АНФОЛОГИОН
Том III , С. 10-11
опубликовано: 20 октября 2008г.

АНФОЛОГИОН

Содержание

[Анфологий; греч. ̓Ανθολόγιον < ἀνθολογία - антология, букв.- собрание цветов, цветник; слав.      ], название рукописных и печатных сборников литургического и учительного содержания.

Богослужебные А.

Основу А. в визант. обряде, как правило, составляют службы великих праздников и избранных святых, т. е. тексты, входящие в совр. Минею Праздничную, греч. рукописные А. такого состава известны с XII в., первое печатное издание было выпущено Эммануилом Глизонием Хиосским в 1587 г. в Венеции, в 1882 г. там же появилось пересмотренное издание А., подготовленное Анфимом Мазаракисом. Известно также греч. издание А. сщмч. иером. Антима Ивиряну (Снагов (Румыния), 1697). А. мог называться и раздел такого же содержания в сборниках смешанного состава (напр., в сборнике на основе Псалтири ГИМ. Син. греч. № 52. Fol. 179-279, 1-я пол. XIV в.).

Греч. униатские (см. Греко-католики) издания А. содержали службы не только из Минеи, но и из Триоди и Пентикостария, Октоиха и Параклитика, иногда они включали в себя литургию и др. последования Евхология. Впервые А. для греко-католиков был напечатан в 1598 г. в Риме архипресв. Антонием Аркудием, в эту книгу вошли также Псалтирь и Часослов (ср. Псалтирь следованная). Более поздние униатские издания А. отмечены влиянием богослужения рим. обряда (в месяцесловах указаны зап. праздники). Последние рим. издания А.: Рим, 1967. 4 т.; итал. пер.: Anthologion di tutto l'anno / Trad. di M. B. Artioli. R., 1999-2000. 4 vol. Схожими по содержанию правосл. изданиями являются греч. «Великий и священный спутник православного христианина» (Μέγας καὶ ῾Ιερὸς Συνέκδημος ̓Ορθοδόξου Χριστιανοῦ. ̓Αθῆναι, 1995), церковнослав. «Богослужебный сборник» (М., 1976, 19912) и «Великий сборник» (Джорд., 1952. Мукачево, 1992-1993р. 3 ч.).

В слав. традиции сборники, аналогичные Минее Праздничной, дополненные службами из Триодей, известны не позднее кон. XI в. (напр., РГАДА. Тип. № 131 - новгородская рукопись, восходящая к болг. оригиналу X в.), а включающие также службы октоиха (обычно сопровождаются Часословом) - с XIII в. (галицко-волынский Венский Октоих («Кодекс Ганкенштейна») - Vindob. slav. 37). Обычно у таких сборников отсутствует заглавие, в позднейшей традиции первые именуются Праздниками, вторые - Обиход(ник)ами. В южнослав. (серб.) и славяно-румын. печатной традиции XVI в. типологический аналог последних именуется «Сьборникь» (Венеция, тип. Божидара Вуковича, 1533; там же, тип. Винченцо Вуковича, 1547; там же, тип. Иакова «от Каменной реки», 1566; Себеш, печатник диак. Кореси (?), 1580).

В слав. и кириллической румын. рукописной и старопечатной традиции «А.» как название различных типов книг появляется не ранее рубежа XVI-XVII вв. (старший датированный пример - А., изданный в Евью в 1613), что является косвенным свидетельством роста престижности греч. языка и греч. образованности в Западнорусской митрополии (и позднее в Московской Руси) и греч. влияния в румын. княжествах. Первое укр. издание Минеи Праздничной, озаглавленное «Анфологион» и подготовленное игум. Иовом (Борецким) и архим. Елисеем (Плетенецким), было напечатано в типографии Киево-Печерского мон-ря в 1619 г. иером. Памвой (Берындой); образцом для него послужили, в частности, венецианские издания XVI в. Позднее «Анфологион», аналогичный по составу совр. Минее Праздничной, неоднократно переиздавался во Львове в 1632, 1638, 1643, 1651 и 1694 гг., в Новгороде-Северском в 1678 г. (включает и Минею Общую), в Киеве в 1734, 1743, 1745 и 1766 гг., в Чернигове в 1753 г. Укр. издания А., как правило, богато иллюстрированы (традиция восходит к венецианским изданиям Миней Праздничных XVI в.), содержат десятки гравюр с изображениями святых и праздников. В работе над ними в разное время принимали участие известные мастера книжной гравюры XVII-XVIII вв.: Никодим Зубрицкий, иером. Илия, Аверкий Козачковский и др.

Московские издания Минеи Праздничной под названием «А.» выходили с 1697 г. (переизд.: 1701, 1706, 1715, 1730, 1744, 1748, 1752, 1755, 1759, 1763, 1767, 1773, 1780, 1785, 1848); издания 1697, 1701 и 1785 гг. содержат также Минею Общую. Из правосл. богослужебного обихода книга с таким названием, первоначально практически без перемен, перешла в слав. униатскую (т.н. греко-католич.) практику: известны рукописные А. (Вильнюс, БАН Литвы. Ф. 19. № 113 - Супрасльский мон-рь, 1714; № 114 - Каменец-Литовск, 1761) и печатные (Львов, 1738; Трефологион, си есть словопытание, гречески Анфологион. Почаев, 1777 (2 издания)).

На румын. языке А., аналогичные Минее Праздничной, издавали свящ. Стойко Якович (1736), иером. Лаврентий при митр. Унгро-Влахийском Неофите Критянине (Рымник, 1737, 17452, 17663), были и др. издания (Яссы, 1755; Бухарест, 1768).

Молитвословы

А. мог называться молитвослов для мирян (напр.: Анфологион, албо цветы молитв избранные. [Евью], 1613; Анфология, сиречь молитвы. К., 1636) и включать в себя также тексты из Часослова с восследованием, аналогичного совр. Великому Часослову (М., 1995). В эти книги могли входить и особые молитвы для мирян во время литургии. Подобные издания могли также называться «Сборник (собрание) молитв (молений)» (К., 1756, 1758, 1761; Чернигов, 1758; Вена, 1792).

Нотированные А.

Греч. переписчики рукописей обозначали этим термином краткий вариант Стихираря. Такой А. содержит все самогласны из служб господских и богородичных праздников, самых почитаемых святых, а также периода пения Триоди и Пентикостария, т. е. совпадает по составу с Анфологией Стихираря. Существует также А. Матиматария, к-рый содержит избранные матимы, анаграмматизмы и анаподизмы главнейших праздников. Название «Музыкальный анфологион» носит печатный сборник, выпущенный в кон. XIX в. дидаскалом Константином В. Христопулосом и содержащий элементарный теоретикон визант. музыки, выборку упрощенных песнопений Анастасиматария и Ирмология, а также песнопения вечерни, утрени и литургии древних мелургов (Χριστόπουλος Κ. Β. Μουσικὸν ̓Ανθολόγιον. ̓Αθῆναι, 1891).

Со 2-й пол. XVIII в. такие нотированные А. известны в южнослав. и румын. кириллической традиции, в первую очередь в слав. мон-рях Афона (Б-ка Хиландарского мон-ря. № 309, 70-е гг. XVIII в.; № 311, нач. XIX в. и др.) и в обителях, тесно связанных со Св. горой (большие собрания их имеются в б-ке Рильского мон-ря (Болгария) и в ЦГА Республики Молдова (Кишинёв) - Ф. Ново-Нямецкого мон-ря). Наряду с названием А. (или «Анфология») такие рукописи могут иметь и слав. вариант заглавия - «Ковчег цветособрания».

Рус. сборники нелитургического содержания

В слав. (гл. обр. рус.) нелитургической книжности название «А.» выступает «ученым» аналогом заглавия «Цветник». Традиция использования термина «А.» изучена недостаточно. В XVII-XIX вв. А. могли называться печатные и рукописные сборники, включающие в себя различные духовные сочинения (жития святых, святоотеческие творения и т. д.) целиком или в выдержках, напр.: Анфологион. Выписи о дарованиях Св. Духа, церковных таинствах, добродетелях душевных и др. (РГБ. Ф. 394. № 24. Л. 195об.- 197об., 1789-1790 гг.); «Анфологион, си есть Цветословие» иером. Арсения Грека - сб. переводов житий вмц. Екатерины, мч. Феодора Стратилата, св. Алексия, человека Божия, соч. сщмч. Иустина Философа, свт. Григория Богослова и др. (М., 1660).

Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVIIe s. P., 1885. T. 1-2; Владимир (Филантропов). Описание. Ч. 1. C. 51-52 (см. также: Фонкич Б. Л., Поляков Ф. Б. Греч. рукописи Синодальной библиотеки. М., 1993. С. 36); Bianu J., Hodos N. Bibliografia românescă Vechă. Bucureşti, 1903. Vol. 1; Petit L. Anthologion // DACL. T. 1. Col. 2279-2282; Salaville S. De breviario conficiendo, ad byzantinum ritum accommodato, qui nos doceat brevis descriptio libri cui titulus «Anthologion» seu «Tsvetoslov». R., 1934; Korolevskij C. La codification de l'office byzantin // Oriens Chr. 1953. T. 19. P. 24-58; idem. Un project d'Anthologie. Jérusalem, 1954; LTK. Bd. 1. Sp. 604; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 788-789; Зернова А. С., Каменева Т. Н. Сводный каталог русской книги кирилловской печати XVIII в. М., 1968; Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. 30-41; Штампарска и књижевна дjелатност Божидара Вуковића Подгоричанина: Радови са науч. скупа. Титоград, 23-30 сент. 1983 / Уред. J. М. Миловић. Титоград, 1986; Păcurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Bucureşti, 1994. Vol. 2; Никольский. Устав. Т. 1. С. 161-162.
А. А. Турилов, Г. Статис, С. И. Никитин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДУБРОВСКОГО МИНЕЯ восточнослав. рукопись XI в., фрагмент Праздничной Минеи на июнь
  • АКАФИСТНИК рукописный или печатный сборник, по преимуществу или полностью состоящий из акафистов
  • АПОСТОЛ в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских
  • АРХАНГЕЛЬСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ апракос, 1092 г., 4-я по древности датированная рукописная восточнославянская книга.
  • АСМАТИК собрание отдельных псалмовых стихов с припевами
  • АСМАТИКОН визант. богослуж. певч. книга
  • БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ГЛАВЫ рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
  • БОГОРОДИЧНИК гимнографич. произв.
  • БОЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ среднеболг. рукопись 1-й пол. (сер.?) XIII в.
  • БРЕВИАРИЙ католич. литургическая книга, содержащая последования всех служб суточного, седмичного и годового богослужебных кругов
  • «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания)
  • «BOOK OF KELLS» рукопись Четвероевангелия, памятник раннесредневек. искусства Ирландии
  • ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604)
  • ГРИГОРОВИЧЕВО ЕВАНГЕЛИЕ см. Мариинское Евангелие