АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ
Том III , С. 426-427
опубликовано: 10 ноября 2008г.

АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ

Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари (Кипр). 1105/06 г.Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари (Кипр). 1105/06 г. (ок. 354-449, Троя Вавилонская (совр. Тура)), прп. (пам. 8 мая, копт. 13 пашонс, пам. зап. 19 июля), егип. подвижник. Основные сведения о нем содержатся в Apophthegmata Patrum. А. В. принадлежал к сенаторскому сословию и был воспитателем наследников престола Аркадия и Гонория, сыновей визант. имп. Феодосия I Великого. Ок. 394 г. он покинул мир и стал монахом в Скиту. Св. Феодор Студит упоминает о том, что в начале своей подвижнической жизни А. В. был учеником прп. Иоанна Колова (PG. 90. Col. 853-854). Когда в 434 г. кочевники опустошили Скит, А. В. перебрался в Трою Вавилонскую, где оставался до 444 г., а затем переселился (опять в связи с набегами кочевников) в окрестности Александрии. Авва Даниил, ученик А. В., писал о своем учителе, что тот «никогда не хотел говорить о каком-либо спорном месте из Писания, хотя и мог, если бы захотел. Даже и письма редко писывал. Когда же приходил по временам в церковь, то становился за столбом, чтобы никто не видел его лица и чтобы самому также не смотреть на других. Вид у него был ангельский, как у Иакова; весь был сед, телом строен, впрочем, сух; бороду имел длинную, простирающуюся ниже груди; ресницы выпали у него от слез; ростом он был высок, но от старости стал горбат» (Достопамятные сказания. С. 27). Среди современников А. В. прославился своей святостью, а в памяти позднейших поколений запечатлелся как образец подлинного молчальника (исихаста).

Сохранились изречения А. В. в составе Apophthegmata Patrum (44 из них опубликованы в Патрологии Миня (PG. 34), нек-рые переданы от лица аввы Даниила) и его послание в переводе на груз. язык (в 2 рукописях Х-XI вв.). Согласно учению А. В., монашеская жизнь в идеале своем является равноангельской (один из основных постулатов святоотеческой аскетики), ибо иноки, подобно ангелам, должны всегда со страхом Божиим и смиренномудрием прославлять Господа. Это невозможно без стяжания исихии, т. е. внутреннего покоя и внешнего удаления от мира («Если ты не удалишься от людей, ты не сможешь стать монахом»). В тесной связи с исихией находится пост, «возделывающий землю сердца» для произрастания в нем благодатных семян Св. Духа; постоянное бдение и непрестанная молитва являются главным оружием монаха в духовной брани и позволяют избегать плотских наслаждений и др. грехов. А. В. постоянно подчеркивал необходимость стяжания добродетелей братской любви, страннолюбия и милостыни, без к-рых невозможно достижение духовного совершенства. Наконец, согласно А. В., достижение совершенства немыслимо и без непрестанного размышления над Свящ. Писанием, благодаря к-рому обретается душевное сокрушение или умиление.

Ист.: PG. 65. Сol. 87-108 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 18-28); ActaSS. Iul. T. 4. P. 617-631; ЖСв. Май. С. 244-268; Garitte G. Une «lettre de saint Arsène» en géorgien // Muséon. Louvain, 1955. N 68. P. 259-278; Lettres des Pères du désert: Ammonas, Macaire, Arsène, Serapion de Thmuis. Begrolle-en-Mauges, 1985. Р. 85-113; Les Apophthegmes des Pères: Collection systématique. Т. 1 / Éd. par J.-Cl. Guy. P., 1993. P. 74-77. (SC; N 387).
Лит.: CPG, N 5545-5554; Guy J.-Cl. Le centre monastique de Scéte au IVe et au début du Ve siècle: Prosopographie et histoire. R., 1963. P. 154-158; idem. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1963. P. 20. (SH; N 36).
А. И. Сидоров

Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Спаса на Ильине в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г.Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Спаса на Ильине в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г.

На основе древней повести, возможно рим. происхождения, о деятельности А. В. в качестве воспитателя Аркадия и Гонория (текст сохранился в рукописи Хроники Георгия Монаха - Paris. Coisl. 305. Fol. 249об.- 251об., XI в.), а также Apophthegmata Patrum и Скитского патерика были составлены греч. пространные жития А. В. (2 анонимных и приписываемое Симеону Метафрасту), а также похвала А. В. прп. Феодора Студита. Краткие жития входят в состав Минология Василия II (PG. 117. Col. 441-444) и в Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 665-666). Хотя А. В. завещал после смерти не предавать его тело земле и не воздавать никаких почестей, по сообщению «Анонима Меркати» (лат. паломничество XII в.), мощи преподобного находились в к-польской ц. Богородицы Триаконтафиллос (Перивлепты), построенной имп. Романом III Аргиром в 1034 г. (Описание святынь К-поля. С. 452). Где ранее находились мощи А. В., неизвестно. О первоначальном незначительном почитании А. В. в К-поле свидетельствует отсутствие его памяти во всех списках Типикона Великой ц. IX-X вв. Начиная со 2-й пол. XI в. его память отмечается 8 мая в большинстве визант. календарей.

О почитании на Руси свидетельствуют упоминания А. В. в рукописях XI в.: память его отмечена в месяцеслове Архангельского Евангелия 1092 г. (Л. 161об.), служба с каноном Иоанна монаха включена в Путятину Минею XI в. (РНБ. Соф. № 202. Л. 29об.- 37об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. В., включенный в нестишной Пролог, к-рый дополнен по сравнению с житием, находящимся в Минологии Василия II, отрывком из Apophthegmata Patrum (завещание подвижника, описание его внешности, хронология жизни) (древнейший список: РГАДА. Син. тип. № 174. Л. 60-60об., 1-я пол. XIV в.).

Пространное житие (BHG, N 167z) находится в составе Волоколамской Четьи-Минеи XV в. (РГБ. Вол. 597), предположительно восходящей к оригиналу XII в. В ВМЧ включены данное житие и похвала прп. Феодора Студита (BHG, N 169) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 150-151, 153 (2-я паг.)).

Др. пространное житие, переписанное рукой прп. Нила Сорского, помещено в его агиографическом сборнике (РГБ. Волок. № 630. Л. 264-271об., кон. XV - нач. XVI в.), что свидетельствует об авторитетности духовного примера А. В. для старца Нила, к-рый в своем завещании также запретил воздавать почести его мощам (Боровкова-Майкова. C. 10). Список жития А. В., находящийся в рукописи кон. XV - нач. XVI в. (РГБ. МДА. № 207. Л. 67-75об.), является точной копией жития-автографа Нила Сорского. Кроме жития в этих рукописях приводятся отрывки «От Патерика о авве Арсении».

Ист.: BHG, N 167y - 169z; Церетели Г. Ф. Житие иже во святых отца нашего Арсения Великого по рукописям Московской Синодальной библиотеки. СПб., 1899; Боровкова-Майкова М. С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912. (ПДПИ; T. 179); Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.: Пер. с лат. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 436-463.
О. В. Лосева, Е. В. Романенко

Прп. Арсений Великий. Икона-таблетка. XV в. (НГОМЗ). ФрагментПрп. Арсений Великий. Икона-таблетка. XV в. (НГОМЗ). Фрагмент

Гимнография. Различные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 343), Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 452-453), Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 150-151) - указывают соединение последований А. В. и ап. Иоанна Богослова. Среди памятников Иерусалимского устава память преподобного содержится уже в ранних его редакциях (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 48). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 622), как и памятники Студийского устава, предписывает совершение службы А. В. и ап. Иоанна Богослова, следует отметить, что это единственное указание о соединении последований бденного (см. Знаки праздников месяцеслова) и малого святых в месяцесловной части Типикона.

Последование А. В., известное по описанию, данному в Евергетидском Типиконе, и состоящее из канона Иоанна монаха 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, седальна и стихир, в целом не изменилось со времени действия Студийского устава (напр., ГИМ. Син. № 166. Л. 33об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 61) и вошло в совр. печатные греч. и рус. Минеи. По греч. рукописям известен еще один канон А. В., Феофана, с акростихом «Τὸν <π>ανάρ<ι>στον <ἐ>ν ἀσκηταῖς <μ>ακάρ<ιο>ν <κ>υδα<ί>νω» (греч.- Всенаилучшего в подвижниках блаженного почитаю), не вошедший в печатные богослужебные книги (Ταμεῖον. Ν 600. Σ. 198).

