АНЕНАЙКА
Том II , С. 429
опубликовано: 3 марта 2009г.

АНЕНАЙКА

Стихира на целование плащаницы. (ГИМ. Епарх. 181. Л. 122)Стихира на целование плащаницы. (ГИМ. Епарх. 181. Л. 122)

вставная мелизматическая формула в песнопениях визант. и древнерус. традиций. Подтекстовывается слогами νε-να ( - ) или νε-βε ( - ), с чем связано ее название (в визант. музыкально-теоретических текстах - νενάνισμα, в древнерус.-  (мн. ч.)). Наряду с хабувой и теретисмой является разновидностью кратимы. Происхождение подтекстовки А., возможно, связано с интонационными формулами (ихимами) визант. осмогласия (ανανεανες, ανεανες, νεανες и т. п.; на Западе им соответствовали мнемонические формулы NOENAE, широко распространенные в певч. практике VIII-X вв.), указания на к-рые встречаются также в южнослав. и древнерус. певч. рукописях (Типографский Устав с Кондакарем (ГТГ. К-5349, кон. XI - нач. XII в.); Благовещенский Кондакарь (РНБ. Q. п. 1. 32, XII в.)). А. получили распространение в знаменном распеве, демественном пении и др. певч. стилях, как правило в песнопениях особенно торжественного характера (напр., в стихире на целование плащаницы в конце утрени Великой субботы «    » знаменного распева, в Пс 136 «   » демеством), в распевах «Аллилуия» (напр., в псалмовых стихах степенн из Типографского Устава: «        » (Л. 98 об.)). Библиографию см. в статьях «Интонационные формулы», «Кратима».

И. Е. Лозовая
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АНТИФОН богослужебн. песнопения
  • АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
  • АГАФОКЛИС Панайотис (XIX в.), греч. муз. теоретик и преподаватель
  • АГИОПОЛИТ древнейший из сохранивш. визант. музыкально-теоретических трактатов
  • АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств