ИСАВ
Том XXVII , С. 47-49
опубликовано: 12 мая 2016г.

ИСАВ

Содержание

[евр.  ,   греч. ᾿Ησαῦ], родоначальник идумеев (см. в статьях Идумея, Эдом) (Быт 36), старший сын ветхозаветного патриарха Исаака от Ревекки, брат Иакова (Быт 25. 21-26).

Имя

В Свящ. Писании не приводится т. н. народной этимологии имени Исав. Об И. сказано, что он род. «косматый ( ); и (поэтому.- Авт.) нарекли ему имя Исав ( )» (Быт 25. 25). Однако слова   и   лишь отчасти созвучны, это пример неявной игры слов; евр.   является однокоренным слова Сеир ( ), которое, обозначая территорию расселения идумеев, стало в свою очередь синонимом имени Эдом (в синодальном переводе - Едом). Второе имя И.- Эдом соотносится в Свящ. Писании с глаголом   - «становиться красным»: в Быт 25. 25 сказано, что И. рождается красный ( ), а в Быт 25. 30 - что он желает поесть у Иакова «красного» ( ): «От сего дано ему прозвание: Едом».

Сцены из жизни Ревекки, Исаака и Исава. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Кон. VI — нач. VII в. (Paris. lat. Nouv. aeq. 2334. Fol. 25)Сцены из жизни Ревекки, Исаака и Исава. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Кон. VI — нач. VII в. (Paris. lat. Nouv. aeq. 2334. Fol. 25)Точная этимология имени Исав неясна, обычно его сопоставляют с араб. глаголом   - «покрывать» (Kamrat, Herr. 2007. P. 497; Wenham. 1994. P. 176) или приводят в качестве параллелей личные имена из набатейского ( ), самудского или минейского языков ( ) (Koehler L., Baumgartner W. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the OT. Leiden; N. Y., 1995. Vol. 2. P. 893).

В религиеведении И. обычно сопоставляется с шумер. героем Гильгамешем, тело которого было также покрыто волосами (Эпос о Гильга-меше. 1. 36 - Wenham. 1994. P. 176); др. схожий образ представлен у Филона Библского - божественный герой-охотник в финик. мифологии Усос (Οὔσωος), чье имя созвучно имени Исав (Euseb. Praep. Evang. I 10. 9-10).

И. в Ветхом Завете

В повествовании кн. Бытие И. представлен по контрасту с младшим братом-близнецом. Так, И. был «искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт 25. 27), любимым сыном Исаака; кроткий Иаков был любимым сыном Ревекки (Быт 25. 28). Это соперничество братьев началось еще до их рождения: когда Ревекка была беременна, младенцы боролись в ее животе (Быт 25. 22). Ревекка в сомнении обратилась к Богу с вопросом («для чего мне это?») и получила в ответ пророчество, к-рое описывает буд. судьбу народов, чьими прародителями будут ее сыновья: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт 25. 23). Это пророчество стало отчасти исполняться еще при жизни братьев: один из них был назван И., другой, схватившийся за пяту старшего брата во время родов,- Иаков. И. стал охотником, добытой им дичью любил питаться Исаак (Быт 25. 28). Иаков вел полукочевой образ жизни пастуха. Однажды И. вернулся домой голодным после неудачной охоты и неосмотрительно поклялся Иакову продать свое право первородства за блюдо, приготовленное младшим братом. Позднее право первородства было строго закреплено в законе (Втор 21. 15-17), на этом, раннем этапе это право, по всей видимости, носило более свободный характер, предполагавший возможность смены его обладателя.

Исаак отвергает Исава. Роспись верхней ц. св. Франциска Ассизского в Ассизи. Худож. Дж. ди Бондоне. Ок. 1292–1294 гг.Исаак отвергает Исава. Роспись верхней ц. св. Франциска Ассизского в Ассизи. Худож. Дж. ди Бондоне. Ок. 1292–1294 гг.Затем И. потерял отцовское благословение (Быт 27). По совету своей матери Ревекки Иаков, когда старшего брата не было дома, надел то, в чем ходил И., и выдал себя за брата, получив вместо него благословение от ослепшего отца. Когда обман открылся и И. попросил Исаака благословить и его, то в ответ услышал слова: «…ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» (Быт 27. 40). Вторая часть благословения содержит отсылку к небольшому периоду восстановления идумеями своей независимости от израильтян во времена царей Соломона (3 Цар 11. 14-25) и Иорама (4 Цар 8. 20-22). Придя в ярость, обманутый братом И. решил отомстить Иакову, но Ревекка разрушила его планы, отправив Иакова к своему брату в Харран, где он провел 20 лет (Быт 27. 41-45). И. взял 2 жены из местного хананейского населения (Быт 26. 34; ср., однако: Быт 36. 2, 14), но поскольку они стали «в тягость Исааку и Ревекке» (Быт 26. 35), женился на дочери своего дяди Измаила (Быт 28. 9) и с большим семейством переселился в землю Сеир на юге Заиорданья (Быт 36. 6-7).

