АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН
Том I , С. 246-247
опубликовано: 1 апреля 2008г.

АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН

Содержание

и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.). В гонение при имп. Максимиане комит Евтолмий, возвращавшийся из Понта после розыска и ареста христиан, в мест. Карпы приказал распять мч. Зотика и его учеников. Затем, прибыв в Никомидию и узнав, что градоправитель обращен ко Христу неким знатным человеком по имени А., комит взял их обоих вместе с др. верующими под стражу и повел во Фракию, где была имп. ставка. По пути в мест. Потам были умерщвлены мученики Зинон, Феопрепий и Акиндин, к-рые не могли из-за ран идти дальше, а в Халкидоне - мч. Севериан, проповедовавший там учение Христа. В г. Византий (буд. К-поль) А. со спутниками предстали перед судом. Их предали побоям и после мучений по имп. приказу усекли мечом в мест. Аммы близ Селимврии. Мощи А. находились в пригороде К-поля Кенополе, где при имп. Константине Великом был построен храм-мартирий; в нем, а также в ц. св. Феодоры в Ксирокерке торжественно отмечалась его память.

Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). ФрагментМч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

А. посвящены неск. житий и похвальных слов (в т. ч. написанные Анастасием Квестором и Филофеем, еп. Селимврийским). Канон святому написан св. Феофаном Начертанным. Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие включено под 22 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 432).

Гимнография

В Типиконе Великой ц. (X в.) отмечена «страсть святого Агафоника и дружины его (Mateos. Typicon. T. 1. P. 380-381); упоминается А. и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского. Месяцесловы Студийского и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. № 443. Л. 130-135) выписаны седален (отличный от помещенного в печатных Минеях), 3 стихиры (одна из них совпадает с печатными), канон (тот же, что в печатных). Мессинский Типикон (1131) отмечает, что 22 авг. «последование совершается по тому же чину, что и 17 августа» (Arranz. Typicon. P. 182).

Составленный Иосифом († 883) канон А. (1-го гласа) с акростихом «̓Αγαθονίκου τοὺς πόνους με εἰπεῖν θέμις», содержащийся во многих рукописях (XII в. Doch. Gr. 32; кон. XIII-XIV в. ГИМ. Син. Греч. № 450. Л. 161-172), вошел в совр. греч. и слав. печатные Минеи (в слав. Минеях акростих не указан). Из рукописи (1353 г. Alex. Patr. 118. Fol. 158v - 163) известен др. канон Георгия (4-й глас) попразднству Успения Богоматери и А. («Μεθέορτον νυνὶ πανδαισίαν τεκοῦσα» - Ταμεῖον. N 851. Σ. 271). Славник на вечерне на «Господи воззвах» атрибутируется Анатолию. Службы в совр. греч. и слав. печатных Минеях в целом идентичны друг другу, в греч. (Μηναῖον. Αὔγουστος. Σ. 224) имеется после 6-й песни канона на утрене стишной ямбический синаксарь святому. По совр. рус. Типикону, так же как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова), по греч.- со славником на вечерне.

Иконография

А. изображается как юный безбородый мученик, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, его волосы кудрявы: на левой створке складня-триптиха слоновой кости из Палаццо Венеция в Риме, cер. X в.; на эмальерной вставке потира из К-поля, сер. X в. (Венеция, сокровищница Сан-Марко); на минейной иконе кон. XI - нач. ХII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 125об.), на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Мученичество святого представлено в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Успения Трескавацкого мон-ря (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., рекомендует изображать А. молодым, «с малою бородой» (Ч. 3. § 10. № 50). Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1. 22 авг.).

Ист.: BHG, N 39-43; ActaSS. Aug. T. 4. P. 519-524; SynCP. P. 913-915; ЖСв. Август. С. 376-378.
Лит.: DHGE. T. 1. Col. 920-921; ̓Αγαθόνικος, ἐπ. τῶν Καλαβρυτῶν. ̓Ακολουθία τοῦ ἁγίου ἐνδόξου μεγαλομάρτυρος ̓Αγαθονίκου. ̓Αθῆναι, 1953; Janin. Églises et monastères. P. 7-8; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 6; HKC. Т. 3. С. 742-743; (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 456, 493).
Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 366; Morey C. R. Gli Oggetti di Avorio e di Osso del Museo Sacro Vaticano. Città del Vaticano, 1936. (Catalogo del Museo Sacro; 1). Abb. 68; LCI. Bd. 5. Sp. 51; Talbot-Rice D. The Art of Byzantium. L., 1959. Tab. 98; Volbach W. F., Grabar A., Erdmann K. Il tesoro e il Museo. Firenze, 1971. N 42. Tf. XLIV. (Il tesoro di San Marco. 2); Underwood. Kahrie Djami. Bd. 2. N 157; Миjовић. Менолог. С. 307, 315, 361; Евсеева. Афонская книга. С. 325. № 178; С. 275. № 121.
А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также