ВРУБЕЛЬ
Том IX, С. 535-536
опубликовано: 20 июля 2010г.

ВРУБЕЛЬ

Михаил Александрович (5(17).03.1856, Омск - 1(14).04.1910, С.-Петербург), рус. художник-символист. Сын военного юриста; окончил с отличием одесскую Ришельевскую гимназию, затем юридический фак-т С.-Петербургского ун-та. в АХ (с 1880) занимался под рук. П. П. Чистякова (с 1882). Произведения В. экспонировались на выставках объединений «Мир искусства» (1898-1903) и «Союз русских художников» (1903-1910).

Надгробный плач. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель. 1887 г. (КМРИ)Надгробный плач. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель. 1887 г. (КМРИ)С 1884 г. по приглашению А. В. Прахова работал в Киеве. Для написания иконостаса Кирилловской ц. в Киеве совершил путешествие в Венецию (1884-1885) на средства, предоставленные заказчиками. Не имевший ранее опыта работы в монументальном жанре, В. за год создал для Кирилловской ц. композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов» на хорах (образцом послужила миниатюра из Евангелия Гелатского мон-ря) и «Оплакивание» в нише притвора, а также изображения прор. Моисея и «Ангелов с лабарумами» (3 ангела над телом Христа), иконостас (образы Христа, Богоматери с младенцем, святителей Кирилла и Афанасия Александрийских). В. дописал, имитируя мозаику, одного из ангелов в куполе Софийского собора, исполнил орнаменты на столпах Владимирского собора (см. Владимира равноапостольного князя собор в Киеве), отличающиеся свободой художественной фантазии. Эскизы В. для Владимирского собора (вариации сюжетов «Надгробный плач» и «Воскресение») не были воплощены.

С т. зр. сюжетного репертуара В. работал как иллюстратор произведений разных стран и эпох, в т. ч. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, У. Шекспира, Э. Ростана, И. В. Гёте, А. Франса, рус. былинного эпоса и древней мифологии, что было свойственно мастерам эклектизма в ХIХ в. Искусство В. определял как высокую степень искусности, мастерства в любом виде творчества. Именно т. обр. к идее артистического универсализма приближалась деятельность художественного кружка, группировавшегося вокруг промышленника и мецената С. И. Мамонтова, с к-рым был связан и В. Фантазии В. на сказочно-былинные темы воплотили эстетическую программу кружка (картина-панно «Богатырь» (1899; ГРМ), декорации и костюмы для спектаклей «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», майоликовые скульптуры «Волхова», «Мизгирь», «Купава», эскизы декоративных блюд, камина с майоликовым панно на сюжет былины о Микуле Селяниновиче, росписи балалаек и др.). В 90-х гг. В. работал над оформлением (панно, скульптура, витраж) ряда московских особняков в стиле модерн (особняк З. Г. Морозовой на ул. Спиридоновке, флигель усадьбы Мамонтова на ул. Садовой-Спасской). После инцидента на Всероссийской Нижегородской выставке (1896), когда панно, созданные В. для художественного павильона («Микула Селянинович», «Принцесса Греза»), были забракованы комиссией АХ, он стал известен как рус. декадент.

Ангел с кадилом и со свечой. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель. 1887 г. (КМРИ)Ангел с кадилом и со свечой. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель. 1887 г. (КМРИ)«Голова Иоанна Предтечи». Акварель. 1905 г. (ГРМ)«Голова Иоанна Предтечи». Акварель. 1905 г. (ГРМ)Предназначение художника В. видел в том, чтобы душу человека «будить от мелочей будничного величавыми образами». Проблема творчества у В. неотвратимо поворачивается в плоскость этической и даже религ. антиномии: смирение либо гордыня. В этом противопоставлении он избрал середину («ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет»), отразившуюся в картине «Демон сидящий» (1890; ГТГ). Позднее художник деформировал «прекрасно-величавого» Демона, изобразив хрупкое, изломанное, бледное существо в закатных лучах («Демон поверженный», 1902; ГТГ), т. о. создав в форме монументального гротеска символический портрет декадента кон. XIX в. , неврастеника с претенциозным комплексом сверхчеловека, наказанного за свою гордыню. Этот образ оказывается близок к существовавшему вне определенной сюжетной программы персонажу в эскизах В. для киевского Владимирского собора («Ангел с кадилом и свечой», 1887; КМРИ) - бездеятельному, пребывающему в самоуглубленном одиночестве. Изображением «Демона поверженного» В. завершил сквозной сюжет «демонического цикла» в своем творчестве, воплотив позицию гуманной иронии относительно всяких «демонических» претензий «иллюзионировать душу величавыми образами».

В связи с болезнью с 1902 г. и до конца жизни В. находился в психиатрических лечебницах; в периоды ремиссии (1904-1905) создал ряд картин и рисунков с натуры (портреты, пейзажи, натюрморты). В 1905-1906 гг. В. сделал акварельные эскизы «Голова Иоанна Предтечи» (ГРМ), «Иоанн Креститель» (ГТГ) и последнее произведение - «Видение прор. Иезекииля» (ГРМ), где явлен совокупный образ творчества В. и обозначена экспрессионистическая стилистика, позднее проявившаяся в рус. живописи, напр. у П. Н. Филонова.

Лит.: М. А. Врубель: Выст. произв.: Кат. М., 1957; М. Врубель: Переписка. Восп. о художнике. Л., 1976; Суздалев П. Врубель. М., 1991; Алленов М. Михаил Врубель. М., 1996.
М. М. Алленов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры
  • БЕНУА семья рус. художников и архитекторов
  • БЛИНОВ Иван Гаврилович (1872-1944), старообряд. художник книги и книгописец
  • БОНДАРЕНКО Илья Евграфович (1870 - 1947), архитектор, художник, историк архитектуры