ДАБРО-БОСАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XIII , С. 541-544
опубликовано: 5 ноября 2011г.

ДАБРО-БОСАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

(Дабро-Боснийская) Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы СПЦ на территории центральной части Федерации Боснии и Герцеговины и вост. части Республики Сербской (Босния и Герцеговина). Кафедра в г. Сараеве. Митрополит - Николай (Мрджа), на кафедре с 1992 г. Поделена на наместничества: Сараевское, Гораждско-Вишеградское, Травникско-Зеницкое, Фочанское. Имеет 72 храма и 47 приходов. В клире епархии 65 священнослужителей. Действуют мон-ри Добрун и св. вмч. Георгия в Равна-Романии, восстанавливается мон-рь Возуча (кон. XIV в.).

История Д.-Б. е.- преемница Дабарской епископии, к-рую основал свт. Савва I в 1219 г. с кафедрой в мон-ре Баня под Прибоем. В XII - 1-й пол. XV в. Православие в Боснии из-за сильных позиций богомильства и католицизма не было широко распространено (см. ст. Босния и Герцеговина). В помянник мон-ря Св. Троицы близ г. Плевля (совр. Черногория) внесены имена неск. «епископов Дабарских» XIII - нач. XIV в., но неясно, была их кафедра в мон-ре свт. Николая в Дабаре или в Дебрском (Дебарском) мон-ре (Македония) (Стоjановић Љ. Требник за ман-ра св. Троjице код Пљеваља // ССКА. 1922. Т. 56. С. 25, 47). С титулом «епископ Босанский» упоминается Василий (1291 - после 1293), к-рый был главой серб. посольства в Венецию по поводу женитьбы сына кор. Драгутина Владислава на Констанце Морозини (Филиповић М. Почеци и прошлост Зворничке епархиjе // Богословље. Београд, 1964. Т. 8(23). С. 51). В одном из поздних акафистов как преемник св. Саввы назван еп. Гавриил (XIII в.) с эпитетом «кроткий» (Акатист св. Сави // ЛетМС. 1864. Књ. 109). При кор. Твртко I (1353-1391) кафедра Дабарской епископии была перенесена в мон-рь Милешева и повышена в ранг митрополии.

Дефтер 1485 г. сообщает, что в Сараеве в тот период было 42 мусульм., 103 христ. и 8 домов, принадлежавших выходцам, вероятно католикам, из г. Дубровник. К XV в. относится строительство Старой ц. во имя св. Архангелов в Сараеве, при к-рой в 1539/40 г. уже действовала серб. школа (закрыта в кон. XIX в.).

Далее епископы, диоцезы к-рых могли находиться на территории совр. Боснии и Герцеговины, не упоминаются до 1532 г., когда митр. Босанский Марк подписал синодальный акт Охридской архиепископии. После тур. завоевания Дабарский митрополит стал управлять православными на всей территории Боснии и Герцеговины и частично Далмации и получил титул «митрополит Дабро-Босанский и экзарх всей Далмации». Имя еп. Дабарского Варлаама (резиденция в мон-ре Баня) внесено ок. 1557 г. в Сопочанский помянник (Стоjановић Љ. Стари српски хрисовуљи, акти, биографиjе, летописи, споменици, записи и т. д. // ССКА. 1890. Т. 3. С. 177). В 1573 г. как «митрополит Дабро-Босанский, Зворникский, Клисский и целой Далмации» упоминается Симеон (Филиповић М. Почеци и прошлост Зворничке епархиjе. С. 82). 15 мая 1575 г. в Бане умер митр. Иосиф, который занимал кафедру после митр. Никанора (Стоjановић. Записи. Књ. 4. № 6379). Его преемник «митрополит Дабро-Босанский, Клисский и Ликский» Гавриил (Аврамович; 1575-1588) перенес кафедру в монастырь Рмань на границе Боснии, Хорватии и Далмации, а затем был вынужден уйти на территорию австр. Хорватии. С его именем связывают основание мон-ря Гомирье и обновление монастыря Марча, что подтверждает распространение юрисдикции этого диоцеза на нек-рые районы Далмации и Хорватии. После его ухода в австр. земли, в 1578 г., упоминается митр. Петроний (Шакота М. Ризница ман-ра Бања. Београд, 1981. С. 100-102). В разных мон-рях в Зап. Боснии пребывали митрополиты Виссарион I (ок. 1587/89), Авксентий (1589-1601/10), Феодор (1601/10-1619), Макарий (1620), Исаия I (1627-1635), Исаия II (с 1640 до 1655). Кафедра митр. Лонгина (1656-1666) и его преемников Христофора (1666-1681) и Афанасия (Любоевича; 1681-1688) находилась вновь в мон-ре Баня, пока митр. Виссарион II (1690-1708) в 1693 г. после великого переселения сербов и запустения мон-ря Баня не перенес кафедру в Сараево. Окончательно кафедра утвердилась в Сараеве в 1713 г. Далее следовали митрополиты Исаия III (1708-1709), Моисей (Петрович; 1709-1713), Мелентий (Умиленович; 1713-1740), Гавриил (Михич/Михайлович; 1741), Паисий I (Лазаревич; 1752-1759), Дионисий (1759-1762), Василий (Бркич-Йованович; 1759-1763, впосл. патриарх Печский).

После упразднения Печской Патриархии (1766) кафедру в основном занимали иерархи, греки по происхождению: Даниил (1769), серб Серафим (с 1770 по 1790 с перерывом на управление Кирилла (1776-1779)), Паисий II (1793). Во время правления митр. Каллиника (ранее 1808-1816) епархией нек-рое время управлял еп. Кратовский Венедикт (Кралевич; 1808). В 1835 г., при митр. Вениамине (1816-1835), Д.-Б. е. была возведена в ранг митрополии. Попытки митр. Амвросия (Паппа-Георгополи; 1835-1841) защитить народ от насилия сделали его самым уважаемым паствой митрополитом-греком. Из-за конфликта с властями он был смещен, на кафедру поставлен Игнатий I (1841-1851), затем Прокопий (1851-1856). Митр. Дионисий I (1856-1860) жаловался на низкий уровень образования и отсутствие преподавателей. Митр. Игнатий II (1861-1868) в 1866 г. заложил фундамент семинарии в Баня-Луке, к-рая в 1867 г. открылась и действовала до 1875 г. Далее друг друга сменили митрополиты Дионисий II (Илич; 1868-1871, впосл. митрополит Зворникско-Тузланский, † 1894), Паисий III (1872-1874). При митр. Анфиме (1874-1880) в 1874 г. был освящен новый кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы, построенный на средства из Боснии, Хорватии, Сербии и Вены, иконостас, утварь и одеяния были пожертвованы из России.

В 1878 г. Босния и Герцеговина была оккупирована Австро-Венгрией. К-польский патриарх Иоаким III и новые власти в марте 1880 г. подписали конвенцию о создании автономной Боснийской митрополии в юрисдикции Карловацкой митрополии, в к-рую вошла Д.-Б. е. вместе со Зворникской и Захумско-Герцеговинской епархиями. Благодаря конвенции Д.-Б. е. получила возможность иметь национальную иерархию. Митр. Анфим был отправлен на пенсию, а на кафедру 13 нояб. 1880 г. был избран серб, архим. Савва (Косанович). Но в целом после оккупации положение православных ухудшилось из-за усиления католич. пропаганды. Католич. иерархия требовала закрытия древнейшей и единственной в тот момент в Боснии и Герцеговине серб. школы при Старой церкви в Сараеве (закрылась из-за недостатка финансирования в 1883), замены преобладавших в тот период рус. книг напечатанными в Вене или Будапеште и запрета на использование кириллицы. В ответ на многочисленные жалобы о притеснениях власти предлагали митр. Савве принять унию, но 26 апр. 1883 г. в Окружном послании он призвал паству хранить Православие, что вызвало протесты католич. архиеп. Врхбосанского Йосипа Штадлера и еп. Мостара и Дувно Паскаля Буцонича. В 1884 г. в газетах появились первые призывы отправить митр. Савву в отставку. Не выдержав давления, 14 июня 1885 г. митр. Савва попросил К-польского патриарха об отставке. 170 знатных горожан Сараева составили патриарху телеграмму с требованием не принимать отставку митрополита, но власти не позволили ее отправить. Отставка была принята, а митр. Савве власти не разрешили даже проживать на территории епархии. За время недолгого правления он учредил епархиальную консисторию, освятил неск. новых церквей, в 1883 г. обновил монастыри Моштаница и Рмань, в 1884 г.- мон-рь Добрун, рукоположил 33 священника. Своим главным достижением митр. Савва считал открытие в 1882 г. Сараевской семинарии. Церковно-народная община города не могла построить здание, поэтому семинария находилась в частном доме. Митрополит передал личную землю в с. Релеве близ Сараева, на к-рой к 1884 г. было построено специальное здание. Первые 2 года семинария называлась «Восточноправославная священническая духовная семинария» с 8-летним курсом обучения. В 1892 г. она была реорганизована и получила статус факультета.

В прощальном послании к пастве митр. Савва предложил в преемники кандидатуру своего помощника архим. Георгия (Николаевича). Получив назначение, митр. Георгий решил не обострять отношения с властями. За время управления кафедрой (1885-1896) он написал 93 окружных послания, в к-рых объяснял значение и чинопоследование обрядов с целью искоренения бытовавших языческих обычаев. Рукоположил 7 диаконов, 2 иеродиаконов, 75 священников и 4 иеромонахов. Освятил 35 новых и обновленных церквей, открыл 17 ранее не действовавших. Добился выделения гос. помощи для 50 приходов. Организовал перепечатку рус. церковных книг. Отменил ряд сборов в казну архиерея, напр. за освящение церкви архиереем. Много внимания уделял повышению уровня образования священства, им были основаны периодические издания «Босанско-Герцеговинский источник», «Христианский вестник». В 1888 г. митр. Георгий установил единый список праздников для всех церквей, установил размеры платы священству за требы. Ужесточив дисциплину, призвал следить за отсутствием монахов в мон-рях и священников на приходах без видимой причины. Основал фонд помощи вдовам священников и их сиротам. В 1886 г. призвал составлять описи церквей, часовен, церковных б-к и ризниц, памятных крестов, кладбищ, св. источников и почитаемых мест, записывать обряды и обычаи.

В этот период Д.-Б. е. делилась на 25 протопресвитерств: Сараевское, Баня-Лукское, Бихачское, Бугойнское, Варцар-Вакуфское, Високское, Вишеградское, Власеницкое, Герзовское, Гламочское, Градишкское, Дервентское, Дубицкое (с 1889 Костайницкое), Ключское, Крупское, Ливнское, Маглайское, Петровацкое, Приедорское, Прняворское, Рогатицкое, Сански-Мостское, Сребреницкое, Тешаньское, Травникское.

Митр. Георгий обязал настоятелей всех приходов каждый год подавать в консисторию статистические сведения о храмах и совершенных обрядах: в 1894 г. в Д.-Б. е. входило 2148 поселений, в к-рых проживало 427 502 чел. правосл. вероисповедания, действовали 193 церкви, 227 приходов, 5 мон-рей, клир составляли 205 священников, 27 протоиереев, протодиакон, 4 архимандрита, 2 игумена, 4 иеромонаха, синкелла и протосинкелла.

Его преемник митр. Николай (Мандич; 1896-1907) добился епархиальной церковно-школьной автономии, освятил много новых церквей. В 1900 г. из состава Д.-Б. е. была выделена как самостоятельная Баня-Лукско-Бихачская епархия (см. ст. Баня-Лукская епархия). В епархии осталось 78 приходов. В апр. 1906 г. было введено новое деление Д.-Б. е. на 6 протопресвитерств: Сараевское, Варцар-Вакуфское и Герзовское, Вишеградско-Рогатицкое, Ливнско-Гламочское, Сребреницко-Власеницкое, Травникско-Бугойнское.

С 1908 по 1920 г. Д.-Б. е. управлял митр. Евгений (Летица). Во время первой мировой войны нек-рые представители духовенства подверглись арестам, несколько было убито. В 1920 г. Д.-Б. е. вошла в состав объединенной СПЦ. В нач. 20-х гг. ХХ в. Д.-Б. е. окормляла 168 375 чел., имела 2 протопресвитерства (Сараевское и Травникское), 5 наместничеств (Бугойнское, Варцар-Вакуфское, Вишеградское, Ливнско-Гламочское, Рогатицкое), 64 прихода, 56 церквей, 61 священника. Действующих мон-рей не было, на подворье (метох) в Иерусалиме подвизался один монах.

В 1917 г. Духовная семинария переехала из Релева в Сараево, в 1920 г. было введено 5-летнее обучение, в 1928 г.- 6-летнее. С 1882 г. до закрытия в 1941 г. ее окончили 860 чел., в т. ч. неск. буд. иерархов СПЦ, напр. буд. Сербский Патриарх Павел (Стойчевич).

При сщмч. митр. Петре (Зимониче; 1920-1941) было построено неск. церквей, в т. ч. Преображенский собор в Сараеве, к-рый 8 сент. 1940 г. торжественно освятил Патриарх Гавриил V (Дожич). Митр. Петр рукоположил ок. 40 священнослужителей, основал фонд поддержки престарелых и больных священников. Действовали епархиальные детские дом и сад, просветительское братство св. Саввы. В 1935 г. Д.-Б. е. делилась на 6 наместничеств (Сараевское, Гораждское, Плевлянское, Приепольское, Рогатицкое, Травникское), имела 81 церковь и часовню, 72 священника, 5 мон-рей, 11 монахов.

Во время второй мировой войны духовенство Д.-Б. е. подверглось гонениям со стороны властей Независимого гос-ва Хорватия. Митр. Петру советовали покинуть Сараево, но он отказался оставить паству. 12 мая 1941 г. он был арестован и помещен в концлагерь в Госпиче, дата его гибели остается неизвестной. Были убиты более 27 священников и 3 монаха. 10 авг. 1941 г. вместе со свящ. Реле Спахичем были убиты 26 прихожан. Почти все храмы закрыли, многие разрушили. В здании Сараевской семинарии разместили тюрьму.

В послевоенные годы адм. управление епархией осуществлял еп. Зворникско-Тузланский Нектарий (Круль; 1947-1966). Власти не позволили возобновить занятия в семинарии, передав ее здание техническому и экономическому фактам Сараевского ун-та на условиях аренды на 20 лет, но в 1960 г. здание было национализировано. В 70-80-х гг. Римско-католической Церкви и Исламскому объединению верующих были возвращены неск. ранее им принадлежавших объектов в Сараеве. Но Д.-Б. е. не получила ни одного. 16 мая 1977 г. Архиерейский Собор СПЦ объявил об обновлении семинарии в ранге Духовной Академии и потребовал от властей возвращения бывш. здания семинарии либо предоставления другого. Но только в 1992 г. экономический фак-т согласился передать часть помещений в здании бывш. Сараевской семинарии для нужд правосл. Церкви, но из-за начала гражданской войны этого не произошло.

В 1951 г. митр. Нектарий был переведен на Дабро-Босанскую кафедру. Он пытался нормализовать церковную жизнь епархии в условиях атеистической пропаганды, восстановить разрушенные церкви и восполнить кадровый состав. Благодаря его ходатайствам в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, к-рый в 1957 г. посетил Боснию и Герцеговину, власти разрешили ремонт церкви в Чайниче, известного места паломничества к чудотворной Чайничской иконе Божией Матери.

Преемник митр. Нектария митр. Владислав (Митрович; 1967-1992) освятил ок. 30 обновленных церквей и 6 новых. В ходе военных действий 1991-1995 гг. в епархии были разрушены монастырь Возуча (XIV в.), 23 храма и 13 приходских домов, 13 церквей, 3 приходских дома и неск. кладбищ осквернены. В 1992 г. из-за обстрела частично сгорела резиденция правосл. митрополита в Сараеве, пострадали б-ка и архив. Одна из древнейших в епархии, Старая церковь во имя св. Архангелов, 7 раз была обстреляна, но уничтожить ее не смогли.

После заключения Дейтонских соглашений в 1995 г. и разделения Боснии и Герцеговины на Республику Сербскую и мусульмано-хорват. Федерацию Боснии и Герцеговины неск. церквей, входивших ранее в состав Д.-Б. е., оказались в мусульм. районах (Блажуй, Прача, Релево, Устиколина и др.), что привело к их запустению, частичному повреждению или разрушению.

Несмотря на военные действия, митр. Николай в 1994 г. добился открытия Духовной Академии во имя св. Василия Острожского в одном из зданий жен. тюрьмы близ Фочи. Здесь были размещены семинария Трех святителей, изгнанная из монастыря Крка (Хорватия), и одноклассная семинария из Призрена (Косово). Первым ректором семинарии стал еп. Афанасий (Евтич), с 1998 г.- прот. Предраг Пузович. Первый выпуск состоялся в 1998 г. Сейчас в академии учатся ок. 300 студентов, действует б-ка с фондом ок. 30 тыс. изданий. Академия регулярно проводит церковно-научные конференции, в к-рых участвуют исследователи из разных стран. После возвращения семинарии Трех святителей в мон-рь Крка в Фочи открылась Духовная семинария во имя митр. Петра Сараевского.

Митр. Николай обновил неск. церквей, пострадавших во время военных действий, построил неск. новых, учредил епархиальное изд. «Дабар».

В епархии действует Церковный музей (открыт при Старой ц. в Сараеве 13 мая 1890), посвященный св. мц. Фекле (с 1975 в новом здании). В музее сохранена богатая коллекция изобразительного искусства, рукописных и печатных книг (в т. ч. Сараевская Кормчая XIV в., Силуаново Евангелие XIV в.), церковных тканей и вышивки, предметов металлической и деревянной резьбы, богослужебной утвари, предметов вотивного характера, оружия и т. д.

Лит.: Ћоровић В. Босанско-херцеговачки ман-ри // Гласник земаљског музеjа. Сараjево, 1911. Књ. 23. С. 511; Витковић Д. Дабро-босански митр. Гаврило Аврамовић и гомирско и жумберачко владичанство // Богословски гласник. Сремски Карловци, 1912. Т. 21. С. 283; Grujič R. Dabrobosanska mitropolija // Stanojevic S. Narodna enciklopedija srpsko-horvatsko-slovenacka. Zagreb, 1925. Knj. 1. S. 455; Душанић С. Просветна делатност троjице грчких владика у Босни // Гласник СПЦ. Београд, 1951. Бр. 7. С. 114; Епархиjа Дабробосанска // Српска Православна Црква: Њена прошлост и садашњость. Београд, 1972. Св. 3. С. 52-54; Мађар Б. Покрет Срба Босне и Херцеговине за вjерско-просвjетну самоуправу. Сараjево, 1982; он же. Политика и српска правосл. Црква у Босни и Херцеговини: 1878-1945. Бања Лука, 2005; Нилевић В. Српска правосл. Црква у Босни и Херцеговини до обнове Печке патриjархиjе 1557. г. Сараjево, 1990; Давидовић С. Српска правосл. Црква у Босни и Херцеговини: Од 960. до 1930. г. Сараjево, 1991; Бошков В. Турски док-ти о односу католика и правосл. цркве у Босни, Херцеговини и Далмациjи: XV-XVII в. // ССКА. 1992. Т. 131. С. 7-95; Иларион (Руварац), архим. Нешто о Босни Дабарскоj и Дабро-босанскоj епископиjи и о српским манастирима у Босни // Catena mundi: Српска хроника на светским веригама. Краљево; Београд, 1992. Књ. 1. С. 223-228; Пузовић Пр. Српска Црква у Босни и Херцеговини: 2000 година Хришћанства. Београд, 2000; он же. Српска правосл. епархиjа Дабро-босанска: Шематизам. Србиње, 2005; Гаврић Н. Српска Црква у Босни и Херцеговини: ХХ в. Шабац, 2006.
Рубрики
Ключевые слова
См.также