АКРИВИЯ
Том I , С. 403
опубликовано: 11 марта 2008г.

АКРИВИЯ

[греч. ἀκρίβεια - строгость, точность], способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христ. учения; применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства. А. противостоит икономия, т. е. снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера. Икономия предполагает известное отклонение от канонических правил в указанной выше сфере и частичную замену законности целесообразностью. Сочетание А. и икономии составляет метод правового регулирования в церковном праве. Такое понимание метода вытекает как из сущности регулируемых отношений, так и из самого духа евангельского благовестия. С одной стороны, наиболее ценные объекты правового регулирования и охраны (вероучение, основы христ. нравственности) нуждаются в эффективной правовой защите, причинение им ущерба рассматривается как явление недопустимое, не могущее в принципе повлечь снисхождения, а следов., подлежащее А. С др. стороны, Сам Христос пришел не судить, но спасти мир; Он проявил милосердие и снисхождение к человеческому роду и заповедал Своим последователям (а значит, и Церкви, ибо она их союз) делать то же по отношению друг к другу. Сочетание А. и икономии по существу является соотношением законности (понимаемой как четкое и неуклонное, букв. соблюдение нормативного предписания) и целесообразности (полезности, удобства). Метод А. имеет не только научное значение при толковании и использовании тех или иных канонических норм, но и практическое применение.

История знает немало примеров применения метода А.: случай с Ананией и Сапфирой (Деян 5. 1-11); случай с Симоном Волхвом (Деян 8. 9-24); непримиримость ап. Павла к расколам (1 Кор 1. 10-17; 3. 3-9, 21-23); осуждение ап. Павлом нарушения Евхаристической Трапезы (1 Кор 11. 27-34); в III в. Римская, Александрийская и др. Церкви отстояли практику перекрещивания еретиков; в 405 г. на Соборе в Карфагене блж. Августин высказался за самое жесткое отношение к расколу донатистов (Деян. V Всел.); осуждение четвертого брака визант. имп. Льва VI, отлучение его от св. Причащения и мн. др. Примерами А. могут служить отношение РПЦ к укр. автокефальному расколу 1989 г., заявления Святейшего Синода (1989), Архиерейского Собора (янв. 1990) и Поместного Собора (июнь 1990) и последующие документы о непризнании хиротоний самочинной автокефалии; заявление Святейшего Синода РПЦ от 23 февр. 1996 г. о прекращении канонического и евхаристического общения с К-польским Патриархатом и Финляндской автономной Церковью по причине их вмешательства в дела Эстонской Апостольской Православной Церкви, находящейся в юрисдикции Московского Патриархата.

А. как метод решения правовых вопросов в Церкви не может потерять свое значение, ибо она относится к деяниям определяющим и наиболее значимым в жизни ее членов. Выбор А. или икономии в качестве методов правового регулирования в церковном праве зависит как от характера регулируемых отношений, так и от усмотрения лиц, применяющих канонические правила к реальным жизненным обстоятельствам.

Ист.: ДВС; Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, [1996]: Документы. М., 1997.
М. Ю. Варьяс
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости
  • АД преисподняя
  • АНГЕЛ "вестник", название сотворенных Богом личных духовных существ
  • АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ словосочет., обознач. в Свящ. Писании особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа