151-165).

Е. А. Рыжова

Биография

Прмч. Иов Ущельский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ненецкий окружной краеведческий музей)Прмч. Иов Ущельский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ненецкий окружной краеведческий музей)Отца И. звали Патрикий. И. Ф. Токмаков писал, что в Московском архиве Мин-ва юстиции хранилась родословная Мазовских. Ранее 1608 г. святой принял монашеский постриг. Согласно ставленнической грамоте И. от 1 нояб. 1608 г., Новгородский митрополит Исидор «инока Иова Патракиева сына Мозовского» поставил «в чтецы, потом в иподиаконы и наконец хиротониса его» к Преображенскому собору Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря (Рыжова. 2010. С. 559). В перечне соловецких старцев XVI в., приведенном Е. В. Крушельницкой и Т. А. Тутовой, названы неск. человек с именем Иов (Иев) (см.: Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и др. док-там (указ. имен) // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 74-75); ни один из них не может быть отождествлен с И.

В 1614 г. святой покинул Соловецкий мон-рь и пришел в с. Усть-Вашка (ныне с. Лешуконское Архангельской обл.), у впадения в р. Мезень р. Вашки. Согласно грамоте царя Михаила Феодоровича Ущельской пуст. от 14 авг. 1615 г., усть-вашкские крестьяне призвали святого для основания мон-ря «на пустое место на Ущелью и данные ему на то место дали по своим купчим». Одной из причин приглашения И. местными жителями было отсутствие общежительного мон-ря на Мезени, из-за чего «которые-де крестьяне постригаютца в черньцы и в схиму, и им жить негде, живут по своим домам с женами и з детьми» (Память кеврольского и мезенского воеводы. 1929. Стб. 609-611) (к нач. XVII в. на Мезени существовали 2 пустыни: Никольская и Троицкая Чирцова, основанная в 80-х гг. XVI в.; см.: Новиков. 2003. С. 170).

И. решил поселиться неподалеку от с. Усть-Вашка, в пустынной местности Ущелье (щелье - речной мыс), у впадения в р. Мезень р. Ежуги (Щелья). И. поставил деревянную часовню в честь Рождества Христова, постепенно к святому стала собираться братия. Царь грамотой 1615 г. обеспечил материальное содержание мон-ря. В 1622 г. вместо часовни был возведен деревянный храм в честь Рождества Христова, поставлены братские кельи. Ущельский мон-рь зафиксирован в писцовой книге Кеврольской и Мезенской волостей 1623 г.: «У Вашки монастырь стал… в 122 (1614) г. В нем церковь Рожество Христово, древяна, вверх, нова, поставлена в 130 (1622) г. ...На монастыре ж в келье строитель Иев, да в четырех кельях братии восемь старцов, да двор скотиной... Дань и оброк не положены, потому что строит его строитель Иов внове» (Подлинная писцовая книга погостов, сел и деревень в государевых черных волостях Кевроля и Мезени 1623 г. // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 185. Л. 436 об.- 437; В. В. Зверинский ошибочно датировал создание Ущельской пуст. 1608 г.- Зверинский. Т. 3. С. 204-205. № 2202).

Святой принял мученическую кончину. Когда братия работала на уборке сена, а в обители оставался только И., на мон-рь напали разбойники. Грабители пытали настоятеля («...огнем жгоша его и... вервию влачаху его по земли, яко изсохшему от поста телу его всему изъязвлену быти, члена телесе его отторгашеся от таковаго лютаго мучения»), надеясь узнать о богатствах мон-ря, и в конце концов отсекли ему голову (Рыжова. 2010. С. 560). Вернувшись в обитель, монахи нашли тело святого и 6 авг. похоронили останки страдальца рядом с монастырским храмом в честь Рождества Христова, у сев. стороны.

После того как Христорождественская ц., построенная И., сгорела, в 1664 г. на ее месте был устроен новый храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Примерно тогда же была выстроена часовня над местом погребения И. В 1701 г. по указу Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) обветшавшая часовня была заменена новой, освещенной «во имя священномученика Иова, Ущельского чудотворца» (Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 74), что, однако, не означало канонизации И. В 1741 г. в Ущельской обители жили иеромонах, 9 служителей и 29 «разночинцев» (Он же. Прп. Иов. 1900. С. 14). После упразднения мон-ря в 1764 г. храм и все монастырские постройки были приписаны к Усть-Вашкскому приходу. Над мощами И. указом Архангельского еп. Вениамина (Краснопевкова) от 12 апр. 1790 г. вместо часовни предписывалось построить ц. во имя прав. Иова Многострадального (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1787. Л. 7-7 об.); 8 дек. 1794 г. церковь была освящена. В 1837 г. храмы в честь Рождества Христова и во имя прав. Иова составили Ущельский приход. В 1886 г. на месте Христорождественской ц. был устроен однопрестольный храм, освященный 8 июня 1887 г. В нач. XX в. Ущельский монастырь был возобновлен как женский с посвящением И. В 1920 г. обитель закрыли, к кон. XX в. монастырские постройки разрушились. В нач. XXI в. в Ущелье стала возрождаться церковная жизнь, над предполагаемым местом погребения И. была поставлена деревянная часовня, в к-рой ежегодно 18 авг. настоятель прихода из с. Лешуконского служит молебен И.

Почитание

И. в Мезенском крае началось сразу же после кончины святого. У его раки совершались исцеления больных (в основном от болезни глаз и от паралича), др. чудотворения. Из описания чудес в Житии известно, что поклониться мощам святого приходили люди из отдаленных уголков Мезенско-Печорского края. Свидетельство почитания И. в кон. XIX в. оставил Максимов: «В Ущельской церкви сохранилась кокора (нижняя часть ствола хвойного дерева с корневищем.- Авт.), на которой он был убит и которая облита была кровью (кокора эта теперь вся обгрызена, потому что щепы от нее, по народной вере, взятые в рот, успокаивают зубную боль)» (Максимов. 1984. С. 487). До наших дней дошли воспоминания старожилов о хранившейся в Ущельском приходе колоде, от которой паломники отламывали щепки для облегчения зубной боли. По свидетельству Максимова, местные жители указывали за селом место убиения И. В XIX в. по молитвам к И. получали спасение от «потопления на водах», находили потерянный в лесу скот (Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 78). В кон. XIX в. чудеса продолжали записывать в памятной книге Ущельского прихода, где были зафиксированы, в частности, избавление от болезни желудка (сент. 1886), исцеление расслабленного (янв.- март 1890), спасение от пожара. Не прекращалось почитание И. в советское время, известны совр. случаи помощи по молитвам к святому, особенно заблудившимся в лесу.

Согласно «Сказанию о освидетельствовании честных мощей преподобномученика Иова», по указу Архангельского архиепископа Варсонофия 3 нояб. 1739 г. состоялось обретение мощей И. С этой целью архиепископ послал в Ущелье ключаря Холмогорского кафедрального собора свящ. Прокопия, также были приглашены 8 мезенских иеромонахов. Св. мощи оказались «целы и нетленны… Не токмо телесе преподобнаго не прикоснуся тление, но и бывши на нем ризы, мантии, пояс и пелены оказались не поврежденными. Ключарь же и прочии иереи принимались ризы и пелены испытать в крепости, но оные оказались крепче новых, яко разодрать их отнюд невозможно. По открытии же мощей угодника Божия исполнися благоухания неизреченнаго» (Рыжова. 2010. С. 573). После освидетельствования мощи И. были оставлены под спудом, офиц. канонизации не последовало. Сообщение о данном событии противоречиво, поскольку Варсонофий был хиротонисан во епископа Архангельского 13 июля 1740 г., возведен в сан архиепископа в янв. 1741 г. Данное несогласие в датах можно разрешить двояко. Варсонофий был назначен кандидатом на Архангельскую кафедру 4 июня 1738 г., можно допустить, что в 1738-1739 гг. он осуществлял какие-то действия по управлению Архангельской епархией. Согласно др. гипотезе, освидетельствование мощей И. могло иметь место не в 1739, а в 1759 г. Сщмч. Никодим (Кононов) писал: «Тот факт, что следственное дело это не дошло до Святейшего Синода и не закончилось формальною канонизацией преподобного Иова, может быть объяснен кончиною архиепископа Варсонофия вскоре после освидетельствования мощей» (Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 80). Архиеп. Варсонофий скончался 8 нояб. 1759 г.

Вторично мощи И. привлекли внимание церковных властей в 1822 г., при Архангельском еп. Неофите (Докучаеве-Платонове). Краткие сведения об этих событиях содержатся в архивных делах 1889 (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1787. Л. 8-9) и 1914 гг. (Там же. Оп. 2. Т. 6. Д. 724. Л. 5-5 об.). По-видимому, в 1822 г. в Архангельскую консисторию было отправлено прошение об извлечении мощей И. и о положении их в гробницу; возможно, прошение было связано с излечением от болезни титулярного советника Фёдорова в 1822 г., рассказ о котором содержится в Житии И. Прошение было отклонено. В 3-й раз вопрос о мощах И. был поднят в 1888 г., когда при проведении строительных работ в ц. прав. Иова подрядчик крестьянин А. И. Кычин нашел человеческие останки под тем местом, где в храме стояла рака И. По утверждению Кычина, «найденные им кости нисколько не предались тлению, и гробница, в которой они положены, осталась в целости» (Там же. Оп. 1. Т. 2. Д. 1787. Л. 5 об.), в связи с чем крестьяне решили, что кости - это мощи И. О своей находке Кычин сообщил причту и выразил желание достать останки из земли и переложить в гробницу. В июне следующего года Кычин обратился в консисторию, 24 дек. 1891 г. написал обер-прокурору Святейшего Синода (Там же. Л. 2-3 об.), а в 1892 или в нач. 1893 г.- имп. св. Николаю II Александровичу (Там же. Л. 11-11 об.). Точку в переписке, продолжавшейся более 10 лет, поставил указ Синода от 31 авг. 1899 г., к-рым было определено прошение Кычина «оставить без уважения» (Там же. Л. 31-32).

Служение молебнов И. практиковалось, согласно Житию, в Ущельской пуст. уже в 1654 г. (Рыжова. 2010. С. 562). В февр. 1860 г. с. Усть-Щельское посетил Архангельский еп. Александр (Павлович), бывш. настоятель Соловецкого мон-ря. Отслужив молебен у раки И., архиерей подарил Ущельскому приходу Казанскую икону Божией Матери, сопроводив свой дар письмом, в к-ром благословил ежегодно служить молебны в день памяти И. Из доклада благочинного Архангельской консистории 1814 или нач. 1815 г. известно, что в это время празднование в честь И. в Ущельском приходе совершалось 6 мая, в день памяти прав. Иова Многострадального, и 6 авг., в день мученической кончины И., «в каковые дни и в другое время богомольцы приходят в довольном количестве» (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1787. Л. 7). В последнее десятилетие XIX в. 6 мая вместе со службой прав. Иову в Ущельском и близлежащих приходах совершалась служба И. (по Общей Минее) (Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 75, 144). Офиц. канонизации И. не было, служение ему панихид или молебнов, по-видимому, зависело от позиции правящего архиерея. Е. Е. Голубинский поместил И. среди неканонизированных подвижников благочестия (Голубинский. Канонизация святых. С. 329). Канонизация И. совершилась, видимо, в процессе переписки Архангельского архиерея с Синодом по поводу открытия в Усть-Щельском жен. обители. В ответ на представление Архангельского еп. Иоанникия (Казанского) Синод 3 нояб. 1901 г. постановил именовать учрежденную общину «Ущельскою преподобного Иова женскою общиною» (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 281. Л. 31 об.). Имя И. вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. C. 27), что свидетельствует о признании канонизации И. Вопрос о включении имени И. в Собор Соловецких святых рассматривался по представлению Соловецкого мон-ря на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых 29-30 нояб. 2000 г. Положительное заключение комиссии было утверждено 9 дек. 2000 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Архив Соловецкого мон-ря).

В нач. XX в. сщмч. Никодим (Кононов) составил тропарь, кондак, молитву и акафист И. 29 нояб. 1910 г. возглавлявшая Ущельский мон-рь мон. Магдалина обратилась к Архангельскому еп. Михею (Алексееву) с просьбой рассмотреть тропарь, кондак и молитву преподобномученику и разрешить их использование (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 724. Л. 1, 2-2 об.). Повторно вопрос о тропаре, кондаке и молитве рассматривался в 1914 г. Архангельским еп. Нафанаилом (Троицким). Поводом, по-видимому, послужила просьба игум. Ущельского мон-ря Магдалины от 3 мая 1914 г. о разрешении носить икону И. по деревням для служения молебнов в связи с желанием местных жителей (Там же. Л. 5). Ходатайство было отклонено. Акафист И. известен в единственном списке кон. XIX - нач. XX в. (не позднее 24 апр. 1904) с многочисленными пометами и исправлениями: РНБ ОР. СПбДА. АII. № 346 (текст изд.: Акафисты рус. святым. 1995. Т. 2. С. 369-380; указание на автора см.: Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 100). Акафист опирается на Житие И. 7 июля 1901 г. настоятель Ущельского прихода свящ. Ф. М. Смирнов обратился к еп. Иоанникию с рапортом, в котором просил ходатайствовать перед Синодом о разрешении напечатать акафист И. (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 318. Л. 1); рукопись акафиста в деле не сохранилась, поэтому невозможно установить, шла речь об акафисте, написанном сщмч. Никодимом, или о каком-то др. тексте. 28 авг. 1901 г. С.-Петербургский духовный цензурный комитет не рекомендовал акафист к печати (Там же. Л. 4). Молитва И. была опубликована в 1915 г. в сборнике молитв (Молитвы Господу Богу, Пресв. Богородице и св. угодникам, читаемые на молебнах и иных последованиях. Пг., 1915. М., 1993р. Л. 163, 213). Она с незначительными изменениями повторяет молитву прп. Сергию Радонежскому. При перепечатке молитвы И. в сб. «Акафисты русским святым» в текст были внесены изменения, в частности добавлено прошение об освобождении страны от «лютых безбожник и власти их» и о восстановлении «престола православных царей» (Акафисты рус. святым. 1995. Т. 2. С. 378).

Ист.: Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 333-336; Память кеврольского и мезенского воеводы И. Нестерова Устьвашской вол. крестьянам С. Меркурьеву с товарищами // Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. № 176. Стб. 609-611; Описание о российских святых. С. 155; Акафисты рус. святым: В 3 т. СПб., 1995. Т. 2. С. 369-380; Рыжова Е. А. Житие соловецкого постриженика Иова Ущельского - малоизвестное сочинение XVII-XVIII вв. // ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 313-329; она же. Житие Иова Ущельского в рукописно-книжной традиции Рус. Севера: (2-я редакция) // КЦДР: Книжное наследие Соловецкого мон-ря. СПб., 2010. С. 545-574.
Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 592; Строев. Списки иерархов. Стб. 832; Ключевский. Древнерусские жития. С. 341; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 265; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 102-103; Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк Ущельской пуст. (Мезенского у. Архангельской губ.). Архангельск, 1899; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких. СПб., 1900. С. 73-81, 99, 144-145, 151-165; он же. Прп. Иов, чудотворец Ущельский, и судьбы основанной им обители. СПб., 1900; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 51-57, 185-186; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 3. Прил. 3. С. 562; Голубинский. Канонизация святых. С. 329; Верюжский В. М. Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогор. епархии за 20 лет существования: Церк.-ист. очерк. СПб., 1908. С. 389; Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971. С. 150; Максимов С. В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 32, 486-487; Соколова Л. В. Житие Иова Ущельского (Холмогорского) // СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 361; Пащенко Е. В. Жен. мон-ри Архангельской губ. (XVII-XX вв.). Архангельск, 1999. С. 108-129;Новиков А. В. Лешуконье: XV-XIX вв.: История края. Архангельск, 20032. С. 169-195; Савельева Н. В. Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - нач. XX в. Т. 1: Очерки истории формирования пинежской книжно-рукописной традиции. Описание рукописных источников. СПб., 2003. С. 421-422; Галёв Н. А. Время и судьбы: Очерки истории Лешуконья. Архангельск, 2004. С. 23, 46-54; Рыжова Е. А. Житие Иова Ущельского в рукописно-книжной традиции Рус. Севера // Книжное наследие Соловецкого мон-ря XV-XVII вв.: Тез. докл. междунар. конф. 10 сент. 2005. Пос. Соловецкий, 2005. С. 86-89; Андрущенко Е. Н., Андрущенко Н. А. Прмч. Иов Ущельский и судьба основанной им обители // http://orthonord.ru/paterik/iov-ushel/ [Электр. ресурс].
Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко, Е. А. Рыжова

Иконография

Прмч. Иов Ущельский. Хромолитография. 1911 г.Прмч. Иов Ущельский. Хромолитография. 1911 г. В иконописном подлиннике XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова под 6 окт. помещено описание образа И.: «Подобием надсед, брада аки Александра Свирскаго, ризы преподобническия, в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 34). Др. иконописные подлинники под 1 сент. и 19 апр. в целом повторяют эту информацию: «Надсед, брада Александра Свирскаго, в схиме, ризы преподобническия» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. № 66. Л. 29 об.); «Надсед, брада аки у Варлаама Хутынскаго, в схиме, риза преподобническая, он же убиен от разбойник» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. № 1931. Л. 141 об.). Иером. Никодим (Кононов) описал образ И., сопроводив его рисунком: «Вид преп. Иова по древним иконам восстановляется следующий: «Лице преп. Иова продолговатое, обрамленное немалою бородою и усами с проседью, взгляд открытый. На голове кукуль, правою рукою благословляет, в левой свиток». Хотя слов на древних иконах не видно, но мы находим вполне приличным писать такие слова: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити». Сообразно с этим нами и сделано существующее изображение…» (Никодим (Кононов). 1900. С. 145).

Первый образ И. создан в 1658 г., через 30 лет после преставления святого, на надгробном покрове в часовне, возведенной над мощами И. вскоре после его кончины. На покрове И. был изображен седобородым старцем в монашеском одеянии со свитком в руках. В 1664 г. для вновь сооруженной в Ущельской пуст. ц. Рождества Христова написан др. образ - «Господа Саваофа, Иева многострадальнаго, и на поле Иева Ущельского» (Там же. С. 74). В 1701 г. «по указу преосвященнаго Афанасия вместо прежней обветшалой построена часовня во имя священномученика Иова Ущельскаго чудотворца на прежнем месте рубленая. В той часовни под спудом опочивает Иов Ущельский чудотворец. Над ним гробница тесовая, покрыта сукном, на той гробнице написан образ священномученика Иова на красках. На ней пелены: одна голи красной три аршина, другая - желтой два аршина, крест на ней осьмиконечной, винетейской… В часовни образ святаго священномученика Иова, Ущельскаго чудотворца, вверху на углу Иисус Христос, писаны на листовом золоте красками» (Там же).

В Житии И. упоминаются чудеса, совершавшиеся от его икон. В частности, Константин Иванов из с. Койнас 9 янв. 1664 (1670?) г. был «у моря на Кедском берегу», внезапно заболел и не мог ходить, но выздоровел после того как вышел на улицу, где стоял образ И., и помолился перед ним (Там же. С. 163). Тот факт, что образ святого у поморов выставляли для моления даже на улице, свидетельствует о широком почитании И. в Мезенско-Печорском крае. В Житии преподобномученика повествуется о чуде, происшедшем с холмогорским иконописцем Григорием Селивановым Поповым, к-рый договорился выполнить иконы для Ущельского храма и поехал в Холмогоры для покупки красок. Возвратившись, он начал писать иконы для храма во имя свт. Николая Чудотворца в Азаполье; «…тогда заболели у него очи, и от тоя болезни 2 недели писать не мог. И прииде ему на ум обещание писать иконы в Ущельи с Прокопьева дня... роскаясь и обещася петь молебен у гробницы преподобномученика Иова, и на гробнице его написать образ подобия его на покрове (т. е. список.- Авт.), и оттого времени здоров бысть очима, и написав иконы во храм и на гробницу, прослави Бога и святаго Иова» (Там же. С. 161-162). Иконописец Григорий Селиванов родом из с. Матигоры (рядом с Холмогорами) упоминается в составе артели иконописцев Холмогорского архиерейского дома в кон. ХVII в. (Кольцова Т. М. Искусство Холмогор ХVI-ХVIII вв. М., 2009. С. 88).

Для ц. Рождества Христова, заново возведенной в 1886 г. в Ущелье, архангельскими иконописцами были созданы новые иконы. Справа от храмовой иконы стоял «образ св. праведнаго Иова Многострадального и местночтимого св. преподобномученика Иова Ущельскаго, писан на дске красками; длины имеет 21/4 аршина, ширины 1 аршин; над главою св. Иова Ущельскаго находится венец серебряный 84 пробы, весу имеет один золотник. Кругом образа рама позолочена червоным по мардану золотом» (Главные описи церковного имущества Христорождественской и Иовской церквей Ущельского прихода Мезенского у. за 1893 г.- ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1540. Л. 12 об.).

В Ущельском приходе была также ц. прав. Иова Многострадального, построенная в 1794 г. и поновленная в 1889 г. на средства генеральской вдовы из С.-Петербурга А. П. Быковой. Судя по описи 1893 г., в ней на сев. стене находился «образ св. преподобномученика Иова, Ущельского чудотворца, на доске писан красками… на нем риза серебряная чеканая… В 1880 году риза устроена неизвестными благотворителями… длины 11/2 аршина, ширина 11/2 аршина с киотом… Кругом образа карнизы и резьба позолоченные». В том же храме имелась «хоругвь, писана красками на холсте... на одной стороне ее изображение Божией Матери, а на другой - св. преподобномученика Иова» (Там же. Л. 32, 37).

По преданию, из Ущельского мон-ря происходит большого размера икона И. кон. XIX в. (200×78 см; в 90-х гг. XX в. хранилась в Народном музее с. Лешуконского, в 2000 украдена, впосл. возвращена и передана правосл. приходу с. Лешуконского; экспертное заключение Гос. музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» см.: Архив АМИИ. Оп. 3. Д. 1223. Л. 21). И. изображен фронтально в рост, в темно-серой мантии и темно-зеленой схиме, в куколе, руки с четками крестообразно сложены на груди, у него широкая седая окладистая борода. На фоне написан пейзаж Ущелья: река с высоким берегом, на холме - деревянный 2-главый храм, окруженный деревянной оградой. Образ по размеру совпадает с иконой, которая лежала в раке, пожертвованной в 1888 г. в ц. прав. Иова Многострадального московской купеческой вдовой и ее дочерью А. С. и Е. Д. Четвериковыми: «У северной стены в церкви, близ солей находится деревянная рака длиною 21/2 аршина, шириной 1 аршин 1 четверть; означенные раки устроены из дубового дерева в виде ящика, крышка коего двигается на медных шарнирах и запирается на два внутренних замка. Крышка с обеих сторон лакирована, а на верху ее прикреплен по длине всей раки кипарисный крест с тростию и копием. Лицевая сторона гробницы также лакирована и украшена 3 резными лакированными рамками в виде правильных квадратов, из-под которых виднеются медные позолоченные пластинки; в средине упомянутых рам находятся металлические позолоченные, рельефные украшения, представляющие подобие звезд. На прочих 2 сторонах в средине резной лакированной рамы устроен деревянный позлащенный крест с таковым же копием и тростию. В сей раме помещается икона св. преподобномученика Иова, Ущельскаго чудотворца… венец и цата на образе серебряные безпробные; длина его 2 аршина 1 четверть, ширина 1 аршин; образ - на доске писан красками. Пелена на сем образе лучшей золотой парчи, покрывает изображение святого с ног до груди» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1540. Л. 36-36 об.).