Когда спустя 20 лет Иаков вернулся в Палестину, то тщательно приготовился, чтобы защитить себя от гнева брата, послав навстречу И. вестников с дарами (Быт 32. 3-21; 33. 1-3). И. встретил Иакова с любовью, побежал «к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и поцеловал его...» (Быт 33. 4). Нельзя однозначно утверждать, что изображение И. в кн. Бытие носит отрицательные черты. Эгоизм и горячность, к-рые были свойственны И. в молодости, теперь нехарактерны для него. В начале повествования Иаков забрал у И. права первородства, но далее И. великодушно прощает брата. Кроме того, из рассказа о судьбе братьев в кн. Бытие становится ясно, что Божественное избрание, благословение и обетование, данные Богом, проистекают исключительно из свободной воли Бога, а не из формального понимания родового статуса или заслуг человека.

Дальнейшие отношения между Израилем и Эдомом были заданы в истории взаимоотношения 2 братьев в кн. Бытие. Эдомитяне были порабощены Давидом (2 Цар 8. 12-14; 1 Пар 18. 13; Числ 24. 18) и зависимы от Иудеи вплоть до правления Иорама (4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10). Впосл. название Эдом обозначало как географические границы его земли, так и сам народ (Быт 36. 1, 8, 19); имя Исав стало также обозначать землю и людей Эдома (Быт 25. 30; 32. 3; 36. 1, 8; Maл 1. 2-4; 1 Пар 1. 34-35, 43).

В пророческой лит-ре негативный аспект взаимоотношений 2 братьев стал особенно очевиден в политическом контексте противостояния между Израилем (Иаковом) и Эдомом (Исавом) (Иер 49. 8, 10; Авд 6-21; Пс 136. 7). Вероятно, непосредственное влияние на иудейскую и христ. традицию оказали слова из Книги прор. Малахии: «Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни» (Мал 1. 2-3).

И. в иудейской традиции

В раввинистической лит-ре И. в основном представлен только как отрицательный персонаж. Он привержен идолослужению, прелюбодей, самоуверен, эгоистичен, тщеславен, завистлив и имеет др. пороки (Берешит Раба. 63. 12; Мидраш Тэхелим. 80. 6; Санхедрин. 12a и др.). Эта тенденция сохраняется в апокрифической лит-ре периода Второго храма: родители говорят, что И. «груб от юности, и нет в нем добродушия» и что «все пути его - несправедливость и насилие, и нет в нем справедливости» (Юб. 35. 13 сл.).

Тем не менее в отдельных текстах отмечаются его положительные черты. Поведение И. становится назидательным примером: согласно одному преданию, И. старался обрести расположение Исаака, представ перед ним в царских одеждах, тем самым выказывая отцу надлежащее почтение (Берешит Раба. 65. 16). В решении И. взять жену, к-рая будет приятна его отцу (Быт 28. 8-9), комментаторами отмечается его стремление исправить свои беззаконные действия перед лицом Всевышнего (Берешит Раба. 66. 13). Свидетельством покорности Богу является его примирение с братом; он искренне поцеловал Иакова (Сифре Бамидбар. 69; Берешит Раба. 78. 9), но также этот поступок рассматривается как проявление скрытой лести и неискренности И. (Шемот Раба. 5).

Соотнесение И. с враждебным иудеям образом Рима встречается в агадических преданиях периода после восстания Бар Кохбы (132-135 гг. по Р. Х.) (Танхума Терума. 3; Сифре Дэварим. 41).

И. в христианской традиции

Отрицательный образ И. свойствен в целом НЗ и христ. традиции. В Рим 9. 10-13 ап. Павел типологически интерпретирует отвержение И., обосновывая его ссылками на ВЗ (Быт 25. 23; Мал 1. 2-3). И хотя в Евр 11. 20 отмечается, что И. благословил обоих сыновей, в Евр 12. 16-17 И. представлен как нечестивец, к-рый теряет Божие благословение из-за приверженности к материальным благам.

