ВАЛЛАБХА
Том VI , С. 536-537
опубликовано: 21 ноября 2009г.

ВАЛЛАБХА

Валлáбха [санскр.  ] (1479-1531 или 1532), инд. теолог и мистик, один из учителей вайшнавизма (вишнуизма), основоположник религиозного движения «Пушти-марг».

Род. в вайшнавитской брахманской семье в Сев. Индии. Пребывал в стадии ученичества (брахмачарья) в течение 20 лет. С 12 лет участвовал в философских дискуссиях между сторонниками адвайта- и двайта-веданты. Несмотря на юный возраст, он сумел одержать верх в споре с учеными пандитами, устроенном при дворе раджи в Виджаянагаре, получил статус вайшнавачарьи (религ. учителя вишнуитов) и удостоился церемонии канакабхишека - был осыпан золотым дождем. За время своей жизни совершил 3 длительных паломничества по Индии, посещая вайшнавитские ашрамы и места, связанные с земной жизнью Кришны. В 1492 или 1500 г. в Брадже (близ г. Матхура) он основал собственную сампрадаю, новое духовное учение, к-рое было названо «Пушти-марг» (путь поддержки, милости). В. учил, что с наступлением Кали-юги (последнего мирового периода) у человека не осталось способностей к духовному самосовершенствованию, поэтому он должен надеяться лишь на божественную милость, всецело положиться на Бога и уповать на спасительный союз с ним (Брахма-самбандха).

В 1500 г. В. женился, вступил в стадию жизни грихастхи (домохозяина), в к-рой пребывал до последнего года жизни и этим отличался от остальных учителей-вайшнавов, его современников, бывших аскетами-санньяси. Он утверждал, что положение семьянина не является помехой для духовного развития. Благодаря своей антиаскетической позиции В. получил впосл. прозвание «индийского Эпикура». Лишь в конце жизни он принял посвящение в санньясу. В Варанаси В., написав на камне свое духовное завещание - гимн любви к богу Кришне, погрузился в воды Ганги и исчез.

В паломничествах В. не раз встречался с учителем бхакти и св. Чайтаньей. Их объединяло особое внимание к Бхагавата-пуране, тексту, к-рый в средневек. Индии стал рассматриваться как один из основополагающих священных писаний индуизма. В. много лет работал над созданием комментариев к Бхагавата-пуране (Бхагавата-тика-субодхини), но они, равно как и комментарии к Брахма-сутрам Бадараяны, остались незавершенными, их дорабатывал сын В.- Виттхальнатха, взявший на себя также и управление общиной. Перу В. принадлежат комментарии на Пурва-миманса-сутры Джаймини, сб. «Шодаша-грантха» (16 книг), содержащий суждения о метафизике и этике, сочинения «Сиддханта-рахасья» (Тайная доктрина) и «Таттвартха-дипа-нибандха» (Трактат о свете истины), в которых выражены главные идеи его теологии. Труды В. написаны на санскрите и на языке брадж (5 книг).

В длившихся на протяжении всей жизни философских спорах с различными представителями школы веданта В. выработал собственную доктрину, названную «шуддхадвайта» (чистая недвойственность): он утверждал, что единственной и абсолютной реальностью является Брахман, вне к-рого не существует ничего. Многообразные объекты мира и индивидуальные сознания не являются иллюзией - они суть Брахман. Их кажущееся отличие от Брахмана происходит из-за незнания; преодолеть его можно благодаря религ. почитанию, исступленной преданности и любви к Кришне-Пурушоттаме (высшему духу), который является пурнаватарой (наиболее полным и совершенным нисхождением в мир) Брахмана.

В. придавал особое значение почитанию Кришны в образах младенца (Кришна-Бала) и Говардхана-натхджи (Кришны, поднявшего на своем мизинце холм Говардхана), считая последний образ главным воплощением (сварупа) Бога в мире. Храм Кришны-Гиридхары (держащего гору) и пышный ритуал поклонения образу Кришны-младенца, сделанному из черного камня, был учрежден В. в Брадже. Из-за притеснений мусульман святыня была перенесена в г. Натхдвара (шт. Раджастхан), ставший религ. центром валлабхитов в наст. время.

Движение «Пушти-марг» после смерти своего основателя получило значительное распространение на западе Индии, в штатах Гуджарат и Раджастхан. Духовными руководителями и хранителями святынь становились чаще всего потомки В. Движение валлабхитов пережило неск. периодов упадка и деградации, когда главы общины объявляли себя живыми инкарнациями Кришны, требуя оказания высших почестей, присваивали храмовое имущество. Дурную славу движение приобрело из-за ритуальных оргий, подражаний играм Кришны с пастушками-гопи.

Лит.: Bhandarkar R. G. Vaishnavism, Sivaism and Minor Religious Systems. Varanasi, 1965; Barz R. The Bhakti sect of Vallabhacharya. Faridabad, 1976; Svami Tapasyananda. Bhakti schools of Vedanta: lives and philosophies of Ramanuja, Nimbarka, Madhva, Vallabha, and Caitanya. Madras, 1990; idem. Sri Vallabhacarya: His Life, Religion and Philosophy. Chennai, 2000; Redington J. D. The grace of Lord Krishna: the 16 verse-treatises (Sodasagranthah) of Vallabhacharya. Delhi, 2000.
А. А. Сорокина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма
  • АЛЬВАРЫ вишнуистские мистики-поэты, творившие в Тамилнаде в VI-XI вв.
  • ВИШНУ один из высших богов в индуизме
  • ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)