Запрестольный образ кон. ХIХ в. работы архангельских мастеров (АМИИ; 48×36,5 см; рукоять опилена) вывезен из расположенной недалеко от Ущелья дер. Б. Нисогора Лешуконского р-на Архангельской обл. На одной стороне написан образ Божией Матери «Знамение», на другой - И. по пояс, в небольшом повороте вправо, руки сложены в молитвенном жесте. Близкая по живописной манере поясная икона И. кон. ХIХ - нач. XX в. происходит из часовни на р. М. Крутая (Канинская тундра), в наст. время хранится в собрании Ненецкого окружного краеведческого музея (57×47 см; см.: Предметы христ. культа в собр. Ненецкого краевед. музея: Кат. Нарьян-Мар, 2008. С. 17). Святой изображен прямолично, в коричневой мантии и зеленом куколе, с благословляющей десницей, в левой руке - развернутый свиток (надпись: «Не бойся от убивающ»). В основе этой иконографии - рисунок, опубликованный в книгах иером. Никодима (Никодим (Кононов). 1900. С. 99; Он же. Прп. Иов, Ущельский чудотворец, и судьбы основанной им обители. СПб., 1900. С. 4). По-видимому, эта икона - одна из 50 пожертвованных в сент. 1902 г. смотрителем Александро-Невского ДУ архим. Никодимом (Кононовым) для церковных школ Мезенско-Печорского окр. (см.: Матафанов Н. Н. Священномученик российский, рожденный на Ненецкой земле: (К 90-летию со дня гибели еп. Белгородского Никодима) // Генеалогия на Рус. Севере: Мат-лы Междунар. науч. конф. Сент., 2008. Архангельск, 2009. С. 163).

Упомянутый рисунок 1900 г. предположительно послужил образцом для 2 хромолитографий, вероятно выполненных по заказу Ущельской обители. В 1902 г. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе была отпечатана бумажная икона И. (опубл.: Галёв Н. А. Время и судьбы: Очерки истории Лешуконья. Архангельск, 2004. С. 49; в 1911 издан повторный тираж эстампа с текстом об И. на обороте (оттиск в собрании Церковно-археол. кабинета Соловецкого монастыря)).

В XX в. образ И. (в куколе, борода средней величины с проседью, надпись: «п iовъ ущ») встречается в группе Архангелогородских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на повторениях этого извода кон. XX - нач. XXI в. (работы иконописной мастерской МДА и др.). Изображение И. включено в композицию «Собор Соловецких святых». Так, на иконе 2005 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) он показан в предпоследнем ряду левой группы, с непокрытой головой, в руке - крест. Примером совр. интерпретации образа святого является книжная иллюстрация с изображением мученической кончины И. (худож. А. К. Петров-Довбиев; см.: Русский, псевд. [Гунькин] Г. П. Клейма к иконам северорус. святых / Храм Казанской иконы Божией Матери. [М.,] 2002. С. 61).

Лит.: Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких. СПб., 1900; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 130-131.
Т. М. Кольцова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых)
  • АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)
  • ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице)
  • МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых)
  • АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)
  • АНАСТАСИЙ (кон. XII-нач.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)
  • ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)