О. В. Венцель

Иконография. В визант. и древнерус. искусстве А. В. изображается благообразным старцем с седыми кудрявыми волосами и длинной бородой, разделенной на витые пряди, в монашеском одеянии (рясе и мантии, под к-рой обычно виден аналав), с куколем на плечах, в руке держит крест или свиток. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описан как «старец кудрявый, с длинною и широкою бородою, говорит: братие, для чего вы вышли (из мира), за то и подвизайтесь, и о спасении вашем не нерадите» (Ч. 3. § 13. № 4); в иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., об А. В. сказано: «Сед, брада Сергиева подоле и шире, риза преподобническая, испод вохра с белилом, в руце свиток: Арсение, бегай человек, умолкни, престани, безмолвствуй и спасешися» (С. 96).

Прп. Арсений Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46 об.). ФрагментПрп. Арсений Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46 об.). Фрагмент

Ранние изображения А. В. сохранились, напр., в церквах Каппадокии: св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюлю-Дере, между 913-920 гг.; «на цистерне» в Авчиларе, 1-я пол. XI в.; Тимиос-Ставрос в Мустафапаша, X в.; Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. Х в.; св. Евстафия (№ 11) в Гёреме, 1148-1149 гг.; Айвалы-килисе в Гёреме, между 913-920 гг.; также в наосе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в нартексе ц. Неа-Мони на о-ве Хиос (Греция), 1042-1056 гг.; в Минологии XI в. (Messan. Salvad. 27. Fol. 286v (280r)) - с кодексом, в медальоне (coxpанился только предварительный рисунок); в ц. мон-ря Бачково, кон. XI - нач. XII в.; в ц. Асину Панагии (Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), 1105/06 г.; в Минологии XII в. из мон-ря Преображения Господня в Метеорах (Cod. 552. Fol. 2v) - перед житием А. В.; в Житиях святых по Метафрасту, XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 1r) - с развернутым свитком; в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; в кафедральном соборе в Монреале (Сицилия), 1180-1190 гг.; в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1183 г.; в ц. Вознесения Господня в Милешево, после 1236 г.; в мон-ре Паммакаристос (Фетие-джами), ок. 1315 г.; на юж. стене в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Благовещения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Сербия), ок. 1320 г.; на юж. стене в зап. части ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1378 г.,- с благословляющей десницей и со свитком в левой руке; в ц. Богоматери Пантанассы в Мистре (Греция), 2-я четв. XV в.; в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46об., 113).

Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции, напр. в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.

Миниатюры с сюжетами жития А. В., напр. «Преподобный обучает сыновей имп. Феодосия Великого Аркадия и Гонория» в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 9. Fol. 1r), «Преставление святого» (4 монаха полагают тело А. В. во гроб) - в Минологии XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 21r).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 170; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Евсеева. Афонская книга. С. 198, 301; Mujовuž . Менолог. С. 299.
Н. В. Герасименко, В. Е. Сусленков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ († 376), прп. (пам. 3 марта, копт. 15 апр., зап. 2 окт., сир. 1 февр.)
  • АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.)
  • ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ [Бенедикт] Нурсийский (ок. 480 - 547), прп. (пам. 14 мар.; пам. зап. 21 мар., 11 июля)
  • ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ прп. (пам. 20 нояб.)
  • ЕВПРАКСИЯ († ок. 413), прп. (пам. 25 июля, пам. зап. 13 марта)
  • ЕВФРОСИНИЯ [Смарагд] († ок. 470), прп. Александрийская (пам. 25 сент.; пам. зап. 1 янв., 11 февр.)
  • ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))
  • ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 292 - ок. 346), прп. (пам. 15 мая; пам. копт. и зап. 9 мая)
  • АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
  • АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)
  • АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (Египетский; ок. 251-ок. 356), прп. (пам. 17 янв.), основатель православного монашества
  • АНУВИЙ (Ануб, Нуб, Ануф; IV в.), прп. Египетский, исп. (пам. 5 июня, греч. 6 июня, копт.17 июня)
  • АПОЛЛИНАРИЯ († ок. 470), прп. (пам. 5 янв.)
  • АПОЛЛОНИЙ ФИВАИДСКИЙ (IV в.), прп. (пам. 31 марта, копт. 22 янв.)
  • ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ († сер. VI в.), прп. (пам. 6 февр., пам. зап. 11 апр.)
  • ВАСИЛИЙ ДЕКАПОЛИТ († 750?), прп., исп. (пам. 28 февр., пам. зап. 27 февр.)
  • ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества
  • ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.)
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)