ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ
Том XI , С. 173-174
опубликовано: 4 февраля 2011г.

ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ

Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения ХVII в. Автор неск. монографий, более 100 статей, составитель нотных антологий и сборников научных трудов, организатор и участник международных конференций по проблемам старинной музыки, общественный деятель, педагог. В 1951 г. окончила историко-теоретический, в 1952 г.- фортепианный фак-т, в 1954 г.- аспирантуру Киевской гос. консерватории (ныне Национальная муз. академия Украины (НМАУ)). С 1950 г. до наст. времени преподает на кафедре теории музыки НМАУ. С 1979 г. профессор, д-р искусствоведения (1978). В 2000 г. по инициативе Г.-П. в НМАУ была организована кафедра старинной музыки под ее руководством. Читала лекции в ун-тах Европы (1985, 1986, 1990, 1992) и США (1990). С 1987 г. член Международного музыковедческого об-ва (IMS). С 1991 г. член Европейского об-ва культуры (SEC). Заслуженный деятель искусств Украины (1997). Лауреат премии им. Н. Лысенко (1990). Академик АН Высшей школы (1994). Чл.-кор. Академии искусств Украины (2001). В 1995-2002 гг.- генеральный секретарь укр. национального комитета Международного муз. совета (IMC) ЮНЕСКО. Координатор по связям с Советом по традиц. музыке (IСТМ).

Н. А. Герасимова-Персидская. Фотография. 2000 г.Н. А. Герасимова-Персидская. Фотография. 2000 г.

До сер. 60-х гг. XX в. Г.-П. исследовала проблемы совр. укр. музыки. Затем стала заниматься источниковедческим описанием собраний партесных концертов, хранящихся в РО ЦНБ АН Украины (ныне ИР НБУВ), по т. н. поголосникам. Ею было описано 76 книг: 25 из коллекции Киево-Печерской лавры (3 комплекта) и 51 из фонда киевского Софийского собора (7 комплектов). Особое значение имело обнаружение Г.-П. редких экземпляров лаврских конволютов с разделами кон. ХVII - нач. ХVIII в., поскольку мн. источники этого периода погибли при пожаре в Киево-Печерской лавре в 1718 г. Впосл. тексты партесных концертов были найдены Г.-П. в рукописях, хранящихся в фондах России, Литвы, Сербии, в т. ч. в юго-западнорус. Ирмологионах.

Анализ певч. содержания рукописей позволил Г.-П. выделить богослужебные песнопения и партесные концерты (ок. 500), составить их алфавитный указатель и инципитный муз. каталог (в 3 т.). В процессе изучения было рассмотрено свыше 650 концертов, было выяснено авторство нек-рых произведений, реконструированы нотные тексты (восстановлены партии из отсутствующих поголосников некомплектных собраний) и подготовлено 1-е издание неск. концертов (1976). Благодаря работе Г.-П. было расширено представление о творчестве Н. П. Дилецкого как композитора, найдено в рукописях и опубликовано в 1981 г. 3 литургийных цикла, «Воскресенский канон», ряд концертов. В 1991 г. издана 21 партитура «мотетов» (5- и 6-голосных концертов для малого состава хора) неизвестных авторов из фондов б-ки Матицы Сербской в г. Нови-Сад (Сербия). Произведения, опубликованные Г.-П., вошли в репертуар мн. хоровых коллективов.

В работах Г.-П. освещен широкий круг вопросов, касающихся жанрово-стилистического слоя укр. церковного многоголосия 2-й пол. ХVII-ХVIII вв. Г.-П. по-новому охарактеризовала развитие традиции укр. многоголосия и формирование партесного концерта как национального варианта европ. хорового стиля барокко, исследовала особенности словесно-муз. ряда партесных концертов как результат профессионального композиторского творчества, рассмотрела принципы претворения канонических текстов и их стихотворных парафраз, жанровые разновидности, тональные и композиционные планы произведений, формирование прозрачной или плотной хоровой фактуры, особенности голосоведения, чередование ладотональностей (см.: Хоровий концерт на Украïнi в XVII-XVIII ст. К., 1978; Партесный концерт в истории муз. культуры. М., 1983). В статьях уделено внимание аспектам муз. времени и пространства, принципу контраста, формирующему дискретный план произведения нового стиля - барокко, качественно отличающийся от континуального и внутренне цельного распева древнего монодийного песнопения (О двух типах муз. хронотопа // Лит-ра и искусство в системе культуры: Сб. ст. М., 1988. С. 343-348; От формулы к фигуре // Musica antiqua. Bydgoszcz, 1988. Vol. 8. С. 413-427). Ряд наблюдений Г.-П. касается вопросов соприкосновения партесного пения и западноевроп. многоголосия ХVI-ХVII вв., знаменного распева, народно-муз. творчества (Переход от «знамени» к «киевской квадратной ноте» в музыке Юго-Западной Руси // Музыка. Культура. Человек: Сб. ст. Свердловск, 1991. Вып. 2. С. 58-64; Рус. музыка XVII в.- встреча двух эпох. М., 1994; Послання ап. Павла в творi Шютца та в покаянному мотетi // Украïнсько-нiмецькi музичнi зв'язки минулого i сьогодення. К., 1998. С. 6-22).

Проблемы истории и теории муз. форм и жанров 2-й пол. XVII-XVIII в. разработаны под рук. Г.-П. в канд. диссертациях К. М. Берденниковой («Гомилетические традиции в творчестве И. С. Баха»), Н. В. Заболотной («Проблема индивидуальности художественного целого…»; по материалам 80 партесных концертов), Л. В. Ивченко («Украинский кант ХVII-ХVIII вв.»), Т. В. Гусарчук в исследовании творчества А. Л. Веделя, И. А. Чижик в статьях о знаменном распеве по изданиям ХVIII в., Е. Ю. Шевчук в исследованиях укр. церковной монодии, и др.

Изд.: «Слепый родивыйся»: (Концерт) // Хрестоматiя укр. дожовтневоï музики. К., 1974; Партесный концерт: Мат-лы по истории укр. музыки. К., 1976; Дилецький М. Хоровi твори. К., 1981; Украïнськi партеснi мотети поч. XVIII ст. з югославських зiбрань. К., 1991.
Соч.: Список работ Г.-П. до 1999 г. опубл.: Цирiкус К. Нiна Герасимова-Персидська - музикознавець-медiєвiст: (Бiблiогр. [1959-1995 рр.]) // ЗНТШ. 1996. Т. 232. С. 572-578); Рус. церковное пение XI-XX вв.: Исслед., публ. 1917-1999: Библиогр. указ. / Сост.: И. Е. Лозовая и др.; науч. ред.: мон. Елена (Хиловская). М., 2001; Нек-рые заметки по текстологии нотолинейных рукописей // Гимнология. М., 2000. Вып. 1. С. 403-415; «Граматика» М. Дилецького як джерело атрибуцiй його невiдомих творiв // Музикознавство: з XX у XXI ст.: Наук. вiсник НМАУ. 2000. Вип. 7. С. 34-45; Iзоритмiчнi мотети Гiйома де Машо i ïх «готична» концепцiя форми // Киïвське музикознавство. 2001. Вип. 6. С. 5-24; Львiвський Iрмологiон 1700 року як явище муз. культури // Καλοφωνία: Наук. зб. з icторiï церк. монодiï та гимнографiï. Львiв, 2002. Число 1. С. 19-24; Правосл. литургия в аспекте ее муз. компонента // Манрусум: Вопр. истории, теории и эстетики духовной музыки. Ереван, 2002. Т. 1. С. 101-118; От «рес факта» к «опусу»: структура и процесс // Музичний твiр як творчий процес: Наук. вiсник НМАУ. 2002. Вип. 21. С. 3-10; Music of the Orthodox Liturgy and Its Stylistic Transformation // Musica antiqua Europa orientalis. Bydgoszcz, 2003. Vol. 12. Р. 133-142; Неомедиевизм в совр. музыке как показатель смены культурной парадигмы // Старовинна музика - сучасний погляд: Наук. вiсник НМАУ. 2003. Вип. 24. С. 6-12; Гипотеза и факт - нек-рые притчи в истории музыки XVII в. // Гимнология. М., 2003. Вып. 3: Церк. пение в ист.-литург. контексте: Восток - Русь - Запад. С. 305-311; Жанр канона в богослуж. пении XVII-XVIII вв. // Там же. Вып. 4: Византия и Вост. Европа: Литург. и муз. связи. С. 237-251; Шпенглер версус современность // Музика в просторi культурi: Наук. вiсник НМАУ. 2004. Вип. 33. С. 3-11.
Лит.: Сидоренко Н. Н. // Муз. энциклопедия. М., 1973. Т. 1. Стб. 965; Musicae Ars et Scientia: Кн. на честь 70-рiччя Н. Герасимовоï-Персидськоï: Наук. вiсник НМАУ. 1999. Вип. 6; [Герасимова-Персидская Н. А.]. Gerasimova-Persidskaja N. // MGG. Kassel, 2001. Personenteil. Bd. 7; Берденникова К. М. Нiна Герасимова-Персидська: (До дня народження) // Мистецькi обрiï: Альм., 2001/2002. К., 2003. Вип. 4/5. С. 429-431 и др.
Е. Ю. Шевчук
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода
  • ДИСКАНТ муз. термин
  • ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ род многоголосной богослужебной и духовной (внебогослужебной) музыки для хора или вокального ансамбля
  • АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
  • АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
  • АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
  • АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
  • АНИКСАНДАРИИ в визант. церк. пении назв. распев. части предначинательн. псалма на вечерне
  • АНТИФОН богослужебн. песнопения
  • БАГРЕЦОВ Федор Алексеевич (1812-1874), регент Чудова мон-ря, автор духовно-муз. сочинений
  • БАДЕВ Атанас (1860–1908) болг. хорорвой дирижер, композитор
  • БАЖАНСКИЙ Порфирий Ианович (1836 - 1920), униатский священник