ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Том XIII , С. 41-47
опубликовано: 18 сентября 2009г.

ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Содержание

[Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ] (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?).

Основные сведения о жизни Г. П. собраны в т. н. цикле Жития Г. П. Арм. текст сохранился в составе «Истории Армении», автором к-рой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел (всего известно 17 редакций и фрагментов на 8 языках; подробнее см. в ст. Агафангел). Сравнение текста «Истории...» Агафангела с сообщениями арм. средневек. авторов, в особенности Мовсеса Хоренаци, заставляет предположить, что существовал и др., неизвестный ныне вариант жизнеописания Г. П. (Марр. 1905. С. 142; Тер-Гевондян А. Н. Вопрос о редакциях Агафангела по данным Хоренаци // ИФЖ. 1975. № 4. С. 129-139 (на арм. яз.)).

Свт. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74)Свт. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74)

Арм. средневек. историографы полагали, что Г. П. принадлежал к парфянскому царскому роду (Иованнес Драсханакертци. История Армении / Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 63; потомок Г. П. католикос Саак I Великий († 439) носил прозвание Партев (Պարթև) - Парфянин). Согласно Мовсесу Хоренаци, юность Г. П. прошла в Кесарии Каппадокийской; он был женат на христианке Марии (по др. версии, Иулитте) и имел 2 сыновей. После 3 лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в мон-рь вместе с младшим сыном, к-рый, достигнув совершеннолетия, последовал за отшельником Никомахом; старший сын Г. П. избрал светский образ жизни. В «Истории...» Агафангела историческая хроника органично сочетается с агиографическими и эпическими материалами. В 1-й части излагается история армяно-иран. войн. 2-я часть рассказывает о мученичестве Г. П., о его заключении в Хор-Вирапе и о гонениях на христиан, начатых царем Трдатом. В отдельной главе описывается Житие и мученичество дев Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и их сподвижниц, превращение царя Трдата в вепря (свиноголового), освобождение Г. П., к-рый излечил царя и обратил его ко Христу. При содействии Трдата христианство распространилось по всей стране (традиц. дата Крещения Армении - 301). Далее следует гл. «Учение», прерывающая повествование Агафангела. Она представляет собой самостоятельное сочинение и популярно излагает ВЗ и НЗ. В последней части - «Обращение армян» - рассказывается о низвержении языческих храмов в городах и областях Армении, о распространении христианства, о путешествии царя Трдата и Г. П. в Рим к имп. Константину, о Никейском Соборе. В греч. и араб. версиях Жития Г. П. приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

По Н. Я. Марру, в основе почитания Г. П. лежит неск. лит. произведений: Книга о св. Григории, принадлежащая или приписываемая Месропу Маштоцу (грекофильская редакция VI в.); ее халкидонитская редакция VII в., сохранившаяся фрагментарно в араб. переводе с греч. языка; вероятно, переводилась и на груз. язык; арм. редакция VIII в. «Истории Армении» Агафангела (единственная сохранившаяся на арм. языке, с позднейшими поправками и дополнениями); с нее был сделан перевод на греч. язык (Марр. 1905. С. 182). Новейшими исследованиями установлено, что перевод греч., сир. и араб. версий Жития Г. П. восходит к VI - нач. VII в. (Peeters. 1942; Garitte G. Documents pour l'étude du livre d'Agathange. Vat., 1946. P. 336-353; Esbroeck M., van. Un nou0veau témoin du livre d'Agathange // REArm. N. S. 1971. T. 8. P. 13-20; idem. Le résumé syriaque d'Agathange // AnBoll. 1977. T. 95. P. 291-358).

В V в. культ Г. П. еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским. Ни историк Егише (50-60-е гг. V в.), описавший события первой религ. войны армян против Ирана, ни автор Жития Месропа Маштоца Корюн не упоминают о Г. П. Его Житие, вошедшее в «Историю Армении» Агафангела, обнаруживает большое (иногда дословное) сходство с «Житием Месропа Маштоца» Корюна не только в тексте, но и в концепции. В частности, в грекофильской редакции Жития Г. П. нашла воплощение идея единства христ. народов Кавказа - армян, грузин (ивиров) и албанцев (агван).

Мон-рь Хор-Вирап в Армении. Место заточения свт. Григория ПросветителяМон-рь Хор-Вирап в Армении. Место заточения свт. Григория Просветителя

Уже в VI в. Г. П. объявляется общекавк. просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Офиц. концепция трех Церквей - Армянской, Грузинской и Албанской - представлена в греч. и араб. версиях Жития св. Григория. У Мовсеса Хоренаци и у Лазара Парпеци Г. П. именуется не только общеарм. просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего Кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка груз. католикоса Кириона I с арм. духовными и светскими владыками, относящаяся к 604-609 гг. (сохр. в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса), где сообщается, что Г. П. насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях» (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132 (на арм. яз.)); Вртанес Кертог пишет о нем как о Просветителе Армении и Грузии (Там же. С. 136, 138); груз. католикос также подтверждает учреждение христ. веры Г. П. (Там же. С. 169); его оппонент арм. католикос Авраам I Албатанеци указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четв. IX в. груз. католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения Г. П.: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982. С. 18). В сир. тексте Жития Г. П. представлен продолжателем дела ап. Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

Переработка Жития Г. П. в арм. версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами (Абегян. История. С. 102-103), окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Г. П. в христианство соседних народов и его проповедь ограничивается 15 областями Вел. Армении. В Житии Г. П. предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с Самим Единородным Сыном Божиим - Христом.

Свт. Григорий Просветитель. Роспись ц. Богоматери Одигитрии в Мистре. 1-я четв. XIV в.Свт. Григорий Просветитель. Роспись ц. Богоматери Одигитрии в Мистре. 1-я четв. XIV в.

Ок. 314 г. Г. П. был рукоположен во епископа на Соборе в Кесарии Каппадокийской еп. Леонтием (Ananian. 1961; Мурадян. 1982. С. 8-10). С тех пор установился порядок, по к-рому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Г. П. позаботился о том, чтобы эта должность сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса. Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки еп. Албиана - Албианиды. В IV в. на Патриарший престол вступают то Григориды, то Албианиды в зависимости от политической ориентации арм. царей (Тер-Минасянц Е. Взаимоотношения Армянской Церкви и сирийских Церквей. Эчмиадзин, 1908. С. 37 и сл. (на арм. яз.)). В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, к-рые отправлялись для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Г. П. сщмч. Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов».

Христ. церкви и мон-ри возникали на месте языческих храмов, земли к-рых Трдат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, к-рый должны были вносить священники в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Арм. духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных гос-вом земель опальных и уничтоженных нахарарских домов (История арм. народа. Ереван, 1984. Т. 2. С. 71-80 (на арм. яз.); см. указанную там лит-ру).

К концу жизни Г. П., передав кафедру сыну, стал отшельником в пещерах Мане. Обнаруженные местными пастухами мощи Г. П. разошлись по христ. миру вплоть до Греции и Италии. Главная святыня, десница Г. П., хранится в Эчмиадзине и является офиц. символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

В Византии история обращения Армении Г. П. стала известна не позднее V в., когда греч. историк Созомен упоминает о чуде крещения арм. царя Трдата, происшедшем в его доме (Sozom. Hist. eccl. II 8). В VIII в. празднование в честь Г. П. было включено в греч. церковный календарь; с IX в. день его памяти отмечен в греч. календаре, высеченном на мраморных досках ц. Сан-Джованни в Неаполе: 28 сент. упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сент., 2 и 3 дек. - «св. Григорий Армянский» (Peeters. 1942).

Активизация почитания Г. П. в Византии и странах визант. культурного ареала связана с именем патриарха К-польского свт. Фотия (858-867, 877-886), стремившегося к консолидации вост. христиан перед лицом Запада, а Г. П., популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов, стал объединяющей фигурой (Марр. 1905. С. 149, 153; Winkler G. Our Present Knowledge of the History of Agat‘angelos and its Oriental Versions // REArm. N. S. 1980. T. 14. P. 125-141). В это время на стенах собора Св. Софии в К-поле появляется изображение свт. Григория Армянского.

Свт. Григорий Просветитель. Скверский реликварий. 1293 г. (ГЭ)Свт. Григорий Просветитель. Скверский реликварий. 1293 г. (ГЭ)

Г. П. традиционно считается автором «Многовещательных речей» (Յածախապատռւմ ծա(?)ղ), «Учения Григора» («Вардапетутюн», Վարդապեռւթիւճ Գրիգռրի), входящего в состав «Истории Армении» Агафангела, а также канонических правил (в арм. «Книге канонов» и др.).

В. А. Арутюнова-Фиданян

Почитание у славян

Пространное Житие (мученичество) Г. П., Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греч. на слав. язык не позднее XII в. Оно вошло в состав волоколамского комплекта Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Вол. № 591. Л. 236 об.- 258 об.- см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 498) и в серб. торжественники XIV-XV вв., связанные с архаической традицией (София. НБКМ. № 1039. Л. 131 об.- 158 об., ок. сер. XIV в.; Загреб. Архив ХАЗУ. III с 24 - «Грачаницкий (Липлянский) пролог». Л. 79 об.- 94, посл. четв. XIV в.; Нац. музей «Рильский монастырь». № 4/5. Л. 488-506, 1483 г.); перевод опубликован в составе Великих Миней Четьих (ВМЧ. Сент., дни 25-30. Стб. 2221-2267). Известен также перевод более краткого Жития Г. П. на «просту мову» (нач.: «Коли часов оных Артасира царь Перский з царем аръменским Курсарем войну вел...»), выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорус. списков XVII в. (напр., Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19, № 81. Л. 5 об.- 10, XVII в.; № 82. Л. 64 об.- 67 об., Кутеинский мон-рь. 1669 г.- см.: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки. Вильна, 1882. С. 124, 133). Краткое Житие Г. П. переведено не позднее сер. XII в. (в К-поле, в Киеве или на Афоне) в составе Пролога Константина, еп. Мокисийского, и затем дважды или трижды в 1-й пол. XIV в. у юж. славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Г. П. на слав. язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками кон. XI-XII в. (РГАДА. Ф. 381. № 84, ок. 1095-1096 гг.; ГИМ. Син. № 159, XII в.- Ягич. Служебные минеи. С. 237-242). Новый перевод выполнен в 1-й пол. XIV в. болг. книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.

Случаи посвящения Г. П. храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и мон-рями. В 1535 г. во имя Г. П. была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском мон-ре (Макарий. История. Кн. 4. Ч. 2. С. 10; о памятнике см.: Воронин Н. Н. Хутынский столп 1535 г.: (К пробл. шатровой архитектуры) // Сов. Арх. 1946. № 8. С. 300-305; Булкин В. А. Храм-колокольня во имя Григория Армянского в Хутынском мон-ре под Новгородом // Худож.-ист. памятники Можайска и рус. культура XV-XVI вв. Можайск, 1993. С. 32-49). В 1561 г. Г. П. был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) в Москве. Выбор посвящения (как и для др. престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия рус. войсками Казани в 1552 г.: «...священы церкви приделы... которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 320). Вероятно (судя по общему числу престолов), придел во имя Г. П. существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма (Баталов А. Л. Идея многопрестольности в моск. каменном зодчестве сер.- 2-й пол. XVI в. // Рус. искусство позднего средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 108-109).

Соч.: Многовещательные речи св. отца нашего блаженного Григора Лусаворича / Изд.: А. Тер-Микелян. Вагаршапат, 1894.
Ист.: The Teaching of S. Gregory: An Early Armenian Catechism / Transl. and comment. R. W. Thomson. Camb. (Mass.), 1970; Agathangelos. History of the Armenians / Transl. and comment. R. W. Thomson. Albany, 1976; Агатангелос. История Армении / Пер., вступ. ст. и коммент.: К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатян. Ереван, 2004; Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер., введ. и примеч.: Г. Саркисян. Ереван, 1990.
Лит.: Gutschmid A., von. Agathangelos // Idem. Kleine Schriften. Lpz., 1892. Bd. 3. S. 339-420; Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. СПб., 1905; Peeters P. St. Grégoire l'Illuminateur dans le calendrier lapidaire de Naples // AnBoll. 1942. T. 60. P. 91-130; Ananian P. La data e le circonstanze della consacrazione di S. Gregorio Illuminatore // Le Muséon. 1961. Vol. 74. P. 43-73; Абегян М. Х. История древнеарм. лит-ры. Ереван, 1975; Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказ и Византия. 1982. Вып. 3. С. 8-10; Айвазян К. В. История отношений Русской и Армянской Церквей в средние века. Ереван, 1989; Апциаури Н. К вопросу о миссионерской деятельности св. Григория Просветителя // ХВ. 1998. Н. с. Т. 1. С. 289-295.
А. А. Турилов

Гимнография

Память Г. П. 30 сент. содержится в Типиконе Великой ц. IX-XI вв., нек-рые списки к-рого (Mateos. Typicon. T. 1. P. 50) отмечают, что в К-поле служба Г. П. совершалась в храме 40 мучеников возле ворот Халки, и приводят тропарь Г. П. 4-го плагального гласа: Πτωχείαν πλουτίσας τῷ πνεύματι̇ (Нищету обогатив духом...). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 82 об.) указывает соединять 30 сент. последование Г. П. с последованием мц. Рипсимии; совершается служба с пением Аллилуия на вечерне (и, вероятно, на утрене); упомянуты пение подобнов, самогласна и канона Г. П., а также чтение его Жития. По Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 34) 30 сент. совершается служба с «Бог Господь» (тем не менее на «Господи, воззвах» на вечерне присутствуют стихиры Божией Матери), кроме указаний на исполнение песнопений Г. П. и чтение его Жития приведены и литургийные прокимен (из Пс 115), Апостол (1 Кор 16. 13-24), аллилуиарий (со стихом из Пс 131), Евангелие (Ин 10. 9-16) и причастен (Пс 32. 1). Сходная служба описана и в Евергетидском Типиконе кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 286-287), но здесь уже нет стихир Божией Матери на «Господи, воззвах» (стихиры Г. П. поются по дважды), а литургийные Апостол и Евангелие - иные (Кол 3. 12-16 и Мф 24. 42-47). В Иерусалимском уставе, включая принятый ныне в РПЦ Типикон ([Т. 1.] С. 186-187), память Г. П. совершается по уставу шестеричной службы (см. Знаки праздников месяцеслова); литургийный Апостол - как в Мессинском Типиконе, Евангелие - как в Евергетидском.

Свт. Григорий Просветитель. Мозаика ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле. После 1315 г.Свт. Григорий Просветитель. Мозаика ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле. После 1315 г.

Совр. печатные Минеи содержат следующие песнопения Г. П.: тропарь (общий священномученикам); кондак 2-го гласа Τὸν εὐκλεῆ καὶ ἱεράρχην̇ (   ); канон 4-го гласа с акростихом Τὸν γρήγορον μέλπω σε, μάρτυς, ποιμένα (     ); ирмос: Τριστάτας κραταιούς̇ (  ); нач. 1-го тропаря: Τριάδι τῇ σεπτῇ (  ); цикл из 3 стихир-подобнов и самогласен, седален и светилен.

Диак. Михаил Желтов

Иконография

Традиционно Г. П. изображается человеком средних или преклонных лет с седыми волосами, иногда коротко стриженными, с короткой или длинной, как правило, клиновидной бородой. Основатель и первый патриарх Армянской Апостольской Церкви, он представлен в святительском омофоре, благословляющим, со свитком или Евангелием в руке. Известны единоличные (в рост или погрудно) изображения святого и вместе с избранными святыми: со святителями в составе святительского чина в росписи алтарной зоны храма; с Римским папой Сильвестром, с к-рым, по преданию, он состоял в переписке и к-рого по его приглашению посетил вместе с царем Армении Трдатом III; с ап. Фаддеем, принесшим евангельскую весть в Армению; со св. Иоанном Крестителем; а также в памятниках, созданных в среде армян-халкидонитов: с груз. святыми, в частности с равноап. Ниной; с царем Трдатом III, представленным в человеческом облике или свиноголовым (как напоминание о наказании царя за гонения на святителя и св. жен Рипсимию и Гаианию, о раскаянии царя, о крещении и исцелении Г. П.); в отдельных сценах, самые распространенные из к-рых - заточение в яме со змеями (с изображением вдовицы, кормившей святого, и 2 львов и змей по аналогии с прор. Даниилом, также заключенным в ров (пещеру) со львами, освобожденным и исцелившим своего мучителя, в безумии получившего звериный облик) и крещение царя Трдата.

В армянском искусстве

образ Г. П., самого чтимого святого Армянской Апостольской Церкви, широко распространен. Ранние его изображения (или прор. Даниила во рву львином), единоличные, со свиноголовым Трдатом в царской одежде (или одного свиноголового Трдата), встречаются на арм. 4-гранных рельефных стелах IV-VII вв., вероятнее всего носивших мемориальный характер (Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ереван, 1949. С. 50-51 (на арм. яз.); Мнацаканян С. С. Композиции двухъярусных мартириумов в арм. раннесредневек. зодчестве // ИФЖ. 1976. № 4. С. 213-230; Степанян Н. Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989. С. 21).

О существовании в церковной роспис и изображения Г. П. упоминает Вртанес Кертог, местоблюститель престола католикоса в Двине (604-607), в соч. «Против иконоборцев» (Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 201. Примеч. 59; Der-Nersessian S. Une apologie des images du septième siècle // Byz. 1944/1945. Vol. 17. P. 64).

Одно из самых ранних сохранившихся изображений Г. П. в арм. церковном искусстве - рельеф на вост. фасаде ц. Сурб-Хач (Св. Креста) на о-ве Ахтамар на оз. Ван (915-921) - Г. П. с короткими волосами, укороченной бородой, в руках - Евангелие (Der Nersessian S. Aghtamar: Church of the Holy Cross. Camb. (Mass.), 1965).

Свт. Григорий Просветитель. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. Сер. XVI в.Свт. Григорий Просветитель. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. Сер. XVI в.

Ряд изображений Г. П. представлен на арм. реликвариях. На складне из Скеврского мон-ря в Киликии, выполненном в 1293 г. по заказу его настоятеля еп. Константина в память о погибших защитниках крепости Ромкла (ГЭ), на внешней стороне левой створки, помещено чеканное изображение Г. П. в клобуке, в мантии, с омофором; борода средней длины. На правой створке - парное изображение ап. Фаддея (Byzantium: Faith and Power (1261-1557) / Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004. Cat. 71. P. 134-136). На левой створке складня Хотакерац Сурб-Ншан (Св. Крест из обители Хотакерац), заказанного кн. Эачи Прошяном (1300, Вайоц-Дзор; Музей Первопрестольного Св. Эчмиадзина), Г. П. представлен в святительских одеждах (в фелони, с омофором, в епитрахили), с Евангелием в руках; короткой бородой, длинными волосами; на правой створке - парное изображение св. Иоанна Крестителя (Декоративное искусство средневек. Армении. Л., 1971. С. 46-47. Ил. 148, 149).

Вместе со св. Иоанном Крестителем Г. П. представлен на миниатюре из б-ки Армянского Патриархата в Иерусалиме (Cod. 1918. Fol. 7v, ок. 1700) (Der Nersessian S. Armenian Manuscripts. Wash., 1963. Fig. 371), с папой Римским Сильвестром Г. П. (в мантии) - на миниатюре Min. Par. arm. 315 (Uspenskij Th. L'art byzantin chez les slaves, les Balkans. P., 1930. T. 1. Fig. 287).

Образ Г. П. присутствует в 2 наиболее полно сохранившихся живописных ансамблях, созданных в армяно-халкидонитской среде. В ц. Сурб-Григор (свт. Григория Просветителя) в Ани, построенной в 1215 г. на средства торговца Тиграна Оненца (надписи сделаны на груз. языке, что указывает на то, что храм был армяно-халкидонитским), в алтарной апсиде среди святителей представлены помимо Г. П. 2 его сына, Аристакес и Вртанес, последовательно сменявшие отца на первосвятительском престоле Армении. В зап. части кафоликона - 16 сцен из Жития Г. П., в т. ч. с изображением мучений, к-рые он претерпел по приказанию Трдата, мученичество cв. Рипсимии, крещение Трдата и царей Грузии, Абхазии и Кавказской Албании, сцена «Видение св. Нины» (чудо основания ею храма) дана в пару к «Видению св. Григория Просветителя», основавшему собор Эчмиадзин; включение этих сцен в цикл должно было подчеркнуть роль Г. П. как святителя всего Кавказа и тесные связи между Армянской и Грузинской Церквами (Каковкин А. Живопись церкви св. Григория Тиграна Оненца (1215) в Ани: Иконографическая композиция и основная идея // Вестн. Ереванского ун-та. 1983. № 2. С. 106-114).

В апсиде собора Аствацацин армяно-халкидонитского мон-ря близ Ахталы (между 1205 и 1216; обл. Лори, Сев. Армения) изображение Г. П. помещено в верхнем регистре святительского чина наряду со святыми Григорием Богословом, папой Римским Сильвестром, Кириллом Александрийским, папой Римским Климентом, Амвросием Медиоланским, Иоанном Златоустом и др. (Lidov. 1991. Pl. 11). Образ Г. П. есть также и в др. халкидонитских храмах Армении и Грузии (Бетаниа, Гареджи, Самтависи) (Меликсет-Бек Л. M. Об армяно-грузино-латино-рус. версиях гомилий, связываемых с именем Иоанна Богослова // ВВ. 1960. Т. 17. С. 72).

Вне житийного цикла распространенным сюжетом была сцена крещения царя Трдата, где святитель представлен обычно: в епископском облачении, в митре и с посохом (на миниатюре из «Истории Армении» Агафангела (Матен. 1920, 1569 г.) - Г. П. темноволосый, без митры, с посохом, с омофором; Трдат изображен диким кабаном); в неск. памятниках, созданных в среде армян-католиков в Зап. Европе (на миниатюре из Лекционария (Venez. Mechit. 1306, 1678 г.) - рядом с коленопреклоненным перед Г. П. Трдатом, превращенным в кабана, вдали виден город, очевидно Арташата); на церковном облачении (живопись; XVIII в., Музей мхитаристов, Вена) - вверху помещено изображение Св. Троицы (т. н. новозаветной), в глубине - город, гора Арарат с Ноевым ковчегом, на круглых клеймах представлены сцены из жития, с подробным изображением мучений Г. П. К этой традиции примыкает образ Г. П. на картине «Крещение армянского народа» худож. И. К. Айвазовского (1892, Картинная галерея, Феодосия).

Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ)Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ)

В патриаршем облачении как католикос Г. П. изображен на картине-иконе 2-й пол. XVIII в. (Музей католикосата, Антильяс, Ливан), вверху - благословляющий Христос и Богоматерь с митрой в руках; на клеймах по правому и левому полям иконы - сцены из Жития. Такие иконы Г. П.- в рост, в патриаршем облачении и в высокой митре, с посохом в руке - встречаются в арм. церковном (у армяно-григориан и армян-католиков) искусстве XVIII-XXI вв. как в Армении, так и в регионах распространения арм. диаспоры, в т. ч. в России, где ей оказывали покровительство рус. императоры (строительство по протекции рус. правительства арм. городов Григориополь в Бессарабии, Нор-Нахичеван (ныне часть Ростова-на-Дону), арм. район Астрахани, Кизляр, Моздок, Армавир на Сев. Кавказе и др.), где арм. общины возводили храмы во имя Г. П. В 2005 г. в Ватикане освящена статуя Г. П. (скульптор Х. Казанджян).

В византийском искусстве

изображение Г. П. встречается регулярно, т. к. значительная часть Армении в разные периоды входила в состав Византийской империи. Активизация почитания Г. П. в империи и в странах визант. культурного круга связана с именем патриарха Фотия (50-80-е гг. IX в.), пытавшегося сгладить разногласия между вост. христианами и добивавшегося унии с арм. монофизитской церковью (Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием (араб. версия) // ЗВОРАО. 1905. Т. 16. С. 149, 153).

Г. П. традиционно изображается в святительских одеждах, со свитком или Евангелием в руке. Одно из ранних изображений было представлено на мозаике собора Св. Софии в К-поле, в тимпане над юж. галереей наоса, среди 14 епископов (ок. 878 г.; не сохр., известно по рис. Г. и Дж. Фоссати, 1847-1849). Как правило, образ Г. П. помещался в зоне вимы храма, в ряду святителей: на мозаике на зап. арке жертвенника в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), в юж. люнете диаконника представлен прор. Даниил во рву львином; на фреске в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164, Македония); на фрагментах фрески в сир. ц. Богородицы в Дейр-эс-Суриани (Вади-эн-Натрун, Египет) (ок. 1200, открыты и освобождены от позднейших наслоений 1781/82 в 1998) - имя написано на копт. языке; на фреске в апсиде в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в мон-ре Вронтохион, Греция (1-я четв. XIV в.) - в полиставрии, в епитрахили и с палицей и др.

Образ Г. П. (обычно в рост) встречается в минологиях: на монументальных фресковых (в нартексе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1338-1348)); на иконах (Синайский диптих с лицевым минологием на весь год (К-поль, 2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Синайский гексаптих c лицевым минологием на весь год (К-поль, 2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае)); в иллюминированных манускриптах (Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 74, 926-1025 гг.)); в Служебном Евангелии с Минологием на весь год (Vat. gr. 1156. fol. 255r, 3-я четв. XI в.); в Минологии и Житиях (на сент.) по Симеону Метафрасту (Lond. Add. 11870. fol. 242v, кон. XI в.) - в мучении; в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 79 об., XV в.), и на листе, вклеенном в рукопись XVII в. (предположительно оплечно) (Историко-этнографический музей, Кутаиси. № 155; по пагинации в греко-груз. рукописи - л. 157 об.); в лицевом минологии на весь год с циклом двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия, выполненный для деспота Фессалоники Димитрия (по пояс) (Oxon. Bodl. f. 1. fol. 11v, 1327-1340).

В древнерусском искусстве

образ святого встречается в росписях, в частности новгородских церквей. Наиболее раннее изображение Г. П. находилось в апсиде (крайний справа в святительском ряду) ц. Спаса на Нередице (1198): облачен в фелонь, с омофором, правая рука - перед грудью в жесте именословного благословения, в левой - Евангелие. В этом же храме в диаконнике среди образов св. жен были фрески с изображением святых Рипсимии и Нины (Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 42, 65, 66, 67, 137). Предполагаемый образ Г. П.- по пояс, в медальоне, с прижатым к груди Евангелием - помещен на сев. столпе в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-90-е гг. XIV в.). В Хутынском мон-ре в ц. во имя Г. П. (1535-1536, погибла в XVIII в.). Здесь же находилась фреска с его образом в киоте. В ц. св. Симеона Богоприимца, в Зверине мон-ре в Новгороде, образ Г. П. помещен в нижнем регистре юж. люнета (минологий на сент.; после 1467 - нач. 70-х гг. XV в.). В ц. свт. Николая Чудотворца, в Гостинопольском мон-ре, полуфигура святителя изображена в простенке над аркой прохода в жертвенник (ок. 1475 (?) - кон. XV в., разрушена во время второй мировой войны). Во имя Г. П. освящен сев.-зап. придел в соборе Покрова на Рву в Москве (1555-1561) в память о взятии Арской башни и крепостной стены Казани во время Казанского похода царя Иоанна Грозного 30 сент.- в день празднования памяти святого.

Известна редкая рус. икона Г. П. 1-й трети XVII в. (СИХМ). Святой (седой, длиннобородый) изображен в пещере, с ним 2 льва и змеи; слева над пещерой склонилась кормившая его вдовица с хлебом в руках; в верхнем левом углу - город, окруженный крепостной стеной. Справа от пещеры - обнаженный царь Трдат, со звериной головой, пасет свиней (в руке кнут); по центру вверху - Нерукотворный образ Спасителя; на верхнем поле - текст Жития Г. П., написанный золотом в 6 строк (Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв. М., 2003. Кат. 54). Прорись с изображением Г. П. помещена в списке Сийского иконописного подлинника 2-й пол. XVII в. (Покровский Н. В. Очерки памятников христ. искусства. СПб., 2002. С. 224-225. Рис. 173): Г. П. представлен заточенным во рву, у края к-рого стоит вдовица, а слева - стреноженный, в виде вепря, но с человеческой головой, царь Трдат ест со свиньями. Согласно «Иконописным подлинникам» новгородской редакции кон. XVI в., Г. П. «...пишется тако: подобием Василий Кесарийский; брада посветлее Васильевы, с проседью; риза святительская богородичь, в омофоре, исподь празелень дымчат, патрахиль вохра блед; власы оброслый; сух и черен» (Ерицов А. Д. Первоначальное знакомство армян с северо-вост. Русью до воцарения дома Романовых в 1613 г. // Кавказский вестн. 1901. № 12. С. 50, 51). В лицевых иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) сказано: «Святаго священномученика Григория великия Армении, рус, аки Василий Кесарийский, брада посветлее Василиевы, с проседью, а на нем амфор, риза святительская багор дичь, испод празелен дымчат, а потрахиль вохра» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 34-35), причем в том же подлиннике образ Василия Великого, архиеп. Кесарийского, описан прямо противоположно: «...черн, во образе горбонос…» (Там же. С. 62; то же см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 162, 231).

Образ Г. П. был достаточно широко распространен в рус. церковном искусстве XVI-XX вв., подтверждением чего может служить существование посвященных ему правосл. храмов, святой традиционно включался в состав минейных икон, на к-рых представлен как святитель (минейная икона из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ), годовая икона-минея (кон. XIX в., УКМ) - везде с подписью: «Сщмч. Григорий»). Изображения Г. П. носили чаще всего патрональный характер как образы тезоименитого святого. Так, на шитом сударе с изображением Св. Троицы, вложенном казанским воеводой кн. Г. А. Булгаковым-Куракиным «по своим родителям» в мон-рь, Г. П. представлен с избранными святыми (1565, Национальный музей Республики Татарстан, Казань). Ряд деятелей Русского гос-ва были соименны этому святому и чтили его память, в частности кн. Г. А. Потёмкин был инициатором строительства неск. арм. и правосл. церквей во имя Г. П. в С.-Петербурге, Ростове-на-Дону, Николаеве и др. городах; арм. общины возводили храмы во имя Г. П., рассчитывая в т. ч. на покровительство Потёмкина. Праздновались исторические события, связанные с днем памяти святого.

В западноевропейском искусстве

образ Г. П. встречается редко, т. к. в Римский Мартиролог имя святого было включено только в 1837 г., при папе Григории XVI (среди festa pro aliquibus locis), хотя текст Жития Г. П. был переведен на лат. язык в X в. При этом Г. П. был хорошо известен в лат. мире благодаря почитанию его мощей, сохранявшихся в Неаполе, а затем в Риме (в 2000 переданы в собор во имя свт. Григория Просветителя в Ереване), существованию разветвленной арм. диаспоры в Европе, а также уний с Римом Армянского Киликийского царства в 1198-1375 гг. и большой группы армян-католиков с Римско-католической Церковью в 1742 г., образованию Армянского католического Патриархата Киликии и деятельности арм. католич. ордена мхитаристов, основанного в 1701 г.

Самый обширный цикл со сценами из Жития Г. П. в западноевроп. искусстве Нового времени находится в ц. Сан-Грегорио Армено в Неаполе (основана в 930, перестроена в 1574-1580, архит. Дж. Б. Каванья; фрески Л. Джордано, 1679) и включает основные сцены из Жития святого: заточение Г. П.; безумие Трдата, обращенного в вепря; прошение Трдатом исцеления у Г. П.; крещение Трдата Г. П.; видение Г. П.; основание церкви Г. П.; поклонение Трдата Г. П.; Г. П.- первосвятитель Армянской Апостольской Церкви; успение Г. П.; перенесение мощей Г. П. 3 греч. монахами в Неаполь. В алтаре храма - 3 картины с образом Г. П. худож. Ф. Фраканцано (1635) («Григорий Просветитель на троне», «Григорий Просветитель с царем Трдатом, обращенным в вепря», «Освобождение св. Григория Просветителя из темницы по повелению и в присутствии царя Трдата»). Живописный цикл Жития Г. П. был создан в 1737 г. Ф. Цуньо для арм. мон-ря мхитаристов на о-ве Сан-Ладзаро в Венеции (картины с основными сценами: Г. П. в заточении; крещение Трдата; исцеление Трдата) (Pilo G. M. F. Zugno // Saggi e memorie di storia dell' arte. Venezia, 1958/1959. N 2. P. 323-356. Il. 3).

Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 430-432; Der Nersessian S. Les portraits de Grégoire l'Illuminateur dans l'art Byzantin // Byz. 1966. T. 36. P. 386-395; Каковкин А. Я. Образ Григория Армянского в нек-рых памятниках древнерус. искусства // ИФЖ. 1967. № 2. С. 167-168; он же. Об изображении Григория Просветителя на реликварии 1293 г. // ВОН. 1971. № 11. С. 84-88; Миjовић. Менолог. С. 180, 188, 194-195, 277-279, 320; он же. Груз. менологи с XI по XV вв. // Zograf. 1977. № 8. С. 17-23 (Библиогр.); Тьерри Н. Роспись церкви св. Григория Тиграна Хоненца в Ани (1215) // 2-й междунар. симпозиум по груз. искусству. Тбилиси, 1977. P. 1-16; Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979. С. 28; Айвазян К. В. Культ Григория Армейского, «армейская вера» и «армейская ересь» в Новгороде (XIII-XVI вв.) // Рус. и арм. средневек. лит-ры. Л., 1982. С. 255-272; он же. История отношений Рус. и Арм. Церквей в ср. века. Ереван, 1989. С. 74-76; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 517-522; Лидов А. М. Искусство армян-халкидонитов // ИФЖ. 1990. № 1. С. 75-87; idem. The Mural Paintings of Akhtala. M., 1991. С. 39, 75-77; Арутюнова-Фиданян В. А.Правосл. армяне в Северо-Вост. Руси // ДГВЕ. 1992/1993 гг. М., 1995. С. 196-208; Евсеева. Афонская книга. С. 194, 238; Тер-Саркисянц А. Е. История и культура арм. народа с древнейших времен до нач. XIX в. М., 2005. С. 471-472.
В. Е. Сусленков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
  • ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)
  • ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)
  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви
  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)
  • КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта)
  • ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах
  • АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)
  • ГРИГОРИЙ (VI-VII вв.), еп. Акрагантский (Акрагантийский, Агригентский), свт. (пам. 23 нояб.)
  • ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)
  • ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.)
  • ИЛАРИОН МОГЛЕНСКИЙ († 1164), еп., свт. (пам. 21 окт.)
  • ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)
  • НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
  • АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)
  • АМФИЛОХИЙ (ок. 340 или 345 - после 394), еп. Иконийский, свт. (пам. 23 нояб.)
  • АНАТОЛИЙ (кон. IV в.-458), Патриарх К-польский (с 449), свт. (пам. 3 июля, пам. греч.7 июля, 20 нояб.)