АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 - 23 ФЕВРАЛЯ 1997 г.
Том III , С. 559-563
опубликовано: 22 февраля 2009г.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 - 23 ФЕВРАЛЯ 1997 г.

Заседал в гостинице Данилова московского мон-ря, в деяниях Собора участвовали 133 архипастыря. Вопрос о созыве А. С. был рассмотрен на заседании Свящ. Синода 17 февр. 1997 г. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе РПЦ 1994 г., к-рый наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни.

В докладе, прочитанном Святейшим Патриархом Алексием II в 1-й день соборных заседаний, нашли отражение важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 г., когда были восстановлены или образованы епархии: Абаканская, Белгородская, Томская, Элистинская, Сыктывкарская, Мурманская, по решению Свящ. Синода УПЦ были образованы 2 епархии на Украине - Владимиро-Волынская и Криворожская. Святейший Патриарх привел данные о действующих мон-рях РПЦ: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий. Патриарх Алексий напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших в период между Соборами: празднование 600-летия московского Сретенского мон-ря (7 сент. 1995), торжественная встреча верующими во главе с Патриархом нового списка Иверской иконы Божией Матери, привезенного с Афона (24 окт. 1995), освящение часовни в честь Иверской иконы Божией Матери и Воскресенских ворот на Красной пл. (25 окт. 1995).

Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Минский Филарет (Вахромеев), митр. Киевский Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков)Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Минский Филарет (Вахромеев), митр. Киевский Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков)

Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей». Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 г. в февр. 1995 г. была образована группа, к-рая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности РПЦ, утвержденную Свящ. Синодом 6 окт. 1995 г. В дек. Свящ. Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела, председателем к-рого был назначен еп. Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание ж. «Миссионерское обозрение», в к-ром публикуются информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности.

В докладе Патриарха Алексия Собору отмечалось, что, несмотря на спад активности псевдохрист. и псевдорелиг. сект и гос. запрет на деятельность наиболее одиозных из них («Белого братства» и «Аум Синрикё»), по-прежнему активны движения гностического типа: теософы, антропософы, рериховцы, а также оккультные группы и орг-ции разных толков - астрологи, экстрасенсы и целители, резко возросло число сатанистских сект. Секты проникают в школы и вузы, активизируют свою деятельность в медицинских учреждениях. А. С. направил письмо председателю и депутатам Гос. Думы, в к-ром предложил поставить правовой заслон бесконтрольной деятельности в России деструктивных псевдорелиг. орг-ций и зарубежных миссионеров.

Отдельный раздел доклада Святейшего Патриарха был посвящен церковной благотворительности и социальному служению. Патриарх Алексий II отметил, что расширение политических и гражданских прав и свобод не должно обернуться крушением социальных прав и свертыванием социальных программ. Церковь приняла ряд мер по социальной защите своей паствы: было открыто неск. церковных больниц, организованы курсы для подготовки сестер милосердия, создан ряд школ-приютов для сирот и детей из неблагополучных семей, гуманитарная помощь была предоставлена многочисленным беженцам из «горячих точек». РПЦ, по мнению Святейшего Патриарха, должна стать полноправным субъектом такой социальной политики, к-рая смогла бы улучшить ситуацию в стране.

Учебный комитет РПЦ в межсоборный период продолжил свои труды по созданию новой программы духовного образования и определению стандарта высшего богословского образования. А. С. обратил внимание на сокращение числа рукоположений среди учащихся и выпускников духовных школ и предложил в новой программе усилить религиозно-нравственный аспект воспитания семинаристов. Собор отметил рост числа воскресных, церковноприходских и монастырских школ в России (1550, в них воцерковлялись и обучались более 72 тыс. детей и 5 тыс. взрослых), правосл. школ и гимназий (40), к 1997 г. в России существовали также 2 правосл. ун-та. Собор отметил, что Церковь через собственные просветительские учреждения не сможет удовлетворить потребности населения в духовном образовании, в связи с чем было признано необходимым добиваться введения в школьные программы преподавания основ правосл. культуры и нравственности, организовать поддержку Церковью лучших разработок в области совр. учебных пособий по этим предметам для гос. системы образования. А. С. обратил внимание на необходимость анализа не только правосл., но и светских учебных пособий и программ, посвященных семейному и половому воспитанию школьников.

В докладе Предстоятеля РПЦ были подробно охарактеризованы церковная работа с молодежью в рамках Всецерковного правосл. молодежного движения, взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, финансовое положение Церкви и ее экономическая деятельность.

Участники Архиерейского СобораУчастники Архиерейского СобораВ разделе доклада, посвященном межправосл. связям, Святейший Патриарх, подчеркнув традиционно братские отношения РПЦ с правосл. Поместными Церквами, особо остановился на характеристике взаимоотношений с К-польским Патриархатом, омраченных вмешательством последнего в церковную жизнь Эстонии. 20 февр. 1996 г. Свящ. Синод К-польской Церкви принял решение о создании на территории Эстонии «Автономной православной Эстонской митрополии» в юрисдикции К-польского Патриархата на базе зарубежной церковной структуры с центром в Стокгольме (см. Александр (Паулус)). Кризис во взаимоотношениях с К-польской Патриархией привел к тому, что «мы были вынуждены пойти на крайнюю меру - приостановить евхаристическое и каноническое общение Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, а также поминовение имени Патриарха Константинопольского за Патриаршим богослужением в Русской Православной Церкви» (Доклад Святейшего Патриарха Алексия // ЖМП. 1997. 3. С. 57). 16 мая 1996 г. совместным решением Священных Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений при условии 4-месячного моратория на исполнение решения К-поля об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Московским Патриархатом канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в к-польскую юрисдикцию. Общение между двумя Церквами было восстановлено. Действия РПЦ были с пониманием восприняты Предстоятелями ряда Поместных Православных Церквей.

Говоря о положении на Украине, Святейший Патриарх отметил, что, несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в нек-рых местах властью и прессой, укр. раскол не получил заметного распространения. 2 основные неканонические группировки - Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная Церковь (УАПЦ) - обладали приблизительно одинаковым весом: на нач. 1996 г. УПЦ КП имела 1332 прихода, УАПЦ - 1209, гл. обр. на территории Галиции, Ровенской, Волынской и Киевской областей. Большинство пастырей и мирян (свыше 6500 приходов) сохранили верность канонической УПЦ.

Отношения с Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), по словам Святейшего Патриарха, продолжали оставаться напряженными. Их возможному положительному развитию препятствовали случаи принятия этой Церковью в свою юрисдикцию клириков Московского Патриархата, запрещенных в священнослужении за различные нарушения канонической дисциплины. Первосвятитель отметил, однако, то обстоятельство, что среди епископата РПЦЗ становится заметным стремление к поиску взаимоприемлемых форм диалога с Московским Патриархатом.

Обратившись к положению правосл. общин в Китае, Святейший Патриарх сказал, что, поскольку Китайская автономная правосл. Церковь не имеет своего Предстоятеля, до его избрания Поместным Собором этой Церкви исполнение его обязанностей лежит на Предстоятеле Матери-Церкви - Патриархе Московском и всея Руси.

В разделе доклада, посвященном межконфессиональным и межрелиг. отношениям, Патриарх, отметив добрый характер взаимоотношений Русской Церкви с древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами, сосредоточил основное внимание на проблемах, возникших в отношениях с Римско-католической Церковью, гл. обр. из-за униатской экспансии в Галиции и др. регионах Украины, активизации униатов в Белоруссии и прозелитической активности Ватикана в России и в др. странах на канонической территории Московского Патриархата. На 3 встречах представителей Русской Православной и Римско-католической Церквей, состоявшихся в 1995-1996 гг. в Москве и Риме, были достигнуты договоренности о запрете на прозелитизм, об исключении насилия в решении спорных вопросов о принадлежности храмовых зданий. Однако, несмотря на соглашения, межконфессиональная напряженность между правосл. и греко-католич. общинами сохраняется, в ряде мест Зап. Украины греко-католики при поддержке местных властей продолжают силой удерживать ранее захваченные у православных храмы, многие из к-рых по решению местных судебных инстанций должны быть переданы правосл. верующим. Вместе с тем Патриарх Алексий в докладе на А. С. отметил, что существует и ряд положительных примеров сотрудничества православных и католиков в области благотворительности, миротворчества, в научно-богословской сфере. Обратившись к взаимоотношениям с протестант. миром, Святейший Патриарх положительно оценил результаты ряда собеседований с протестант. Церквами и в то же время резко осудил прозелитическую активность, к-рая наносит вред международной христ. солидарности.

Отдельный раздел доклада Патриарха был посвящен отношениям Церкви с гос-вом и светским об-вом, к-рые в целом характеризовались отсутствием зависимости и давления. Предстоятель Русской Церкви назвал делом первостепенной важности совершенствование законодательства о свободе совести и религ. орг-циях, отметив необходимость регламентировать деятельность религ. иностранных орг-ций, защитить российское об-во от разрушительной деятельности псевдорелиг. объединений, обеспечить нормальный доступ Церкви к правосл. людям в армии и школе, освободить церковные структуры от чрезмерного налогового бремени. В обращении А. С. к председателю и депутатам Гос. Думы говорится о том, что действующее религ. законодательство должно отразить тот факт, что правосл. Церковь в течение тысячи лет формировала духовно-нравственный облик рус. народа и что к ней принадлежит подавляющее большинство верующих граждан России. В то же время Святейший Патриарх подчеркнул, что Русская Церковь ни в коей мере не стремится к получению статуса гос. религии, не вмешивается в управление гос-вом и не участвует в политической борьбе. В определении А. С. «О взаимоотношениях с государством и светским обществом» единственно возможной позицией для Церкви был признан отказ от вовлеченности в политическую борьбу, от поддержки к.-л. политических сил, от вмешательства в дела гос-ва. С др. стороны, в определении говорится о необходимости активного взаимодействия с властью разных уровней в делах, полезных для Церкви и всего народа, особенно в сферах миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы о нравственности народа. Собор подтвердил недопустимость участия архиереев и священнослужителей в предвыборной агитации и членства в политических объединениях, уставы к-рых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные гос. посты любых уровней. В то же время А. С. поддержал участие мирян в деятельности политических орг-ций, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут ответственные консультации с церковным священноначалием.

Говоря о миротворческом служении Церкви, Святейший Патриарх затронул трагическую тему войны в Чечне, и в частности упомянул прот. Сергия (см. Филипп (Жигулин)), к-рый был освобожден из плена почти через полгода благодаря усилиям со стороны церковного священноначалия, властей России и зарубежных гос-в, международных и общественных орг-ций, свящ. Анатолия Чистоусова, взятого в плен вместе с о. Сергием и убитого в плену, а также др. клириков, захваченных в Чечне и потом освобожденных после мн. усилий.

С особой тревогой Патриарх Алексий говорил о пагубном для нравственного здоровья об-ва влиянии средств массовой информации, особенно телевидения, навязчиво пропагандирующих разврат и насилие. Своим определением А. С. призвал священнослужителей и мирян неустанно напоминать гос-ву и об-ву о пагубности пропаганды порока, безнравственного и преступного образа жизни, насилия, межнациональной, религ. и культурной розни.

Особый раздел доклада Патриарха Алексия был посвящен общецерковному издательскому делу, в т. ч. изданию «Истории Русской Церкви» и началу работ над «Православной энциклопедией».

19 февр. на А. С. выступили с докладами митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) и еп. Верейский Евгений (Решетников). Председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Ювеналий доложил Собору о проделанной комиссией в межсоборный период работе. Главным в деятельности комиссии оставался вопрос, связанный с изучением материалов о жизни и мученической кончине царской семьи: митр. Ювеналий повторил выводы комиссии относительно канонизации царской семьи, сделанные ранее в его докладе Свящ. Синоду: «Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего российского императора, комиссия не нашла в них достаточных оснований для его канонизации. Однако в осмыслении страданий и мученической кончины царской семьи комиссия нашла возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев членов царской семьи на основании последнего периода их жизни». А. С. постановил передать вопрос о канонизации царской семьи для решения Поместному Собору и в то же время поручил епархиальным архиереям и духовным академиям до созыва Поместного Собора направлять материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи, в Комиссию по канонизации. Однако уже во время работы А. С. епископы Владивостокский Вениамин (Пушкарь), Новосибирский Сергий (Соколов), Тернопольский Сергий (Генсицкий) в своих выступлениях поставили вопрос о том, чтобы канонизацию имп. Николая II и царской семьи не откладывать до Поместного Собора, а принять решение об этом на настоящем Соборе. Митр. Ювеналий представил Собору материалы для канонизации в лике священномучеников погибших в 1937 г. архипастырей: Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого Петра (Полянского), митр. Серафима (Чичагова), архиеп. Фаддея (Успенского). Своим деянием А. С. причислил их к лику святых Русской Церкви.

Со следующим докладом выступил председатель Богословской комиссии митр. Филарет. По вопросу об участии РПЦ во Всемирном Совете Церквей были сделаны следующие выводы: необходимо вынести на межправосл. обсуждение весь комплекс вопросов, связанных с участием представителей правосл. Церквей в контактах с инославным миром и в работе в международных христ. орг-циях, эта деятельность должна быть строго регламентирована. Давая оценку «Второго общего заявления» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между правосл. Церквами и Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами, принятого в Шамбези в сент. 1990 г., митр. Филарет предложил не рассматривать это заявление как полное и исчерпывающее положение правосл. христологии и перенести изучение вопросов, связанных с диалогом, на всеправосл. уровень, имея в виду и широкое обсуждение в кругах духовенства, богословов и мирян РПЦ. В определении Собора по докладу митр. Филарета подчеркивалось, что смущение, к-рое производят в правосл. среде практика т. н. экуменических богослужений (см. Экуменическое движение) и возникновение новых тенденций в богословии и практике зап. протестантизма, выразившихся в принятии женского священства, в употреблении «инклюзивного языка», приводящего к искажению библейского текста, в пересмотре новозаветных нравственных норм, регулирующих отношения между полами, делает необходимым межправосл. обсуждение всего комплекса вопросов, связанных с участием представителей правосл. Церквей в контактах с инославным миром, в частности в двусторонних богословских диалогах, в работе ВСЦ и др. международных христ. орг-ций.

Доклад и. о. председателя Учебного комитета и ректора Московских духовных школ еп. Евгения был посвящен проблемам богословского образования, заключающимся, в частности, в нехватке преподавательских кадров, снижении числа рукоположений среди выпускников ДС и финансовых трудностях.

После докладов состоялась дискуссия. Острокритический характер носило выступление Львовского еп. Августина (Маркевича). Рассказав о трагической ситуации в его епархии и во всей Галиции, он упрекал собратьев-архипастырей в недостаточном противостоянии униатскому прозелитизму. Кроме того, еп. Августин дал жесткую характеристику проявлениям неообновленчества. Критическое отношение к экуменизму выразили в своих выступлениях епископы Уфимский Никон (Васюков) и Тернопольский Сергий (Генсицкий). Постоянные члены Свящ. Синода митрополиты Смоленский Кирилл и Крутицкий Ювеналий и архиеп. Солнечногорский Сергий (Фомин), хотя и полемизировали между собой в оценке эффективности участия представителей нашей Церкви в деятельности ВСЦ в прошлом, в основном высказались за то, чтобы РПЦ оставалась в ВСЦ. Их поддержали епископы Уральский Антоний (Москаленко) и Зарайский Павел (Пономарёв), управляющий приходами Московского Патриархата в США. Киевский митр. Владимир (Сабодан) говорил о крайне тяжелом положении УПЦ, против к-рой ополчились раскольники-автокефалисты, униаты, римо-католики, язычники, греч. старостильники, раскольники из т. н. «Свободной церкви», представители РПЦЗ. Глава УПЦ просил А. С. дать укр. Синоду полномочия на диалог с братскими поместными Церквами по вопросу о положении УПЦ.

Большой интерес у участников А. С. вызвал зачитанный Керченским архиеп. Анатолием (Кузнецовым) текст речи отсутствовавшего по болезни Сурожского митр. Антония (Блума). Митр. Антоний поднял вопрос о духовничестве, участии РПЦ в ВСЦ и экуменическом движении, отношениях правосл. и католич. Церквей. Митр. Антоний жестко критиковал папистскую тенденцию в политике К-польской Патриархии. Коснулся он и вопроса о канонизации имп. Николая II и царской семьи, высказавшись за их прославление в лике святых и в то же время подчеркнув, что канонизация императора не будет обозначать канонизацию монархии как формы гос. правления.

По докладу Святейшего Патриарха и результатам дискуссии А. С. принял определение «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви». Основные положения соборных определений нашли отражение в послании Собора «боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви», в к-ром подчеркивалась нерушимость «единения епископата, клира и всех верных чад церковных вокруг канонического Главы Русской Православной Церкви».

В ходе А. С. Харьковский митр. Никодим (Руснак), Львовский еп. Августин, Одесский митр. Агафангел (Саввин) подняли вопрос об отлучении от Церкви лишенного сана и кощунственно называющего себя «патриархом» мон. Филарета (см. М. Денисенко). Собор отлучил от Церкви через анафематствование мон. Филарета и предупредил об отлучении в случае нераскаяния мон. Иакова (см. И. Панчук) и Андрея (Горака), ранее изверженных из епископского сана. В особом акте Собор отлучил от Церкви также Г. П. Якунина, к-рый «не внял обращенному к нему призыву к покаянию и прекращению бесчинств, продолжал кощунственно носить священнические одежды, вступил в общение с раскольническим образованием лишенного всех степеней священства монаха Филарета (Денисенко), ныне отлученного от Церкви; продолжает возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад матери Церкви, тем нанося ей ущерб». Собор принял определение о лишении сана запрещенных ранее в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины), игум. Иоасафа (Шибаева) и, призвав их к покаянию, предупредил, что в случае нераскаяния и они будут отлучены от Церкви.

А. С. явился свидетельством единения епископов РПЦ, совершающих свое служение в разных гос-вах и регионах, вокруг Первосвятителя, за единением архипастырей стояло единство церковного народа в об-ве, раздираемом противоречиями и враждой. 20 февр. участники Собора совершили паломничество к святыням Москвы, посетили кремлевские соборы. В Успенском соборе Кремля совершилось знаменательное событие - Предстоятель РПЦ впервые после Патриарха Адриана взошел на Патриаршее место, к-рое без малого 300 лет оставалось пусто. 23 февр. за Божественной литургией в храме Преображения Господня - крипте восстанавливаемого храма Христа Спасителя, к-рую совершил Патриарх Алексий в сослужении 126 архипастырей - участников А. С., совершено было прославление священномучеников митр. Петра, митр. Серафима и архиеп. Фаддея.

Лит.: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 18-23 февраля 1997 г., Св.-Данилов мон-рь: Сб. док-тов. М., 1997.
Прот Владислав Цыпин, С. Л. Кравец
Рубрики
Ключевые слова
См.также