В раннехрист. лит-ре образ И., рассматриваемый в противопоставлении образу младшего брата, получает различные прообразовательные толкования, указывающие на события из жизни Церкви. Так, соперничество братьев в утробе матери служит предзнаменованием соперничества 2 народов внутри Церкви, в лоне к-рой, как и во чреве Ревекки, пребывают как хорошие, так и плохие люди, прообразом последних является И. (Caes. Arel. Serm. 86. 2-3; Aug. Tract. in Ioan. XI 10. 2-3). Ориген аллегорически относит противопоставление 2 народов к душе человеческой, изнутри к-рой «исходят злые помыслы» (Мф 15. 19); И. олицетворяет «народ греха» (Orig. In Gen. hom. 12. 3). И. является символом всех тех членов Церкви, к-рые любят земные блага, хотят владеть ими или стремятся к земному преуспеянию; всех тех, кто используют веру в Бога, чтобы возрастать в почестях и обрести земное богатство (Caes. Arel. Serm. 86. 2; Aug. Serm. 4. 12). Так, благословение отцом И. после Иакова (Быт 27. 39-40) символизирует то, что в Церкви терпят и допускают к таинствам злых людей (malis hominibus) ради необходимости сохранять мир (ipsius pacis) (ср.: 1 Кор 11. 29; Aug. Serm. 4. 35). Подчинение И. младшему брату имеет педагогическое значение: неразумный человек должен быть под контролем «мудрого сердцем» (Притч 11. 29) (Ambros. De Iacob. 2. 3. 11; Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 20). Ненависть И. к брату служит символом гонения на Церковь со стороны иудеев (Iren. Adv. haer. IV 21. 3). Пророчество о том, что старший брат будет служить младшему, раскрывается, по мнению св. отцов, на примере евреев, к-рые сохранили книги закона Божия для христиан (Caes. Arel. Serm. 86. 2-3; ср.: Barnaba. Ep. 13. 1-3; Aug. De civ. Dei. XVI 35. 1). Судьба И. служит назидательным примером того, к чему приводит отсутствие умеренности и контроля над желаниями плоти (Aug. Serm. 207. 2; Basil. Magn. Hom. 11. 41), а также порабощение человека завистью (Cypr. Carth. De zel. et liv. 3) или ревностью (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 4). Византийский хронист IX в. Георгий Монах возводит в явно уничижительном контексте к имени Исав прозвище имп.-иконоборца Льва III Исавра (в написании хроники ῞Ησαυρος) и название области Исаврия (῾Ησαυρία) (Georg. Mon. Chron. P. 735. 13-14 App.).

Лит.: Heller B. Der Erbstreit Esaus und Jakobs irn Lichte verwandter Sagen // ZAW. 1926. Bd. 44. N 1. S. 317-320; Maag V. Jacob-Esau-Edom // ThZ. 1957. Bd. 13. S. 418-429; Botterweck G. J. Jakob habe ich lieb - Esau hasse ich // Bibel und Leben. Düsseldorf, 1960. Bd. 1. S. 26-38; Sarna N. M. Understanding Genesis. N. Y., 1966. P. 181-188; Westermann C. Genesis 12-36: A Comment. Minneapolis, 1985. P. 410-419, 431-449, 502-511, 522-531, 558-569; Hübner U. Esau // ABD. Vol. 2. P. 574-575; Wenham G. J. Genesis 16-50. Dallas, 1994. P. 176. (WBC; 2); Butterweck A. Die Begegnung zwischen Esau und Jakob (Gen. 33. 1-18) in Spiegel rabbinischer Ausdeutungen // BN. 2003. Bd. 116. S. 15-27; Ekka H. Reconciliation: Esau and Jacob // Vidyajyoti: J. of Theol. Reflection. 2006. Vol. 70. N 8. P. 579-583; Kamrat Y., Herr M. D. Esau // EncJud. 2007. Vol. 6. P. 487-488; Krause J. J. Tradition, History, and Our Story: Some Observations on Jacob and Esau in the Books of Obadiah and Malachi // JSOT. 2008. Vol. 32. N 4. P. 475-486; Esau - Bruder und Feind / Hrsg. G. Langer. Gött., 2009; Havea J. Releasing the Story of Esau From the Words of Obadiah // The Bible and the Hermeneutics of Liberation. Atlanta, 2009. P. 87-104; Kessler R. Jakob und Esau als Brüderpaar in Mal 1, 2-5 // Diasynchron: Beitr. zur Exegese, Theologie und Rezeption der Hebräischen Bibel. Stuttg., 2009. P. 209-229; Chung Il-S. A Revisionist Reading of the Esau-Jacob Stories in Genesis 25-36: Understanding Esau in a Positive Light. Lewiston (N. Y.), 2010.
А. Е. Петров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
  • АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
  • АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула