АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 30-31 ЯНВАРЯ 1990 г.
Том III , С. 548-549
опубликовано: 22 февраля 2009г.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 30-31 ЯНВАРЯ 1990 г.

Заседал в Патриаршей резиденции в Даниловом московском мон-ре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Решение о созыве внеочередного А. С. было принято на заседании Свящ. Синода 28 дек. 1989 г. в связи с обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в отдельных регионах страны, в первую очередь на Зап. Украине в результате легализации деятельности Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), а также в связи с возобновлением движения раскольников-автокефалистов. После того как 29 окт. 1989 г. униатами был насильственно занят львовский Преображенский собор, процесс захвата правосл. храмов греко-католиками и раскольниками на Зап. Украине принял массовый характер. Начало этому процессу положило создание Комитета защиты Украинской католической Церкви, благодаря усилиям к-рого УГКЦ был придан образ «Церкви-мученицы», пострадавшей от сталинских репрессий, тогда как правосл. Церковь, пострадавшая в несравненно большей степени, националистической пропагандой обвинялась в пособничестве советским властям и КГБ.

Молитва перед началом Архиерейского Cобора. 30 янв. 1990 г.Молитва перед началом Архиерейского Cобора. 30 янв. 1990 г.

6 нояб. 1989 г. архиеп. Львовский Ириней (Середний) и епархиальное духовенство обратились с открытым письмом к Римскому папе Иоанну Павлу II, в к-ром потребовали остановить подстрекательство к погромам и захватам храмов. Однако после встречи 1 дек. 1989 г. Председателя Верховного Совета СССР М. С. Горбачёва и папы УГКЦ получила законный статус и, используя националистические настроения в западноукр. областях, развернула настоящее гонение на Православие. Униатскую церковь на территории Украины в это время возглавлял ранее действовавший нелегально архиеп. Владимир (Стернюк). Используя экстремистские настроения среди греко-католиков, он требовал возвращения УГКЦ всех храмов и имущества по состоянию на 1939 г. После того как в нач. 90-х гг. на выборах в местные советы в западноукр. областях победу одержали представители национал-демократов, униаты получили неограниченную поддержку со стороны властей.

Одновременно с возрождением унии на Украине, также при поддержке националистических сил, возобновилась деятельность раскольников-автокефалистов. В февр. 1989 г. в Киеве при поддержке «Народного руха Украины», об-ва «Мемориал» и др. орг-ций был образован Комитет по возрождению Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), призвавший правосл. приходы Украины к выходу из юрисдикции Московского Патриархата. 19 авг. 1989 г. приход львовской Петропавловской ц. во главе с настоятелем прот. Владимиром Яремой заявил о своем выходе из РПЦ, к Петропавловскому приходу присоединились неск. западноукр. общин, мотивировавших свои действия тем, что автокефалия якобы способна остановить распространение унии.

После безуспешных попыток найти поддержку у К-польского Патриарха Димитрия сторонники автокефалии стали налаживать контакты с эмигрантскими раскольничьими структурами, к-рые вели свое происхождение от УАПЦ, образованной в 1942 г. Поликарпом (Сикорским). Одновременно автокефалисты Галиции нуждались в поддержке канонического архиерея из Московского Патриархата, к-рый согласился бы примкнуть к их движению. Таковым стал уволенный на покой еп. Иоанн (см. В. Боднарчук). 20 окт. 1989 г. состоявшийся во Львове «собор» раскольников направил на его имя офиц. предложение возглавить УАПЦ. 22 окт. 1989 г. Боднарчук, поправ каноны, совершил во львовском Петропавловском храме диаконскую хиротонию. Вскоре на предложение автокефалистов откликнулся и др. «иерарх» - лжемитр. Мстислав (Скрыпник), последний из лжеиерархии, восходящей к Поликарпу (Сикорскому). Проживавший в США Мстислав (Скрыпник) поручил непосредственное управление приходами УАПЦ на Украине Боднарчуку, к-рого возвел в сан «архиепископа». Новообразованная раскольническая структура открыто декларировала свое преемство по отношению к «самосвятской» УАПЦ, образованной после Киевского «собора» 1921 г., и УАПЦ Поликарпа (Сикорского), провозглашенной в 1942 г. 1 нояб. 1989 г. Боднарчук официально объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата, 14 нояб. на расширенном заседании Свящ. Синода РПЦ за учиненный раскол он был лишен монашества и всех степеней священства.

Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 15 дек. 1989 г. клирики зап. епархий Украинского экзархата, уклонившиеся в унию, были запрещены в священнослужении. В связи с продолжавшимися захватами униатами храмов в зап. областях Украины 15 дек. 1989 г. Свящ. Синод выступил с особым заявлением, 20 дек. Патриарх Пимен направил телеграммы по этому вопросу М. С. Горбачёву, папе Римскому Иоанну Павлу II, Съезду народных депутатов СССР, Генеральному прокурору СССР и др. офиц. лицам. По договоренности с Ватиканом 12-17 янв. 1990 г. в Москве состоялась встреча представителей Римо-католической и Русской Православной Церквей для обсуждения ситуации на Украине, были выработаны «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине», к-рые должны были стать основой для урегулирования создавшегося положения.

Президиум Архиерейского Cобора. Сидят (справа налево): Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Председатель Совета по делам религий при Совмине СССР Ю. Н. Христораднов, митр. Ленинградский Алексий (Ридигер). 30-31 янв. 1990 г.Президиум Архиерейского Cобора. Сидят (справа налево): Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Председатель Совета по делам религий при Совмине СССР Ю. Н. Христораднов, митр. Ленинградский Алексий (Ридигер). 30-31 янв. 1990 г.

В краткой речи на открытии А. С. Святейший Патриарх Пимен обозначил главную тему Собора - «раскол, учиненный сторонниками так называемой Украинской автокефальной православной церковью». По докладу митр. Киевского Филарета (впосл. анафематствованного, см. М. Денисенко) А. С. подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о «неканоничности провозглашенной им «Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда» и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви. Собор обратился к правительствам СССР и Украинской ССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римо-католической Церковью». А. С. одобрил «Рекомендации» совещания 12-17 янв. 1990 г. и направил Председателю Верховного Совета СССР М. С. Горбачёву телеграмму с призывом «способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония», совершаемых укр. греко-католиками и раскольниками-автокефалистами совместно с представителями ультранационалистических политических движений.

Во исполнение решения А. С. была создана четырехсторонняя (Московский Патриархат, УПЦ МП, Ватикан и греко-католич. Церковь на Украине) комиссия по урегулированию отношений между православными и католиками вост. обряда в зап. областях Украины, к-рая в ходе заседаний 8-13 марта во Львове выработала практические решения по распределению храмов между православными и униатами. Однако 22 марта было опубликовано заявление греко-католич. Церкви на Украине, в к-ром говорилось, что по согласованию с папой Иоанном Павлом II все документы комиссии признаются неправомочными, затем греко-католики вышли из состава комиссии. Умножились случаи захватов храмов, 10 апр. 1990 г. Свящ. Синод РПЦ заявил протест против подобных действий.

По докладу Председателя ОВЦС архиеп. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), председателя Редакционной комиссии А. С., Собор принял «Положение о экзархатах Московского Патриархата», внеся его в качестве 7-го разд. в «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Принятию Положения предшествовало образование Белорусского экзархата. В соответствии с Положением была существенно расширена внутренняя самостоятельность Украинского экзархата. Оба экзархата, согласно решению Собора, стали именоваться также Украинской и Белорусской Православными Церквами. В соответствии с Положением при экзархе, главе экзархата, должен быть создан Синод с функциями, аналогичными функциям Свящ. Синода РПЦ, в Положении была предусмотрена полная самостоятельность экзархатов в финансовом отношении. Новое «Положение об экзархатах» призвано было, как надеялись отцы Собора, ограничить распространение раскольнических движений на Украине и предотвратить их появление в Белоруссии.

А. С. упразднил зарубежные экзархаты РПЦ, подчинив 9 зарубежных епархий Русской Церкви Святейшему Патриарху и Свящ. Синоду, Собор принял решение о возрождении Тобольской, Брестской и Гомельской епархий.

Определения А. С. были утверждены Поместным Собором РПЦ 6-12 июня 1990 г.

Лит.: ЖМП. 1990. № 5. С. 4-12; Цыпин. История РЦ. Т. 9. С. 475-477; Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989-1997. М., 1998. С. 40-43.
Прот. Владислав Цыпин, В. И. Петрушко
Рубрики
Ключевые слова
См.также