ИРИНАРХ
Том XXVI , С. 398
опубликовано: 1 марта 2016г.

ИРИНАРХ

Содержание

Прп. Иринарх Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 (?), 1871, 1947 гг.Прп. Иринарх Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 (?), 1871, 1947 гг. († 1621), прп. (пам. 28 нояб., 12 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, пономарь Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра), ученик архим. св. Дионисия (Зобниновского). Основные сведения об И. сохранились в «Истории в память предыдущим родом…», входящей в «Сказание, что содеяшяся в дому Пресвятыя и Живоначалныя Троица и како заступлением Пресвятыа Богородица и за молитв великих чюдотворцов Сергиа и Никона избавлена бысть обитель сиа от польских и литовских людей и руских изменников» (главы 7-52), написанное троицким келарем Авраамием (Палицыным) в 1613-1618 гг., а также в восходящих к «Сказанию...» рассказах и чудесах Жития прп. Сергия Радонежского, составленного троицким келарем Симоном (Азарьиным) в 1648-1654 гг. В «Сказании...» И. наряду с др. лицами (архим. Иоасафом, иноком Пименом, казаком Иваном Рязанцем и др.) неск. раз выступает как очевидец явлений прп. Сергия Радонежского и его учеников преподобных Никона, Михея, Варфоломея и Наума, к-рые неоднократно приходили на помощь защитникам Троице-Сергиева мон-ря во время осады обители польско-литов. отрядами под командованием Я. П. Сапеги (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610).

1-е явление прп. Сергия И. произошло 1 нояб. 1608 г. (Авраамий (Палицын) ошибочно записал его неск. раз под разными датами). Согласно «Сказанию...», в воскресенье, после утреннего богослужения, И. вернулся в свою келью и «в забытии сна бысть». Пономарю явился прп. Сергий и приказал сообщить «воеводам и ратным людем: се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали». После этого И. видел «святаго ходяща по граду и по службам, кропяща святою водою монастырская строениа» (Сказание. 1955. С. 142-143). В ночь с воскресенья на понедельник интервенты предприняли ночной штурм монастырской крепости, который для них окончился неудачей.

2-е явление прп. Сергия И. произошло в ночь с 15 на 16 февр. 1609 г. (Тюменцев. 2007. С. 38; в «Сказании...» чудо датировано неверно). Согласно «Сказанию...», в эти тяжелые дни «великий чюдотворец Сергий» вновь явился для утешения монашеской братии и защитников обители. Святой сообщил И.: «Рцы братии и всем страждущим во осаде: почто унывают и ропщут на держащего скипетр, аз неотступно молю Христа Бога моего. А о людех не скорбите, людей к вам царь Василий пришлет» (Сказание. 1955. С. 170). После этого из Москвы на помощь осажденным прорвался отряд атамана Сухана Останкова (60 казаков) и Никифора Есипова (20 троицких слуг). Автор «Сказания...» не только неверно датировал явление прп. Сергия И., но и преувеличил число казаков Останкова, к-рые смогли попасть в обитель: в бою с осаждавшими погибли неск. казаков и все троицкие слуги из отряда Есипова.

Весной 1609 г. И. явился прп. Никон, к-рый сказал пономарю, чтобы тот сообщил «болящим людем: се падет снег во сию нощь, и хотящеи исцеление получити да трутся тем новопадшим снегом. Рцы же всем людем, яко Никон сказа се» (Сказание. 1955. С. 171). После того как снег выпал, И. рассказал о явлении прп. Никона раненым защитникам Троице-Сергиева мон-ря. Многие из них последовали его совету и вскоре выздоровели.

В 3-й раз прп. Сергий явился И. через неск. дней после сильного натиска интервентов 31 июля 1609 г. Согласно «Сказанию...», в этот раз прп. Сергий сообщил И. о том, что он ночью послал в Москву 3 учеников: преподобных Михея, Варфоломея и Наума, «и воры и Литва видяшя их». И. поведал о новом явлении прп. Сергия воеводам (кн. Г. Б. Роще Долгорукому и А. И. Голохвастову) и защитникам обители. Во время боевых действий рус. воины «взяшя языка нарочита шляхтича», подтвердившего во время пыток, что накануне на польско-литов. лагерь из обители напали 3 неведомых им старца, к-рых они не смогли поймать. По словам Авраамия (Палицына), троицких старцев видели «на Москве, пришедших со множеством хлебов печеных на возилех на Троицкое подворие в Богоявленской монастырь; и невидими бышя» (Сказание. 1955. С. 182, 184-186).

Скупые сведения о жизни И. в Троице-Сергиевом монастыре после окончания осады сохранились в Житии прп. Дионисия (Зобниновского), к-рое было составлено Симоном (Азарьиным), согласно О. А. Белобровой, в 1648-1654 гг. Агиограф, не называя И. по имени, отмечает, что в первое время настоятельства св. Дионисия, по сложившейся традиции, утром, до начала богослужения, в келью к настоятелю приходил пономарь (И.), к-рый приносил огонь в фонаре и просил у архимандрита благословение. Прп. Дионисий благословлял пономаря и приказывал ему благовестить в колокол. В то время когда И. звонил, прп. Дионисий успевал сделать 300 поклонов. Придя в церковь, прп. Дионисий читал 50-й псалом и дожидался прихода монахов. После того как братия собралась, пономарь начинал «к полунощнице в доску бить», св. Дионисий благословлял священника начинать богослужение. И. был погребен в Троице-Сергиевом монастыре.

Почитание

. Местное почитание И. началось во 2-й трети XVII в. в связи с распространением списков «Сказания...» Авраамия (Палицына). И. отмечен в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Преп. Илиарх, чином пономар, иж свидетелствуется в Осадной книге» (РГБ. Ф. 173/I. МДА. № 201. Л. 333). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и Н. П. Барсукова, в кон. XIX в. в Троице-Сергиевой лавре И. почитался местно. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено было 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Ист.: [Симон (Азарьин)]. Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. М., 1646; Сказание Авраамия Палицына / Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955. С. 97, 98, 142-143, 170-171, 184-185, 202 [по списку РГБ. Рум. № 299, 20-е гг. XVII в.]; Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева мон-ря / Подгот. текста: Е. И. Ванеева, пер. и коммент.: Г. М. Прохоров // БЛДР. 2006. Т. 14. С. 264-265, 310-313, 334-337 [по списку БАН. Арханг. № 413, 40-е гг. XVII в.]; Житие архимандрита Троице-Сергиева мон-ря Дионисия / Подгот. текста, пер. и коммент.: О. А. Белоброва // Там же. С. 370-371.
Лит.: Строев. Словарь. С. 11-12; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 146-147; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 225; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 63; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских святых - престольный праздник Сергиевой лавры // ЖМП. 1981. № 10. С. 17-19; Тюменцев И. О. Оборона Троице-Сергиева мон-ря в 1608-1610 гг. М., 2007. С. 27, 38-39, 42, 52.
А. В. Кузьмин

Иконография

И. не разработана. Образ И., выполненный в живописной светотеневой манере, известен только по росписи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре (1842(?), поновление - 1871, 1947). Полуфигура святого вполоборота вправо, в монашеской мантии и епитрахили, помещена на сев. стене в верхнем регистре в ряду изображений учеников прп. Сергия Радонежского. У И. длинные, немного вьющиеся волосы, разделенные на прямой пробор, и окладистая седая борода до середины груди; на правой, прижатой к груди руке - четки, левая поднята в молении; подпись: «   ». Возможно, И. представлен на нек-рых житийных иконах прп. Сергия Радонежского в клеймах, иллюстрирующих события осады Троице-Сергиева монастыря отрядами польско-литов. интервентов в 1608-1610 гг.

Э. П. И.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский
  • ИСААКИЙ († 1387/88 ), Радонежский, молчальник, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
  • ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря
  • ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых)
  • КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборя Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
  • АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)