АГСАВАЛИ
Том I , С. 273-274
опубликовано: 4 апреля 2008г.

АГСАВАЛИ

Агсава́ли [груз. აღსავალი - ступень], груз. богослужебный певч. термин.

1. То же, что и антифон на литургии, а также степенны на утрене. Происхождение термина связано с древним надписанием Пс 119-133 (в Септуагинте - ̓Ωιδὴ τῶν ἀναβαθμῶν; груз. გალობანი აღსავალთაი [галобани агсавалтаи]; церковнослав.   ; в рус. синодальном переводе - «песнь восхождения»).

2. Одна из составных частей груз. певч. сборников вечерни и утрени. Иером. Эквтиме (Кереселидзе), ссылаясь на традицию мон-ря Гелати, указывал (рукописи из собрания Ин-та рукописей Грузинской АН: Q-672 (1917) и Q-673 (1891-1920)) на существование 15 А. на вечерне и ок. 40 А. на утрене. На место каждого А. должно встать песнопение, соответствующее данному типу службы. А. вечерни: псалом 103-й; великая ектения; кафизма; псалом «Господи воззвах»; стихиры на «Господи воззвах»; «Свете тихий»; прокимен; паримии; сугубая ектения; «Сподоби, Господи»; просительная ектения; стиховные стихиры; «Ныне отпущаеши»; тропари; отпуст. А. утрени: шестопсалмие; великая ектения; «Бог Господь» (Великим постом - «Аллилуия»); тропари на «Бог Господь» (или тропари «Аллилуии»); 1-я рядовая кафизма; седален 1-й кафизмы; 2-я рядовая кафизма; седален 2-й кафизмы; 17-я кафизма - «Непорочны», в праздники - «Хвалите» (см. Полиелей); в воскресенье - тропари «Ангельский собор»; величание [на праздники]; тропари на величание; антифоны (степенны); прокимны Евангелия; «Всякое дыхание»; чтение Евангелия; «Воскресение Христово»; «Помилуй мя Боже» (псалом 50-й); «Молитвами апостолов»; «Спаси, Боже»; 1-я песнь канона (далее опускаем слово «канона»); 3-я песнь; катавасия и малая ектения; кондак и икос и (или) седален; 4-я песнь; 5-я песнь; 6-я песнь; катавасия и малая ектения; кондак и икос, синаксарь (чтение святому из Минеи); 7-я песнь; 8-я песнь; «Величит душа моя Господа» (см. Песнь Богородицы); 9-я песнь; [катавасия,] малая ектения и «Свят Господь»; светильны; «Всякое дыхание» (см. Хвалитны); стихиры на «Хвалитех»; «Слава в вышних» (Великое славословие); тропари на «Слава в вышних»; «Помилуй нас» (сугубая ектения), «Исполним» (просительная ектения) и отпуст.

Лит.: გუმილევსკი . გამასთევის ლოცვა: გამნარტება დიდი მწუხრისა. ტფილისი, 1886. C. 51 [Гумилевский С. Всенощное бдение: Толкование великой вечерни. Тифлис, 1886]; ეჟვთიმე (კერესელიმე), ბერმონაზონი. ჟართული საეკლესიო საგალობლებიხ ნოტებზე გადაღების ისტორია [Эквтиме (Кереселидзе), иером. История переложения на ноты грузинских церковных песнопений. 1936] // Ин-т рукописей Груз. АН. Ркп. Q-840. 1936 г.
М. Г. Андриадзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АККЛАМАЦИЯ в христ. литургич. обиходе - текстовая, либо текстово-мелодическая формула
  • АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии