ИРИНА
Том XXVI , С. 376-383
опубликовано: 15 мая 2012г.

ИРИНА

Содержание
Вмц. Ирина. Икона. 1595 г. (КБМЗ)Вмц. Ирина. Икона. 1595 г. (КБМЗ)

(† кон. I или нач. II в.), вмц. (пам. 5 мая; пам. визант. 4, 23 мая).

Источники

По мнению зап. исследователей, Житие И. носит легендарный характер. Ученые указывают на то, что имя Ирина получило распространение в Византии только в 1-й пол. VIII в. (Irene // ODB. Vol. 2. P. 1008). Составление Жития приписывается наставнику И. Ампелиану или Апеллиану. Редакции Жития не изданы, и специального исследования, посвященного этой святой, пока не существует. Р. Жанен не исключает, что первоначальная легенда лучше отражена в кратком Житии И. в составе Минология имп. Василия II, согласно к-рому И. была обезглавлена по приказу игемона Ампелиана (PG. 117. Col. 440). Существуют также переводы Жития И. на сир. и лат. языки.

Важнейшие разночтения в текстах редакций касаются времени и места жизни И. Несмотря на то что в ряде редакций последний из мучителей И. по имени Саворий назван персид. царем (BHG, N 952y, 953b), болландисты считают, что действие происходило во Фракии и в Мисии, где находились упомянутые в Житии города Каллиполь и Месемврия (ActaSS. Mai. T. 2. P. 5). Существуют различные мнения о местонахождении г. Магедона: предполагают, что он был расположен в Персии (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 36) или в Мигдонии (Македония) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 164). Магедон также отождествляли с Мадитом во Фракии (Там же) или с Магидом в Памфилии (Meinardus. 1970. S. 193).

Большинство редакций Жития И. называет ее отца Лициния правителем (βασιλίσκος) г. Магедона, тогда как в версии BHG, N 953z речь идет о рим. имп. Лицинии. В 1-м случае действие происходит в апостольские времена (И. была крещена ап. Тимофеем), а во 2-м - в IV в., когда правили Лициний (308-324) и Саворий, т. е. Шапур II (309-379).

Житие

Родители заключают отроковицу Пенелопу в башню. Клеймо иконы «Вмц. Ирина в житии» 2-я пол. XIX в. (Богоявлен-ский собор в Елохове, Москва)Родители заключают отроковицу Пенелопу в башню. Клеймо иконы «Вмц. Ирина в житии» 2-я пол. XIX в. (Богоявлен-ский собор в Елохове, Москва)

Правитель г. Магедона Лициний дал дочери, отличавшейся необыкновенной красотой, имя Пенелопа. Он построил для нее украшенную золотом башню, где она должна была жить до брачного возраста. Почтенный старец, по имени Ампелиан (или Апеллиан), тайный христианин, обучал девицу наукам. Когда Пенелопе исполнилось 12 лет и отец собрался отдать ее замуж, ей было явлено знамение. В окно, обращенное на восток, влетел голубь, принесший ей оливковую ветвь, затем орел с венком из цветов, а после них в др. окно - ворон, державший в клюве змею. Ампелиан, обладавший даром прозорливости, растолковал это знамение. Голубь символизировал добрый нрав, кротость, смирение и девическое целомудрие, а принесенная им ветвь оливы - Божию благодать, к-рую Пенелопа получит через св. крещение. Орел предвещал победу над страстями и невидимыми врагами, а венок - награду за подвиги в Царствии Небесном. Ворон со змеей означал врага-диавола и предстоящие мучения. Ампелиан предсказал, что Пенелопа станет невестой великого Царя, владыки неба и земли, и претерпит мн. страдания за Его имя. Когда Лициний начал вести разговоры о предстоящем замужестве, Пенелопа обратилась к языческим идолам с вопросом, нужно ли ей вступать в брак. Не получив знамения от идолов, девушка обратилась с молитвой ко Христу, и во сне ей явился ангел, к-рый нарек ее невестой Христовой и возвестил, что она примет Крещение с именем Ирина от ученика ап. Павла Тимофея (в тексте он именуется пресвитером). Ночью ангел отверз стену башни, пресв. Тимофей вошел в царские палаты, крестил девушку и наставил ее в христ. вере. Когда Лициний призвал И., она исповедала себя христианкой. Видя непреклонность дочери, он пришел в ярость и велел бросить девицу под копыта диким коням. Но один из коней кинулся на Лициния, откусил ему правую руку и затоптал его до смерти. Остальные кони не коснулись И. Она воскресила молитвой мертвого отца и исцелила его руку. После этого Лициний, его супруга, их домочадцы и еще 3 тыс. чел. уверовали во Христа. Лициний оставил управление областью и уединился в построенной для дочери башне, чтобы проводить время в богомыслии. И. осталась в городе и наставляла жителей в христ. вере, многих обращая ко Христу.

Преемником Лициния стал Седекия, правитель соседнего города. Он призвал к себе И. и, когда та стала обличать его языческие заблуждения и нечестие, велел бросить ее в глубокий ров, наполненный змеями и др. пресмыкающимися. И. пребывала во рву невредимой в течение 10 (в др. редакции - 14) дней, т. к. сошедший туда ангел Господень умертвил всех гадов.

Мученичество вмц. Ирины. Клеймо иконы «Вмц. Ирина в житии» 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)Мученичество вмц. Ирины. Клеймо иконы «Вмц. Ирина в житии» 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)

Тогда Седекия приказал перепилить И., но пила притуплялась о ее тело, как об острый камень, и затем переломилась. То же произошло и со 2-й пилой, а палачи были поранены ее обломками. Третьей, самой острой и крепкой пилой Седекия велел пилить девицу по чреслам, придавив ей грудь большим камнем. Когда из раны хлынула кровь и он стал смеяться, что Бог не помогает святой, началась буря. Правитель в страхе скрылся во дворце, и народ побежал с площади, многие мучители были убиты градом. Ангел Господень, сойдя с неба, снял камень с груди И. и исцелил ее раны. Видя это чудо, 8 тыс. чел. уверовали во Христа. Седекия снова приказал схватить великомученицу и казнить ее, привязав к мельничному колесу. Но вода, к-рая должна была вращать колесо, окаменела. Тогда народ возмутился, стал бросать в правителя камнями и изгнал его из города. Вернувшись на родину, Седекия умер через 7 дней от позора. Его сын Савах (в BHG, N 953b - Савор), желая отомстить за отца, собрал большое войско и пошел войной на г. Магедон. И. вышла ему навстречу, и по ее молитве Господь поразил Саваха и его воинов слепотой. Тот стал просить И. исцелить его, обещая не причинять зла жителям Магедона. Прозрев, он прибыл в город и объявил его жителям о прощении, но И. он схватил как виновницу изгнания Седекии. Он обещал отпустить ее при условии, что она принесет жертву идолам. В ответ святая обличила идолопоклонников. И. заключили в тюрьму, где ей явился Христос и укрепил ее. По прошествии 7 дней великомученицу вывели из темницы, вбили ей в пятки железные гвозди, возложили на плечи тяжелый мешок с песком, надели вожжи и погнали по городу. Но ангел разверз землю, и она поглотила слуг мучителя. Некоторые из жителей стали бранить святую, тогда ангел умертвил нечестивых горожан и Саваха. И. продолжала проповедовать Христа в городе и творила много чудес силой Христовой. Она не только исцеляла больных, очищала прокаженных и изгоняла бесов, но и воскресила умершего юношу. В это время в Магедон по повелению Божию пришел пресв. Тимофей и крестил Лициния и жителей города.

И. провела 3 года в Магедоне, наставляя людей в вере Христовой. Затем она направилась в г. Каллиполь (Каллиник), к-рым правил Нумериан, родственник царей Седекии и Саваха. Когда И. входила в город, там отмечался праздник в честь богини Артемиды, и царь приносил идолу жертву. И. обличила царя в нечестии и исповедала Христа истинным Богом. Нумериан приказал раскалить 3 медных волов. Святую бросили в 1-го, а затем во 2-го вола, но дважды ей являлся ангел Господень и остужал пламя. Когда великомученицу поместили в 3-го вола, он двинулся, как живой, прошел четвертую часть поприща и, возвратившись на свое место, распался, а И. вышла из него невредимой. 100 тыс. чел. уверовали во Христа, а Нумериан, невидимо пораженный ангелом Божиим, умер. Перед смертью он приказал епарху Ваводану (или Ваводону) казнить И., но тот, опасаясь народного мятежа, боялся сделать это прилюдно. Он увез святую в г. Константину (недалеко от Каллиполя), велел положить ее на раскаленную решетку и поливать маслом и смолой, но она осталась невредимой. Тогда Ваводан и жители города приняли св. крещение.

Воскресение, проповедь и кончина вмц. Ирины. Клеймо иконы «Вмц. Ирина в житии» 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)Воскресение, проповедь и кончина вмц. Ирины. Клеймо иконы «Вмц. Ирина в житии» 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)

Пробыв в этом городе 50 дней, И. отправилась в путь, но была схвачена воинами Савория, правителя г. Месемврия (в др. редакциях - персид. царя Савория), обезглавлена по его приказу и погребена за городом. Господь, желая посрамить язычников, воскресил великомученицу, и она явилась в город. Саворий просил крестить его и жителей. Святая наставляла их в вере в продолжение 70 дней, а затем они приняли крещение от пресв. Тимофея.

И. вернулась в Магедон, где оплакала смерть отца. Спустя нек-рое время она была перенесена на облаке в Эфес, где проповедовала Христа, творила чудеса и исцеляла от недугов. Здесь к ней присоединился ее учитель Ампелиан. Когда И. была возвещена грядущая кончина, она отправилась за город с Ампелианом и 6 благочестивыми мужами, нашла в скале новый пустой гроб и легла в него, велев спутникам закрыть его сверху камнем и прийти на 4-й день. В назначенный срок они открыли гроб, но не нашли в нем тела И. и решили, что Христос призвал ее в рай.

Жития называют днем смерти И. 17 апр., однако в визант. календарях ее память указывается 4, 5 или 23 мая. В совр. календарях Греч. Церквей и РПЦ установилась дата празднования 5 мая. В нек-рых календарях И. чтится как мученица. Архиеп. Сергий (Спасский) считает неслучайным сообщение Мартиролога блж. Иеронима под 5 мая о кончине И. в Фессалонике (MartHieron. P. 54). Возможно, произошла путаница с Фессалоникийской мц. Ириной (см. в ст. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские)).

И. особо почиталась в К-поле, где во имя ее было построено неск. церквей (за исключением церкви Св. Ирины, посвященной Миру). В церкви в Лечче в Юж. Италии в средние века находились мощи И., в наст. время частицы ее мощей хранятся в Киккском мон-ре (Кипр), в ц. вмч. Георгия «деи Гречи» в Венеции, в монастыре Вронда (Самос), в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе (Meinardus. 1970. S. 193).

В мае 2011 г. состоялось малое освящение ц. во имя вмц. Ирины в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре РПЦ. В тот же день в храм была передана частица мощей И.

В Греции И. считается покровительницей полиции.

Ист.: BHG, N 952y - 954c; BHO, N 538; BHL, N 4467; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. СПб., 1863. Т. 2. С. 146-163; SynCP. Col. 653-657, 660; Успенский сборник XII-XIII вв. / Изд. подгот.: О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 135-160; Житие св. вмц. Ирины (5/18 мая). Житие св. мц. Татьяны (12/25 янв.) / Отв. ред.: игум. Владимир (Зорин). М., 1992; ЖСв. Май. С. 187-206; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 36-40; Св. великомученица Ирина. М., 2009.
Лит.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 4-5; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 132, 154; Т. 3. С. 163-166; Halkin F. Εἰρήνη // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 444-446; Janin R. Irene // BiblSS. Vol. 7. Col. 888-889; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54; Aubert R. Irène (2) // DHGE. Т. 25. Col. 1458-1459; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 515, 526.
Э. П. А.

Гимнография

Память И. указана в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 282) 5 мая без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 166, XI-XII вв.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 60) память И. отмечается 4 мая; последование И. включает минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален), хотя в нек-рых рукописях (напр., РНБ. Соф. № 202, XI в. Л. 20 об.- 21 об.; см.: Новгородская служебная минея на май, XI в.: (Путятина минея): Текст, исслед., указатели / Изд. подгот.: В. А. Баранов; ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 318-319) также могут содержаться отпустительный тропарь, кондак и дополнительные стихиры И. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 452) 4 мая последование И. включает минимальный набор песнопений. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 149) память И. отмечается 5 мая; служба подробно не описана. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 262) И. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа «Агница Твоя, Иисусе...». Аналогичные указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 213). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 5 мая помимо отпустительного тропаря помещен также кондак И. 3-го гласа Παρθενίας κάλλεσι̇ (  ). Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти И. 5 мая совершается рядовая служба святому без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); последование И. включает отпустительный тропарь, кондак 4-го гласа     канон. В исправленном издании Типикона 1682 г. и в последующих (в т. ч. современных) помещается тот же кондак И., что и в первопечатном греч. Типиконе (др. указания под 5 мая не изменены).

Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 1-го гласа ῾Ο Χριστὸς ἡ εἰρήνη σὲ Εἰρήνην ἐκάλεσε̇ (Христос, Мир тебя Ириной назвал...; см.: Μηναῖον. Μάϊος. Σ. 42), 4-го гласа    кондак 4-го гласа Τὴν καλλιπάρθενον ὑμνήσωμεν̇ (Прекраснодевственную воспоем...; см.: Μηναῖον. Μάϊος. Σ. 44), 4-го гласа    канон с акростихом Σαῖς με προσευχαῖς μάρτυς Εἰρήνη σκέπε (Твоими мя молитвами, мученице Ирино, покрый) 4-го гласа, ирмос: ῎Αισομαί σοι Κύριε̇ (   ), нач.: Στέφανος ὑπάρχων τῆς ᾿Αθληφόρου (   ); цикл стихир-подобнов; седальны. В 1877 г. в Эрмуполисе была опубликована служба И., составленная афонским мон. Каллиником Ликаониусом (᾿Ακολουθία τῆς ἁγίας μεγαλομάρτυρος κα ἰσαποστόλου Εἰρήνης. Ψαλλομένη τῇ 5 μαΐου. ῾Ερμουπόλις, 1877; см. также: ᾿Ακολουθία τῆς ἁγίας μεγαλομάρτυρος κα ἰσαποστόλου Εἰρήνης. Ψαλλομένη τῇ 5 μαΐου. ᾿Αθήναι, 1914).

По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон 1-го гласа, ирмос: ᾿Ωιδὴν ἐπινίκιον̇ (  ), нач.: Εἰρήνης ὢν ἄβυσσος κα τῆς σοφίας (Мира будучи бездной и мудрости); канон с именем автора (Климента) в богородичнах с акростихом Εἰρήνης μάρτυρος αἶνον ᾄδω τῇ μνήμῃ (Похвалу пою памяти Ирины мученицы) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῎Αισωμεν ᾠδὴν τῷ Θεῷ̇ (   ), нач.: Εὔσημον ἡμέραν ἡμῖν ἡ στεφανοῦσα πάντας (Ясный день нам венчающая всех) со 2-й песнью (Ταμεῖον. Σ. 196-197); кондак Θωταυγείᾳ διαλαμποῦσα̇ (Светлостью сияющая...) (Амфилохий. Кондакарий. С. 55 (отд. паг.)); кондак 6-го гласа    (РНБ. Соф. № 202. Л. 21 об.); отпустительный тропарь 4-го гласа    (Там же. Л. 21-21 об.); стихира-подобен, 2 самогласна (Там же. Л. 20 об.- 21).

Е. Е. Макаров

Иконография

В визант. искусстве И. изображалась с крестом в руке, в царском одеянии и в короне, с к-рой иногда спускался прозрачный плат. В мозаиках нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) И. представлена в далматике лазурного цвета с золотым орнаментированным оплечьем и драгоценными камнями по золотой кайме, на голове - венец, в правой руке - крест, в левой - сфера с Голгофским крестом. В богато украшенных одеждах, в рост святая изображена в Каранлык-килисе в Гёреме (Каппадокия), сер.- 3-я четв. XI в.; в ц. Прототрони на Наксосе, кон. XI в.; в ц. св. Архангелов в Земо-Крихи (Грузия), сер.- 2-я пол. XI в.; ц. св. Врачей в Кастории, на вост. стене нартекса, кон. XII в.; в ц. св. Власия в Фрилингианике на о-ве Китира, 90-е гг. XIII в.; ц. Пресв. Богородицы Левишки в Призрене, на сев.-зап. столбе, 1310-1313 гг.; в церкви мон-ря св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV в. В ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки), кон. XIII - нач. XIV в., она изображена в медальоне.

Великомученицы Марина и Ирина. Оборотная сторона иконы «Вмч. Георгий в житии». XIII в. (Византийский музей, Афины)Великомученицы Марина и Ирина. Оборотная сторона иконы «Вмч. Георгий в житии». XIII в. (Византийский музей, Афины)

Образ святой встречается в миниатюрах рукописей. В рост И. представлена в рукописи греч. Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 306v; под 4 мая), созданного в К-поле в кон. XI в. В Кодексе Гертруды (в составе Псалтири архиеп. Эгберта из Трира, Чивидале-дель-Фриули, Национальный археологический музей. Сod. CXXXVI) среди миниатюр, созданных в Киеве в 1078-1086 гг., есть ктиторская композиция, на которой ап. Петр и И. подводят к Спасителю на троне киевского кн. Ярополка и его супругу кнг. Ирину (Л. 10 об.). И. одета в синее платье с золотым лором, на голове золотой венец (Смирнова. 1998).

Неск. иконописных изображений святой сохранилось в ризнице мон-ря вмц. Екатерины на Синае. В короне и лоратной далматике она представлена на минейных иконах: в серии из 6 икон (гексаптихе) 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в.; на одной из 12 минейных икон (додекаптихе) кон. XII - нач. XIII в. (иконы находятся на столбах базилики). На иконе XII в. «Святые Николай, Савва, Варвара и Ирина» И. изображена в рост, в короне и имп. одеянии - синей лоратной далматике, с длинными серьгами в ушах, с крестом в руке. Над ее фигурой надпись: «AГIA EIPINH». По мнению Р. Нельсона, на иконе представлена не великомученица, а имп. Ирина (Holy Image, Hallowed Ground. 2006. P. 262-263. Cat. 54). Основной аргумент исследователя - царские одежды святой - не может быть принят, поскольку образы И. такой иконографии хорошо известны в визант. искусстве, в т. ч. и на более ранних минейных иконах. На правом поле синайской иконы «Распятие, с Деисусом и святыми на полях», выполненной ок. 1250 г. в мастерской крестоносцев в монастыре вмц. Екатерины на Синае в подражание образу XII в. (Ibid. P. 156-157. Cat. 15),- поясной образ, парный образу вмц. Екатерины; на нижнем поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, со сценами жития и избранными святыми» нач. XV в. (Ibid. P. 160-161. Cat. 17) - в рост, в синей далматике с золотым лором, рядом со святыми Еленой и Мариной.

Вмц. Ирина. Фреска Каранлык-килисе в Гёреме, Каппадокия. Сер.— 3-я четв. XI в.Вмц. Ирина. Фреска Каранлык-килисе в Гёреме, Каппадокия. Сер.— 3-я четв. XI в.

На нек-рых иконах, где надписи не сохранились, святую в царских одеждах предположительно идентифицируют как И., напр. на обороте 2-сторонней иконы «Вмч. Георгий Победоносец в житии. Великомученицы Марина и Ирина» (XIII в., Византийский музей в Афинах). На этой иконе святые предстоят в молении Иисусу Христу, благословляющему их обеими руками. И. изображена в плаще с оплечьем и в короне. Еще одно предполагаемое изображение И.- на иконе 1-й четв. XIV в. (Византийский музей в Веррии).

Во фресковых минологиях балканских храмов изображалась также сцена мученичества И.: в ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в ц. 40 мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (ок. 1230).

В поствизант. период иконография И. в целом следует визант. традиции. Начиная c XV в. ее наряд нередко дополняется новыми деталями, немного изменен тип прически. На небольшой иконе 1-й пол. XV в. из частного собрания «Вмч. Георгий Победоносец, вмц. Ирина, ап. Андрей Первозванный, вмц. Параскева» И. представлена в красной далматике и короне, волосы собраны под голубым чепцом, в руке, как обычно, держит крест (32×23 см; Sotheby's London, 1991, 11, 28 Icons, Russian Pictures and Works of Art, Thursday 28th November 1991. L., 1991. P. 145). В греко-груз. рукописи (РНБ. O.I. 58) кон. XV в. И. изображена в медальоне, на одном листе с др. св. женами и под 5 мая в рост, в царском одеянии - далматике с лором и в золотой короне (Евсеева. Афонская книга. 1998. С. 221, 301). Образ И. известен на фресках кипрских церквей в Луварасе, в ц. мч. Маманта (1495) и в ц. арх. Михаила и Пресв. Богородицы (1514) в Галате - в царских одеждах (Stylianou. The Painted Churches. 1997. P. 95, 254). Сохранилось ее изображение в ц. св. Димитрия в Кавианике на о-ве Китира (сер. XVII в.).

В Киевской Руси И. была одной из наиболее почитаемых святых. Ее имя упоминается во всех древнейших месяцесловах. Кнг. Ирина, супруга Ярослава Мудрого, построила монастырь во имя своей небесной покровительницы (упом. в Лаврентьевской летописи под 1037 г.; ПСРЛ. 1997. Вып. 1. Стб. 151).

В соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) изображением И. считается образ мученицы с распущенными волосами, в имп. одеянии и короне, на вост. откосе центрального столба в сев.-зап. части храма, симметрично образу царицы Елены. В правой руке она держит крест, левой поддерживает край одеяния и платок. Сопоставление этого изображения с образом равноап. царицы Елены, особенности иконографической программы собора Св. Софии, в к-рой выделяются св. покровители семьи вел. кн. Ярослава, а также иконографические черты изображения подтверждают это предположение (Герасименко и др. 2009).

Образ И. был включен в иконографическую программу диаконника ц. Спаса Преображения на Нередице (1199) - в медальоне, в одном ряду с вмц. Екатериной и мученицами Христиной и Агапией (Пивоварова. 1999. С. 222).

Редкий пример изображения И. в прикладном искусстве домонг. эпохи - медальон барм из Рязанского клада, выполненных в технике эмали (кон. XII - нач. XIII в., ГОП). В центральном медальоне изображена Богоматерь, в 2 соседних медальонах, чуть меньшего размера,- полуфигуры святых И. (надпись: «Орина») и Варвары, обе в мафориях, с крестами в руках, без венцов (Martynova M. V. Collier de «barmes» de Riazan // Sainte Russie. 2010. P. 208-209).

Идентификация И. в русском, как и в визант. искусстве иногда затруднена. Обычно надпись ограничивается словами: «Святая мученица Ирина», что может указывать как на великомученицу, так и на мученицу Ирину, прославляемую вместе с мученицами Агапией и Хионией. Одной из основных черт для идентификации И. является ее царское одеяние. В Софийском иконописном подлиннике дано краткое описание ее внешности: «Мученици Иринии. Ирина девица венец царский, риза киноварь» (Софийский список подлинника новгородской редакции // СбОДИ на 1873 г. 1873. С. 28).

Поясной образ И. плохой сохранности дошел во фресках минология на май в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Вел. Новгороде кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. (Лифшиц. 1987. С. 421).

Спаситель, с предстоящими ап. Петром, вмц. Ириной, кн. Ярополком и кнг. Ириной. Миниатюра из Кодекса Гертруды. 1078–1086 гг. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVI. Fol. 10v)Спаситель, с предстоящими ап. Петром, вмц. Ириной, кн. Ярополком и кнг. Ириной. Миниатюра из Кодекса Гертруды. 1078–1086 гг. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVI. Fol. 10v)Святые Николай Чудотворец, Савва Освященный, Варвара и Ирина. Икона. XII в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае)Святые Николай Чудотворец, Савва Освященный, Варвара и Ирина. Икона. XII в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае)

Интерес к изображению И. значительно возрос в кон. XVI в., в правление царя Феодора Иоанновича, супругой к-рого была Ирина Феодоровна Годунова. Сведения о дате рождения царицы не сохранились, но можно утверждать, что ее небесной покровительницей была И. Эту мысль подтверждает храмовое строительство. Так, в боровском Пафнутиевом мон-ре в Рождественском соборе было освящено 2 придела в честь св. покровителей царственной четы св. Феодора Стратилата и И. Над сев. порталом собора, рядом с Ирининским приделом, сохранились фрагменты фрески с их изображением. В 1600 г. в Ипатиевском костромском мон-ре был освящен надвратный 2-шатровый храм во имя вмч. Феодора Стратилата и вмц. Ирины (в кон. XVII в. переосвящен во имя св. Иоанна Предтечи и апостолов Петра и Павла). В Кирилловом Белозерском мон-ре в ц. Преображения царь Феодор устроил придел во имя вмц. Ирины, в к-рый царица вложила икону и пелену с образом ее святой. Икона 1595 г. из Ирининского придела Кириллова Белозерского мон-ря принадлежит к числу редких в древнерус. иконописи единоличных изображений И. Она представлена в зеленом платье с оплечьем и в охристом мафории, завязанном на груди, на плечах лежат выбившиеся из-под плата пряди волос; в поднятой правой руке И. держит крест, в левой - свиток с текстом Символа веры; ангелы надевают ей на главу венец, к-рый воспринимается как мученический, а не как знак знатного происхождения; надпись: «Святая мученица Христова Ирина» (Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. 2005. С. 198-199. Кат. 58). Для этой иконы в мастерской царицы Ирины была шита пелена (ГРМ) с такой же иконографией (Русские мон-ри. 1997. С. 46), а также выполнено еще неск. шитых образов И.

Иконография ряда изображений И. отличается от традиционной. Так, на шитой иконе «Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина» из походного иконостаса (1592, ГРМ) И. изображена без короны, с непокрытыми волосами; отсутствие венца может быть объяснено реставрационным вмешательством, при к-ром фигуры святых из-за ветхости были перенесены на новую основу (Плешанова, Лихачева. 1985. С. 209. Кат. 106). В Новодевичий мон-рь царица Ирина Годунова вложила шитую пелену «Похвала Богоматери» (ГИМ), выполненную после ее пострига с именем царицы вмц. Александры (Маясова. 1976). Композиция «Похвала Богоматери» была дополнена ростовыми изображениями св. покровительниц царицы - И. и Александры. Изображение И. имеется также на пеленах «Богоматерь Казанская, со святыми Феодором Стратилатом и Ириной» (ГРМ) и «Богоматерь «Знамение», со святыми Феодором Стратилатом и Ириной» (ГИМ) (Она же. 2004. С. 40-42).

Вмц. Ирина. Подвесная пелена. Кон. XVI в. (ГРМ)Вмц. Ирина. Подвесная пелена. Кон. XVI в. (ГРМ)Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина. Шитая икона. 1592 г. (ГРМ)Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина. Шитая икона. 1592 г. (ГРМ)

Царице Ирине Годуновой принадлежала небольшая иконка-реликварий «Св. мученица Ирина. Богоматерь на престоле» (1589, ГММК; Sterligova I. Moscou: Le «Grand atelier», orfevrerie et broderie d'art a la cour // Sainte Russie. 2010. P. 478).

В кон. XVI в. парные изображения св. Феодора и И. появляются также в иконописи: напр., на иконе «Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина» (собрание М. Ю. Абрамова) И. изображена в платье, мафории и без венца.

На минейных иконах начиная с XVI в. И. изображается под 5 мая в царском облачении, с венцом на голове, как на вологодской минее 2-й пол. XVI в. (ВГИАХМЗ) или на минее XVI в. из Музея икон в Рекклингхаузене (Германия). Эта традиция получила продолжение и в более позднее время (напр. палехская икона из собрания М. Е. Де Буара (Елизаветина)).

И. изображена в рост, в красной далматике с золотым лором и золотым венцом на непокрытых кудрявых волосах, с крестом в руке, среди св. жен на иконе-двухряднице «Избранные святые» (кон. XVI в.) из Входо-Иерусалимской ц. в Каргополе (ВГИАХМЗ) (Иконы Древней Руси. 1993. С. 60)

С XVII в. на иконах, где святые располагаются по чинам святости, И. изображается среди великомучениц, напр. на 3-створчатых складнях: на левой створке складня «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми» (нач. XVII в., ГТГ; Богоматерь Владимирская. 1995. С. 118); на правой створке складня «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми» (1-я четв. XVII в., старообрядческий Покровский собор в Рогожской слободе); внизу на левой створке походного иконостаса (сер. XVII в., старообрядческий Покровский собор в Рогожской слободе; Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. С. 82-84, 104-107). На этих иконах И. представлена в платье с оплечьем и каймой впереди (своеобразный вид далматика), в плаще, закрепленном на одном плече, и городчатом венце.

Почитание И. в Москве отмечено строительством на Воздвиженке боярином В. И. Стрешневым Ирининской ц. (известна по документам с 1629); впосл. усадьба Стрешнева перешла Нарышкиным. В 1874 г. при содействии Московского архива Мин-ва иностранных дел, к-рому принадлежал земельный участок, церковь отстроена заново в старых формах; в 1937 г. разрушена. В этом храме хранился древний местный образ И. в серебряном окладе с 14 клеймами жития.

Вмц. Ирина. Фрагмент иконы-двухрядницы «Избранные святые». Кон. XVI в. (ВГИАХМЗ)Вмц. Ирина. Фрагмент иконы-двухрядницы «Избранные святые». Кон. XVI в. (ВГИАХМЗ)Вмц. Ирина в житии. Икона. 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)Вмц. Ирина в житии. Икона. 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)

Круг московских памятников XVII в. с изображением И. связан преимущественно с царскими заказами. В царской семье в честь вмц. И. была названа сестра царя Алексея Михайловича. Согласно традиции, для царевны Ирины Михайловны писались иконы ее покровительницы, подносившиеся ей ежегодно на именины. Об этих иконах известно лишь из документов дворцовых приказов. Автором одной из них, написанной в 1670 г., был иконописец Сергей Рожков (Кочетков. Словарь иконописцев. 2009. С. 533). Федору Зубову приписывается икона, вложенная царем Алексеем Михайловичем в Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. На ней были изображены святые в молении Богоматери «Знамение»: митр. Алексий, Алексий, человек Божий, И., Феодор Стратилат, Симеон Персидский, Мария Египетская, Екатерина, Марфа, Татиана, Евдокия, Анна, София, Феодосия, Мария (ГИМ; Там же. С. 258). Исследователи датируют этот образ между 1665 и 1685 гг. Симеон Полоцкий составлял «Подписания икон», в к-рых деяния святых были призваны служить образцом для тезоименитых членов царской семьи, а носители их имен - уподобиться св. покровителям. Как отметила О. А. Белоброва, эта традиция перешагнула границы придворных храмов и кремлевских теремов. Иконы в честь святых, имена которых носили члены царской семьи, составляли местные ряды иконостасов в домовых храмах московских князей и бояр. Так, в описи имущества опальных князей Голицыных, составленной в 1689 г., упоминаются иконы, находившиеся в одной из палат: «...образа мучениц Ирины да Евдокеи, да Софии, да Наталии и Марфы» (Белоброва. 2005. С. 22).

Изображения св. покровителей украшали предметы, предназначавшиеся для царских гробниц. Так, покров на гроб Ирины, сестры царевны Софии Михайловны (1636), происходящий из Вознесенского мон-ря, был украшен дробницами, на одной из к-рых изображена И. в короне (ГММК) (Иконописцы царя Михаила Романова. 2007. С. 126).

В искусстве Нового времени царские одежды И. приобрели иной вид: она одета в парчовое платье, на голове зубчатая корона. В руке И. иногда держит пальмовую ветвь, как на иконе рубежа XVIII и XIX вв. «Избранные святые в молении Спасу Нерукотворному: мц. Анисия, мц. Клеопатра, сщмч. Василий Парийский и вмц. Ирина» (Иконопись эпохи династии Романовых. 2008. С. 175). В этот период появляется еще одна разновидность головного убора И.: венец изображается поверх белого плата, который покрывает голову и плечи святой, как на иконе «Вмч. Феодор Стратилат, со сценами страдания и святыми на полях» (3-я четв. XIX в.), где И. изображена внизу на правом поле.

И. часто бывает представлена среди св. жен в различных сценах, напр. на иконе «Страшный Суд» Симона Ушакова (1706, ГТГ, собрание П. Д. Корина); на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется…» с праздниками и святыми (кон. XVIII в.) из Романова-Борисоглебска (ГРМ) (Образы и символы старой веры. 2008. Кат. 176).

Дробницы с изображениями И. украшают подвесные пелены к иконам кремлевских храмов, напр. подвесную пелену к местным иконам Благовещенского собора «Богоматерь Донская» и «Христос Вседержитель на престоле», а также пелену к Тихвинской иконе Богоматери (1780-1790, дробницы - 2-я пол. ХVI-XVII в. (Царский храм. 2003. С. 344, 349)).

Святые кн. Феодор Новгородский и Ирина. Икона. 2-я пол. XIX — нач. ХХ в. (собрание Э. Н. Каменева)Святые кн. Феодор Новгородский и Ирина. Икона. 2-я пол. XIX — нач. ХХ в. (собрание Э. Н. Каменева)Св. кн. Александр Невский и вмц. Ирина. Икона. 2-я пол. XIX — нач. ХХ в. (собрание Э. Н. Каменева)Св. кн. Александр Невский и вмц. Ирина. Икона. 2-я пол. XIX — нач. ХХ в. (собрание Э. Н. Каменева)

Ок. 1800 г. в подмосковном с. Покровском была возведена Троицкая ц. с приделом во имя вмц. Ирины («что в 1-м Ирининском переулке»). Сохранился масштабный храмовый образ «Вмц. Ирина в житии» (118×73,5 см), написанный во 2-й пол. XIX в. палехскими мастерами. Это один из самых подробных житийных циклов с 18 клеймами. Ныне икона хранится в Богоявленском соборе в Елохове (была перенесена в 20-х гг. XX в., после закрытия Троицкой ц.). В клеймах представлены следующие поименованные сюжеты: 1. «Царь Ликиний и царица грядут на созданный столп с дочерью своей Пинелопиею»; 2. «Апелиан учит девицу Пинелопию»; 3. «Царь с царицей пришли к дочери и советуются о ней»; 4. «Святой Тимофей пришел к Пинелопии научить ее о вере и крестил, нарече Ириною»; 5. «Через семь дней пришли царь с материю и повели Ирину в град. И пришли в град царь с Ириною, и встретили ее девицы с честию»; 6. «Царь разгневался о Боге ее, избил жену свою»; 7. «Пришла Ирина ко отцу своему»; 8. «Разгневался царь и повелел растоптать святую Ирину копытами конскими, а конь устремился на царя»; 9. «Седекия царя призва епарха и святую Ирину вверже в ров, наполненный различными гадами»; 10. «Царь Седекия повелел перепилить пилами святую Ирину. Ангел же Господень спас ее»; 11. «Пришествие царя Саваха с воинством ко граду Магедон. Помолися Богу святая Ирина, и все ослепли»; 12. «Царь Савах призвал святую Ирину и принуждал принеси идолам жертву. Она же не послушала совета его»; 13. «Святая Ирина воскресила юношу, и святому Тимофею святая Ирина поклонилась»; 14. «Святую Ирину царь в разженных трех волов верже, она же невреждена бысть обретеся»; 15. «Епарх Ваводан мучил святую Ирину на раскаленных железных брусьях. Ангел Господень исцели святую»; 16. «Царь Савор повелел святой Ирине главу отсещи»; 17. «Святая мученица Ирина по усечении воскресла и вошла во град и учила народ веровати во Христа»; 18. «Во град вшедше святая Ирина по воскресении своем, лечаше люди и сретоша Апелиан, похоронил ее с честию».

Известен еще один житийный образ - из частного собрания, с поясным изображением И. в среднике (Бенчев. 2007).

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в связи с возросшей популярностью имени И. создавалось мн. заказных икон великомученицы, несколько хранится в частном собрании: «Св. Богоотец Иоаким, Анна и вмц. Ирина», «Святые князь Феодор Новгородский и Ирина», «Св. князь Александр Невский и Ирина». На некоторых иконах наряду с традиционными надписаниями: «Святая мученица (или великомученица) Ирина» - встречается надпись: «Св. Ирина царица», что, впрочем, могло относиться и к имп. Ирине.

Лит.: Токмаков И. Сведения о домовой церкви при моск. ГА МИД. М., 1882; Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя // Тр. VI Археол. съезда в Одессе в 1884 г. Од., 1887. Т. 3 (отд. изд.: Од., 1886. М., 2006р); Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г. // ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3; Вирсаладзе Т. Фресковая роспись в церкви Архангелов села Земо-Крихи: [Рача] // Шромеби (Труды) / Ин-т истории АН Груз. ССР. Тбилиси, 1963. T. 6. С. 107-167 (на груз. яз.); Janin. Eglises et monastères. 19692. P. 102-109; Успенский сборник. М., 1971; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // ГММК: Мат-лы и исслед. 1976. Вып. 2. С. 39-61; она же. Древнерусское лицевое шитье: Кат. М., 2004; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. М., 1985; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Иконы Древней Руси XI-XVI вв. СПб., 1993; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г. М., 1995; Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997; Stylianou A. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972; Смирнова Э. С. Миниатюры XI в. в Кодексе Гертруды (Псалтырь архиепископа Эгберта из Трира), Чивидале, Нац. Археол. музей, cod. CXXXVI // Искусство рукописной книги: Византия, Древняя Русь: Тез. докл. междунар. конф. Москва, 17-19 нояб. 1998 г. СПб., 1998. С. 32-34; Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде // ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. С. 210-227; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. М., 2003; Белоброва О. А. О почитании мучеников Адриана и Наталии на рус. почве // Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 17-26; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005; Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005; Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai / Ed.: R. S. Nelson, K. M. Collins. Los Ang., 2006; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007; Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007; Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат. / Науч. ред., сост.: И. А. Шалина. М., 2008; Иконопись эпохи династии Романовых: Собр. Виктора Бондаренко. М., 2008; Образы и символы старой веры. СПб., 2008; Герасименко Н. В. и др. Изображения святых во фресках Софии Киевской: Западное пространство основного объема под хорами // ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 208-257; Кочетков. Словарь иконописцев. М., 20092; Sainte Russie: L'art russe des origins à Pierre le Grand. P., 2010.
Е. М. Саенкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также