АВЕРКИЙ
Том I , С. 130-131
опубликовано: 22 октября 2007г.

АВЕРКИЙ

Аверкий (Таушев), архиеп. СиракузскийАверкий (Таушев), архиеп. Сиракузский

(Таушев Александр Павлович; 19.10.1906 - 13.04.1976, Джорданвилл, США), архиеп. Сиракузский и Троицкий РПЦЗ. В 1920 г. покинул Россию. В 1930 г. окончил богословский фак-т Софийского ун-та. В 1931 г. отправился в Карпатскую Русь для миссионерской работы. 17 мая 1931 г. принял монашество, на следующий день рукоположен во диакона, в 1932 г.- во иеромонаха. Окормлял неск. приходов рус. эмигрантов в Карпатской Руси. Считал себя учеником архиеп. (впосл. митр.) Серафима (Соболева), был близок к архиеп. Феофану (Быстрову). В 1940 г., после оккупации Карпатской Руси венг. войсками, А. переехал в Белград и был назначен митр. Анастасием (Грибановским) священником белградской Свято-Троицкой ц.; в 1944 г. возведен в сан архимандрита; в 1944-1951 гг. окормлял рус. приходы в Австрии и Германии. В 1951 г. А. прибыл в США, где вступил в состав братии Свято-Троицкого мон-ря и преподавал НЗ, литургику и гомилетику в Свято-Троицкой ДС (автор учебных пособий «Руководство к изучению Нового Завета», «Руководство по гомилетике» и др.). С 1952 г. ректор Свято-Троицкой ДС и главный редактор ж. «Православная Русь». В период руководства А. Свято-Троицкая ДС получила статус ун-та штата Нью-Йорк. По инициативе А. к преподаванию в ДС были привлечены известные церковные ученые сер. ХХ в.: протопр. Михаил Помазанский, архим. Константин (Зайцев), иером. (впосл. архиеп.) Алипий (Гаманович), И. М. Андреев, Н. Д. Тальберг и др. В 1953 г. А. хиротонисан во епископа Сиракузского и Троицкого. 12 мая 1960 г. избран настоятелем Свято-Троицкого мон-ря. В 1961 г. возведен в сан архиепископа. С 1964 г. постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Принимал активное участие в подготовке и проведении Архиерейских Соборов РПЦЗ, а также III Всезарубежного Русского церковного Собора (1974) в Свято-Троицком мон-ре. В 1956-1976 гг. А. опубликовал большое число проповедей, статей, слов и докладов, значительная часть к-рых вошла в собрание «Современность в свете слова Божия». Основные мотивы гомилетики и публицистики А.- наступление эпохи апостасии, опасность лжеправославия, необходимость хранить верность своему церковному и национальному самосознанию. Стиль его проповедей и статей характеризуется логической последовательностью, динамизмом, обилием тропов и образным параллелизмом. Погребен в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого мон-ря в Джорданвилле.

Соч.: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Джорд., 1956. М.; СПб., 1995п. 2 ч.; Руководство по гомилетике. Джорд., 1961. 4 т.; Провозвестник кары русскому народу: (Еп. Феофан Затворник). Джорд., 1964; Св. Марк Ефесский. Джорд., 1964; Истинное Православие и современный мир. Джорд., 1971; Высокопреосвященный Феофан, архиеп. Полтавский и Переяславский. Джорд., 1974; Современность в свете Слова Божия. Джорд., 1975-1979. 4 т. М., 1998р; Завет великого князя Владимира русскому народу. М., 1991; Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. М., 1991; Семь Вселенских Соборов. М.; СПб., 1996п; Прав. Иоанн Кронштадтский: Живое слово мудрости духовной. М., 1997п.
Лит.: РПЦЗ. Т. 2; Русские писатели эмиграции, 1921-1972 / Сост. Н. Зернов. Бостон, 1973; Игнатий, иером. Жизненный путь преосвященного архиеп. Аверкия // Православная Русь. 1976. № 9.
Б. К. Кнорре
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АБРЮЦКИЙ Дмитрий Степанович (1796 - 1860), протоиерей
  • АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович ; род. в 1926), архиеп. Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ
  • АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания
  • АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий; ок. 1728 - ок.1812), еп. Некресский, груз. церк. деят, проповедник и поэт
  • АМФИТЕАТРОВ Яков Космич (1802-1848), проф. гомилетики и всеобщ. словесности КДА
  • АНДРЕЙ (Рымаренко Адриан Адрианович; 1893-1978), архиеп. Рокландский, вик. Нью-Йоркской епархии РПЦЗ
  • АНДРИАНТЫ сборник проповедей свт. Иоанна Златоуста, произнесенных в Антиохии ( 387 г.)