ЕВФИМИЙ
Том XVII , С. 417-418
опубликовано: 15 апреля 2013г.

ЕВФИМИЙ

Евфимий (Лапин), еп. Барнаульский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА)Евфимий (Лапин), еп. Барнаульский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Лапин Евгений Николаевич; 14.02.1873, с. Суерское Ялуторовского окр. Тобольской губ.- после 1929 (?)), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Из семьи священника. Окончил Тобольскую ДС (1894) и МДА (1898) действительным студентом; в февр. 1899 г. утвержден в степени кандидата богословия. Преподаватель арифметики и геометрии Тобольского епархиального жен. уч-ща (с 1899), основного, догматического и нравственного богословия в Тобольской ДС (с 1902). Овдовел. 12 июля 1908 г. принял монашеский постриг с именем Евфимий. 21 июля рукоположен во диакона, 6 авг.- во иерея. Указом от 10-15 янв. 1909 г. назначен ректором Томской ДС, 15 февр. возведен в сан архимандрита.

23 февр. 1912 г. наречен епископом Барнаульским, 2-м викарием Томской епархии. Хиротонию, состоявшуюся 18 марта в Троицком кафедральном соборе Томска, возглавил Томский и Алтайский архиеп. Макарий (Невский). Местопребыванием Е. был определен томский во имя Алексия, человека Божия, мужской монастырь, где он был настоятелем. Занимал должности председателя Томского епархиального училищного совета, товарища председателя Томского братства св. Димитрия Ростовского. С 26 янв. 1916 г. епископ Якутский и Вилюйский; прибыл в Якутск 29 марта 1916 г. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1911) и св. Владимира 3-й степени (1916). Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. На Соборе отказался участвовать в избрании кандидатов в Патриархи, т. к. его не устраивал порядок избрания. Выступал с критикой проекта положения о ЕУ за его недоработанность.

Из-за гражданской войны оказался отрезан от своей епархии. Пребывал в Москве, находясь в крайне стесненных условиях. В дек. 1918 г. обратился в ВЦС с просьбой о выдаче к.-л. части содержания, следуемого за 1918 г. по должности епархиального архиерея, поскольку он испытывал острую нужду в деньгах для выплаты возложенного на него повышенного налога. По некоторым данным, в февр. 1919 г. был назначен временным управляющим Уфимской епархией, а в декабре того же года - Курской епархией, но, очевидно, к исполнению обязанностей не приступил, поскольку из Москвы не выезжал.

В мае 1920 г. назначен епископом Олонецким и Петрозаводским. 22 нояб. 1921 г. избран почетным председателем вновь организованного союза приходов г. Петрозаводска. С дек. 1921 г. в Карельской обл. ЧК было начато следственное дело по обвинению Е. в «нелояльном отношении к советской власти». Поводом стал отказ Е. утвердить настоятелем храма Святозерского прихода «поддерживаемого беднейшим крестьянством» свящ. Иоанна Почезерского, ранее запрещенного Синодом в священнослужении. Вызванный на допрос в ЧК Е. заявил, что назначение священников является внутренним делом Церкви. 15 марта 1922 г. на заседании Комиссии помощи голодающим отказался подписать обращение к духовенству и прихожанам об изъятии церковных ценностей, сославшись на отсутствие указаний на то от Патриарха св. Тихона. В связи с этим фактом появилась заметка в ж. «Наука и религия», сопровождавшаяся карикатурой на Е. Впосл. эта заметка стала одним из оснований обвинительного заключения против епископа.

В мае-июне 1922 г. находился в Москве и Петрограде. За время его отсутствия в Петрозаводске сформировалась инициативная группа «Живой церкви». 13 июля обновленцами было созвано общее собрание приходских советов. Приглашенный туда Е. заявил, что «не может сказать больше, чем прихожане сами знают», после чего покинул собрание. 18 июля состоялось открытое заседание особой сессии народного суда при Совете народных судей Карельской трудовой коммуны по обвинению Е. в «дискредитировании советской власти» в связи с событиями вокруг Святозерского прихода. Судьи поддержали доводы Е., что «назначение духовенства на священнические места и вообще все недоразумения между духовенством за отделение церкви от государства находятся в ведении епархиальной власти, а не гражданской»; епископ был оправдан за недоказанностью предъявленного обвинения. 19 июля указом обновленческого Высшего церковного управления Е. был уволен на покой «в целях облегчения церковно-революционного движения».

2 авг. 1922 г. в Петрозаводске состоялся крестный ход к часовне прор. Илии, организованный священниками Александро-Невской ц. Василием Хазовым и Георгием Гумилёвым. Во время проповеди у часовни ими были сказаны предупредительные слова против обновленцев. В ночь на 5 авг. Е. был арестован вместе со священниками Георгием и Василием, а также с мирянами братьями Валентином и Семеном Подколзиными, к-рые ранее активно выступали против обновленцев и, кроме того, во время кампании по изъятию церковных ценностей предлагали заменить их собранными прихожанами драгоценностями. Все арестованные содержались при комендатуре Карельского обл. политического управления.

Е. было предъявлено обвинение, что он «вносил тормоз в сдаче церковных ценностей и посредством духовенства вел агитацию среди населения». На допросе отказался признать себя виновным в предъявленных обвинениях. 12 окт. 1922 г. освобожден под подписку о невыезде, стал служить в Александро-Невской ц., вскоре был приглашен в кафедральный собор Петрозаводска. Следствие, продолженное Карельским революционным трибуналом, пришло к выводу, что обвинение против Е. ничем не доказано. 12 дек. 1922 г. Президиум Карельского революционного трибунала принял решение о применении ко всем обвиняемым амнистии в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции и о прекращении дела.

После того как Е. отказался принять предписание обновленцев покинуть Петрозаводск, обновленческое ЕУ обратилось к властям с просьбой применить против епископа свои меры. 28 дек. президиум Исполкома Карельской трудовой коммуны принял решение о выселении Е. и священников Г. Гумилёва и В. Хазова как «вредных элементов» в Сибирь на 3 года. Одновременно ГПУ было предложено немедленно принять к высылаемым «соответствующие меры изоляции», поскольку «их пребывание на свободе может поднять противоположное настроение масс». 30 дек. 1922 г. Е. был арестован без предъявления к.-л. обвинений. 30 марта 1923 г. Комиссия НКВД по адм. высылкам приняла решение о высылке Е. вместе с др. обвиняемыми на 3 года в Нарымский у. Томской губ. Отбывал срок ссылки в Кёнгинском сельсовете. Получал вместе с другими ссыльными архиереями помощь из Томска от мц. Татианы Гримблит.

В ходатайстве о досрочном освобождении Е. было отказано. Во время ссылки состоял в переписке с Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым), временно управлявшим Олонецкой епархией с 1924 г., в частности просил о представлении прот. В. Хазова кандидатом в викарные епископы в г. Вытегру (просьба не была удовлетворена). Согласно заключению 6-го отд-ния Секретного отдела ОГПУ, за время ссылки Е. «проявил себя ярым реакционером-черносотенцем». По окончании срока ссылки решением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 марта 1926 г. к Е. было применено ограничение в местах проживания сроком на 3 года.

Продолжал титуловаться епископом Олонецким, но после принятого Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в «Декларации» 1927 г. решения об увольнении арестованных и высланных архиереев Е. числился уже находящимся на покое. В 1927-1928 гг. проживал в сторожке при Знаменской ц. г. Томска, затем жил в Тобольске. В нач. 1929 г. ему была предоставлена свобода в выборе места жительства. Время и обстоятельства кончины неизвестны.

Соч.: Речь при наречении во епископа // ПрибЦвед. 1912. № 15. С. 600-602; Программа для подготовки приходов Якутской епархии к благоустроению местной церковно-приходской жизни // Якутские ЕВ. 1916. № 22. С. 371-382.
Арх.: Архив УФСБ по Респ. Карелия. Д. П-10444.
Лит.: Списки студентов, окончивших полный курс имп. МДА за 1-е столетие ее существования: (1814-1914). Серг. П., 1915. С. 116; Пострижение в монашество // Тобольские ЕВ. 1908. № 15. Ч. неофиц. С. 283; Дмитриевский С. Преосв. Евфимий, новопоставленный епископ Барнаульский // Томские ЕВ. 1912. № 7/8. Ч. неофиц. С. 416-425; Состав Свят. Правительствующего Всероссийского Синода и российской церк. иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 294-295; «Посторонний» вопрос // Красная газета. Пг., 1922. 17 марта. С. 2; Церковное золото умирающим // НиР. 1922. № 1. С. 25; Живая Церковь. 1922. № 6/7. С. 22; Карельская коммуна. Газ. 1922. № 154. С. 4; там же. № 159. С. 1; № 176. С. 3; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 143-144; Их называли КР: Репрессии в Карелии 20-30-х гг. Петрозаводск, 1992. С. 80-81; Дамаскин. Кн. 7. С. 129; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 1-я сессия. С. 104, 173-174, 285.
А. К. Галкин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНАСТАСИЙ (Опоцкий Василий Алексеевич; 1831-1905), еп. Олонецкий и Петрозаводский
  • ВЕНЕДИКТ (Григорович Василий Иоаннович; 1784 - 1850), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский
  • ЕВГЕНИЙ (Мерцалов Евгений Александрович; 1857-1920), еп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии