ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
Том XXVI , С. 512-517
опубликовано: 22 марта 2016г.

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Содержание

субъект РФ, входит в Сибирский федеральный окр. Территория - 767,9 тыс. кв. км (в т. ч. Усть-Ордынский Бурятский окр.- 22,1 тыс. кв. км). Центр - Иркутск. И. о. расположена в Вост. Сибири и граничит с Красноярским краем на западе, с Республикой Саха (Якутия) на севере, с Забайкальским краем на северо-востоке, с Республикой Тыва на юго-западе и с Республикой Бурятией на востоке и юге. К И. о. относится зап. побережье оз. Байкал. В Прибайкалье сходятся почти все наземные и воздушные коммуникации между западом, востоком и отчасти севером России, уровень интеграции с остальной территорией России здесь существенно выше, чем в регионах к востоку от Байкала.

Население

И. о. составляет 2428,7 тыс. чел. (окт. 2010), в т. ч. в Усть-Ордынском Бурятском окр.- 125,2 тыс. Население проживает в бассейнах рек Ангары и Лены, а также по Восточно-Сибирской и Байкало-Амурской железнодорожным магистралям. Национальный состав: русские - ок. 88%, среди других национальностей наиболее многочисленны буряты, украинцы, белорусы, татары. Начиная с XVIII в. на территорию И. о. осуществлялось добровольное и принудительное переселение из др. регионов страны. И. о. разделена на 33 района (в т. ч. 6 в Усть-Ордынском Бурятском окр.), включает 22 города, 54 поселения городского типа.

Административное устройство

Панорама Иркутска. Фотография. XIX в. (ГИМ)Панорама Иркутска. Фотография. XIX в. (ГИМ) В 1682-1719 гг. территория И. о. была частью Иркутского воеводства, с 1719 г. (фактически с 1721) - Иркутской пров. Сибирской губ., площадь которой увеличилась по сравнению с Иркутским воеводством за счет сев. земель, ранее бывших частью Илимского воеводства. В 1736 г. Иркутская пров. стала самостоятельной, управлялась вице-губернатором, подчинявшимся Сибирскому приказу. В 1764 г. Иркутская пров. была преобразована в Иркутскую губ., территория к-рой простиралась от бассейна Енисея до Тихого океана. В состав Иркутской губ. вошли провинции: Иркутская (Иркутский, Киренский и Балаганский уезды), Верхнеудинская (Удинский, Селенгинский, Баргузинский и Нерчинский уезды), Якутская (Якутский, Илимский, Алданский и Олёкминский уезды). В 1803 г. губерния стала частью Сибирского генерал-губернаторства с центром в Иркутске (с 1822 Восточно-Сибирское, с 1887 Иркутское генерал-губернаторство, упразднено в 1917). 30 мая 1923 г. из Иркутской губ. была выделена Бурят-Монгольская АССР с центром в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). 28 июня 1926 г. губернию упразднили, ее территория вошла в новообразованный Сибирский край.

И. о. была образована 26 сент. 1937 г., в нее вошел ряд районов Восточно-Сибирской обл., внутри И. о. был создан Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный окр. (с 1958 Усть-Ордынский Бурятский автономный окр.). 3 сент. 1990 г. Бурятский автономный окр. принял Декларацию об экономическом самоопределении. 11 окт. 2005 г. между И. о. и Бурятским автономным окр. был подписан договор об объединении территорий; 1 янв. 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский автономный окр. вновь стал частью И. о.

Религия

Религ. жизнь на территории И. о. формировалась под воздействием мн. религий: языческих верований, христианства, буддизма, ислама, иудаизма и др.- как результат многовекового совместного проживания представителей монголоязычных, тунгусо-маньчжурских, слав., тюрк., финно-угорских и др. народов. В наст. время в И. о. насчитывается более 400 религ. объединений, из к-рых 284 зарегистрированы в управлении Мин-ва юстиции РФ по И. о., ок. 130 групп действует без регистрации (в 1990 действовало 35 зарегистрированных общин). Религ. объединения региона относятся к 22 конфессиям и деноминациям. Подавляющее большинство общин входит в Иркутскую и Ангарскую епархию РПЦ (232 прихода и иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-рь). Православие исповедует 75% верующего населения.

Православие

Острожная башня со Спасской часовней (1667) с Илимского острога (Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»)Острожная башня со Спасской часовней (1667) с Илимского острога (Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы») начало распространяться в регионе с приходом сюда рус. служилых людей в нач. 30-х гг. XVII в. В 40-х гг. XVII в. была построена церковь в Братском остроге (ныне г. Братск). Духовными и хозяйственными центрами края являлись правосл. обители. Во 2-й пол. XVII в. были основаны муж. мон-ри: Усть-Киренский во имя Св. Троицы (1663), Спасский Братский (1671), иркутский в честь Вознесения Господня (1672). С 1689 г. существует Знаменский жен. мон-рь в Иркутске. В начальный период освоения Прибайкальского края строились в основном часовни, в XVIII в. начали сооружаться не только деревянные, но и первые каменные церкви. В 1-й пол. XVIII в. число правосл. жителей в Прибайкалье значительно возросло за счет постоянного притока переселенцев из Европ. России и вслед. миссионерской деятельности Церкви среди коренного населения. В 1706 г. было учреждено Иркутское и Нерчинское вик-ство Тобольской и Сибирской митрополии, в 1727 г. преобразованное в самостоятельную епархию. В 1725 г. при Вознесенском мон-ре была создана первая в Вост. Сибири школа, в 1780 г. в Иркутске открылась ДС. Миссионерство было одним из главных направлений деятельности Иркутских архипастырей.

В наст. время Православие исповедует большая часть верующих русских, украинцев и белорусов, а также мордва, чуваши, удмурты, часть татар. Коренные народности Прибайкалья (зап. буряты, эвенки и тофалары) со времени вхождения края в состав России были в значительном числе крещены, но сохранили мн. элементы прежних верований: промысловых, семейно-родовых культов и шаманизма. Такое двоеверие существует и сегодня у эвенков и тофаларов. Буряты после издания 17 апр. 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в подавляющем большинстве вернулись в буддизм. Храмы РПЦ посещают живущие в И. о. правосл. грузины, а также армяно-григориане.

Старообрядчество

В отличие от Забайкалья, где старообрядцы проживают компактно, в И. о. они малочисленны - 0,01% верующего населения. Старообрядчество исторически представлено в И. о. Русской православной старообрядческой церковью (РПСЦ) (см. Белокриницкая иерархия). В 1929 г. насчитывалось 747 старообрядцев в Иркутском окр. и 235 старообрядцев в Тулунском окр. До 1937 г. существовала Иркутско-Амурская епархия РПСЦ с центром в с. Тарбагатай (Бурятия). В 1992 г. действовавшие до 2-й пол. 30-х гг. XX в. Томско-Алтайская, Семипалатинская, Минусинско-Урянхайская и Иркутско-Амурская епархии Белокриницкой иерархии были объединены в епархию Всей Сибири и Дальн. Востока с центром в Новосибирске. В 1997 г. РПСЦ было передано здание в Иркутске, ставшее старообрядческим подворьем. Построенная в 2000 г. на Покровском погосте (близ с. Пивовариха) часовня 19 июля 2002 г. была освящена еп. Новосибирским и всея Сибири Силуяном (Килиным) как храм в честь Покрова Божией Матери в память о существовавшей в Иркутске в 1911-1936 гг. старообрядческой церкви с таким же посвящением. Небольшие старообрядческие группы имеются в Ангарске, Усть-Илимске, Усолье-Сибирском, Зиме и др. В с. Хор-Тагна Заларинского р-на живут старообрядцы беспоповского поморского согласия. В 2008 г. в Иркутске была зарегистрирована община Русской древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы).

Римско-католическая Церковь (РКЦ)

Богоявленский собор, костел (1881–1886) и часовня свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1868–1877, не сохр.), в Иркутске. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ)Богоявленский собор, костел (1881–1886) и часовня свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1868–1877, не сохр.), в Иркутске. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Католич. община в Иркутске образовалась в нач. XIX в., в 1826 г. открылся костел. Большую часть общины составляли поляки, также в Иркутске жили исповедовавшие католицизм немцы и литовцы. Ссылки, последовавшие за польск. восстаниями 1830-1831 и 1863-1864 гг., привели к существенному увеличению числа католиков в Прибайкалье. Следующая волна переселения католиков связана со строительством в 80-х гг. XIX в. Транссибирской железной дороги, где поляки составляли значительную часть инженерно-технического персонала. В 1938 г. польск. костел в Иркутске был закрыт, 5 его клириков осуждены по обвинению в шпионаже. Репрессии 1939-1941 гг. в отношении польск. населения, последовавшие за вхождением Зап. Украины и Зап. Белоруссии в состав СССР, и репрессии 1941-1942 гг. в отношении немцев Поволжья, Сев. Кавказа и др. регионов стали причиной появления в И. о. новых групп католиков.

В 1990 г. в И. о. началось воссоздание приходов РКЦ. Инициатором процесса стало польское культурно-просветительское об-во «Огниво». 24 дек. 1990 г. впервые за мн. десятилетия была отслужена рождественская месса в органном зале филармонии (бывш. польск. костеле) прибывшим из Москвы католич. священником. В 1990 г. был образован Иркутский деканат Апостольской администратуры РКЦ. 18 мая 1999 г. для католиков лат. обряда, живущих от Красноярского края (на западе) до Камчатской обл. (на востоке), была учреждена Апостольская администратура Вост. Сибири. Ее ординарий (глава) имел титул «администратор Восточной Сибири и префектуры Карафуто». Включение Ватиканом в титул названия не существующей на территории РФ адм. единицы (префектура Карафуто существовала на Юж. Сахалине в 1907-1945, когда Юж. Сахалин входил в состав Японии) вызвало протест российского правительства; живший в Иркутске ординарий администратуры еп. Ежи Мазур в апр. 2002 г. был выслан из страны. Декретом папы Иоанна Павла II от 11 февр. 2002 г. администратура Вост. Сибири была преобразована в епархию св. Иосифа с адм. центром в Иркутске, в наст. время католические приходы в И. о. относятся к Иркутскому деканату епархии.

В области имеются 13 зарегистрированных католических приходов и ряд незарегистрированных общин: в Иркутске, Ангарске, Братске, Слюдянке, Усолье-Сибирском, Вихоревке (Братский р-н), селах Вершина (Боханский р-н), Пивовариха (Иркутский р-н), Пихтинск (Заларинский р-н). В 2000 г. в Иркутске открылся кафедральный собор Непорочного сердца Божией Матери. На территории И. о. действуют следующие католич. монашествующие ордены: сестер милосердия св. Карла Борромео, служительниц Св. Духа (в Иркутске), служительниц Непорочного зачатия Божией Матери (в Ангарске), кармелитов, кармелиток босых и альбертинок, служащих убогим (в Усолье-Сибирском). Как и в прошлом, среди католиков преобладают лица польск., нем. и литов. происхождения.

В Иркутске имеется община армяно-католиков, включающая более 100 чел. Армяно-католики, как и греко-католики, не имеют собственных храмов и посещают римско-католич. приходы.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Ок. 5% верующих в И. о.- представители различных направлений протестантизма.

Лютеране. Сосланные в Прибайкалье шведы, которые были взяты в плен в 1709 г. под Полтавой, были здесь первыми лютеранами; часовня на лютеран. кладбище в Иркутске построена в 30-х гг. XVIII в. После присоединения к России Прибалтики лютеран. община Вост. Сибири увеличилась за счет поступивших на рус. службу нем. остзейских дворян. Лютеране занимали привилегированное положение в системе управления Российской империи, особенно в Сибири. Лютеранами были управлявший Иркутской пров. в 1740-1752 гг. Л. Ланг (пленный швед, перешедший на рус. службу), 1-й иркутский губернатор К. Л. фон Фрауендорф (1765-1767), еще 3 губернатора. В 1828-1918 гг. в Иркутске существовал лютеран. храм Вознесения Господня (разрушен в 1952, на его месте воздвигнут памятник В. И. Ленину). Строительство Транссибирской магистрали и столыпинские реформы способствовали переселению в Прибайкалье лютеран из Эстонии, Ингерманландии (Ингрии) и Латвии. Очередная волна перемещения лютеран в И. о. связана с репрессиями 40-х гг. XX в. Лютеран. община в Иркутске была разгромлена в 1937 г., возобновила деятельность в 90-х гг., в 1998 г. в Иркутске был зарегистрирован приход св. Марии Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Небольшие общины лютеран имеются в Тулунском р-не, в Саянске и Усолье-Сибирском.

Баптисты и вероучительно близкие к ним евангельские христиане появились в Прибайкалье в кон. XIX в., это были в основном переселенцы с Украины и из центрально-черноземных губерний. В Иркутске была построена церковь евангельских христиан. С 1905 г. существовала 1-я иркутская церковь баптистов (закрыта в 30-40-х гг. XX в., ранее 1948). В 1929 г. к баптистам причисляли себя 427 жителей Иркутского окр. и 111 жителей Тулунского окр. К евангельским христианам относили себя 107 чел. в Иркутском окр. и 38 чел. в Тулунском окр. В кон. 30-х гг. XX в. руководители баптистов и евангельских христиан в регионе были репрессированы по обвинениям в шпионаже и антисоветской деятельности, все молитвенные дома закрылись.

Лютеранский храм Вознесения Господня в Иркутске. 1885 г. (не сохр.). Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ)Лютеранский храм Вознесения Господня в Иркутске. 1885 г. (не сохр.). Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ)

Деятельность общин баптистов и евангельских христиан возобновилась в кон. 80-х гг. XX в. В 1992 г. появилась 2-я иркутская церковь баптистов. В наст. время в И. о. насчитывается более тысячи баптистов, являющихся прихожанами 25 церквей в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Черемхове, Усолье-Сибирском, Байкальске, Тайшете, Нижнеудинске, Тулуне, Куйтуне, Усть-Илимске, Братске, Качуге. Объединение церквей евангельских христиан-баптистов И. о. (ОЦЕХБ ИО) входит в Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ). Основными направлениями деятельности являются евангелизация, работа с детьми, имеется заочная библейская школа, действуют центры реабилитации алкогольно- и наркозависимых в Шелехове, Тайшете и Байкальске. В 2006 г. 8 баптист. церквей вышли из ОЦЕХБ ИО, чтобы создать собственное объединение.

В Иркутске и Братске имеются общины инициативников, к-рые еще с советского времени принципиально не регистрируются.

Не входящие в РСЕХБ евангельские христиане представлены небольшими объединениями (Иркутская церковь Христа, «Вифания» и «Вера, Надежда, Любовь» (не зарегистрировано)).

В И. о. действуют 2 централизованные орг-ции христиан веры евангельской (пятидесятников). Первая по времени возникновения орг-ция - Региональное объединение церквей христиан веры евангельской И. о. (РОЦИО), в нее входят более 40 церквей и групп, ок. 2 тыс. прихожан. Объединение является частью Российской церкви христиан веры евангельской (до 2004 Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) России). По 4 церкви РОЦИО зарегистрировано в Иркутске, Ангарске и Братске, по одной - в Усолье-Сибирском, Шелехове, Саянске, Вихоревке, в поселках Белореченский и Тальяны Усольского р-на. Общины РОЦИО существуют во мн. населенных пунктах И. о. Важным направлением деятельности РОЦИО является создание центров реабилитации и адаптации людей, попавших в наркотическую или алкогольную зависимость, а также освободившихся из мест лишения свободы. Реабилитационные центры существуют в Слюдянке, Шелехове, Иркутске, Ангарске, с. Савватеевка (Ангарский р-н), Усолье-Сибирском, пос. Среднем (Усольский р-н), пос. Михайловка (Черемховский р-н), Свирске, Зиме, Саянске, Куйтуне, с. Батама (Зиминский р-н), Нижнеудинске, Тайшете, Братске, с. Коблякове (Братский р-н), Усть-Куте и Усть-Илимске.

Вторая централизованная организация пятидесятников в И. о.- Региональное объединение церквей христиан веры евангельской И. о. (РОЦХВЕ ИО) - была создана в 2004 г. 7 пятидесятническими церквами в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Черемхове и Саянске. РОЦХВЕ ИО входит в Российский объединенный союз христиан веры евангельской. В настоящее время в РОЦХВЕ ИО 18 церквей, объединяющих 1640 верующих. Реабилитационные центры действуют в поселках Б. Луг (Шелеховский р-н), Б. Речка (Иркутский р-н), дер. Зуй (Ангарский р-н) и др.

Среди пятидесятников в И. о. много потомков зап. украинцев и зап. белорусов, высланных в И. о. после Великой Отечественной войны. По мере роста численности сторонников этого течения увеличивается доля этнических русских, бурят и др., много пятидесятников среди корейской диаспоры.

Адвентисты седьмого дня, преимущественно немцы, появились в Прибайкалье на рубеже XIX и XX вв., в 1929 г. к адвентистам относились 151 житель Иркутского окр. и 10 жителей Тулунского окр. На рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. в И. о. были выселены семьи т. н. адвентистов-реформистов с Украины и из Белоруссии. В годы сталинских репрессий большое число верующих адвентистов было уничтожено. Иркутская община Церкви христиан - адвентистов седьмого дня (ЦХАСД) свободно начала действовать после 1985 г. В 2010 г. насчитывалось свыше 900 адвентистов, являвшихся прихожанами 17 общин: 4 в Иркутске, 2 в Братске, по одной в Ангарске, Шелехове, Усолье-Сибирском, Черемхове, Тулуне, Слюдянке, Усть-Куте, Байкальске, Киренске, Бодайбо, пос. Усть-Ордынском. Восточно-Сибирская конференция ЦХАСД входит в Восточно-Российскую союзную миссию ЦХАСД. В наст. время адвентистами в Прибайкалье являются в основном этнические русские, украинцы и др. Большое значение в пропаганде своего учения адвентисты придают проводимым под эгидой ЦХАСД фестивалям христ. песни. Созданное ЦХАСД «Агентство по оказанию помощи и развитию» принимало участие в ликвидации последствий стихийных бедствий в И. о.

Небольшие общины свидетелей Иеговы существовали в И. о. до 1939 г., массово они появились в Сибири весной 1951 г. в результате депортаций. В марте 1951 г. в И. о. и Томскую обл. были сосланы иеговисты из Латвии, Литвы, Эстонии и Молдавии, обвиненные в шпионаже в пользу иностранных держав, прежде всего США, в антисоветской агитации и борьбе против колхозов. В результате операции «Север», которая проводилась советскими спецслужбами на Зап. Украине и в Зап. Белоруссии в апр. 1951 г., свидетели Иеговы были депортированы оттуда на вечное поселение в Казахстан, Сибирь и на Дальн. Восток. В марте-апр. 1951 г. было сослано свыше 7 тыс. сторонников движения, из них ок. 5 тыс. поселились в И. о. Часть сосланных вернулась в европ. регионы СССР после снятия ограничений по спецпоселению по указу Президиума Верховного Совета СССР от 30 сент. 1965 г., многие иеговисты остались в И. о. В наст. время ок. 5,5 тыс. чел. в области причисляют себя к свидетелям Иеговы. В регионе действует ок. 50 собраний иеговистов, объединенных в 3 района с центрами в Усолье-Сибирском, Иркутске, Братске. Наиболее активны свидетели Иеговы в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Братске, Тулуне, Саянске, Зиме, Чунском, Тайшете и др.

С 2003 г. в Иркутске действует организация мормонов (Церковь Иисуса Христа святых последних дней), в к-рую входят ок. 120 чел., небольшие общины существуют в Ангарске и Братске.

Ислам

Мусульмане начали активно селиться в регионе на рубеже XVIII и XIX вв. В 1-й пол. XIX в. в Прибайкалье действовали 3 мечети, а мусульм. население составляло 3,5 тыс. чел.- в основном татары из Поволжско-Уральского региона. Рядом с иркутской мечетью, сооруженной на деньги купца Шафигуллина в 1881-1898 гг., было построено здание медресе. В нач. XX в. в результате столыпинских реформ татары и башкиры стали переселяться в Иркутскую губ. массово, появились татар. села и деревни - Черемшанка, Сенная Падь, Осипово и др. Следующая волна перемещения татар в И. о. пришлась на 1935-1940 гг., они были расселены в Черемхове и улусах Усть-Ордынского Бурятского автономного окр. В посл. десятилетия мусульм. община И. о. увеличивается за счет выходцев из Азербайджана, Ср. Азии и с Сев. Кавказа.

В наст. время ислам исповедуют ок. 6% жителей И. о. Значительная часть мусульман живет в городах Шелехово, Нижнеудинск, Тулун, поселках Бохан, Кутулик, Оса, Чунский. Общины объединены в Байкальский муфтият. В 2007 г. между Байкальским муфтиятом и Центральным духовным управлением мусульман России (Уфа) был заключен договор о сотрудничестве. В Прибайкалье действует 4 мечети: соборная мечеть в Иркутске (открыта в 1898, в 1939 был разрушен минарет, службы не велись в 1939-1946), мечети в Усолье-Сибирском, Черемхове и Тайшете. Мусульм. общины зарегистрированы также в Ангарске, Братске, Усть-Илимске, Усть-Куте и в пос. Залари.

Большинство прибайкальских мусульман придерживаются суннитского направления в исламе, к-рый представлен на 95% ханафитским мазхабом, что характерно для России в целом. Часть дагестанцев, чеченцев и ингушей - шафииты. Среди верующих азербайджанцев и таджиков встречаются представители шиизма. Часть таджиков, выходцев из Горного Бадахшана, принадлежит к шиитской группе исмаилитов.

Иудаизм

Иудеи начали селиться в Прибайкалье во 2-й четв. XIX в., в большинстве своем это были военные кантонисты. При имп. Александре II право свободного жительства вне зоны оседлости получили исповедовавшие иудаизм купцы 1-й гильдии, дипломированные специалисты, в т. ч. медицинские работники, винокуры, механики и ремесленники ряда специальностей. В 1881 г. на средства горожан в Иркутске была построена каменная синагога. В нач. XX в. евреи являлись по численности 2-й конфессиональной и 3-й этнической группой в Иркутске (более 10% населения), в Иркутской губ. число лиц иудейского вероисповедания составляло 1,33%. В 1932 г. власти закрыли в Иркутске синагогу, община к-рой насчитывала свыше 400 чел., синагога вновь открылась в 1947 г. Переселение евреев в Палестину, начавшееся в 10-х гг. XX в. и ставшее массовым в 70-х гг., рост смешанных браков и ассимиляция привели к резкому уменьшению к нач. XXI в. в И. о. числа приверженцев иудаизма (ок. 0,1% населения региона).

В наст. время в И. о. зарегистрированы 3 иудаистские общины. Иркутское евр. религ. объединение, ранее входившее в Конгресс евр. религ. орг-ций и объединений России (КЕРООР), в 2004 г. перешло в Федерацию евр. религ. общин (ФЕРО), к ФЕРО также принадлежит община в Братске. При иркутской общине действуют школа, служба знакомств, молодежный клуб, клуб пожилого человека, клуб евр. женщин. В 2007 г. в Иркутске была зарегистрирована немногочисленная иудейская организация, вошедшая в КЕРООР.

Буддизм

В отличие от Забайкалья, где в XVIII-XIX вв. буддизм быстро распространялся, буряты в Прибайкалье были привержены традиц. верованиям, кроме того, значительная их часть была крещена в Православие. Буддисты проживали в основном на территории Аларской степной думы, в с. Аларь в 1814 г. был построен 1-й в Прибайкалье дацан, в Тухуме в 1911 г.- 2-й. Нек-рые нукутские буряты были буддистами: дацан существовал в с. Бутукей. Часть прибайкальских лам на рубеже XIX и XX вв. перешла в Православие. После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» деятельность лам в Прибайкалье немного активизировалась, но она не шла ни в какое сравнение с деятельностью лам в Забайкалье, где немалая часть бурят перешла из Православия в буддизм. В нач. 20-х гг. XX в. советская власть поощряла деятельность лам, в 1923 г. был построен Муринский дацан (совр. Эхирит-Булагатский р-н). В 30-х гг. большая часть лам была физически уничтожена. В кон. 80-х гг. XX в. с возрождением буддизма началась его экспансия на территории, где он ранее не был представлен.

В И. о. буддизм исповедует часть верующих бурят преимущественно в Аларском р-не. К Буддийской традиц. сангхе России (БТСР) относятся следующие общины: «Дари» и «Манла» в Иркутске, «Ваджра» в Ангарске, «Чодтен» в Усть-Илимске, усть-ордынская окружная община буддистов, буддийская община г. Усть-Илимска. В пос. Усть-Ордынском (адм. центр Усть-Ордынского Бурятского окр.) действует Абатанатский дацан, идет строительство дацана в Иркутске. Помимо орг-ций, относящихся к БТСР, в Иркутске действует буддийский центр «Алмазный путь» школы Карма-кагью, входящий во всемирную сеть центров этого направления.

Шаманизм (тенгрианство)

Традиц. верованиями прибайкальских бурят, тофаларов и эвенков являются семейно-родовые и промысловые культы, а также шаманизм. Если эвенки, приняв Православие, продолжают его исповедовать, то для мн. бурят и тофаларов крещение, принятое в XVIII-XIX вв., было формальным, и в 1905 г. большинство вернулось к традиц. культам. В нач. 90-х гг. XX в. в Прибайкалье началось возрождение шаманских традиций, возникли объединения преимущественно профессиональных шаманов (Совет шаманских общин Прибайкалья). В Усть-Ордынском Бурятском окр. действует орг-ция шаманистов «Сахилгаан» (Молния).

Новые религиозные движения

В И. о. представлены рядом орг-ций и групп, таких как «Белое братство», 4 группы об-ва «Сознание Кришны», сообщество «Вера Бахаи» (см. Бахаи религия), «Церковь Божьей Матери Державная» (см. «Богородичный центр»), «Культ Анастасии», «Радастея», «Искусство жизни», «Фалунь Дафа» («Фалуньгун»), «Церковь Виссариона» (см. Последнего завета церковь), «Объединение Муна» (см. Мун Сан-Мён). Часто такие общины регистрируются не как религиозные, а как образовательные, научные, нетрадиц. медицины, общественные объединения. Озабоченность вызывает деятельность рериховских об-в «Живая этика». Активисты этого движения (как правило, это преподаватели гуманитарных дисциплин в гос. учебных заведениях) занимаются пропагандой своего учения среди молодежи.

Прекратившие существование религиозные группы

В 1938 г. в регионе было отмечено неск. религ. движений, ныне в области не существующих. В кон. 20-х гг. XX в. из Воронежской обл. в Сибирь были переселены фёдоровцы (течение истинно-православных христиан), в 1938 г. в основном жившие в Тайшетском р-не. Были зафиксированы общины хлыстов (в Иркутском, Слюдянском и Тулунском р-нах), духоборцев и молокан (в Зиминском и Усольском р-нах, переселены в регион в кон. XIX в.), «иудействующих субботников» (в Зиминском р-не; см. Субботники), иоаннитов (в Куйтунском р-не, до 1929 имели скит под Иркутском), дырников (в Зиминском р-не; см. Спасово согласие), скопцов и прыгунов.

Лит.: Астырев Н. В. В гостях у духоборцев Иркутской губ. // Сев. вестн. 1891. № 4. Отд. 2. С. 52-65; Троицкий А. Баптизм: (История появления и распространения секты) // Иркутские ЕВ. Приб. 1913. № 11. С. 322-330; № 19. С. 598-600; № 24. С. 811-816; Муратов М. В. Духоборцы в Вост. Сибири в 1-й пол. XIX в. Иркутск, 1923; он же. Духоборцы в Иркутской губ. Иркутск, 1923; он же. К изучению старообрядчества и сектантства в Сибири. Иркутск, 1923; Долотов А. С. Церковь и сектантство в Сибири. Новосиб., 1930; он же. Сектантство в Сибири // Критика религ. сектантства: (Опыт изучения религ. сектантства в 20-х - нач. 30-х гг.). М., 1974. С. 104-110; Козьмина А. А. О религ. сектах в Иркутской обл. Иркутск, 1939; Бадмаев А. А. Буддийские дацаны и буряты: Прошлое и настоящее // Сибирь в панораме тысячелетий: Мат-лы междунар. симп. Новосиб., 1998. Т. 2. С. 36-41; Лиценбергер О. А. Римско-католическая Церковь в России: История и правовое положение. Саратов, 2001; Баев П. А. Взаимодействие христ. объединений и соц. институтов на примере Прибайкальского региона: АКД. Иркутск, 2002; Емельянов С. М. История католической Церкви в Вост. Сибири (нач. XIX в.- 1917 г.): АКД. Иркутск, 2002; Кальмина Л. В. Евреи Вост. Сибири: «Духовная территория» (сер. XIX в.- 1917 г.): АКД. Красноярск, 2002; Курило О. В. Лютеране в России (XVI-ХХ вв.). Минск, 2002; Паламарчук А. В. Ист. опыт взаимоотношений гос-ва и Церкви в Юго-Вост. Сибири (1920-е - 1930-е гг.): АКД. Иркутск, 2002; Савин А. И. Советское гос-во и евангельские церкви Сибири в 1920-1941 гг.: Док-ты и мат-лы. Новосиб., 2004; Дрибас Л. К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Вост. Сибири во 2-й пол. XIX в.: АКД. Иркутск, 2005; Гуршоева Т. В. Спецпоселенцы из Зап. Украины в Иркутской обл.: 1940-е - 1960-е гг.: АКД. Иркутск, 2006; Курас С. Л. Источники по истории ссылки евреев в Сибирь: 2-я пол. XIX в.- 1917 г.: АКД. Улан-Удэ, 2006; Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XI вв.). Иркутск, 2008; Конфессии // Кто есть кто в Иркутске и Иркутской обл. 2008. № 21. С. 40-45; Бобкова Г. И. Татарские общины Иркутской губ.: (кон. XIX - нач. XX в.): АКД. Иркутск, 2009; Желновакова М. Ф. Религиозная переориентация региона на примере Иркутской обл. // Аналитика культурологии. 2009. Вып. 2(14); она же. Причины появления протестантизма на территории Иркутской губ. в XVIII - нач. XX в. // Изв. Алтайского гос. ун-та. 2010. № 3/4 (68). С. 73-76; Константинова Н. А. Мусульмане на территории Вост. Сибири во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: АКД. Иркутск, 2009; Сметанина Е. В. Письменные источники по истории старообрядческих толков и согласий Байкальского региона (2-я пол. XVIII - 1-я треть XX в.): АКД. Улан-Удэ, 2009.
А. В. Мишин, А. Р. Соколов
Рубрики
Ключевые слова
См.также