ИРИНЕЙ
Том XXVI , С. 463-466
опубликовано: 10 марта 2016г.

ИРИНЕЙ

Содержание

Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. Гравюра Л. Серякова. 1879 г. (РГБ)Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. Гравюра Л. Серякова. 1879 г. (РГБ) (Нестерович Иван Гаврилович; 25.01.1783, с. Ст. Дмитрушки, близ Умани - 18.05.1864, Толгский мон-рь), архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. Возможно, серб по происхождению. Род. в семье священника. Две сестры архиерея были замужем за священниками. В 1792-1799 гг. обучался в униат. василианском уч-ще в г. Умани, хорошо изучил польск. язык, свободно пользовался им в личной переписке. В окт. 1800 г. поступил в философский класс Киево-Могилянской академии, в 1801 г. перевелся в класс богословия. По окончании академии в мае 1804 г. был оставлен в ней по рекомендации ректора архим. Иринея (Фальковского; впосл. епископ Смоленский), преподавал нем. язык и др. дисциплины.

В 1811 г. по прошению Кишинёвского митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) и по рекомендации Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) И. Нестерович был направлен в Яссы в главное Молдовлахийское уч-ще, преподавал там русскую словесность и греч. язык. В 1812 г. перемещен в Кишинёв, принимал участие в устройстве Кишинёвской ДС и пансиона для молдав. юношества при ней. 11 нояб. 1813 г. митр. Гавриилом (Банулеску-Бодони) пострижен в монашество с именем Ириней, затем рукоположен во иерея. С 25 мая 1817 г. И.- архимандрит Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. Служил префектом, а с 19 февр. 1821 г.- ректором Кишинёвской ДС, был членом духовной консистории. Гр. М. С. Воронцов поручил ему заведовать местными ланкастерскими школами. Познакомился с А. С. Пушкиным. В 1824 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. Исполнял обязанности законоучителя 1-го кадетского корпуса. Выпускник этого учебного заведения Г. Д. Похитонов вспоминал, что И. уважали директор и офицеры кадетского корпуса. Текст проповедей он не писал заранее, говорил просто. Воспоминания Похитонова почти дословно передал Н. С. Лесков в рассказе «Кадетский монастырь» (Лесков. 1957. С. 342-343). Однако из-за расхождения во взглядах на воспитание кадетов с директором Пажеского и Сухопутного корпусов ген.-адъютантом Н. И. Демидовым И. вскоре был уволен из 1-го кадетского корпуса.

Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. Портрет. Худож. Н. И. Катин. 1848 г. (ВГИАХМЗ)Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. Портрет. Худож. Н. И. Катин. 1848 г. (ВГИАХМЗ)

31 янв. 1826 г. И. был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. И. считал важным обстоятельством то, что это была 1-я хиротония, совершенная во время царствования имп. Николая I. 22 авг. того же года И. присутствовал на коронации императора в Москве. В нояб. 1828 г. ввиду разделения епархии на Пензенскую и Саратовскую получил титул «епископ Пензенский и Саранский». И. заботился об искоренении язычества среди мордвы, решительно боролся со старообрядчеством, поощрял переход старообрядцев в единоверие. При И. начался процесс перевода иргизских старообрядческих мон-рей в единоверческие. Имел репутацию строгого и требовательного архипастыря. Объезжая епархию, посылал в Пензу неграмотных священников и заставлял их обучаться чтению, письму и правильному совершению богослужения. 3 дек. 1827 г. обязал священников после литургии разъяснять прихожанам заповеди Господни, Символ веры, обучать их молитвам. При подготовке к проповедям пользовался сочинениями франц. проповедников и нем. философскими трактатами. Требовательность И. многим не нравилась, современники публично критиковали его. По преданию, И. любил повторять: «Хотя имя мое, Ириней, значит мир, но я ни с кем не мог быть в мире».

26 июля 1830 г. И. был назначен на Иркутскую, Нерчинскую и Якутскую кафедру с возведением в сан архиепископа, в окт. того же года прибыл в Иркутск. В огромной по площади епархии накопилось много проблем: необходимо было вести активную миссионерскую деятельность, увеличить число священнослужителей и поднять уровень их образования. И. направлял в улусы бурят талантливых проповедников в качестве миссионеров, в т. ч. в 1831 г. семинариста Е. И. Добросердова (см. свт. Герасим, еп. Астраханский). И. составил для него секретную инструкцию, в к-рой призывал не афишировать цель миссии, а просто посещать дома бурят, в особенности лам, в качестве путника; действовать с любовью, кротостью, терпением; предлагать крещение только после длительного обучения. Также архиерей поручил Добросердову следить за нравственным состоянием местного духовенства. И. стал побуждать клириков к более активной деятельности, обязал причт регулярно изучать Свящ. Писание и богослужебные книги, требовал во всем порядка и благочестия, за проступки переводил священников на должности дьячков, посылал провинившихся на неск. месяцев в мон-рь. За короткое время управления епархией ему удалось наладить расстроенное делопроизводство Иркутской духовной консистории, упорядочить работу духовных уч-щ.

И. был сторонником независимости Церкви от гражданской администрации. Он сразу же вступил в конфликт с ген.-губернатором Вост. Сибири А. С. Лавинским, иркутским городничим А. Н. Муравьёвым и др. чиновниками. В течение неск. лет И. и его противники посылали жалобы друг на друга в С.-Петербург, в т. ч. на имя имп. Николая I. Архиерей открыто обличал низкопоклонничество духовенства перед светскими чиновниками, особые почести, оказываемые им во время богослужения, пороки светского общества, вызывая враждебную реакцию мн. людей. Из-за утомительной борьбы и интриг за неск. лет в архиерейском сане И. превратился в немощного человека, поведение к-рого многие объясняли сумасшествием. Лавинский в письме императору донес о «помрачении разума архиепископа Иринея». «Душевный недуг» архиерея преподносился на страницах светских журналов как сенсация или как скандал. И. называли «последним представителем духовной оппозиции местной светской власти», «последним клерикалом и ультрамонтаном» (Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. 1882. Т. 35. С. 562). Были проведены «секретные исследования» о «беспорядках, происшедших по Иркутской епархии» и о «предосудительных действиях» архиепископа. После этого, выслушав мнение Святейшего Синода, имп. Николай I 28 июня 1831 г. повелел отстранить И. от должности, запретить в священнослужении и отправить в Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рь под надзор. И. получил указ об увольнении не в печатном, а в письменном виде. Он выразил сомнение в его подлинности, отказался оставлять кафедру и призвал городское население поддержать своего архиерея. Эти события вошли в историю как «бунт архиепископа Иринея». Имп. Николай I потребовал от Синода разобраться в действиях И. и при необходимости снять с него сан. По распоряжению обер-прокурора Синода кн. П. С. Мещерского указ об отстранении И. от должности был срочно отпечатан в количестве 500 экз. и отправлен генерал-губернатору Вост. Сибири для распространения по Иркутской епархии. 22 окт. того же года, получив печатный экземпляр указа, И. подчинился. 26 нояб. он был вывезен из города под конвоем и 18 дек. того же года доставлен в Вологду.

В Вологодском архиерейском доме были проведены допрос и медицинское освидетельствование архиепископа. 30 дек. 1831 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) сообщил в Синод о его полной вменяемости: «...ни по разговорам, ни по телодвижениям, ни по другим действиям, никакого расстройства умственных способностей не замечается» (см. подробнее: Головщиков. 1893. С. 5-6). В Прилуцком мон-ре И. вел подвижническую жизнь, много писал, в т. ч. ряд статей для духовных журналов. В 1837-1840 гг. Синод присылал к И. старообрядцев для их увещевания. В бумагах архиерея сохранилось его соч. «О происхождении двуперстнаго, троеперстнаго и именословнаго крестного сложения». Вологодский еп. Стефан сочувствовал И. и хорошо отзывался о нем в донесениях Синоду. Следующий Вологодский архиерей, свт. Иннокентий (Борисов), с любовью относился к ссыльному архипастырю. Указом Синода от 7 февр. 1839 г. И. получил разрешение совершать богослужения, это известие архиерей встретил со слезами. В нояб. 1841 г. по ходатайству свт. Иннокентия И. дозволялся выход за пределы обители; он познакомился со мн. жителями Вологды, принимал участие в делах монастыря, помогал бедным. Горожане любили и уважали архипастыря, считая безвинно пострадавшим, прозорливым и юродивым. 17 апр. 1848 г. И. был назначен настоятелем Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря. 25 мая того же года под колокольный звон всех городских церквей он прощался с жителями Вологды, при выезде из города благословил его. В Толгском монастыре за 2 года до смерти И. приготовил для себя дубовый гроб, выкопал могилу около Спасской ц. монастыря, где и был погребен.

И. был награжден орденами св. Анны 2-й (1818) и 1-й (1829) cтепени, св. Владимира 3-й степени (1824). После смерти в его бумагах было найдено много заметок, неоконченных статей, черновиков писем Московскому свт. Филарету (Дроздову), Новгородскому митр. Серафиму (Глаголевскому), Ярославскому архиеп. Нилу (Исаковичу), Кишинёвскому еп. Иринарху (Попову), Тобольскому архиеп. Евлампию (Пятницкому) и проч. Большая часть книжного собрания И., оставшегося в Иркутске, была передана в Иркутскую ДС, а в 1920 г. поступила в Иркутский гос. ун-т. Помимо печатных изданий XVIII-XIX вв. в б-ке И. хранились и рукописные сочинения, в т. ч. «Хрисмологион, сиречь книга преречнословная» (XVII в.) Николая Спафария и «Молдавский летописец» (XVIII в.) архим. Варфоломея (Мазэряну).

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 86. Д. 504; Ф. 797. Оп. 1. Д. 4053б.
Соч.: Известие о кончине и жизни преосв. экзарха Гавриила, митр. Кишиневского и Хотинского // Отеч. зап. 1821. № 15; О мон-ре Городище // Там же. 1822. № 30; Статьи и проповеди // Ярославские ЕВ. 1869. № 29-52; [Инструкция ученику Иркутской семинарии Е. Добросердову, командированному в улусы бурят... в качестве миссионера] // РС. 1880. Т. 28. № 7. С. 606-607; Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому. Вологда, 1886.
Лит.: Фортунатов Ф. Н. Воспоминания вологжанина о преосв. архиеп. Иринее, пребывавшем на покое в Спасо-Прилуцком Вологодском мон-ре, с присовокуплением извлечений из писем архиепископа // Вологодские ЕВ. 1868. № 10. С. 272-279; № 12. С. 313-319; № 13. С. 347-353; № 14. С. 374-384; № 15. С. 400-408; № 16. С. 423-433; № 19. С. 536-539; № 20. С. 560-586; № 21. С. 597-611; № 22. С. 635-641; № 23. С. 652-660; № 24. С. 677-690; Архиеп. Ириней (Нестерович): Мат-лы для биографии // Пензенские ЕВ. 1869. № 19. С. 604-611; № 20. С. 635-641; № 21. С. 669-673; № 22. С. 689-696; 1870. № 2. С. 60-66; Пимен (Мясников), архим. Воспоминания. М., 1877. С. 98, 345; Стогов Э. И. Бунт Иркутского архиеп. Иринея // РС. 1878. Т. 23. № 9. С. 99-117; Розанов А. И., свящ. Ириней, еп. Пензенский // Там же. 1879. Т. 24. № 1. C. 159-163; Мешков Г. И. Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский и Саранский // Там же. Т. 25. № 8. С. 730; Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский, 1805-1864 гг.: Подлинное дело о т. н. «бунте» его в Сибири в 1831 г. // Там же. 1882. Т. 35. № 9. С. 561-586; Т. 36. № 10. С. 95-118; Мерцалов А. Е. Отъезд архиеп. Иринея из Вологды: 25 мая 1848 г. // Там же. 1883. Т. 37. № 1. С. 175-176; Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский, в 1830-1831 гг. // Там же. Т. 39. № 9. С. 559-582; Попов Н. Ириней (Нестерович) в Вологде // Там же. С. 583; Мацеевич Л. С. Кишинёвские предания о Пушкине // Отзывы о Пушкине с юга России: В восп. 50-летия со дня смерти поэта 29 янв. 1887 г. Од., 1887. С. 57-83; Архиеп. Иркутский Ириней (Нестерович): Мат-лы для его биографии / Предисл.: И. А. Вахрамеев. М., 1892; Головщиков К. Д. Иркутский архиеп. Ириней: Биобиблиогр. очерк. Ярославль, 1893. Иркутск, 1894; Титов А. А. Архиеп. Ириней (Нестерович). М., 1905; Ясинский И. И. Помрачение высокопреосв. Иринея // ИВ. 1911. Т. 126. № 11. С. 530-551; Титов Ф. И. Киевская академия в эпоху реформ (1796-1819 гг.). К., 1912. Вып. 3; Лесков Н. С. СС: В 11 т. М., 1957. Т. 6. С. 342-344, 346-347, 350, 657; Боннер А. Следы б-ки Нестеровича в Иркутске // Кодры. 1971. № 11. С. 148-152; Наумова О. Е. Иркутская епархия, XVIII - 1-я пол. XIX в. Иркутск, 1996; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Книга первая: Ист. очерк. Пенза, 1999. С. 59-70; Новиков А. П., Барзилов С. И. Святители земли Русской. Саратов, 2000. С. 244-297; Туманик Е. Н. «Бунт» архиеп. Иринея: Причины и тайные пружины // Пробл. истории, рус. книжности, культуры и общественного сознания: Сб. науч. тр. Новосиб., 2000. С. 399-405; Андрушко В. О., Доронiна Т. О. Нестерович I. Г., чернече iм'я Iриней // Києво-Могилянська академiя в iменах, XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 391-392.
Э. П. Р.

Иконография

Известен гравированный портрет И. 1879 г. работы Л. А. Серякова, изданный в качестве приложения к ж. «Русская старина» (1879. Т. 26. Нояб.; отдельный лист в ЦАК МДА), а затем в кн. «Русские деятели в портретах, гравированных акад. Л. Серяковым» (СПб., 1882. Т. 1; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 153-154). И. представлен вполоборота влево, по пояс, в архиерейской мантии и черном клобуке, на груди панагия, ордена св. Анны и св. Владимира, правой рукой именословно благословляет, в левой держит архиерейский жезл с навершием в виде змеиных голов и сулоком. Он сравнительно молод, с крупными правильными чертами лица и темной бородой средней величины, внизу раздвоенной. О существовании раннего портрета И. в одной из келий братского корпуса упоминается в описи имущества Вознесенского мон-ря в Иркутске 1840 г. (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 1. Д. 221. Л. 10).

В собрании ВГИАХМЗ хранятся 3 живописных, профессионально исполненных портрета, ранее считавшиеся изображениями еп. Евлампия (Пятницкого) (см.: ПЭ. Т. 17. С. 154-156). Один из портретов поясной, репрезентативного характера, имеет подпись худож. Н. И. Катина с датой 1848 г., когда Вологодскую кафедру занимал еп. Евлампий. Погрудный портрет, поступивший из Духовской ц. Вологды, является своего рода натурным этюдом к этому парадному полотну, к-рое происходит из Димитриева Прилуцкого монастыря. Третий портрет (из вологодского древлехранилища, куда поступил в 1902 от мещанина Н. В. Серебрякова) написан масляными красками на бумаге, наклеенной на холст, полностью идентичен по иконографии погрудному варианту; на обороте подрамника надпись: «Еп. Ириней».

Можно предположить, что на всех портретах изображен И., проживавший под надзором в Димитриевом Прилуцком монастыре до 1848 г. Инспектор Вологодской губ. гимназии Ф. Н. Фортунатов упомянул в воспоминаниях, что Катин написал портрет И. для Прилуцкого мон-ря «старанием отца казначея Илариона по заказу А. Г. Волковой» (Фортунатов Ф. Н. Воспоминания вологжанина о преосв. архиеп. Иринее, пребывавшем на покое в Спасо-Прилуцком вологодском монастыре, с присовокуплением извлечений из писем архиепископа. Вологда, 1868. С. 106-107). Портрет И. числится в документах мон-ря, он находился в настоятельских кельях (Главная опись Спасо-Прилуцкого мон-ря 1914 г.; ВГИАХМЗ. Отд. письменных источников. Ф. 3. Оп. 1. Д. 22. Л. 107; Савваитов П. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 19144. С. 52). Судя по дате, парадный портрет был создан в связи с назначением И. настоятелем Толгского Введенского монастыря и отъездом его из Вологды.

И. представлен вполоборота влево, в рясе и черном клобуке, на груди панагия с ростовым образом Божией Матери, орденский знак и звезда св. Анны 1-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. На большом портрете 1848 г. в руках И.- четки и листы бумаги (указание на ученые занятия). Из надписи на обороте следует, что это часть большого комплекса произведений («Съ правой стороны нижний рядъ 1 м. отъ дверей»). На всех портретах архиерей имеет узнаваемый облик (темные глаза, густую окладистую бороду с проседью, бородавку возле переносицы) и аналогичную трактовку лица в академической манере; отличия от более условного гравированного портрета объясняются передачей возрастной характеристики И.

Лит.: Даен М. Е. Н. И. Катин - забытый художник окружения В. А. Тропинина // Экспертиза и атрибуция произведений изобразит. искусства: Мат-лы VII науч. конф. 2001 г. / ГТГ, объединение «Магнум АРС». М., 2003. С. 87-93; она же. К вопросу об особенностях творчества Н. И. Катина и новые факты его биографии // Тропининский вестн. М., 2005. Вып. 3. С. 104-121; она же. Об одном из портретов вологодского худож. Н. И. Катина // Экспертиза объектов культурного наследия. М., 2009. Вып. 1: Темперная и масляная живопись. С. 312-317.
М. Е. Даен
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский
  • АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский
  • АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии