АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ
Том I , С. 509-512
опубликовано: 28 ноября 2007г.

АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ

Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ)Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ)Благословенный (12.12.1777, С.-Петербург -19.11.1825, Таганрог), имп. Всероссийский (с 12 марта 1801). Старший сын имп. Павла I Петровича и императрицы Марии Феодоровны. Современники А. отмечали такие черты его характера, как «христианское смирение и величавость», мягкость, скромность, любознательность, впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние. Биографы А. писали, что он обладал твердым, решительным, но скрытным характером, замаскированным внешней мягкостью и уступчивостью. А. воспитывался под руководством бабки, императрицы Екатерины II, к-рая пригласила к нему образованнейших наставников и учителей. Воспитателем буд. императора был швейцарец Ф. С. Лагарп - философ, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам, законоучителем и духовником - прот. Андрей Самборский, долгое время служивший при рус. посольстве в Англии, в числе учителей также состояли писатель М. Н. Муравьёв и географ П. С. Паллас. В 1793 г. А. вступил в брак с принцессой Луизой Марией Августой Баденской (1779-1826), нареченной в Православии Елизаветой Алексеевной. У них родились 2 дочери - Мария (1799-1800) и Елизавета (1808-1810).

A. взошел на престол в результате переворота - убийства в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павла I недовольными его политикой заговорщиками из среды гвардейского офицерства. В манифесте 12 марта 1801 г. A. объявил, что будет управлять «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей, государыни императрицы Екатерины Великой». Он восстановил отмененные Павлом I «жалованные грамоты» дворянству и городам, освободил дворянство от телесных наказаний. Была упразднена Тайная экспедиция, освобождены ок. 1 тыс. заключенных и ссыльных, возвращены на службу до 12 тыс. опальных чиновников и военных, специальный указ запретил применение пыток во время следствия.

В качестве советников А. призвал к себе представителей молодого поколения родовитой дворянской знати: гр. П. А. Строганова и его двоюродного брата Н. Н. Новосильцева, гр. В. П. Кочубея и кн. А. Чарторыйского - родственника последнего польск. короля. Они составили летом 1801 г. Негласный комитет, к-рый, хотя и не имел офиц. статуса, обладал большим влиянием и в основных чертах определил программу буд. преобразований в области центрального управления, просвещения и печати, проведенных в первое десятилетие царствования А. Вместо прежних петровских коллегий были введены мин-ва (1802-1811), учрежден высший законосовещательный орган при императоре - Гос. совет (1810), введена новая система народного образования (1803-1804), в основу к-рой были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ; помимо существовавшего с 1755 г. Московского ун-та открыты ун-ты в Дерпте (1802), Вильне (1803), Казани (1804), Харькове (1805), позже - в С.-Петербурге (1819), в 1811 г. основан Царскосельский лицей; в 1804 г. издан первый, самый либеральный в истории России цензурный устав.

При A. были предприняты первые шаги к постепенной отмене крепостного права. Уже при вступлении на престол государь заявил, что отныне прекращается практика раздачи казенных крестьян в частные руки. 20 февр. 1803 г. издан указ о вольных хлебопашцах, к-рый предусматривал освобождение крепостных крестьян за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдной их договоренности с помещиком. За время царствования A. было заключено 160 сделок и освобождено 47 тыс. крестьян. Всего же за время действия указа (к 1858) выкупились 152 тыс. чел. Были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение участи крепостных. Запрещено было продавать крестьян на ярмарках «в розницу» (т. е. разбивая семьи), отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за маловажные проступки; крестьянам, незаконно записанным за помещиками, предоставлялась возможность возбуждать иски о свободе; получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из-за границы; взятый по рекрутскому набору крестьянин считался свободным и по окончании службы уже не мог быть возвращен к своему помещику. Закон обязывал помещиков кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В 1804-1819 гг. отменено крепостное право в Остзейском крае (Лифляндии и Эстляндии), в 1818 г. A. дал секретные поручения разработать планы отмены крепостного права для рус. губерний, однако представленные проекты из-за сильнейшего противодействия дворянства не были реализованы. Большую роль в преобразовательной деятельности первого десятилетия царствования A. играл талантливый реформатор, сын сельского священника М. М. Сперанский. При его активном участии были проведены реформы светского и духовного образования, завершена министерская реформа, основан Царскосельский лицей, учрежден Государственный совет. По заданию A. Сперанский разработал план гос. преобразования России, к-рый был одобрен A., но встретил сильное противодействие со стороны влиятельных дворянских кругов и был отложен.

В годы царствования A. Россия пережила один из драматических периодов своей истории. Ей одновременно пришлось вести неск. войн, требовавших огромного напряжения всего гос. организма: в течение 10 лет (1805, 1806-1807, 1812, 1813-1814) шли войны с Францией, в 1804-1813 гг.- с Персией, в 1806-1812 гг.- с Турцией, в 1808-1809 гг.- со Швецией. Неудачными были коалиционные войны 1805-1807 гг. с Францией, закончившиеся невыгодным для России Тильзитским миром (1807), все др. войны завершились победой рус. оружия. Территория страны существенно расширилась: в состав России вошли Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Сев. Азербайджан (1813), Царство Польское (1815). В 1801-1810 гг. к России добровольно присоединились православные Грузия и Абхазия, что усилило позиции Православия на Кавказе. В 1822 г. в состав империи вошла часть Казахстана (средний жуз).

Отечественная война 1812 г. явилась серьезным испытанием для A. и всей России. Громадную роль в победоносном исходе войны сыграли твердость и мужество правителя. В день Рождества Христова 25 дек. 1812 г. был издан царский манифест, возвестивший о победоносном окончании Отечественной войны, но еще не о наступлении мира. 1 янв. 1813 г. рус. армия перешла границу - военные действия были перенесены в пределы Зап. Европы. Борьбу с Наполеоном за пределами России A. рассматривал как выполнение основной своей миссии - освобождения западноевроп. народов и низвержения Наполеона с престола. Взятие 19 марта 1814 г. союзными войсками Парижа и заключение 18 мая 1814 г. мира знаменовали успешное ее выполнение. A. стал вершителем судеб Европы. В 1814 г. Сенат преподнес A. титул «Благословенного, великодушного держав восстановителя». Военные потрясения 1812 г. оказали громадное влияние на усиление религиозности A. «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал,- говорил позднее A.- Тогда я познал Бога. Во мне созрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе». Император каждый день стал читать Библию «и находить в ней утешение», однако духовная основа его личности сложилась много ранее. Еще задолго до войны А. руководил изготовлением походного храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского; с ним прибыл он пред Пасхой 1812 г. в Вильну и с ним вступил в 1814 г., также перед Пасхой, в Париж.

Конфессиональная политика A. в те годы заключалась как в последовательной защите интересов Русской Церкви, так и в провозглашении принципов веротерпимости. В начале его царствования были сделаны послабления для старообрядцев и нек-рых сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения власти; широкой свободой пользовались католичество и протестантизм, а также ислам и буддизм; фактически был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож, но в 1810 г. был установлен негласный полицейский надзор за их деятельностью. Когда A. стало известно о существовании тайного об-ва декабристов (многие из к-рых входили в масонские ложи), были запрещены все тайные орг-ции и масонские ложи (1822). На рубеже XVIII-XIX вв. в России активизировались иезуиты, открывшие в С.-Петербурге, Москве, Одессе и др. городах школы (пансионы), а в Полоцке - ДА. Их деятельность вызвала резкое недовольство правосл. духовенства, и по указу 1815 г. они были высланы из Москвы и С.-Петербурга, а в 1820 г.- изо всех мест России, их имущество было отписано в казну.

Основным направлением церковной политики A. в это время было улучшение социального положения духовенства и повышение образовательного уровня с целью возвысить его нравственное влияние в рус. обществе. При A. существенно были расширены права и привилегии правосл. клириков, улучшено их материальное положение. Указ 1801 г. отменил телесные наказания по суду для духовных лиц, в 1808 г. этот указ был распространен и на членов их семей. Приходское духовенство и мон-ри были освобождены от поземельного налога, а в 1821 г.- от воинского постоя и большинства др. натуральных и денежных повинностей. Было разрешено приобретение духовенством ненаселенных земель в собственность путем дарения и покупки (указы 1805 и 1810). В 1823 г. вдвое увеличены введенные при Павле I постоянные оклады для приходского духовенства, создан пенсионный фонд и постоянные попечительства. В 1815 г. отменены рекомендации офиц. светских лиц при поставлении на священнические должности (за исключением военного ведомства). В 1818 г. рассмотрение правонарушений, совершенных духовными лицами (кроме уголовных и гос. преступлений), было изъято из ведения гражданского суда и передано в церковный суд. Указами 1820 и 1823 гг. окончательно отменялось право выбора прихожанами настоятелей приходов. В 1808-1814 гг. была проведена реформа духовного образования. По аналогии со светской школой в духовных учебных заведениях вводились 4 ступени обучения с преемственностью программ: церковноприходская школа, уездное ДУ, ДС, ДА. В учебных программах усилено преподавание общеобразовательных предметов, академии были поставлены во главе духовно-учебных округов. Строго подтверждалась необходимость духовного образования для занятия священнических должностей. При назначении архиереев A. неизменно предпочитал кандидатов «традиционного» склада, что охраняло Церковь от проникновения «модернизма».

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав РПЦ она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов), ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть груз. духовенства, к-рая находилась в крепостной зависимости.

При А. в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, НЗ был переведен на татар., ногайский, осетин. языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г.- осетинская, а в 1821 г.- монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии, во главе к-рой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения А. сыграли решающую роль в упрочении положения правосл. миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. A. отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в зап. губерниях был запрещен перевод униатов (см. Греко-католики) в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, к-рая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казенными землями.

В этот период царствования A. увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813-1814 гг. за границей, он проявлял интерес к различным христ. конфессиям. В 1814 г. в Силезии А. встретился с представителями секты Моравских братьев, в их строгом аскетизме император увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене A. общался с европ. мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом , в Лондоне беседовал с квакерами, посещал их молитвенные собрания. По инициативе A. 14 сент. 1815 г. был заключен Священный союз между монархами России, Австрии и Пруссии. Текст акта, написанный A., имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христ. монархов оказывать друг другу всемерную помощь. В России государь покровительствовал различного рода религ. собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на А. оказывал архим. новгородского Юрьева мон-ря Фотий (Спасский). С 1812 г. при покровительстве A. в России развернуло свою деятельность Российское Библейское общество, к-рому он подарил каменный дом в С.-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. р. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. р. Правосл. иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском об-ве протестант. проповедников. Этим недовольством воспользовались архим. Фотий и всесильный временщик А. А. Аракчеев, ревниво относившийся к А. Н. Голицыну, занимавшему посты председателя Библейского об-ва и министра духовных дел и народного просвещения. В 1824 г. им удалось уговорить императора остановить деятельность Библейского об-ва и уволить Голицына со всех постов.

В последнее десятилетие своего царствования A. проявил себя глубоко верующим правосл. христианином. Благочестие государя резко выделяло его из окружавшей его великосветской элиты, расценивавшей настроение А. как «мистицизм» и «ханжество». А. совершил неск. паломничеств в рус. мон-ри и имел беседы с известными подвижниками. Первое его посещение Троице-Сергиевой лавры состоялось во время коронационных торжеств осенью 1801 г. В 1814 г. А. передал МДА свой дворец в лавре («царские чертоги»), где академия находится и в наст. время. А. пользовался каждой возможностью посетить храмы и мон-ри. В 1816 г. он молился в Киево-Печерской лавре и посетил ее насельника иеросхим. Вассиана (Балашевича). В 1819 г. государь был на Валааме, где произвел большое впечатление на братию мон-ря своим знанием монастырских уставов и молитвенным усердием на службах. В 1823 г. император посетил схим. Амфилохия в Спасо-Яковлевском ростовском мон-ре, в С.-Петербурге неоднократно беседовал с настоятелем Глинской пуст. Филаретом. По преданию, существовавшему в Саровской пуст., в 1824 г. состоялась встреча A. с прп. Серафимом Саровским. На впечатлениях А. от поездок и бесед с подвижниками основан ряд указов: «О соблюдении церковного благолепия и порядка при богослужении» (1804), во исполнение к-рого были введены ограды перед амвонами и запрещено «лишним людям» находиться во время богослужения на солее и в алтаре; «О богопочитании» (1816), в к-ром говорилось о поведении духовенства и соблюдении порядка и тишины в храмах; «О церковном пении» (1824), по к-рому во избежание произвола в выборе песнопений партесное пение разрешалось только с копий нот, заверенных директором Придворной певч. капеллы Д. С. Бортнянским. Известны заботы A. о храмоздании. По его повелениям было начато возведение крупнейших храмов Москвы и С.-Петербурга - Христа Спасителя в Москве в память победы в Отечественной войне 1812 г. и Исаакиевского собора в С.-Петербурге.

1 сент. 1825 г., перед отъездом на юг, A. отправился в Александро-Невскую лавру, где вел долгую беседу со старцем Алексием Петербургским. В середине сент. государь прибыл в Таганрог, затем посетил Азов и устье Дона, в начале окт. направился в Крым, побывал в Симферополе, Алупке, Ливадии, Ялте, Севастополе, Евпатории, Бахчисарае. 27 окт. по пути из Балаклавы в Георгиевский мон-рь A. сильно простудился и 5 нояб. вернулся в Таганрог уже тяжелобольным. 19 нояб. 1825 г. А. скончался. Смерть еще не старого государя (ему шел 48-й год), ранее не болевшего, породила различные толки и предположения. Распространено предание о «таинственном старце» Федоре Кузьмиче (см. Феодор Томский), под именем к-рого будто бы долгие годы скрывался A.

Лит.: Знаменский П. В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Каз., 1878; он же. Чтения по истории Русской Церкви за время царствования Александра I. Каз., 1885; Прилежаева Е. М. Царствование Александра I в истории духовной школы. СПб., 1878; Бобровский П. О. Русская греко-униатская Церковь в царствование Александра I: Ист. исслед. по арх. мат-лам. СПб., 1890; Васильев А. Веротерпимость в законодательстве и жизни в царствование императора Александра I // Наблюдатель. 1896. № 6-8; Шильдер Н. К. Император Александр I: Ero жизнь и царствование. СПб., 1904-19052. 4 т.; Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Император Александр I. СПб., 1912. 2 т. М., 1999п; Аникиев П., свящ. Мистицизм в эпоху Александра I. M., 1912; Речменский А., свящ. Походная церковь императора Александра I. М., 1912; Барятинский В. В. Царственный мистик: (Император Александр I - Федор Кузьмич). СПб., 1913. Л., 1990п. М., 1997; Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916; Федоров В. А. Александр I // ВИ. 1990. № 1; Соловьев С. М. Император Александр I: Политика. Дипломатия. М., 1995; Вишленкова Е. А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Каз., 1997; она же. Духовная школа России первой четверти XIX века. Каз., 1998; Грюнберг П. Н. Император Александр I Благословенный - ревнитель Православия или «экуменист» своего времени? // Ежегодная богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 1997. С. 126-135; Кондаков Ю. Э. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб., 1998; Сахаров А. Н. Александр I. М., 1998.
П. Н. Грюнберг, В. А. Фёдоров
Рубрики
Ключевые слова
См.также