АРСЕНИЙ
Том III , С. 394-395
опубликовано: 16 ноября 2008г.

АРСЕНИЙ

греч. имя, к-рым надписаны каноны и самогласные стихиры в корпусе богослужебных текстов визант. обряда. Исследователи высказывали разные т. зр. относительно авторства этих сочинений. C. Петридис считал, что все богослужебные каноны, носящие имя А., принадлежат одному гимнографу, однако др. приписывают их авторство разным лицам. Наиболее ранним из возможных авторов считается монах Студийского мон-ря, подвергшийся гонениям со стороны иконоборцев, ученик прп. Феодора Студита († 826), известный по письмам преподобного. Вероятно, он написал канон субботы перед Пятидесятницей 2-го плагального (6-го) гласа, нач.: «Ψυχῶν πασῶν ὁ Δεσπότης καὶ ποιητής» (Душ всех Владыка и Создатель), с акростихом «Ψυχαῖς ἁπάσαις αἴνον ἐξ ̓Αρσενίου» (Душам всем песнь от Арсения), и канон Пресв. Богородице 3-го гласа, помещенный в греч. Богородичнике в среду вечера c надписанием «Ποίημα ̓Αρσενίου Μοναχοῦ» (Творение Арсения Монаха), нач.: «Τὸν ὄντως ὑπέρθεον Κόρη πάναγνε» (Сущего Пребожественнейшего, Дева Всенепорочная) и акростихом «Τρίτος πάναγνε ψαλμὸς ἐξ ̓Αρσενίου» (Третья, Всенепорочная, песнь от Арсения). Возможно, этот канон является единственным дошедшим до нас из 8 (по числу гласов) богородичных канонов одного автора. Х. Г. Бек не отрицал возможности авторства студийского монаха для канона из последования таинства Елеосвящения, но М. Жюжи, Х. Матеос и др. относили его, как и канон сщмч. Тимофею Прусскому (пам. 10 июня), к творениям свт. Арсения, архиеп. Керкирского (IX-X вв.). В качестве автора др. 3 неизданных канонов, а также 4 самогласных стихир, помещенных в службах Миней, называют игум. Арсения Криптоферратского (XI в.). Бек считал, что автором указанных стихир мог быть также Арсений, митр. Пергамский (нач. XV в.), написавший стихиры Пресв. Богородице, содержащиеся в кодексах Vat. Ottob. gr. 441 и Leimon. gr. 268.

Ист.: Theodori Studitae Epistulae 38, 41, 48, 216 / Ed. G. Fatouros. B., 1992. (Corpus fontium historiae Byzantinae. Series Berolinensis; 31). Bd. 1. S. 108-111, 121-122, 124-128, 129-139; Bd. 2. S. 338-339; Феодор Студит, прп. Творения. СПб., 1908. Т. 2. С. 279-281, 289-290, 296-298, 733; Θεοτοκάριον τοῦ ἁγίου Νικοδήμου ῾Αγιορείτου. Βόλος, 199112. Σ. 70-72.
Лит.: Pitra J. B. L'Hymnographie de l'Église grecque. 1867. P. CLIII; idem. Analecta sacra. 1876. T. 1. P. XLIII, XLV, 314; Παπαδόπουλος Γ. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παῤ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ̓Αθῆναι, 1890. Σ. 254; Pétridès S. Hymnographi Byzantini // EO. 1910. N 13. P. 111; idem. Arsène, mélode // DHGE. T. 4. Col. 748; Emerau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1922. N 21. P. 274; Jugie M. L'auteur du canon de l'Extrême-Onction de l'Eucologe grec // EO. 1927. N 26. P. 416; Hoeck J. M. // LTK. Bd. 1. Sp. 906-907; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 545, 603, 797; Παπαδόπουλος Σ. Γ. // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 242-243; Szöverffy. Hymnography. Pt 2. P. 47.
С. И. Никитин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
  • АГАФОКЛИС Панайотис (XIX в.), греч. муз. теоретик и преподаватель
  • АГИОЛОГИЯ раздел богословия, в задачу которого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости
  • АГИОПОЛИТ древнейший из сохранивш. визант. музыкально-теоретических трактатов
  • АКАКИЙ ХАЛКЕОПУЛОС выдающийся греч. дидаскал псалтического искусства
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АЛЛАГМА термин византийского музыкального творчества