ГРИММ
Том XIII , С. 116-118
опубликовано: 15 сентября 2011г.

ГРИММ

Давид Иванович (22.03.1823, С.-Петербург - 9.11.1898, там же), архит., педагог, историк и теоретик архитектуры, один из основоположников визант. стиля в церковном строительстве. Из семьи немцев, лютеран по вероисповеданию, приехавших в Россию в кон. 70-х гг. XVIII в. По окончании в 1841 г. Главного нем. уч-ща св. Петра (Петершуле) Г. поступил в АХ, где в 1841-1848 гг. учился у А. П. Брюллова. Ученические работы Г. были выполнены преимущественно в формах классицизма; конкурсный проект кладбищенской церкви в стиле московских храмов XVI в. (1848) был удостоен 1-й золотой медали, и Г. получил право на пенсионерскую поездку за границу. Однако в связи с революционными волнениями в Европе пенсионерские поездки туда были отменены, и Г. по его предложению отправили в Грузию и Армению для изучения раннего визант. влияния в памятниках архитектуры этого региона. В дальнейшем эта ранняя экспедиция оказала большое влияние на его деятельность в области правосл. церковной архитектуры в визант. стиле. В 1852-1855 гг. в качестве пенсионера Г. путешествовал по М. Азии, Греции, Италии, Германии, Бельгии, Англии, Испании, Голландии и Франции, изучал памятники визант. зодчества. По возвращении в С.-Петербург в 1855 г. был удостоен звания академика архитектуры за пенсионерские работы.

Собор во имя равноап. вел. кн. Владимира в Херсонесе Таврическом. 1861–1879 гг. Архит. Д. И. Гримм. Литография. Нач. ХХ в.Собор во имя равноап. вел. кн. Владимира в Херсонесе Таврическом. 1861–1879 гг. Архит. Д. И. Гримм. Литография. Нач. ХХ в.

В 1856-1863 гг. Г. преподавал в строительном уч-ще, где руководил составлением учебных проектов церквей. Служил в Мин-ве путей сообщения (с 1858 - в Департаменте проектов и смет; с 1865 - в Департаменте водяных сообщений). С 1862 г. почти до конца жизни Г. состоял членом-архитектором Технического комитета Главного инженерного управления Военного ведомства, руководил его строительными программами, в частности возведением храмов при воинских частях, особенно в зап. губерниях и Ср. Азии.

С 1859 по 1894 г. Г. преподавал в АХ, был одним из ведущих профессоров. Особое значение имел теоретический курс Г. по пропорциональности классических ордеров, над к-рым он начал работать еще в студенческие годы. По воспоминаниям И. Е. Репина, в АХ «самое большое впечатление производили лекции Гримма». В отсутствие ректора архитектуры А. И. Резанова Г. исполнял его обязанности, после его кончины был назначен на эту должность (1887). 27 янв. 1892 г. Г. подал прошение об отставке «ввиду расстройства сил и в особенности нервной раздражительности вследствие тяжелой борьбы переходного для академии времени». После отставки Г. - почетный член АХ, архитектор Высочайшего двора. Он - кавалер мн. гос. наград, включая орден св. Александра Невского. Г. состоял членом-учредителем С.-Петербургского об-ва архитекторов (с 1864), его председателем с 1888 по 1890 г. и почетным членом с 1891 г.; был также членом Об-ва древнерус. искусства (с 1869) и МАО (с 1869); входил в редколлегию ж. «Зодчий», где опубликовал ряд статей.

Как архитектор Г. выступал последовательным сторонником визант. стиля в архитектуре. Изданные им альбомы чертежей с комментариями «Памятники визант. архитектуры в Грузии и Армении» (СПб., 1859. Вып. 1) и «Памятники христ. архитектуры в Грузии и Армении» (СПб., 1866. 12 вып.) стали первыми профессиональными сочинениями о средневек. архитектуре Кавказа и научно-практическим пособием для архитекторов.

В качестве знатока визант. древностей Г. получил заказ на составление проекта собора в память крещения равноап. вел. кн. Владимира в Херсонесе Таврическом (проект 1859, построен в 1861-1879, внутренняя отделка 1883-1891; действующий), ставшего ключевым произведением визант. стиля. Крестообразное в плане здание с 3 апсидами отличается пирамидальным силуэтом, увенчано плоским куполом на барабане, покрытым черепицей; центральный объем окружают 2-этажные галереи. В нижнем этаже храма были сохранены фундаменты средневек. церкви. Фасады прорезаны полуциркульными оконными проемами. Многогранные апсиды, декор в виде выложенных в кирпиче крестов следуют оформлению кавказ. памятников. Одноярусный мраморный иконостас верхней церкви соответствовал визант. традиции. 4 окт. 1860 г., после академической выставки, Г. был удостоен звания профессора АХ за проект храма в Херсонесе.

План собора во имя равноап. вел. кн. Владимира в Херсонесе Таврическом. Проект 1859 г. Архит. Д. И. Гримм. ЛитографияПлан собора во имя равноап. вел. кн. Владимира в Херсонесе Таврическом. Проект 1859 г. Архит. Д. И. Гримм. Литография

Выполненный в той же стилистике (совместно с Р. А. Гедике) проект самого большого на Кавказе собора Кавказской Армии во имя блгв. кн. Александра Невского в Тифлисе (проект 1865-1866, получил 2-ю премию на конкурсе проектов, осуществлен в измененном варианте в 1871-1897, не сохр.) благодаря удачно найденному сочетанию тетраконха с крестово-купольной системой вызвал впосл. множество подражаний. В отличие от собора Св. Софии в К-поле, послужившего прототипом при составлении проекта, зданию была придана вертикальная динамика, к центральному объему, увенчанному световым барабаном, примыкали 4 полукупола, создавая композицию пространственного креста; на уровне нижнего этажа храм окружала крытая галерея. На фасадах с помощью облицовочного кирпича была имитирована визант. полосатая кладка со скрытым рядом. При почти 40-метровой высоте храма купол имел диаметр 13 м.

Элементы визант. архитектуры, использованные при строительстве херсонесского храма, были применены Г. при проектировании часовни, сооруженной в 1866-1868 гг. на месте кончины наследника цесаревича Николая Александровича в Ницце (по заказу имп. семьи), а также др. храмовых проектов (неосуществленные эскизы церквей в Париже, 1859, и на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, 1861; ц. свт. Николая Чудотворца в Брест-Литовской крепости, 1851-1867; церковь в Рыбинске, 1868 (проект не реализован); часовни над захоронением К. В. Чевкина на кладбище в Ницце, 1875-1876; в Ливадии, 1887). В Ницце Г. построил также виллу Вальрозе для богатого петербургского предпринимателя П. Г. фон Дервиза, стилизованную в формах романской архитектуры (60-е гг.). Для того же заказчика в кон. 60-х гг. Г. спроектировал комплекс построек в имении Старожилово Рязанской губ. и в Казанской губ.

Рус. стиль занимал почти столь же важное место в творчестве Г., сколь и византийский. Оригинален облик ц. равноап. кнг. Ольги в Михайловке под С.-Петербургом (1861-1864; в наст. время восстанавливается): небольшой одноглавый четверик, квадратный в плане, окружен арочной галереей, узорочье фасадного декора сочетается с мотивами средневек. памятников Кавказа. По тому же типу сооружена рус. Крестовоздвиженская ц. в Женеве (1862-1864, действующая), но ее завершение сделано 5-главым. Церковь апостолов Петра и Павла в Старожилове (1869-1870) отличается сочетанием типа 3-нефной базилики с шатровой колокольней и отделкой в традициях архитектуры XVII в. Проект Г. лег в основу собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте, возведенного архит. Х. И. Грейфаном (1875-1879; ныне действующий). Это базиликальный храм с высокой колокольней и необычной постановкой 3 декоративных главок в плоскости вост. фасада и 2 по сторонам колокольни. Для Троице-Сергиевой пуст. Г. спроектировал шатровую часовню в честь Рудненской иконы Божией Матери (1876; не сохр.).

Г. исполнил проекты церквей в Нью-Йорке (1864-1865; рус. стиль), в имении кн. Гагарина (1872), Баден-Бадене (1880; проект не реализован), Ашхабаде (кон. 80-х гг. XIX в.), часовни в Лугано, Швейцария (1872-1873). В поздний период творчества Г. создал образцы построек в стиле узорочья XVII в.: ц. блгв. вел. кн. Александра Невского при посольстве России в Копенгагене (1881-1883, постройка развивает мотивы храмов в с. Старожилове и в Кронштадте; за проект Г. был удостоен Большого Креста дат. ордена Данеброга), ц. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании близ Иерусалима (1885-1888; построена по поручению вел. кн. Сергея Александровича, впосл. в нее были перенесены останки прмц. вел. кнг. Елисаветы), ц. Покрова Пресв. Богородицы в Егерской слободе близ г. Гатчина (ныне р-н Мариенбург Гатчины; 1885-1888; совм. с И. А. Стефаницем, действующая; облицована красным кирпичом и светлым камнем, увенчана декоративным 5-главием). Церкви в Копенгагене и Гефсимании сохранили внутреннее убранство. Г. участвовал в конкурсе на проект храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) на месте смертельного ранения имп. Александра II; входил в комиссию по его сооружению.

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Брест-Литовской крепости. 1851–1867 гг. Архит. Д. И. ГриммЦерковь во имя свт. Николая Чудотворца в Брест-Литовской крепости. 1851–1867 гг. Архит. Д. И. Гримм

Хотя Г. был лютеранином, проектированием протестант. церквей он занимался значительно в меньшей степени. Ему было доверено строительство евангелической церкви на о-ве Эзель (совр. Сааремаа) (1859), англикан. церкви в Таммерфорсе (совр. Тампере) (1859), нем. реформатской церкви в С.-Петербурге по проекту Г. А. Боссе (1862-1865, полностью перестроена). Для Бессарабии составил проект реформатской церкви (1862-1864).

Работы Г. в области гражданского строительства немногочисленны, но разноплановы. В С.-Петербурге 5-этажный доходный дом С. Д. Башмакова (1868-1869) решен в стиле Людовика XVI с рустованными лопатками и разнообразными формами наличников окон. При реконструкции Конногвардейского манежа на Исаакиевской пл. (1872-1873) по центрам боковых фасадов Г. органично добавил группы дорических колонн, к-рые воспринимаются как элементы первоначального сооружения Дж. Кваренги. Г. выполнил отделку залов б-ки АХ (1868), ряд работ для Калинкинской больницы в С.-Петербурге. Он проектировал и новые по функции сооружения, напр. парки городских конно-железных дорог на Петербургской стороне и Васильевском о-ве (в 70-х гг. XIX в. были построены 48 зданий).

Особое место в творчестве Г. занимала мемориальная скульптура. Г. при участии В. А. Шрётера разработал архитектурную часть памятника Екатерине II в С.-Петербурге (1870-1873, общий проект выполнил худож. М. О. Микешин, фигуру императрицы - М. А. Чижов, статуи гос. деятелей - А. М. Опекушин; за эту работу Г. в 1873 был удостоен звания тайного советника): монумент в форме колокола на постаменте из серого гранита обращен к Невскому проспекту, поставлен посередине Екатерининского сквера, перепланированного Г., создавшим также эскизы фонарей и ограды.

Уникальным военным мемориалом являлась колонна Славы, воздвигнутая в память победы в русско-тур. войне 1877-1878 гг. перед Троицким Измайловским собором (1885-1886). Колонна, увенчанная фигурой Славы работы скульптора П. И. Шварца, была составлена из 5 рядов трофейных пушек (в 1930 памятник отправлен на переплавку, воссоздан в 2005). Событиям той же войны посвящен спроектированный Г. памятник для Болгарии в виде пирамиды (1878-1879).

Последняя большая работа Г.- проект Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1886-1887; доработан при участии А. О. Томишко в 1896). Здание представляет собой образец ретроспективной стилизации в рус. зодчестве рубежа XIX и XX вв. Новое сооружение гармонично вошло в сложившийся ансамбль крепости, несмотря на разностильность архитектурного решения: фасадный декор содержит отдельные черты, характерные для произведений франц. ренессанса и раннего классицизма, в меньшей степени - итал. барокко, объемное же построение здания, увенчанного фонариком с золоченой луковичной главкой, вызывает ассоциации с рус. архитектурой 1-й пол. XVIII в. Усыпальница возводилась после кончины автора проекта под рук. Томишко, в 1901-1908 гг.- Л. Н. Бенуа, к-рый внес в композицию ряд изменений.

Г. скончался в доме № 39 по 6-й линии Васильевского о-ва, куда переехал в 1893 г. с академической квартиры на Университетской набережной. Похоронен на Смоленском лютеран. кладбище, сохранилось семейное захоронение с высоким надгробием-обелиском.

Арх.: РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 56; РНБ ОР. Ф. Собко. № 862. Л. 142-149.
Лит.: Журнал и отчет Имп. АХ за 1898 г. СПб., 1899. Протокол № 40; Д. И. Гримм: Биогр. очерк // Зодчий. 1898. № 11. С. 81-85; Д. И. Гримм: Некролог // Строитель. 1898. № 21. Стб. 860-863; Врангель Н. Н. Кат. старинных произв. искусства, хранящихся в Имп. АХ // Старые годы. 1908. Прил. С. 42-43; Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. XX в. / Под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996. С. 112-113; Соловьева Т. А. Фон Дервизы и их дома. СПб., 1996; Трубинов Ю. В. Великокняжеская усыпальница. СПб., 1997; Иванова Е. Б. Давид Гримм // Зодчие С.-Петербурга, XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 433-446; она же. Вклад семьи Гримм в историю рус. архитектуры // Немцы в России: Петербургские немцы. СПб., 1999. С. 360-366; Акиньшин А. Н. Мат-лы к биогр. словарю воронежских архитекторов // Из истории воронежского края. Воронеж, 2002. Вып. 10. С. 80; Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург нем. архитекторов. СПб., 2002. С. 185-189; Кишкинова Е. М., Субботина Р. А. Визант. традиция в храмовом зодчестве юга Рос. империи 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. // Вестн. РГНФ. 2002. № 4. С. 128-130; Савельев Ю. Р. Визант. стиль в архитектуре России: 2-я пол. XIX - нач. ХХ в. СПб., 2005.
Свящ. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БОНДАРЕНКО Илья Евграфович (1870 - 1947), архитектор, художник, историк архитектуры
  • ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер
  • ДАЛЬ Лев Владимирович (1834 - 1878), архит., реставратор, историк архитектуры
  • ПАРЛАНД Альфред (Эдуард) Александрович (1842-1919), архитектор, историк архитектуры, педагог; мастер эклектики и рус. стиля
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий