ИСИДОР
Том XXVII , С. 177-182
опубликовано: 1 июня 2016г.

ИСИДОР

Содержание

(ок. 1380-1390, Монемвасия на Пелопоннесе - 27.04.1463, Рим), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463).

Биография

О национальности И. в источниках и научной литературе высказывались различные мнения: русские источники называют его итальянцем, славянином, огречившимся болгарином, в лат. и греч. текстах И. назван «природным греком» (обзор мнений см.: Шпаков. Государство и Церковь. С. 34-35). Первоначальное образование, вероятно, И. получил в интеллектуальном центре Пелопоннеса - Мистре, бывшей значительным центром в Византийской империи по переписке рукописей (возможно, здесь сформировался красивый характерный почерк И.). Ок. 1403-1405 гг. И. перебрался в К-поль, возможно, учился у философа и ритора Мануила Хрисолора. В последние годы пребывания в столице империи И. стал близок к имп. Мануилу II Палеологу, поскольку уже в 1409 г. правитель поручил И. ответственное задание - переписать составленную императором речь (эпитафию) на смерть его брата Феодора Палеолога и в 1411 г.- торжественно произнести ее в день памяти царского родственника. Осенью 1410 - весной 1411 г. И. вернулся в Монемвасию и в монастыре арх. Михаила и всех ангелов принял монашество. Возможно, И. нек-рое время посещал философский лекторий Георгия Гемиста Плифона - именно этим можно объяснить особое отношение И. к философии Платона и пренебрежение трудами Аристотеля. В философской школе Плифона И. мог познакомиться с буд. митрополитами Виссарионом Никейским и свт. Марком Евгеником, митр. Эфесским. В 20-х гг. XV в. И. неск. раз произносил в честь имп. Иоанна VIII Палеолога энкомии и панегирики, что может свидетельствовать о его неофиц. статусе панегириста. В 1428-1429 гг. в связи со спором митрополитов Коринфского и Монемвасийского о церковной принадлежности п-ова Майны (Мани) И. было поручено составить 2 записки об истории этой общины и представить их императору. Спор был решен в пользу Монемвасийского архиерея. В 30-х гг. XV в. И. стал игуменом монастыря св. Димитрия в К-поле, находившегося под патронатом Палеологов.

Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 477 об.)Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 477 об.)В нояб. 1433 г. И. был отправлен в составе греч. делегации на Базельский Собор католич. Церкви для обсуждения вопроса о месте и времени созыва Собора о соединении католич. и правосл. Церквей. Посольство было сформировано имп. Иоанном VIII из сторонников унии: очевидно, уже в то время И. принадлежал к их числу. По дороге на Собор делегация заехала в г. Ульм к имп. Сигизмунду Люксембургскому, которому передала 2 письма имп. Иоанна VIII. И. произнес перед Сигизмундом похвальную речь, в которой коснулся проблемы разделения Церквей и призвал императора приложить все силы к преодолению разделения. В Базель делегация прибыла 12 июля 1434 г., ее офиц. прием на Соборе состоялся 24 июля. С приветственной речью к послам обратился председатель Собора кард. Юлиано Чезарини, в ответ прозвучало обращение И. Его речь содержала сожаление о разделении христ. Церкви и размышление о путях достижения единства. В апр. 1435 г. послы дали согласие на приезд греч. духовенства для переговоров о соединении Церквей в Базель либо в один из городов Европы. Находившийся в 1436-1437 гг. в К-поле посол Базельского Собора Иоанн Стойкович назвал И. одним из главных защитников интересов папы среди греков. В процессе подготовки к созыву объединительного Собора император добился того, что И. был назначен присутствовать на Соборе в качестве представителя Антиохийского патриарха, к-рому османы не разрешили участвовать в заседаниях. Сделано это было без консультации с К-польским патриархом.

В 1436 г. И. был поставлен на Киевскую кафедру, вакантную после гибели в 1435 г. митр. Герасима. Т. о. были обеспечены участие Киевской митрополии в объединительном Соборе и высокий духовный ранг И., на чье активное содействие в деле заключения унии рассчитывал визант. император. И. прибыл в Москву 2 апр. 1437 г. и стал готовиться к отъезду на Собор, куда он отправился 5 сент. в сопровождении большой свиты из духовных и светских лиц митрополичьего двора, в т. ч. Суздальского еп. Авраамия и архим. Вассиана. С вел. кн. Литовским Сигизмундом Кейстутовичем были переговоры о присоединении к митрополиту представителей духовенства «литовской» части митрополии, но они оказались безрезультатными.

И. поехал к Балтийскому м. через Тверь и Новгород, в обоих городах ему был оказан торжественный прием. К Рождеству И. приехал в Псков, где находился 7 недель. Митрополит назначил своим наместником в Пскове архим. Геласия, фактически изъяв Псковскую землю из подчинения Новгородскому архиепископу (к-рым тогда был свт. Евфимий II Вяжицкий). 14 мая 1438 г. митрополит прибыл в Любек. Оттуда он намерен был отправиться в Базель, но узнал, что папа вопреки мнению членов Базельского Собора перенес место работы Собора в Италию, куда уехало греч. духовенство. В авг. 1438 г. рус. делегация во главе с И. прибыла в Феррару - место заседаний Собора (см. Ферраро-Флорентийский Собор), где часть спутников И. умерла от чумы. И. был назначен одним из 6 ораторов греч. стороны во время соборных дискуссий, составил ряд речей догматического содержания, однако произнести их ему не удалось.

Участники Собора в Ферраре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 481)Участники Собора в Ферраре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 481)Когда к дек. 1438 г. выяснилась бесплодность споров о правомочности Римской Церкви вносить дополнения в Символ веры, большая группа греческих участников Собора предложила прервать его работу, но император при поддержке И. и Никейского митр. Виссариона настоял на ее продолжении. Дискуссии возобновились после переезда участников Собора во Флоренцию в нач. 1439 г. Начиная с 30 марта на совещаниях греч. делегатов Собора Виссарион, И. и протосинкелл Григорий Мамма (см. ст. Григорий III Мамма) выступили за скорейшее заключение унии и допустимость прибавки Filioque к Символу веры. И. лично убеждал нек-рых епископов согласиться на это. 1 июня по поручению имп. Иоанна VIII И. вел переговоры с папой о посылке войск для защиты К-поля.

И. входил в состав делегации 4 прелатов, которые обсуждали с папой вопросы о совершении Евхаристии, о чистилище, об эпиклезе, о примате папы. Во время дискуссий И. отстаивал греч. т. зр. в вопросе об эпиклезе, в др. случаях он выступал за уступки латинянам. По настоянию митр. Виссариона и И. в готовившийся текст декрета было внесено постановление о наказаниях для тех, кто будет им противодействовать. 6 июля вместе с др. греч. участниками Собора И. подписал акт унии («с любовью соглашаясь и одобряя, подписываю»).

17 авг. И. был назначен папским легатом в Литве, Ливонии, России и «Лехии» (Польше): он, очевидно, должен был воплотить решения Флорентийского Собора в этой части Европы. 18 дек. 1439 г. И. был возведен в кардинальское достоинство. 6 сент. из Флоренции И. отправился в Венецию, оттуда на восток - через Венгрию в Польшу. В кон. марта 1440 г. И. приехал в польск. столицу Краков. В его присутствии в ун-те один из советников Краковского епископа произнес речь, в к-рой приветствовал заключение унии Церквей. Из Кракова митрополит направился в те епархии митрополии, к-рые находились в пределах Польского королевства (Холмскую и Перемышльскую). По-видимому, тогда же он поставил новых епископов на Холмскую и Перемышльскую кафедры. В авг. 1440 г. И. посетил столицу Великого княжества Литовского Вильно и ряд др. городов в «Литовской земле». Затем он, вероятно, поехал в юж. земли Великого княжества Литовского, т. к. 5 февр. 1441 г. киевский кн. Александр (Олелько) Владимирович выдал митрополиту грамоту, в к-рой подтвердил права митрополичьего дома на все принадлежавшие ему земли и доходы, а также пожаловал митрополичьей кафедре доходы от «мыта конского» и половину осмничего. Вместе с тем «митрополичьи люди» должны были нести лежавшие на них ранее повинности, в частности ремонтировать часть городских укреплений Киева.

Взгляды И. на положение православных на землях Киевской митрополии после заключения унии нашли отражение в его послании из Буды, написанном в марте 1440 г. и обращенном ко всем, кто должен был подчиняться его власти как папского легата. И. писал, что отныне «греки» и «латиняне» должны иметь между собой евхаристическое общение и быть равноправными. Обращаясь к «латинянам», И. подчеркивал истинность правосл. крещения. Эти утверждения И. вызвали враждебную реакцию Польской католич. Церкви, к-рая до Тридентского Собора не признавала правосл. крещение и отвергала решения Ферраро-Флорентийского Собора, в соответствии с к-рыми, подчинившись папе, православные сохраняли свои обряды и иерархическую структуру; Польская Церковь выступала за растворение православных в латинском мире. Это было одно из важных обстоятельств, почему в конфликте между организатором Флорентийской унии папой Евгением IV и Базельским Собором Польская Церковь встала на сторону Собора, отцы к-рого придерживались аналогичной позиции. По-видимому, уже в авг. 1440 г. католич. Виленский еп. Матфей препятствовал И. выполнять его полномочия папского легата, т. к. не имел на этот счет указаний от Базельского Собора.

И. прислал в Псков свое «благословение и грамоты», а в янв. 1441 г.- своего наместника Григория. Вероятно, к этому времени условия унии не были известны в Сев.-Вост. Руси. В марте 1441 г. И. прибыл в Москву, и в Успенском соборе была торжественно зачитана булла Евгения IV с изложением решений Ферраро-Флорентийского Собора. Вел. кн. Московский Василий II Васильевич передал «папино писание» на рассмотрение Собора рус. епископов, к-рые его отвергли. Между ними и И. завязался длительный спор, затем И. был помещен «за приставы» в московском Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ре до получения вел. князем сведений из К-поля. По сообщению московских летописей, 15 сент. 1441 г. И. бежал из Москвы. Возможно, ему позволили уехать, т. к. не знали, как с ним поступить: в К-поле утвердился униат. патриарх Митрофан II, к-рый вряд ли осудил бы И. Уезжая, И., по-видимому, взял с собой из митрополичьей б-ки ряд рукописей, этим обстоятельством можно объяснить присутствие в Ватиканском собрании греч. книг, вложенных Киевским митр. св. Фотием (1408-1431) в б-ку Московской митрополичьей кафедры.

В нач. 1442 г. И. направился в Новогрудок к Литовскому вел. кн. Казимиру, но к тому времени и литов. правитель, и католич. Виленский еп. Матфей официально признали избранного Базельским Собором антипапу Феликса V, и И. был вынужден покинуть литов. земли. В марте 1443 г. И. находился в венг. столице Буде, где при его участии польск. и венг. кор. Владислав III издал привилей, по к-рому правосл. духовенству, принявшему унию, был предоставлен ряд прав и привилегий: гос. чиновникам запрещалось вмешиваться в дела, подлежавшие суду духовенства, предписывалось не нарушать существующие обычаи, даже если они не соответствуют принятым в католич. мире порядкам, король должен вернуть униат. Церкви утраченные ею земли. Владислав III был сторонником папы Евгения IV, но польская церковная и светская знать стояла на стороне Базельского Собора. По-видимому понимая это, И. из Буды направился к папскому двору в Италию и больше не вернулся на территорию Киевской митрополии, даже после того, как в 1447 г. Польша и Литва подчинились власти папы Николая V, преемника Евгения IV.

Вел. кн. Василий Васильевич отправляет Исидора в Чудов мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 546)Вел. кн. Василий Васильевич отправляет Исидора в Чудов мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 546)В последующие годы деятельность И. была связана с борьбой за утверждение унии на территории Византийской империи, прежде всего в К-поле. Здесь уже в нач. 40-х гг. XV в. имелось много противников унии, опиравшихся на поддержку 3 вост. патриархов. Первую поездку с целью насаждения унии И. совершил в 1443 г., после смерти 1-го униат. К-польского патриарха Митрофана. После поставления в 1445 г. нового униат. К-польского патриарха - Григория Маммы - была предпринята 2-я поездка. И. выехал из Рима 22 дек. 1445 г. и вернулся туда 12 февр. 1448 г. Помимо пропаганды унии И. собирал и копировал древние рукописи, содержащие творения св. отцов и деяния Вселенских Соборов. Цитаты из этих текстов он использовал для аргументации в полемике с православными по вопросам исхождения Св. Духа, примата папы и др. К 1446-1448 гг. относится единственный сохранившийся след контактов И. с духовенством Киевской митрополии. Кандидат на Владимиро-Волынскую кафедру Даниил совершил путешествие в К-поль, где И. поставил его в епископы, а Даниил дал ему свое «исповедание». Связи прервались, когда в янв. 1451 г. вел. кн. Литовский Казимир и его рада передали Киевскую митрополичью кафедру поставленному в Москве митр. св. Ионе.

После того как в 1450 г. униат. патриарх Григорий Мамма, будучи не в состоянии победить противников, покинул К-поль, И. был направлен туда в мае 1452 г. как папский легат и в кон. окт. прибыл в столицу Византии с небольшим вооруженным отрядом. Имп. Константину XI и его окружению дали т. о. понять, что, лишь приняв унию, они могут рассчитывать на помощь зап. стран. 12 дек. 1452 г. в Софии Св. соборе в Константинополе была совершена служба с поминанием папы и отсутствовавшего патриарха, затем были зачитаны решения Флорентийского Собора. Софийский собор был передан сторонникам унии. И. находился в городе до его взятия османами, совершил последнее христ. богослужение в Софийском соборе. И. попал в плен и, как известный человек, был выкуплен знавшим его генуэзским купцом.

В 1458 г. по согласованию с папой Каллистом III было принято решение о разделе Киевской митрополии путем выделения из ее состава особой митрополии - «Киевской, Литовской и всея Руси», охватывающей епархии на территории Великого княжества Литовского и Польши. 15 окт. 1458 г. патриарх Григорий Мамма поставил на эту кафедру Григория, ученика И. и его преемника на посту настоятеля мон-ря св. Димитрия в К-поле. В пользу Григория И. отказался от своих прав на польско-литов. часть Киевской митрополии. В янв. 1459 г. он отказался в пользу Григория и от своих прав на московскую часть митрополии. В эти годы И. занимал архиепископскую кафедру Керкиры (Τσίτσας ᾿Α. Χ., πρωτοπρεσβύτερος. Βενετοκρατομενη Κέρκυρα: Θεσμοί. Κέρκυρα, 1989. Σ. 31). Папа Пий II поставил И. деканом коллегии кардиналов, патриархом К-польским и архиепископом Кипрским, но в действительности в ведении И. была только греч. колония в Венеции. В 1459 г. И. принял участие в работе Мантуанского Собора, созванного для организации крестового похода против турок. В дек. 1462 г. Виссарион Никейский был назначен администратором при И., к-рый был уже не в состоянии исполнять свои обязанности. И. был похоронен в базилике св. Петра в Риме.

Литературные труды

Корреспонденция И. насчитывает 27 писем. К раннему периоду жизни иерарха относится 15 писем на греч. языке. Первые 6 писем изданы В. Э. Регелем (Analecta Byzantino-Russica / Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 59-71) и переведены на рус. язык П. Счастневым (Счастнев П. Исидор, митр. Московский и всея Руси. Серг. П., 1916 / РГБ ОР. Ф. 172. Картон № 409. № 1. Л. 79-87 об.). Письма с 7 по 14 изданы А. Циглером (Ziegler. 1951. S. 574-577; Idem. 1952. S. 139-142). Еще одно письмо И., адресованное либо имп. Мануилу II Палеологу, либо его сыну Иоанну VIII, сохранилось в набросках и не издано (Vat. gr. 706. F. 192r-v; о письме и об адресате см.: Mercati. 1926. P. 26-27). Письма написаны изысканным языком, полны отсылок к греч. мифологии и философии и позволяют реконструировать в общих чертах круг общения И., а также незначительные факты биографии. Среди его адресатов - имп. Мануил II Палеолог, итал. гуманист Гуарино да Верона, Иоанн Хортазмен, Киевский митр. Фотий, Мидийский митр. Неофит, деспот Феодор II Палеолог, Мануил Хрисолор (или Николай Эвдемоноиоанн), сакелларий Михаил. Общение И. с этими людьми подчеркивает, что он был интеллектуалом и гуманистом.

Бегство Киевского митр. Исидора из Москвы. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 555)Бегство Киевского митр. Исидора из Москвы. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 555)К последнему, итал. периоду жизни И. относится 11 писем на лат. и итал. языках, из них 9 писем о падении К-поля, адресованных разным лицам, первоначально были составлены И., вероятно, на греческом языке (оригиналы не сохранились) и переведены при его непосредственном участии на латынь (Hofmann. 1952. S. 146-148; Pertusi. 1976. P. 58-111; Idem. 1983. P. 12-21). В этих эпистолах автор подробно повествует об обстоятельствах захвата К-поля турками и призывает начать крестовый поход против захватчиков. В 10-м письме, адресованном польск. кор. Казимиру, И. сообщает об отказе от Киевской кафедры и о возведении на нее Григория (Wawryk. 1963. P. 20-21). На итал. языке (первоначально могло быть написано по-гречески) сохранилось письмо-соболезнование к Пьеро ди Козимо де Медичи в связи со смертью его отца (Hofmann. 1952. S. 149-150).

Киевский митр. Исидор перед папой Римским Евгением IV. Миниатюра из «Жития прп. Сергия Радонежского». 80-е — нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. № 21. Л. 334 об.)Киевский митр. Исидор перед папой Римским Евгением IV. Миниатюра из «Жития прп. Сергия Радонежского». 80-е — нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. № 21. Л. 334 об.)Перу И. принадлежат 3 панегирика в честь визант. императоров Мануила II и Иоанна VIII Палеологов (тексты изд. без указания авторства: Λάμπρος. 1926. Σ. 132-199, 200-221, 292-308) и один в честь имп. Сигизмунда Люксембургского (впервые текст изд. как анонимный: Idem. 1921. Σ. 113-126; 2-е издание с нем. пер.: Hunger, Vurm. 1996. S. 143-180). Составлены и произнесены они были в 10-30-х гг. XV в. В личных бумагах И. имеется энкомий в честь имп. Мануила II Палеолога (изд.: Polemis. 2010. S. 707-710). Создание сочинения относится ко времени возвращения императора из путешествия по Европе в 1403 г. (сохр. в единственной рукописи: Vat. gr. 914. F. 140-142v). Текст написан почерком И. в молодости, но заглавие, в к-ром, возможно, было указано и имя автора, выскоблено. Кард. Дж. Меркати считал, что автором мог быть И. (Mercati. 1926. P. 22-23), П. Шрайнер не видит достаточных оснований для такой атрибуции (Schreiner P. Codices Vaticani graeci. Codices 867-932. P. 121; впрочем, в др. работе автор не исключает возможности создания этого сочинения И.: Schreiner. 2006. S. 217). К панегирикам примыкает «Монодия на пожар во Влахернской церкви», произнесенная в 1433 г. (изд.: Mercati. 1937. P. 188-192).

Среди наследия И. есть несколько гимнографических произведений: 4 молитвы (одна об императоре, 2 о деспоте Мореи Феодора, одна о митрополите, поставленном на Монемвасийскую кафедру), составленные до 1430 г. (изд.: Ziegler A. W. Unveröffentlichte Gebete Isidors von Kijev // OCP. 1955. Vol. 21. S. 329-334), и 2 неопубликованных богослужебных последования: в честь вмч. Димитрия Солунского (Vat. gr. 776. F. 187r-196v), арх. Михаила и бесплотных сил (Vat. gr. 776. F. 197r - 203v).

Киевский митр. Исидор прибывает в Феррару. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 480 об.)Киевский митр. Исидор прибывает в Феррару. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 480 об.)К богословским сочинениям относятся тексты, созданные И. в связи с Базельским и Ферраро-Флорентийским Соборами. Речь на Базельском Соборе представляет собой развернутый ответ на выступление кард. Юлиано Чезарини (греч. оригинал речи: Λάμπρος. 1913. Σ. 3-14, 324-335). Догматические речи, созданные во время работы Ферраро-Флорентийского Собора, не были И. произнесены, однако отражают его взгляды на исхождение Св. Духа, на допустимость прибавки Filioque к Символу веры и на заключение унии (4 речи, отчет папе об успехах пропаганды унии на Востоке, речь «О мире и любви» изд.: Isidorus. Sermones. 1971. P. 1-94; Gill. 1967. P. 370-379). После Флорентийского Собора из Буды И. отправил своей пастве окружное послание о заключении унии (текст изд. А. А. Туриловым в: Флоря. 2007. С. 453-454). Соч. «Являются ли ангелы и люди сопричастниками Божественной сущности или энергии?» (Vat. gr. 1896. F. 165v - 175r; не изд.) свидетельствует об интересе И. к богословским темам, затрагивавшимся в XIV в. в связи с полемикой об учении свт. Григория Паламы.

К историко-каноническим сочинениям относятся 2 записки, составленные И. по поводу спора о церковной принадлежности п-ова Майны (изд.: Λάμπρος. 1915. Σ. 272-318). К этим сочинениям по времени создания примыкает краткое описание И. путешествия из К-поля в Сиракузы (Mercati. 1926. P. 151-152).

И. был известен как собиратель и переписчик древних рукописей. По подсчетам М. Манфредини и П. Шрайнера, через руки И. прошло не менее 161 рукописного сборника: 74 из них были частью его б-ки, 52 греч. рукописи он взял в 1455 г. из б-ки папы Каллиста III, 5 рукописей вывез из Москвы, еще о 30 рукописях известно из упоминаний в сочинениях И. (Schreiner. 2006. S. 221-222; Manfredini. 1997. P. 611-624; об автографах И. см.: Фонкич. 1975. С. 14-15; Он же. 1977. С. 10-23; Он же. 1989).

Соч.: Бодянский О. М. О поисках моих в Познанской Публичной библиотеке // ЧОИДР. 1846. Год. 1. Кн. 1. Отд. 1. С. 12-16 [послание правителям г. Холм, 1440 г.]; Ad universos Christi fideles de expugnatione Сonstantinopolis // PG. 159. Col. 953-956 [письмо всем верным во Христе о падении К-поля]; Epistolae // Analecta Byzantino-Russica / Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 59-71 [письма 1-6]; Λάμπρος Σ. Παλαιλόγεια κα Πελοποννησιακὰ. ᾿Αφῆναι, 1913. Τ. 1. Σ. 3-14, 324-335 [речь на Базельском Соборе]; ᾿Αφῆναι, 1926. Τ. 3. Σ. 132-199, 200-221, 292-308 [панегирики в честь Мануила II и Иоанна VIII Палеологов]; Δύο ἀναφοραἱ μητροπολίτου Μονεμβασίας πρὸς τὸν πατριάρχην // Νέος Ελληνομνήμων. (1915). Τ. 12. Σ. 272-318 [два прошения митр. Монемвасийского к патриарху]; Ibid. 1921. Τ. 15. Σ. 113-126 [похвальная речь имп. Сигизмунду Люксембургскому] (то же: Hunger H., Vurm H. Isidoros von Kiev, Begrüßungsansprache an Kaiser Sigismund (Ulm, 24. Juni 1434) // RHM. 1996. Bd. 38. S. 143-180); Mercati G. Scritti d'Isidoro il cardinale Ruteno. R., 1926. P. 151-152. (ST; 46) [описание путешествия из К-поля в Сиракузы]; idem. Opere minori. Vat., 1937. P. 188-192. (ST; 79) [«Монодия на пожар во Влахернской церкви»]; Hofmann G. Ein Brief des Kardinals Isidor von Кiew an Kardinal Bessarion // OCP. 1948. Vol. 14. P. 407-414 [письмо кард. Виссариону о падении К-поля]; idem. Quellen zu Isidor von Kiew als Kardinal und Patriarch // OCP. 1952. Vol. 18. P. 146-148, 149-150 [письма властям Флоренции о падении К-поля]; Ziegler A. W. Vier bisher nicht veröffentlichte Briefe Isidors von Kijev // BZ. 1951. Bd. 44. S. 574-577 [письма 7-10]; idem. Die restlichen vier unveröffentlichten Briefe Isidors von Kijev // OCP. 1952. Vol. 18. S. 139-142 [письма 11-14]; Pertusi A. La caduta di Constantinopoli I: La testimonianze dei contemporanei. Verona, 1976. P. 58-111 [6 писем о падении К-поля]; Litterae (da Candia, luglio 1453) // Pertusi A. Testi inediti e poco noti sulla caduta di Constantinopoli. Bologna, 1983. P. 11-21 [2 письма о падении К-поля]; Wawryk P. M. Quaedam nova de provisione metropoliae Kioviensis et Moscoviensis ann. 1458-1459 // Miscellanea in honorem cardinalis Isidori (1463-1963). R., 1963. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2; Vol. 4(10)). P. 20-21 [письмо польск. кор. Казимиру]; On Peace and Love / Ed. J. Gill // OCP. 1967. Vol. 33. P. 370-379 [речь «О мире и любви»]; Sermones inter concilium Florentinum conscripti. R., 1971. P. 1-94 [речи на Ферраро-Флорентийском Соборе]; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 453-454 [окружное послание]; Polemis I. D. Two Praises of the Emperor Manuel II Palaiologos: Problems of Autorship // BZ. 2010. Bd. 103. S. 699-714.
Ист.: Попов А. Н. Историко-лит. обзор древнерус. полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). М., 1875. С. 374-375; Dlugosz J. Opera omnia. Cracoviae, 1877. Т. 13. S. 624-625; LECUB. 1889. Alt. 1. Bd. 9; 1436-1443. N 267; ПСРЛ. Т. 23. С. 149; Т. 26. С. 192, 194; РИБ. 19082. Т. 6. № 62, 87; Acta Alexandra. Kraków, 1927. S. 391-393; Halecki О. W drodze na Sobor Florencki // Oriens. 1939. Bd. 7. P. 66-70; Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 44-46; Epistolae pontificiae ad Concilium Florentinum spectantes / Ed. G. Hofmann. R., 1944. Vol. 2. S. 72. N 176; N 202-204, 233; НПЛ. 1950. С. 419, 421-422; Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Подгот.: Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 179-181; Acta slavica Concilii Florentini: Narrationes et documenta / Ed. J. Krajcar. R., 1976; Prochaska A. Nieznane documenta do unii Florenckiej w Polsce // Ateneum Wileńskie. Wilno, 1983. S. 66-67; РФА. 1986. Вып. 1. C. 71-73, № 5.
Лит.: PLP, N 8300; Karge P. Die Reise der russische Konzilsgesandten durch die Ordenslan: 1438. Januar-Mai // Altpreussische Monatsschrift. Königsberg, 1895. Bd. 32. S. 488-504; Lewicki A. Unia Florencka w Polsce // Rozprawy Polskiej akademii umiejętności. Wydział hist.-filizoficzny. Kraków, 1899. Т. 38. Ser. 2. T. 13. S. 217-224, 230-231, 235-236; Голубинский. История РЦ. 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 423-478; Бучиньский Б. Студiï з icтopiï церковноï унiï // ЗНТШ. 1908. Т. 85. С. 21-42; Соколов П. П. Был ли Московский митр. Исидор папским легатом для Москвы // ЧИОНЛ. 1907. Кн. 20. Отд. 2. Вып. 2. С. 23-38; Пирлинг П. Россия и папский престол / Пер. с франц.: В. П. Потемкина. М., 1912. Кн. 1. С. 48-142; Mercati G. Lettere di un Isidoro, arcivescovo di Monnembasia e non di Kiev // Bessarione. R., 1916. Vol. 32. P. 198-211; idem. Scritti d'Isidoro il cardinale ruteno, e codici a lui appartenuti. R., 1926. (ST; 46); Ziegler A.W. Isidore de Kiev, apôtre de ŀunion Florentine // Irenikon. 1936. Vol. 13. P. 393-410; Welykyj A. G. Duae epistolae cardinalis Isidori ineditae // Analecta OSBM. 1949. Vol. 1(7). Fasc. 1. P. 285-291; Пузына И. Флорентийский Вселенский Собор и участие на нем Исидора, митр. Московского // Рус. католический вестник. Лувен, 1952. № 2. C. 11-14; Hofmann G. Quellen zu Isidor von Kiew als Kardinal und Patriarch // OCP. 1952. Vol. 18. S. 143-157; idem. Untersuchung über die Konzilsrede Isidors von Kiev am 14. Nov. 1438 // SBN. 1957. Vol. 9. P. 227-232; Ζακνθηνός Δ. Α. Μανουὴλ Β᾿ ὁ Παλαιολόγος κα ὁ καρδινάλιος Ισίωρος ἐν Πελοπποννῄσω // Mélanges offerts à Octave et Melpo Merlier. Athens, 1957. Т. 3. P. 45-69; Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959; idem. Isidore's Encyclical Letter from Buda // Miscellanea in honorem Cardinalis Isidori: (1463-1963). Romae, 1963. P. 1-8. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2. Vol. 4); idem. Personalities of the Council of Florence And Other Essays. Oxf., 1964. P. 65-78; Laurent V. Isidore de Kiev et la Métropole de Monembasie // REB. 1959. Vol. 17. N 1. P. 150-157; Μανούσακας Ι. Μ. ῾Η πρώτη ἄδεια (1456) τῆς βενετικῆς Γερουσίας γιὰ τῶν ῾Ελλήνων τῆς Βενετίας κα ὁ καρδινάλιος ᾿Ισίδωρος // θησαυρίσματα. 1962. Τ. 1. Σ. 109-118; Dujčev I. Un fragment des «Notitiae episcopatuum Russiae» copié par Isidore Ruthenus // ЗРВИ. 1968. T. 11. С. 235-241; Halecki O. From Florence to Brest (1439-1596). Hamden, 19682. P. 44-69; Krajcar J. Metropolitan Isidore's Journey to the Council of Florence // OCP. 1972. Vol. 38. P. 367-387; Morrissey Th. E. Isidore of Kiev: A Fragment of a Letter from the State Library in Munich // Analecta OSBM. 1973. Vol. 8. Fasc. 1-4. P. 63-66; Фонкич Б. Л. Московский автограф митр. Исидора // ПКНО, 1974. М., 1975. С. 14-15; он же. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977. С. 10-23; он же [Fonkic B. L.]. Ein unbekanntes Autograph des Metropoliten Isidoros von Kiev // BZ. 1989. Bd. 82. S. 96-101; Kresten O. Eine Sammlung von Konzilsakten aus dem Besitze des Kardinals Isidor von Kiev. W., 1976; Röll W. Ein zweiter Brief Isidors von Kiew über die Eroberung Konstantinopels // BZ. 1976. Bd. 69. N 1. S. 13-16; Ševčenko I. Intellectual Repercussions of the Council of Florence // Idem. Ideology, Letters And Culture in the Byzant. World. L., 1982. Р. 19, 33; Kalligas H. Byzantine Monemvasia: The Sources. Monemvasia, 1990. P. 179-182; Бармин А. В. Объединительная деятельность митр. Русского Исидора в контексте вопроса о соединении Церквей // Из истории и культуры Средневековья. СПб., 1991. С. 154-158; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991. С. 85-88, 91-93; Bandini M. «Memorabili» di Senofonte fra il Bessarione, Isidoro di Kiev e Pier Vettori // Bollettino dei classici. Ser. 3. R., 1991. Vol. 12. P. 83-92; Лурье Я. С. Исидор // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 450-451 [Библиогр.]; он же. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Моск. государства. СПб., 1994. С. 96-98, 105-107; Polemis I. D. Notes on a Speech of Isidore of Kiev // OCP. 1992. Vol. 58. Fasc. 1. P. 273-278; Kislinger E. Die Sizilienfahrt des Isidoros von Kiev (1429) // Δίπτυχα. 1994/1995. Τ. 6. S. 49-65; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3. С. 347-359; 1996. Кн. 5. С. 28, 422; Schreiner P. Literarische Interresen in der Palaiologenzeit anhand von Gelehrtencodices: Das Beispiel des Vaticanus gr. 914 // Geschichte und Kultur der Palaiologenzeit: Referäte des Intern. Symp. zu Ehren von H. Hunger (Wien, 30. Nov. bis 3. Dez. 1994). W., 1996. S. 205-219; idem. Ein seltsames Stemma: Isidor von Kiev, die Leichenrede Kaiser Manuel auf seinen Bruder Theodoros und eine moderne Ausgabe // Lesarten: FS für Athanasios Kambylis zum 70 / Ed. I. Vassis et al. B., 1998. S. 211-225; idem. I teologi bizantini del XIV e XV secolo e i padri della Chiesa, con particolare riguardo alla biblioteca di Isidoro di Kiev // Padri greci e latini a confronto (secoli XIII-XV). Firenze, 2004. P. 133-141; idem. Ein Byzantinischer Gelehrter zwischen Ost und West: Zur Biographie des Isidor von Kiew und seinem Besuch in Lviv (1436) // BollGrott. Ser. 3. 2006. Vol. 3. S. 215-228; idem. Geträumte Topographie: Isidor von Kiev, ein unbekanntes Kloster und die Justinianssäule zu Beginn des 15. Jh. im Vat. gr. 1891 // Schreiner P. Byzantinische Kultur. R., 2006. 1. 21. P. 553-560; Manfredini M. Inventario dei codici scritti da Isidoro di Kiev // Studi classici e orientali. Pisa, 1997. Vol. 46. N 2. P. 611-624; Schmitt O. J. Kaiserrede und Zeitgeschichte im späten Byzanz: Ein Panegirikos Isidors von Kiew aus dem Jahre 1429 // JÖB. 1998. Bd. 48. S. 209-242; Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001 (по указ.); Pagani M. Isidoro di Kiev, il chierico vagante // Ricerche di storia sociale e religiosa. R., 2001. N 60. P. 21-44; idem. Il «perfido» protagonista: Isidoro di Kiev al concilio di Firenze del 1439 // L'età di Kiev e la sua eredità nell'incontro con l'Occidente. R., 2003. P. 157-180; Акишин С. Ю. К вопросу о биографии митр. Исидора до его поставления на Киевскую кафедру // Совр. проблемы теолог. образования: Культурологический, богосл., пед. и лингвист. аспекты: Екатерининские чт.- Мат-лы междунар. 1-й богосл. науч.-практ. конф. 9-10 дек. 2003 г. Екатеринбург, 2003. С. 114-117; он же. Визант. посольство в Базель и участие игум. Исидора (буд. Митр. Киевского) в работе Собора // Средневековая Европа: Проблемы истории и культуры: Тез. докл. ежег. межвуз. конф. «Проблемы соц.-полит. истории и культуры средних веков». СПб., 2006. С. 87-88; он же. Исидор, митр. Киевский, и его участие в работе Ферраро-Флорентийского Собора // Проблемы теологии: Мат-лы междунар. богосл. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию со дня рожд. протопр. И. Мейендорфа, 2-3 марта 2006 г. Екатеринбург, 2006. Вып. 3. Ч. 1. С. 101-133; он же. Митрополит Исидор Киевский и проблема церк. унии в поздней Византии // Вестн. Екатеринбургской ДС. 2011. Вып. 1. С. 70-101; Rollo A. A proposito del «Vat. gr.» 2239: Manuele II e Guarino (con osservazioni sulla scrittura di Isidoro di Kiev) // Nea Rhome. 2006. T. 3. P. 373-388; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 368-396, 399-405, 415-416; Philippides M. The Fall of Constantinople, 1453: Classical Comparisons and the Circle of Cardinal Isidore // Viator. Turnhout, 2007. 38. N 1. P. 349-383; Кущ Т. В. Исидор Киевский как эпистолограф // АДСВ. Екатеринбург, 2009. Вып. 39. С. 375-382; Пашкин Н. Г. Сигизмунд Люксембург: Германский император в визант. панегирике // Там же. С. 383-388; Пападакис А., Мейендорф И., протопр. Христ. Восток и возвышение папства: Церковь в 1071-1453 гг. М., 2010 (по указ.).
С. Ю. Акишин, Б. Н. Флоря

Иконография

В Голицынском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. содержится подробное иллюстрированное повествование о поездке И. на Ферраро-Флорентийский Собор, о его возвращении в Москву, аресте и бегстве (РНБ. F.IV.225. Л. 464 об.- о назначении и приезде И. в Москву; Л. 468-469 - «О Исидоре митрополите»; Л. 474 об.- 477 об.- о поездке И. в Новгород, Псков и Юрьев; Л. 480 об.- 494 об.- о Соборе в Ферраре; Л. 499 об.- 515 - «Царь и патриарх и Сидор митрополит поидоша во Флоренцию», «Конец проклятому их собору», «О римской службе»; Л. 517-520 об.- о послании И.; Л. 535, 539 об.- 547 - о возвращении И., его богослужении и заточении вел. кн. Василием II Васильевичем в Чудов мон-рь; Л. 554 об.- 556 об.- «О Исидоре, како побежа с Москвы в Рим»). В композициях И. облачен, как правило, в архиерейскую мантию и белый клобук, облик не индивидуализирован.

Изображения И. известны также на нек-рых миниатюрах цикла «О пресвитере и о муже, бывших в латинских странах» в лицевой рукописи Жития прп. Сергия Радонежского, 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. № 21. Л. 331 об.- 346). Образ И. на иллюстрациях не подписан, идентифицировать его можно только предположительно, как правило, он облачен в монашеские (а не епископские) одежды, на голове черный клобук.

Как католич. кардинал И. представлен на картинах и эстампах, посвященных Ферраро-Флорентийскому Собору. Так, 2 заглавных листа в технике гравюры на дереве из редких изданий (одно напечатано в Кракове ок. 1510) воспроизведены и описаны Д. А. Ровинским (Ровинский Д. А. Достоверные портреты моск. государей. СПб., 1882. № 28, 29; Он же. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1001-1003); Т. 4. Стб. 577.

Э. П. И.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕОРГИЙ митр. Киевский (ок. 1062 — после 1073), церковный писатель, канонист и полемист
  • ГЕРАСИМ († 1435), митр. Киевский и всея Руси
  • ДИОНИСИЙ (Балабан-Тукальский; † 1663), митр. Киевский, Галицкий и всея Руси
  • ИОАНН II (Христос Продром; † после 1089), митр. Киевский, канонист, полемист