ВЕНИАМИН
Том VII , С. 637-638
опубликовано: 6 декабря 2009г.

ВЕНИАМИН

Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г.Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г. (Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове). Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая, в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова). После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь. 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита».

7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря, В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона, В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским, впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

28 окт. 1929 г. В. был арестован по обвинению «в обучении на дому Закону Божию детей», посещавших богослужения в Покровском мон-ре. Сначала содержался во внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке, затем в течение месяца - в Бутырской тюрьме. Приговором Особого совещания при ОГПУ от 23 нояб. 1929 г. был осужден на 3 года ИТЛ, отбывал наказание в р-не Медвежьегорска. Духовный итог выпавших на его долю испытаний В. подвел в «Дневнике инока»: «Я благодарю Бога… Господь научил меня - сибарита и любителя спокойной жизни - претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания». После освобождения, в июле 1932 - июне 1938 г. служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в ц. вмч. Никиты во Владимире. Литургию он служил тайно у себя на квартире. Часто приезжал в Москву, останавливаясь у знакомых, работал над окончанием «Дневника» и над соч. «Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви».

15 июня 1938 г. В. вновь подвергся аресту, был перевезен из Владимира в Иваново, где ему предъявили обвинение в участии в «контрреволюционной организации» и проведении «антисоветской агитации». После применения на допросах «запрещенных методов ведения следствия» (Определение судебной коллегии ВС РСФСР от 7.04.1956) В. признал себя виновным в участии в несуществовавшей антисоветской орг-ции «Всесоюзное братство ученых нелегальных монашеских объединений». 31 июля 1939 г. он был приговорен к 8 годам ИТЛ, наказание отбывал в Устьвымлаге. «Морозы у нас нынче столь суровые... Ртутный столбик так и скачет к 50 градусам. Отсюда - частые обморожения» (из писем тех лет). 15 июня 1946 г. В. был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в г. Кимры Калининской обл.

В июле 1946 г. В. был принят в братию ТСЛ. Осенью зачислен в МДА преподавателем по кафедре патрологии, 21 янв. 1947 г. утвержден в звании доцента, 14 июля следующего года защитил магист. дис. «Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви». 20 июля 1948 г. утвержден в звании профессора, 15 окт. того же года назначен инспектором МДА. В 1946-1949 гг. В. читал в академии курсы лекций по апологетике, пастырскому богословию, догматике и литургике. Регулярно служил в лаврских храмах, всегда проповедовал (нек-рые поучения этого периода были опубликованы в ЖМП, вошли в лаврский машинописный сборник «Крупицы слова Божия»), почитался как опытный духовник. В 1947-1949 гг. сотрудничал с редакцией «Журнала Московской Патриархии», где опубликовал неск. статей.

10 февр. 1949 г. В. вновь был арестован, помещен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 г. Согласно приговору особого совещания МГБ МО, 15 апр. 1949 г. В. был выслан на поселение в район г. Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Первые полтора года жил близ с. Байкадам, работал сторожем в колхозе. Последнюю ссылку В. переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение, тем не менее постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-рус. словарь (не опубл.). Неоднократно он писал прошения на имя Патриарха Алексия I исходатайствовать ему перед светскими властями разрешение на перевод в Джамбул и на участие в богослужении. После получения разрешения на переезд до сент. 1954 г. служил священником в Успенской ц. в Джамбуле. 4 сент. 1954 г. срок ссылки В. был сокращен. С окт. 1954 по янв. 1955 г. он нес послушание настоятеля ц. прор. Илии в г. Серпухове Московской обл.

1 февр. 1955 г. В. определено быть епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, к-рую возглавили Патриарх Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февр. в Богоявления Господня соборе Москвы. Управляя Саратовской епархией, В. часто служил и проповедовал, несмотря на крайне болезненное состояние. Храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися.

12 мая 1955 г. В. подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР от 12 июня был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

Скончался В. в день памяти прор. Илии, отслужив литургию. Отпевание совершили Казанский и Чистопольский архиеп. Иов (Кресович) и Астраханский и Сталинградский еп. Сергий (Ларин). Погребен на городском кладбище Саратова.

Для богословского наследия В. характерны фундаментальный анализ догматических положений, академизм, являющийся следствием свободного владения богословской лит-рой, хороший лит. язык. В сочинениях В. отразился трагический опыт, пережитый Церковью в послереволюционную эпоху. Особенностью его трудов является изложение учения правосл. Церкви сквозь призму личного духовного опыта, иногда - эмоционального восприятия, что сближает его наследие с богословием рус. эмиграции. Для писем В. характерны тонкое понимание внутренней жизни, глубокий анализ душевных состояний, здравый смысл, большой пастырский опыт.

Арх.: ЦА ФСБ. Д. Р-30447; УФСБ России по Владимирской обл. Д. П-3069; архив МДА. Личн. дело архим. Вениамина (Милова); ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Д. 10.
Соч.: Жизнь и учение прп. Григория Синаита: Канд. соч. / МДА. М., 1920. Ркп.; опубл.: ДанБлаг. 1992. № 4. С. 28-54; переизд.: Григорий Синаит, прп. Творения / Пер. с греч., примеч. и послесл. еп. Вениамина (Милова). М., 1999; Собрание лекций по пастырскому богословию с аскетикою: (Читаны студентам МДА в 1947/48 гг.). Загорск, 1947. Ркп.; опубл.: Пастырское богословие. М., 2002; Речь за литургией в Троице-Сергиевой лавре в день победы над фашистской Германией 9 мая // ЖМП. 1947. № 5. С. 22-23; К 800-летию Москвы // Там же. 1947. № 11. С. 12-13; Памяти великого рус. патриота: Об архим. Дионисии (Зобниновском) // Там же. 1948. № 8. С. 76-80; Слово на день св. Александра Невского // Там же. 1948. № 11. С. 22-23; О самолюбии: Проповедь // Там же. 1991. № 6. С. 45; О действии благодати Св. Духа: Слово в день Св. Троицы 30.05/12.06.1927 г.: Проповедь // Там же. 1995. № 6/8. С. 60-62; Три истины: Слово в день Св. Духа: Проповедь // Там же. С. 62-63; Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви: (Опыт раскрытия нравственной стороны правосл.-христ. догмата веры из начала любви): Магист. дис. / МДА. Загорск, 1948. Ркп.; Троицкие цветки с луга духовного / Сост. архим. Кронид (Любимов), ред. архим. Вениамин (Милов) [1948]. М., 1996. Серг. П., 1997; Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977. К., 2001; Прп. Симеон Новый Богослов о цели христ. жизни // ЖМП. 1979. № 11. С. 64-73; 1980. № 3. С. 63-77; № 4. С. 68-74; переизд.: От врат рая до райских врат: О цели жизни христианской: По творениям прп. Симеона Нового Богослова. М., 1997; Дневник инока. Письма из ссылки. Серг. П., 1999; Крупицы Слова Божия: Проповеди 1928, 1946-1949 гг. Серг. П., 1999.
Лит.: Наречение и хиротония архим. Вениамина во еп. Саратовского // ЖМП. 1955. № 3. С. 28-30; Антоний (Мельников), иером. Некролог // ЖМП. 1955. № 9. С. 10-12; Предисловие // Дневник инока. Серг. П., 1999. С. 5-24.
Мон. Елена (Хиловская)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский
  • АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский
  • АВГУСТИН (Сахаров Михаил Степанович; 1768-1842), еп. Оренбургский и Уфимский